Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира





Скачать 61.05 Kb.
НазваниеИспользование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира
Дата публикации24.09.2014
Размер61.05 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Право > Учебник
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА

В качестве учебного пособия к учебнику подготовлены дидактические материалы. Они представлены в виде карточек-заданий по всем темам учебника. Преподаватель может использовать эти материалы в ходе учебных занятий, а также в качестве домашних заданий. Вопросы и задания дидактических карточек нацелены на более глубокое изучение и закрепление материалов учебника. Они рассчитаны на разный уровень подготовки обучающихся: от простого воспроизводства знаний до творческого применения их в решении новых задач.

Учебник содержит большое количество информационных текстов, фактов, названий, цифр, часть которых обязательно должна быть воспринята, осознана и сохранена в памяти обучающимися, чтобы послужить основой для формирования их широкой эрудиции. Дидактические материалы включают много заданий, направленных на достижение этой цели. Как правило, они предлагают закончить предложение, вставить в предложение пропущенные слова, понятия, цифры. Частично данной цели служат и задания, предлагающие выбрать нужный материал из текста учебника.

Выполненные задания по отбору материала не только формируют знания обучающихся, но и способствуют закреплению и развитию учебных навыков. В дидактических карточках достаточно много заданий, связанных с осуществлением известных иидов и способов деятельности обучающихся. Примерами таких заданий могут служить работы по заполнению предложенных таблиц. Нужный материал необходимо отобрать из текста учебника и вставить в соответствующие ячейки таблицы. Некоторые из подобных заданий предназначены для систематизации учебного материала. Иногда задания усложняются: обучающиеся должны объяснить содержащиеся в таблице данные, предложить решения, изменяющие ситуацию.

В дидактических карточках не очень много заданий, связанных с проведением сравнительного анализа, поскольку они вызывают затруднения у слабоподготовленных обучающихся, для их выполнения на уроках или дома требуется дополнительное время. Более легкие типовые задания формируют базу знаний и умений.

Дидактические карточки можно использовать во время аудиторного занятия при изучении нового материала. Они позволяют преподавателю активизировать и организовать работу с учебником на занятиях, как всей аудитории, так и ее отдельной части.

При выборе задания для проверки знаний в аудитории необходимо учитывать его сложность, возможность выполнения в отведенное для опроса обучающихся время. Некоторые задания предусматривают использование карт школьного географического атласа, поэтому необходимо обеспечить обучающихся всем оборудованием, нужным для выполнения поставленных задач. Преподаватель может, в зависимости от ситуации, облегчить обучающимся выполнение некоторых работ, разрешив использовать учебник, атлас, материалы практикума и т.д. Но оценка в этом случае не может быть выше удовлетворительной.

При выполнении домашних заданий по дидактическим материалам можно использовать дополнительные источники информации. Работать над заданиями можно индивидуально или всей учебной группой. Важно отметить, что преподаватель может предлагать обучающимся не все задания в карточке, а только необходимые в данный момент для проверки знаний или повторения материала, используемого при изучении новой темы.

Вопросы, ответы на которые необходимо давать в произвольной письменной или устной форме, позволяют преподавателю убедиться в достаточной степени усвоения материала, способности обучающихся оперировать имеющейся базой знаний. Большая часть вопросов требует подтверждения правильности предложенного варианта ответа конкретными примерами. Только в этом случае задание должно считаться выполненным. Оценка может быть от удовлетворительной до отличной в зависимости от объема и качества предложенного обучающимся ответа.

Пример. Происходили ли после 1990 г. изменения границ европейских государств вследствие объединения некоторых из них? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.

Задания на воспроизведение полученных знаний, как правило, необходимы в качестве первой ступени для последующего выполнения других, более сложных, заданий. Преподаватель может использовать эти задания для проверки знаний слабоуспевающих обучающихся. Их выполнение следует оценивать лишь удовлетворительными оценками. Обучающиеся, желающие получить более высокие баллы, должны дополнительно выполнить более сложные задания.

Пример. Перечислите этапы формирования политической карты мира.

Задания, в которых нужно вставить пропущенные термины, названия, хорошо знакомы обучающимся. Их выполнение требует четкого воспроизведения необходимой информации. Преподаватель может проверить степень овладения данной информацией конкретным обучающимся. В связи с простотой и привычной формой задания оно не должно оцениваться очень высоко («отлично»).

Пример. Определите по кратким характеристикам этапы формирования политической карты мира (впишите названия).

— распад колониальной системы, формирование

мирового социалистического лагеря;

— возникновение крупных феодальных государств

в Европе и Азии;

— формирование колониальных и других крупных

империй;

— возникновение и крушение первых государств,

господство рабовладельческой общественно-политической системы.

Задания, близкие к предыдущей форме, но более сложные, требуют воспроизведения полученных знаний, а в качестве подсказки содержат фрагмент контурной карты. Необходимо отобрать нужный для ответа материал из большой суммы полученных знаний. Как правило, такие задания завершают изучение какого-либо объекта, суммируя его характерные черты. Оценка за выполнение подобного задания может быть и самой высокой. Необходимо уточнить, что если вопрос предполагает множество вариантов ответа, не обязательно требовать от обучающихся полного воспроизведения всех возможных вариантов, достаточно указать несколько из них. В приведенном ниже примере это относится к последнему заданию: государство может входить во множество международных и региональных организаций.

Задания по заполнению предложенных таблиц самостоятельно отобранной информацией носят чисто прикладной характер и дают преподавателю возможность осуществлять индивидуальный контроль степени сформированности навыков опрашиваемого обучающегося. Эти задания, как правило, требуют дополнительного оборудования: атласов, справочников и т.д.

Задания, близкие к тестовым формам контроля, предполагат самостоятельный подбор варианта ответа по предлагаемой информации.

Пример. Запишите названия столиц перечисленных азиатских государств, территории которых не омываются водами Мирового океана: Афганистан, Казахстан, Монголия, Армения, Непал.

Задания, близкие к тестовым формам контроля, выполняемые в несколько этапов, в отличие от тестов не содержат вариантов ответа. Обучающиеся должны сформулировать ответы и на их основании выполнить последующие этапы работы.

Небольшая часть заданий предлагает обучающимся составить план ответа на конкретный вопрос, используя для этого текст учебника. Такие задания выполняются в произвольной форме. Очень важно при оценке ответа обучающегося по данному плану оценить не только конечный результат, но и важный этап работы — составление плана ответа, показать его достоинства и недостатки.

Встречаются творческие задания, предусматривающие написание эссе. Они призваны обобщить и отразить опыт эмоционально-ценностного отношения обучающихся к миру. Проверка и оценка выполнения этих заданий обязательно учитывают комплекс параметров: знания, продемонстрированные обучающимся, попытки оценить события и явления, краткость и емкость рассмотрения проблемы и обязательно грамотное, с точки зрения русского языка, изложение.

Часть вопросов и заданий дидактических материалов очень близки по форме к некоторым заданиям единого государственного экзамена.

Пример. Выберите два высказывания, в которых содержится информация о видах сырья для цветной металлургии:

1. Россия занимает первое место в мире по добыче алмазов.

  1. Германия более чем в два раза опережает США по добыче бурого угля и занимает первое место в мире.

  2. Крупнейшей страной в мире по объемам добычи бокситов является Австралия.

4. Свыше 1/3 мировой добычи медных руд приходится на Чили.

Подобное частичное единообразие помогает обучающимся справляться с заданиями ЕГЭ легче и увереннее. Данная работа должна сыграть роль упражнения, помогающего обучающимся выполнять далее более сложные задачи.

Как уже отмечалось ранее, дидактические задания, выполняя обучающие функции, могут служить и для проверки усвоения обучающимися знаний. Особенно эффективно их можно использовать во время зачетных занятий, когда необходимо повторить и закрепить самый широкий спектр вопросов изученных тем. С помощью разнообразных дидактических карточек преподаватель может организовать повторение материала, оценку знаний.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconПрограмма по географии Учебный план по географии 10кл
Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Источники географических знаний. Н. Н....
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconПрограмма ( 68 часов, 2 часа в неделю ) Введение
Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Источники географических знаний. Н. Н....
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconТематическо- поурочное планирование по экономической и социальной географии мира

Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconТематическое планирование курса экономической и социальной географии...

Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconПоурочное планирование по Экономической и социальной географии мира....
Учебник В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. Москва «Просвещение» 2011год
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconНазвание раздела, темы урока
Представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники географической...
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно-тематическое планирование по экономической и социальной географии мира
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconРабочая программа по географии. 11 класс
Рабочая программа по экономической и социальной географии мира, 11 класс составлена на основании Государственного образовательного...
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconАктуальность географической науки
Б ознакомить учащихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических...
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconРабочая программа По экономической и социальной географии мира для 10 класса средней школы
...
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа по экономической и социальной географии мира для 10-х классов составлена на основании
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа по экономической и социальной географии мира для 10-х классов составлена на основании
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconУрока Тема урока Цели и задачи Элементы содержания зун требования к уровню
Познакомить с предметом изучения экономической и социальной географии мира, её место в системе географических наук, ролью в формировании...
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях...
Использование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Курс «Экономическая и социальная география мира» один из трех основных курсов экономической и социальной географии, ко­торый входит...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск