Скачать 119.43 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный нефтяной технический университет" Филиал УГНТУ в г. Салавате Кафедра "Общенаучные дисциплины" СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮЗав. кафедрой ОНД Зам. директора по учебной работе, доцент______________ Ю.А.Жаринов Г. И. Евдакимов________________________2006 ____________________________2006 Методические указания к лабораторной работе Определение показателя преломления прозрачных сред Дисциплина «Физика» СОГЛАСОВАНО РАЗРАБОТАЛ Инженер по охране труда ассистент кафедры ОНД _____________ Г. В. Мангуткина ______________В.Г. Прачкин ___________________ 2006 __________________2006 Салават 2006 Методические указания предназначены для специальностей 140610 «Электрооборудование и электрохозяйства предприятий, организаций и учреждений», 240801 «Машины и аппараты химических производств», 240403 «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Рассмотрено на заседании кафедры ОНД Протокол №__________ от_____________2006 © Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате Взаимодействие света с веществом "Определение показателя преломления прозрачных сред" Цель работы: "Ознакомление с одним из способов измерения показателя преломления твердых тел" Приборы и принадлежности: микроскоп ШМ-1 (рисунок 6), индикатор малых перемещений КИ 2, набор стеклянных пластин, покрытых с обеих сторон микрокапельными метками. Введение Взаимодействие света с веществом проявляется в таких явлениях как отражение, поглощение, преломление и дисперсия света. При падении на границу двух диэлектриков световая волна частично отражается, частично преломляется. Из законов геометрической оптики следует, что отраженный и преломленный лучи лежат в одной плоскости с падающим лучом и нормалью восстановленной в точке падения. Угол отражения (рисунок 1) равен углу падения (закон отражения); отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных веществ и называется относительным показателем преломления второго вещества по отношению к первому (закон преломления): . (1) Рисунок 1 – Отраженный и преломленный лучи Если первая среда – вакуум, то отношение, аналогичное (1), называется абсолютным показателем преломления n2 второй среды. Можно показать, что . (2) Показатель преломления определяется отношением фазовых скоростей света в соответствующих средах: . (3) . (4) Из уравнений Максвелла следует, что скорость электромагнитной волны в среде зависит от ее электрических и магнитных свойств: , (5) где и - соответственно диэлектрическая и магнитная проницаемости среды. Для немагнитных материалов близка к единице. Поэтому на основании (4) и (5) можно считать . (6) Из закона преломления (1) следует, что при переходе света из вещества с большим показателем преломления (оптически более плотного) в вещество с меньшим показателем преломления (оптически менее плотного) луч удаляется от нормали к поверхности раздела сред (рисунок 2, толщина линий, изображающих лучи, соответствует их интенсивности). В этом случае, очевидно, существует такой угол падения , (7) при котором угол преломления равен (рисунок 2,в)
Рисунок 2 Такой угол называется предельным углом. При углах падения, заключенных между пред и , свет полностью отражается от второй среды. Это явление называется полным внутренним отражением. Дисперсией света называется зависимость оптических характеристик вещества от частоты v или длины волны падающего света. В частности, дисперсия показателя преломления n выражается зависимостью n=f () Дисперсия света называется нормальной, если показатель преломления монотонно убывает по мере роста длины волны: (рис.3, участки 1-2 и 3-4). Вблизи полос поглощения наблюдается иная зависимость показателя преломления от длины волны падающего света: (рис.3, участок 2-3). Пунктирной линией показана зависимость интенсивности поглощения от длины волны. Такая дисперсия называется аномальной. 0 рез 0 Рисунок 3 – Дисперсия света Поглощением света называется явление уменьшения энергии световой волны по мере проникновения в глубь вещества, происходящее вследствие преобразования энергии волны во внутреннюю энергию вещества. Опыт показывает, что интенсивность света, поглощенного веществом, пропорционального толщине dl элементарного слоя и интенсивности J падающего света: -dJ= к J dl, (8) где к – линейный коэффициент поглощения. Из (8) легко получить закон Бугера-Ламберта J=J0e-kl, (9) где J – интенсивность света, прошедшего через слой; J0 – интенсивность падающего света; l – толщина слоя прозрачного диэлектрика. При l=, следовательно, физический смысл коэффициента поглощения заключается в том, что при толщине слоя, обратной k, интенсивность света ослабляется в е раз. Коэффициент поглощения зависит от природы среды и от длины волны света. У одноатомных газов и паров (при не очень высоком давлении) коэффициент поглощения резко возрастает в определенных узких спектральных областях, т.е. спектр поглощения у них линейчатый (рис.4а). Газы с многоатомными молекулами проявляют полосатый спектр поглощения. Жидкие и твердые диэлектрики дают сплошные широкие спектры поглощения (рис.4б). Рисунок 4 – Спектры поглощения Для разбавления растворов веществ в не поглощающем растворителе соблюдается закон Бера k=c, (10) где с – концентрация раствора; - коэффициент пропорциональности. Для объяснения явлений поглощения, преломления и дисперсии света необходимо рассмотреть механизм взаимодействия света с веществом. В электромагнитном поле на микроскопические заряды действует переменная сила Лоренца (причем вторым слагаемым во многих случаях можно пренебречь):F(t)=q E(t)+q v B(t), (11) где Е и В – напряженности электрического и магнитного полей; v – скорость заряженной частицы. Под действием этой силы электроны и ионы вещества совершают вынужденные гармонические колебания (осциллируют) с частотой падающей волны, излучая при этом вторичные волны этой же частоты. Процесс непрерывного поглощения и переизлучения энергии электромагнитного поля осциллирующими диполями и представляет собой распространение света в диэлектрике. Часть энергии возбужденных диполей передается тепловому движению частиц вещества, результатом чего является поглощение им света. Смещение от положения равновесия электронных оболочек в неполярных молекулах и ионов в ионных структурах приводит к поляризации диэлектрика. Амплитуда указанных колебаний резонансным образом зависит от частоты падающей световой волны. Когда частота света намного меньше любой из собственных частот электронных и ионных осцилляторов, поляризованность Р(t) диэлектрика линейно зависит от напряженности электрического поля: Р(t)=0Е(t), (12) где 0 – электрическая постоянная; - диэлектрическая восприимчивость вещества. При приближении частоты волны к одной из собственных частот 0 (или полосы частот) осцилляторов резко возрастает амплитуда А колебаний и, следовательно, дипольные моменты а атомов и молекул: (без учета потерь на затухание), (13) где m – масса осциллятора; F – вынуждающая сила (сила Лоренца). , (14) где q – заряд диполя. Как известно из электростатики, поляризованность Р неполярного диэлектрика пропорциональна дипольному моменту атомов и молекул: Р=n0 Ра, (15) где n0- число атомов в единице объема. Из формул (12)-(15) вытекает, диэлектрическая проницаемость (=1+) и, следовательно, показатель преломления (n=) в указанном диапазоне частот являются функциями частоты падающей волны: =f(), n2=f(). В области частот видимого излучения определяющую роль играют электронные осцилляторы. На основании вышеизложенных рассуждений зависимость n2 от может быть представлена в виде , (16) где е – элементарный заряд; mе – масса электрона; 0 - одна из собственных частот внешних электронов. Примечание. По квантовой теории электроны в атомах имеют несколько собственных частот. График функции (16) изображен на рис.5 пунктиром. Учет затухания электромагнитной волны приводит к зависимости n2=f(), изображенной на этом же рисунке сплошной линией. Перейдя от n2 к n и от к , можно получить кривую, изображенную на рис.3. При частотах, близких к резонансным (о), резко возрастает амплитуда колебаний осцилляторов, а следовательно, и поглощение света. Последовательность собственных частот электронов в атомах и атомов в молекулах вещества может быть дискретной или непрерывной в относительно узком или широком диапазоне. В первом случае спектры поглощения называются линейчатыми, во втором – полосатыми или сплошным. n2 01 02 Рисунок 5 – График зависимости n2 от Определение показателя преломления прозрачных сред1КРАТКАЯ ТЕОРИЯ МЕТОДА Предметы, рассматриваемые через плоскопараллельный слой вещества, кажутся нам расположенными ближе. Это объясняется преломлением света. Пусть точка О (рисунок 7) расположена на нижней плоскости пластины. Наблюдая сверху, мы увидим ее на пересечении лучей АВ и СД в точке О’, то есть эта точка покажется нам приподнятой на величину ОО’, а кажущаяся толщина пластины будет d=ОЕ. Найдем связь между показателем преломления n пластины, ее толщиной и кажущейся толщиной . Из рисунка имеем: , Отсюда, учитывая, что , получаем При 0; 0. Следовательно, при наблюдении перпендикулярно плоскости пластины имеем . (17) 2ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1 Взять стеклянную пластинку 1 (рисунок 6) согласно заданному варианту работы. 2 Измерить ее толщину микрометром или штангенциркулем с ценой деления нониуса не более 0,01 мм. 3 Установить пластину на предметный столик микроскопа 1 (рис.6), прижать ее зажимом. 4 Вращая ручку 4, опускать тубус микроскопа до тех пор, пока в поле зрения его окуляра не станут отчетливо видны метки верхней поверхности пластины. 5 Записать с точностью до сотых долей миллиметра показания индикатора – Д1. 6 Продолжить опускать тубус микроскопа до тех пор, пока в окуляре микроскопа не появится четкое изображение меток нижней поверхности пластины. Записать показания индикатора Д2. 7 Повторить измерения Д1 и Д2 несколько раз. Полученные результаты занести в таблицу. Рисунок 6 – Микроскоп ШМ-1 Рисунок 7 – Преломление света Таблица 1 - Толщина пластины
d=d St, d=d St.
n=n Snt. Контрольные вопросы.
Техника безопасности
Литература
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Государственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочие программы дисциплин Министерство здравоохранения и социального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа Министерство здравоохранения и социального развития... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |