ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Философский факультет
Зав. кафедрой
истории философии
_____________________С.И. Дудник
| Председатель ГАК,
профессор
____________ Ю.И. Ефимов
|
Проблема индивидуального сознания в экзистенциализме
Ж.-П. Сартра
Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030100 Философия
магистерская программа – История философии
Рецензент: Исполнитель:
доктор философ. наук, проф. магистрант
Соколова Л.Ю. Гордиенко Н.Н.
_____________(подпись) _____________ (подпись)
Научный руководитель:
доктор философ. наук, проф.
Соколов Б.Г.
_____________ (подпись)
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сознание как система отношений в структуре с бытием-в-себе и миром 6
1.1. Проблема происхождения сознания: первоначальная связь для-себя 6
с в-себе бытием 6
1.2. Негативный характер сознания 11
1.3. Условия бытия для-себя как познания: интенциональность сознания 18
и структура «присутствие с собой» 18
1.4. Сознание «человека-в-мире» 24
Глава 2. Анализ расширенной концепции сознания и его структурных 29
компонентов в философии Ж.-П. Сартра 29
2.1.Сознание как целостность: дорефлексивное cogito и рефлексивное 29
сознание. Тело-сознание 29
2.2. Онтологическая несамодостаточность сознания: характеристика 38
трансцендентности 38
2.3. Динамика временности сознания 42
2.4. Свобода как внутренняя структура сознания: отношение к ситуации 52
2.4.1. Индивидуальный проект для-себя 77
Глава 3. Исследование связи сознания с психическим в философской 84
концепции Ж.-П. Сартра 84
3.1. Противостояние биологическим и психологическим концепциям 84
сознания 84
3.2. «Высвобождение сознания» 90
3.3. Воля и сознание 96
3.4. Мотивы, мотивация, движущие силы и сознание 99
3.5. Желания, эмоции и сознание: бытие в самообмане 104
3.6. Характеристика свойств Эго 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120
ВВЕДЕНИЕ Проблема сознания является в настоящее время чрезвычайно актуальной, многоплановой и носит междисциплинарный характер исследования, включает различные научные подходы; её многочисленные аспекты, как отмечает, Д.И. Дубровский1, слабо упорядочены в теоретическом отношении. Содержание самого понятия «сознание» многомерно; множество трактовок данной проблемы обусловлено не только различием мировоззренческих и методологических подходов, индивидуальными и групповыми предпочтениями, но, прежде всего, недостаточной определённостью самого понятия сознания. Б.Г. Соколов2 в книге «Генезис истории» пишет: «…при всей «близости» к нам сознания – ибо любая наша деятельность с необходимостью «задействует» его – сознание до сих пор продолжает оставаться terra incognita…». С постижением сущности, структуры сознания дело обстоит чрезвычайно трудно.
Многие проблемы, как отмечают исследователи3, так и остаются до сих пор не решёнными. Например, проблема происхождения сознания; уточнения его онтологического статуса; критериев; связи с бессознательным; проблема «другого сознания», не достаточно освещённая в философской литературе; проблема связи сознания и тела, сознания и творческой деятельности человека. Актуальны специальные исследования, ставящие своей задачей анализ философского наследия различных авторов под углом вычленения, сопоставления, систематизации, обобщения материалов, которые касаются специфических свойств, системных и структурных характеристик сознания. В этой связи, как нам кажется, может представлять интерес обращение к творчеству крупного французского философа и писателя Ж.-П. Сартра, оказавшего большое влияние на интеллектуальную и духовную атмосферу середины-второй половины XX века и остающегося современным по сей день. Трудные проблемы выбора, самоопределения в любых изменениях внешнего контекста жизненных обстоятельств, творчества, свободы и ответственности за свои поступки, противостояния угрозам насилия, преодоления зомбированности, существующей практики манипулирования сознанием в обществе мифодизайна, не только не потеряли актуальности, но и особенно обострились в наше время. Стремительное развитие генетики, психогенетики, с одной стороны, исследования мозга и неосознаваемой сферы психики человека в современной науке, с другой, ограничивают возможности человека и принижают роль сознания в его деятельности, при этом не давая ответы на многие изначально поставленные вопросы. Определяющей проблемой философии Сартра является жизнь сознания человека в его связях и отношениях с миром. Основные цели, поставленные философом – разработка онтологии, которая учитывала бы статус, специфику бытия в мире; исследование сознания как элемента бытия, выявление его основных структур.
Несмотря на обширную библиографию, посвящённую творчеству Сартра в целом, работ по анализу структуры и особенностей сознания, опирающихся на философские и художественные произведения различных этапов творчества философа, не достаточно. В основном, исследователи рассматривают лишь отдельные аспекты указанной темы. Можно выделить работы, анализирующие частные проблемы. Например, соотношения свободы и ответственности личности (Т.М. Тузова, И.П. Гайдамавичене и др.), воображения в творчестве Сартра (Я.А. Слинин и др.), бытия философа во время войны и его военных дневников (С.Л. Фокин и др.), эволюции проблемы субъекта во французской феноменологии (Л.Ю. Соколова и др.), философской антропологии Сартра (Л.И. Филиппов и др.), свободы и сознания (Л.Г. Андреев, Д.Г. Цеков, С.В. Чиркова, Л.Е. Кандалинцева и др.), философской эволюции взглядов Сартра (М.А. Кисель, М.К. Бакрадзе, С. Де Бовуар, Ф. Жансон, F.H. Lapointe и др.), времени в творчестве Сартра (Г.А. Субботина и др.), анализа социально-политической концепции (В.Г. Никитенко, В.В. Савицкий, А.Н. Сидоров, Ю.Н. Чертин, Н. Николов, F. Jameson и др.), этики и эстетики Сартра (Э.П. Юровская, С. Великовский, К.М. Долгов, Ц.В. Чалоян, А.-Д. М. Фузи, R. Harvey и др.), экзистенциализма Сартра (В.Н. Кузнецов, Т.М. Тузова, Г.Я. Стрельцова, А.Ф. Николаенко, О.Ф. Больнов, G.J. Hayim, P.I. Eisenhardt, M.J. Charlesworth и др.), сознания в ситуации (T.W. Bush и др.), феноменологии Сартра (Г. Шпигельберг, J.S. Catalano и др.). Немало также и трудов, носящих идеологический характер. Необходимо отметить, что практически не встречаются отдельные работы, посвящённые исследованию психического и его связи с сознанием в философской концепции Сартра, выдвинувшего оригинальные идеи в данной области. Между тем, это важная тема для уточнения позиции философа и углублённого изучения функционирования сознания человека в его тесной связи с миром.
В этой связи, основной целью, которую мы поставили в магистерской диссертации, является изучение сущности и выделение основных структур индивидуального сознания в философской концепции Сартра.
Для реализации данной цели поставлен ряд задач, в числе которых: 1) изучение выбранных философских и художественных произведений Сартра, относящихся к различным периодам его творчества; 2) анализ основных отечественных и зарубежных работ, посвящённых философскому творчеству Сартра в рамках поставленной проблемы; 3) исследование особенностей отношения индивидуального сознания с бытием-в-себе и миром в философской концепции Сартра; 4) выделение сущностных структур в расширенной концепции сознания Сартра; 5) исследование психического в философской концепции Сартра во взаимосвязи с индивидуальным сознанием. Объектом исследования являются философские и художественные произведения Сартра и основная критическая литература по проблеме сознания в философии Сартра. Предмет исследования: сущность и структура индивидуального сознания в экзистенциализме Сартра.
|