Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 241.35 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации08.10.2014
Размер241.35 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Общеуниверситетский факультатив

Программа дисциплины
«Стратегии выживания советского человека: homo soveticus эпохи застоя и диссидентство как духовный протест поколения 1960-70-х гг.»

Автор: к. и. н., доцент Родионова Надежда Александровна


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ Васильев Л. С.

«_____» __________________ 200 г. «14» октября 2010 г.


Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ

(Проректором ГУ-ВШЭ)

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Пояснительная записка.

Актуальность курса.

Противостояние власти и общества неизменно сопутствовало российской государственности на различных этапах ее развития. Заявка на создание в стране демократического общества повышает актуальность осмысления проблемы противостояния властных структур и оппозиционных движений, создавших своеобразную атмосферу «единства противоположностей. Движение правозащитников явилось «преддверием» к завоеванию гражданских свобод в современной России.

Новизна курса состоит

в рассмотрении малоисследованных проблем инакомыслия в СССР, как-то: связь появления инакомыслия в общественном сознании с надеждами советского народа на либерализацию духовной жизни общества, анализ различных идейных течений в диссидентском движении и футурологические прогнозы будущего России в программных документах идеологов диссидентов.

Цель курса:

Познакомить студентов с различными направлениями диссидентского движения и их программными документами. Освоение правозащитного опыта, интеллектуального и нравственного потенциала советских диссидентов имеет положительное значение.

Задачи курса: Показать, что инакомыслие – не временное, тем более, не конъюнктурное, а объективное явление, присущее любому обществу.

Место курса в образовательном процессе в ВШЭ

определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами общественно-исторического профиля.

Связь с другими курсами:

междисциплинарный характер курса обуславливает востребованность информации в таких областях науки, как политология, политическая история ХХ века, история русской культуры, социальная антропология.

В результате изучения курса Диссидентство как духовный протест поколения 1960-1970-х гг.

студент должен:

  • знать учебный материал, предусмотренный данной программой,

  • уметь анализировать современные политические процессы в обществе с учетом знаний о взаимоотношениях власти и оппозиции в СССР в период 60-80-х гг.

  • обладать прочными навыками анализа и научной критики источников, теорий и концепций.

Тематический план учебной дисциплины:



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа

 

 

 

Лекции

Семинар. занятия

 



«Я другой такой страны не знаю, где так больно стиснут человек» : советский человек в условиях апогея тоталитаризма (1945-1953гг.)


22

8

2

12

2.

Человек в эпоху«оттепели»: короткий глоток свободы. Влияние политики «оттепели» на возникновение диссидентских настроений.

20

4

4

12

3.

«Гомо советикус» в пространстве повседневности эпохи застоя.


22

8

4

12

4.

Ресталинизация общественно-политической жизни и возникновение движения в возникновение движения в защиту прав человека.


24

8

4

12

5.

Эволюция и формирование мировоззренческих основ правозащитного движения, его этапы. Идейные течения правозащитного движения.

24

8

4

12

6.

Период становления правозащитного движения в СССР (1965—1972).

22

8

2

12

7.

Период кризиса и широкого международного признания правозащитного движения (1973—1975)

18

4

2

12

8.

Хельсинкский период правозащитного движения (1976—1985).



20

4

4

12

9.

Феномен «отложенной» литературы и культурное «двоемирие» позднего советского общества.

20

4

4

12

10.

Значение правозащитного движения.

20

8

2

12

 

Всего

216

64

32

120







Базовый учебник

1.Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. 2.Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995.

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:

  • текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает написание одного реферата, подготовку докладов на семинарских занятиях,

  • итоговый контроль предполагает сдачу зачёта в конце 4 модуля,

  • итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и зачёта.

Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой. Структура итоговой оценки составляет:

Реферат 0,30 – 30%

Выступления на семинарских занятиях 0,20 – 20%

Посещаемость 0,20 – 20%

Зачёт 0,30 – 30%

Содержание программы.

Тема 1.

«Я другой такой страны не знаю, где так больно стиснут человек»: советский человек в условиях апогея тоталитаризма (1945-1953гг.)

Победа и возвращение к стилистике мирной жизни. Репатриация военнопленных. Демобилизация фронтовиков. Тщетные надежды интеллигенции на либерализацию политического режима. Официальная пропаганда и реалии послевоенной повседневной жизни как источник постоянного социального напряжения (карточная система, низкие зарплаты, очереди, тяжёлые жилищные условия, рост преступности). Устрашение народа: гонения на творческую интеллигенцию (М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, С.М. Эйзенштейн.) Переселение народов. Дело Еврейского антифашистского комитета (1948-1950) и борьба против космополитизма. Лысенковщина. Дискуссия о языкознании. Попытка отстоять чистоту идеи с помощью репрессивных мер.

Основная литература.

  1. Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С.43-51.


Дополнительная литература.


  1. Борзенков А.Г. Интеллигенция и сталинизм в послевоенные годы ( 1946-1953). М., 1993.

  2. Волкогонов Д, Сталин: Политический портрет. Кн.2. М., 1991.

  3. Громов Е.С. Сталин: Власть и искусство. М., 1998.

  4. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 2000.

  5. Жигулин А. Чёрные камни. М., 1989.

  6. Пихоя Р.Г. СССР: История власти, 1945-1991. М., 1998.

  7. Реабилитация: политические процессы 30-50-х годов. М., 1991.

  8. Сарнов Б. Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма. М., 2002.

  9. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т.2. Апогей и крах сталинизма. М., 1997.

  10. Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.

  11. Свенцицкий А.Л. «Позитивное незнание» как компонент советской ментальности / Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем. Самара, 1997.

  12. Соколов Б.В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд…: Культура под сенью великого кормчего. М., 2004.


Тема 2.

Человек в эпоху

«оттепели»: короткий глоток свободы. Влияние политики «оттепели» на возникновение диссидентских настроений.

Осуждение культа личности Сталина и эйфория надежд. Прорыв в космос и романтика освоения Сибири. Ликвидация «железного занавеса» и программа построения коммунизма. Физики и лирики. Стиляги и джаз: стихийный нонконформизм. Кухня и ночные посиделки друзей как источник независимого общественного мнения. «Новый мир» – глашатай «Оттепели». Ощущение свободы – пространство между улыбкой Гагарина и вводом советских войск в Прагу. Бардовская песня. Новые формы повседневного поведения. Хрущёвки и исчезновение коммунального быта. Анекдотическое осмысление действительности и инстинктивное сопротивление унификации и идеологическим штампам – характерная черта советской повседневности.
Основная литература.

  1. Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели». М., 2001.С.52-118

  2. Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С.52-60.


Дополнительная литература.

  1. Адамович А. «Мы- шестдесятники».М., 1993.

  2. Аджубей А. Те десять лет. М., 1989.

  3. Акопов С.Г., Гуреев Н.Д. История России. 1953-1996: Личности и эпохи. М., 1997.

  4. Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека. М, 1998.

  5. Волков С. Диалоги с И. Бродским об эпохе Хрущёва.// Звезда, №3, 1998.

  6. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998.

  7. Козлова Н. Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора. М., 1996.

  8. Лебина Н. Питие определяет сознание. // Родина, №4, 2003.

  9. Олейкин Л.А. «Оттепель» : как это бюыло? (1953 - 1955). М., 1991.

  10. От оттепели до застоя. Сб. воспоминаний. М., 1990

  11. Порохня В.С. Гагарин и его время. Смоленск, 2000

  12. Пыжиков А. Хрущёвская «оттепель». М., 2002.

11. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущёвской «Оттепели». Вопросы истории №4, 2003.

12. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999. Ч.III. Разд. 1,4.

13. Солженицын А. Бодался телёнок с дубом. М., 1989.

Тема 3.

«Гомо советикус» в пространстве повседневности эпохи застоя.

Картина мира и система ценностей человека эпохи застоя. Трансформация идеала и стиль жизни. Двоемыслие. Тотальный дефицит. Диссидентство. Контроль КГБ, стукачество: «Мой дом – моя чужбина»( А. Зиновьев). Блат и фарцовка. Несуны и лишние люди. «Мы – дети страшных лет России, безвременье вливало водку в нас» (Высоцкий): «Питие определяет сознание» – искусство пьяного диалога как попытка нащупать совместную мировоззренческую платформу. Анекдотическое осмысление действительности. Всеобщий цинизм. Самиздат. Стройотряды и отщепенцы. БАМ – комсомольская стройка. «Стихия приблатнённой культуры».

Основная литература.

  1. Берёзовая Л.Г.,Берлякова Н.П. История русской культуры в 2-х тт. т.2. М.,2002. С. 344-370.

Дополнительная литература.

1. Акопов С.Г., Гуреев Н.Д. История России. 1953-1996: Личности и эпохи. М., 1997.

2. Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление. ( 1953-1985) М., 1991.

3. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времён Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина. В 4-х кн. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева. М., 2002.

4.Зиновьев А. Исповедь отщепенца. М.2005.

5.Лебедев И.А. Бытовая культура тоталитарных государств./ Россия и мир. Гуманитарные проблемы. Вып. 8., 2004.

6.Пихоя Р.Г. СССР: История власти, 1945-1991. М., 1998

Тема 4.

Ресталинизация общественно-политической жизни и возникновение движения в защиту прав человека.

Курс властей на ужесточение режима, попытка поставить под контроль духовную жизнь общества, подчинить ее официальным идеологическим постулатам. Зарождение диссидентского инакомыслия: причины, специфика, смысл и формы проявления. Подпольные кружки и группы инакомыслящих ("Синтаксис", СМОГ, гр.Краснопевцева, Пименова и др.). Открытые выступления в защиту десталинизации (Ю.Орлов, П.Григоренко). Процесс И.Бродского о тунеядстве (1964г.) Арест в 1965г. А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля и рождение правозащитного движения. Советские танки в Праге и конец «оттепели». Начало целенаправленной борьбы партийно-государственного аппарата с диссидентством.
    

Основная литература.

1.Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. С. 205-223.

  1. Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С. 52-60.


Дополнительная литература.

  1. Амальрик А. Записки диссидента. М., 1991.

  2. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-80-х годов. М., 1994.

  1. Белова Т. Культура и власть. М., 1991.

  2. Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека. М, 1998.

  3. От оттепели до застоя. Сб. воспоминаний. М., 1990.

  4. Хазанов Б. Exsillium.//Новый мир №12, 1994. 2

  5. Элбакян Е.С. Российская интеллигенция как социокультурный феномен. ОНИС №3 2003,с. 83)

  6. Якир П. Воспоминания.//ж. Звезда№4, 1997.

  7. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. М., 1980.


Тема 4.

Эволюция и формирование мировоззренческих основ правозащитного движения, его этапы.

Идея демократической трансформации строя в послевоенный период на основе чистого, освобожденного от сталинских извращений, марксизма.

Идеология десталинизации. Концепция либерализации социалис-

тического строя на основе восстановления конституционных прав граждан и

верховенства закона в обществе, устранения частных пороков реального

социализма ("железный занавес", отсутствие гласности и свободы информации, жесткая партийная опека, командно-административный стиль управления и пр.).      

   Неоднородность в идейном отношении правозащитного движения 60—80-х. гг.

1.Гражданские движения, выступавшие в защиту прав человека законными средствами в рамках Конституции. 
 2. Религиозные движения (адвентисты, пятидесятники и др.), группы, выступавшие с позиций восстановления православной традиции («почвенничество»).
 3. Национальные движения (главным образом национальной интеллигенции, озабоченной утратой традиций, языка и др.).
  4) движение нонконформистов в сфере художественной культуры.

  

Этапы правозащитного движения: период становления (1965—1972); период кризиса и широкого международного признания (1973—1975); хельсинкский период (1976—1985).
    
Основная литература.

  1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. С. 205-207.

  2. Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С. 52-95.


Дополнительная литература.

1.Амальрик А. Записки диссидента. М., 1991.

2.Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 5-13.

3.Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-80-х годов. М., 1994.

4. Григоренко П. В подполье можно встретить только крыс. // Звезда.

1990. № 1-12.

5. Гинзбург А. Из старых записок. // Звезда. 1990. № 2.

6. Дело А.М.Некрича (из истории гонений на советскую интеллигенцию). //

Кентавр. 1994. №2.

7.От оттепели до застоя. Сб. воспоминаний. М., 1990.

8. Элбакян Е.С. Российская интеллигенция как социокультурный феномен. ОНиС №3 2003,с. 83)

9. Якир П. Воспоминания.// Звезда 1997. №4.
Тема 5.
Период становления правозащитного движения в СССР (1965—1972).

Наиболее заметные события этого периода: суд над Ю.Даниэлем и А.Синявским (1965/66гг.) и его общественный резонанс, демонстрация на Красной площади против ввода войск стран Варшавского Договора в Чехословакию (1968) ("Процесс 4-х"), начало выхода «Хроники текущих событий» (1968), "Хроники защиты прав человека" и др. информационно-политические бюллетени. Создание первых работ с изложением и обоснованием целей движения и разработкой конструктивных программ демократизации и либерализации советского строя (Памятная записка Л.И. Брежневу", "Послесловие к памятной Записке" «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» академика А. Д. Сахарова, «Жить не по лжи», «Письмо вождям Советского Союза» А. И. Солженицына), создание Комитета прав человека в СССР (1970). «Белая книга» - включение самиздата в правозащитное движение. Первые правозащитные акции: "Гражданское обращение" А. Есенина-Вольпина, кампания апелляций (Л.Богораз, П.Литвинов, Л.Чуковская и др.)," Подписантство": эпистолярная форма протеста против нарушения прав человека в стране (сер.-конец 60-х гг.).

Попытки привлечения Запада в качестве посредника в диалоге с властью.

Основная литература.

1.Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. С. 216- 223.

2. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 5-13.

3.Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С. 69-83.

Дополнительная литература.
1. Безбородов А .Б., Мейер М. М., Пивовар Е. И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР в 50-х — 80-х гг. Учеб. пособие. М., 1994.

2. Буковский В. «И возвращается ветер…». Записки русского путешественника. М., 1990.

3. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. М., 2000.

4. «Дело» А. Синявского и Ю. Даниэля // Огонек. 1989. № 7.

5. Из письма Ю. Орлова Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу «Перейти к полной свободе в сфере

идей» // Огонек. 1989. № 35.

6. Медведев Р. Генсек с Лубянки. М., 1993.

7. Солженицын А. И. Письмо Всесоюзному съезду писателей (вместо выступления) // Погружение в трясину (Анатомия застоя). М., 1990.

8. Черная книга коммунизма. Преступления,террор, репрессии. М., 1999.
Тема 6.
Период кризиса и широкого международного признания правозащитного движения в СССР (1973—1975).
Период кризиса и широкого международного признания (1973—1975). Активное наступление властей на правозащитное движение: высылка Солженицына за публикацию на Западе книги о репрессивной политике советской власти в 20—50-е гг. «Архипелаг ГУЛАГ», приостановка выхода «Хроники текущих событий», кампания в прессе против Сахарова, награжденного Нобелевской премией мира (1974), Показательный (покаянный) процесс по "Делу N 24", арест и суд над П. Якиром и В. Красиным, согласие которых сотрудничать с КГБ вызвало кризис движения. Разгром и самоликвидация правозащитных ассоциаций. Разгром или самоисчерпаемость диссидентского движения?

Основная литература.

  1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. С. 249-268.

  2. . Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 14-39.

  3. Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С. 69-75.

Дополнительная литература

1. Алексеева Л. Поколение оттепели. Воспоминания. М.2006.

2.Антология Самиздата: Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е: В 3 т. М., 2005.

3.Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х — 80-х годов. М., 1994

4.Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9.

5.История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002.

6.Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001

7.Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953–1982 гг. М., 2005.
Тема 7.

Хельсинкский период правозащитного движения в СССР (1976—1985).
Преодоление кризиса. Возрождение самиздата (А.Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ", "Московское обращение", А.Амальрик "Просуществует ли СССР до 1984 г.?", А.Марченко "Мои показания" и др.). Возобновление "Хроник"... и других каналов неподконтрольного распространения информации и идей.

Ю.Орлов и его доктрина Хельсинского движения: борьба за выполнение СССР требований Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975г.) о соблюдении гражданских, политических и личных прав человека - новая форма и новая основа диалога с властью. Возникновение Хельсинской группы в Москве и регионах СССР. Сотрудничество с международным Хельсинским движением, вхождение в международные правозащитные организации. Феномен А.Д. Сахарова: соблюдение прав человека как необходимая основа существования человечества. В. Ерофеев: «От намордника – к свободе выбора, к выбору свободы». Третья волна эмиграции и отказничество. Самиздат и тамиздат.

Постановление ЦК КПСС 1977г. «О мерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских людей» - крушение мифа о монолитном единстве общества. Кампания критики ввода советских войск в Афганистан с конца 1979г. Тотальное наступление на инакомыслящих в к.70-н.80-х гг.: арест Орлова, И. Руденко, других членов Хельсинкских групп, высылка в Горький и лишение всех наград Сахарова (1980). Гражданская война правительства против своего народа и выталкивание из страны выдающихся деятелей культуры: А.Галич, М.Ростропович, Г.Вишневская, В.Максимов, В.Войнович, И.Бродский, А.Солженицын, А.Зиновьев.
Нарастание кризиса в общественно - политической и духовной жизни

советского общества, зарождение идейного и политического плюрализма.

Основная литература.

  1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. С.269-295.

  2. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 14-39.

  3. Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С. 69-83.

Дополнительная литература.

1. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х — 80-х годов. М., 1994.

2. Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9.

3. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002.

4.Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001.

5.Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953–1982 гг. М., 2005.

6. Осипов Вл. Передо мною икона и запретная зона. Уроки истории и наши проблемы. М., 2007.
Тема 8.
Идейные течения правозащитного движения.

 Размежевание в идейном инакомыслии диссидентства (н.-сер.70-х гг.):

1.Либерально - демократическое или западническое направление (А. Д. Сахаров и др.);

2. Национально-почвеническое направление (А. И. Солженицын и др.);

3.Неомарксистское направление (Н. Костерин, Р. Медведев и др.).


     Классификация Р. Медведева:

1) «западническое» течение;

2) «этический социализм»;

3) движение «законников»(«конституционалистов»);

4) «анархо-комму-нистическое» течение;

5) национальное движение;

6) движение за обновление КПСС на демократических принципах.

Три альтернативные программы диссидентского движения по классификации А. Амальрика:

  1. «подлинный марксизм-ленинизм» - восстановление марксистско-ленинской идеологии, искаженной в свое время Сталиным;,

  2. «либерализм» - постепенный переход к демократии западного типа с сохранением принципа общественной и государственной собственности;

  3. «христианская идеология» - основа общественной жизни христианские нравственные ценности и, следуя традициям славянофилов, подчеркивало особый характер России.

Основная литература.

  1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. С. 7-207.

  2. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 37-56.

  3. Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С. 60-61.

Дополнительная литература.

1. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х — 80-х годов. М., 1994

2.Безбородов А.Б. Феномен академического диссидентства в СССР.М.,1998.

3. Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9;

4. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002;

5.Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001.

6.Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953–1982 гг. М., 2005;

7. Осипов Вл. Передо мною икона и запретная зона. Уроки истории и наши проблемы. М., 2007.
Тема 9.

Феномен «отложенной» литературы и культурное «двоемирие» позднего советского общества.

«Оттепель после метели» и попытки художественного осмысления истории советского общества. Оппозиция власти как следствие отсутствия свободы творческого самовыражения. Поэзия как символ обновления времени. «Поэт в России – больше, чем поэт»: художественно-эстетическая оппозиция тоталитаризму. Поэтические вечера в Политехническом музее и чтение стихов на площади Маяковского. Культурный раскол в среде художественной интеллигенции: «Новый мир» (редактор А.Твардовский) и ж. «Октябрь» (редактор В.Кречетов). Возвращение в литературу опальных авторов. Освобождение литературы из-под монолита «социалистического реализма» (А.Солженицын, Б.Пастернак, В.П.Некрасов, Ю.Трифонов, В.Шукшин). Ю.Домбровский и философское осмысление природы сталинизма.

Присуждение Нобелевской премии Л.Пастернаку и травля писателя. Феномен самиздата и тамиздата. Историческая и общественно-политическая концепция самиздата (работы Сахарова, Солженицына, Р.Медведева, повести и романы В. Максимова и В. Гроссмана, стихи И. Бродского, Н. Коржавина, О. Мандельштама, «Реквием» А. Ахматовой и др.). Формы культурного сопротивления: эзопов язык, смех, ирония, лицедейство. МетрОполь - попытка нравственного сопротивления тоталитаризму, демонстрация творческой свободы и солидарности. Писательский исход из советского пространства: А.Солженицын, В.Максимов, В.Войнович, Г.Владимов, В.Аксёнов.
Основная литература.

1. Берёзовая Л.Г.,Берлякова Н.П. История русской культуры в 2-х тт. т.2. М.,2002. С. 344-370.

2. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 57-120.
3.Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995.
Дополнительная литература.

1.Антипина В.А. Повседневная жизнь советских писателей в 1930-50-е годы. М., 2005.

2.Антология Самиздата: Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е: В 3 т. М., 2005;

3.Борзенков А.Г. Интеллигенция и сталинизм в послевоенные годы ( 1946-1953). М., 1993.

4. Громов Е.С. Сталин: Власть и искусство. М., 1998.

5. Записка КГБ при СМ СССР в ЦК КПСС о процессе над И. Бродским от 20 мая 1964 // История советской политической цензуры. М., 1998.

6. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 2000.

7. Жигулин А. Чёрные камни. М., 1989.

8. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М., 1996.

9. Лиснянская И. Хвастунья. // Знамя. № 1-2. 2006.

10. Сарнов Б. Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма. М., 2002.

11. Соколов Б.В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд…: Культура под сенью великого кормчего. М., 2004

12. Солженицын А. Бодался телёнок с дубом. М., 1989.

  1. Солженицын А. И. Письмо Всесоюзному съезду писателей (вместо выступления) // Погружение в трясину (Анатомия застоя). М., 1990.

  2. Штерн Л. Бродский: Ося, Иосиф, Joseph. М., 2001


Тема 10.
Значение правозащитного движения.



  1. Выработка системы гражданских ценностей (свобода личности, права человека, независимость и активность)

  2. Разграничение официальной и частной жизни.

  3. Формирование предпосылок к становлению гражданского общества. появление такого феномена, как общественное мнение.

  4. Роль правозащитного движения в подготовке перестройки (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) и радикальных преобразований 90-х гг.


Основная литература.

1. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 138-143.

2.Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С. 98.
Дополнительная литература.

1. Алексеева Л. Поколение оттепели. Воспоминания. М. 2006.

2.Антология Самиздата: Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е: В 3 т. М., 2005.

3.Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х — 80-х годов. М., 1994.

4.Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9.

5.История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002.

6.Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001.

7. Осипов Вл. Передо мною икона и запретная зона. Уроки истории и наши проблемы. М., 2007.

8.Шубин А.И. Преданная демократия. СССР и неформалы (1986–1989). М., 2006.

Вопросы к зачёту.

  1. Что понимается под термином «инакомыслие», какова его смысловая нагрузка?

  2. Каковы причины зарождения диссидентского инакомыслия.

  3. Назовите первые подпольные кружки и группы инакомыслящих.

  4. Назовите первые правозащитные акции.

  5. Охарактеризуйте этапы правозащитного движения в СССР.

  6. Расскажите о формах и методах борьбы власти с инакомыслием.

  7. Приведите известные вам типы классификации движения инакомыслящих.

  8. Каковы основные этапы развития самиздата. Каково влияние самиздата на изменение общественного сознания и формирование правосознания.

  9. Каковы основные направления деятельности Инициативной группы (ИГ) защиты прав человека в СССР?

  10. Отношения власти и общества третья волна эмиграции. Причины, состав, направления выезда из страны.

  11. Охарактеризуйте содержание основных программных документов правозащитного движения.

  12. Причины конфликта власти и творческой интеллигенции и его проявления.

  13. Художественный самиздат и «катакомбная культура».

  14. Расскажите о творчестве художников-нонконформистов.

  15. «Русская идея» в творчестве И.Глазунова, В. Распутина, А.Солженицына, В.Солоухина, В.Шукшина и др.

  16. Христианский комитет защиты прав верующих в СССР и деятельность религиозных правозащитников в стране.

  17. Расскажите о выступлениях в защиту прав человека в армии и на флоте.

  18. Каково значение и последствия деятельности правозащитников?

  19. В чём причины нереализованности идей и целей диссидентского движения?

  20. Каково влияние правозащитного движения на последующее развитие событий в СССР?


Список тем для реферирования.


  1. Диссидентство как общественное явление.

  2. Проявления легального диссидентства в литературной среде.

  3. Идеология и практическая деятельность группы Л.Н. Краснопевцева.

  4. Западническое и почвенническое направления в правозащитном движении.

  5. Публицистика И.Р.Шафаревича - идеолога национально-православного движения .

  6. Диссидентство в СССР и ЦРУ.

  7. Статья А.Н. Яковлева "Большевизм социальная болезнь XX века" (1999) как феномен внутрипартийного либерального диссидентства.

  8. Советский человек в эпоху застоя: стратегии выживания.

  9. Человек в ГУЛАГе: один день из жизни «простого советского заключённого».

  10. Оттепель в жизни советского человека: эйфория надежд.

  11. Стратегии противостояния режиму в период застоя.

  12. Диссидентское движение и катакомбная культура.

  13. Еврейское движение на выезд на историческую родину и эмиграция евреев в Израиль.

  14. Немецкое движение на выезд в ФРГ.

  15. Эмиграция советских граждан в США.

  16. Эмиграция диссидентов.

  17. Литература третьей волны эмиграции.

  18. Искусство советских эмигрантов.

  19. «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать» (И. Бродский): стремление к свободе творчества и вынужденная эмиграции.

  20. Феномен шестидесятников в истории российского инакомыслия.

  21. . Судьба творческого человека в тоталитарном государстве: Б. Пастернак и присуждение Нобелевской премии.

  22. « Я не вставал в ряды борцов, но жил я поперёк. Мой вклад в историю – лицо, которое сберёг» ( И. Губерман.): рядовой советский человек в эпоху застоя .

  23. «По нелепой одёжке встречали меня, выпроваживали - по уму» (А. Сопровский): формы социального протеста и третья волна эмиграции.


Автор программы: _____________________________/ Родионова Н. А./


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск