ивэсэп
ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ
корыстная преступность
Учебно-методический комплекс
по направлению: 521400 – «Юриспруденция»
по специальности: 021100 – «Юриспруденция»
КИРОВ
2006
ББК 67.51
К 70
Корыстная преступность: учебно-методический комплекс по направлению: 521400 – «Юриспруденция», по специальности: 021100 – «Юриспруденция» / авт.-сост. П.Н. Фещенко. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2006.
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 7 от 7.12.2005 г.
Автор-составитель: кандидат юридических наук, доцент
П.Н. Фещенко
Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО
«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор педагогических наук, профессор И.М. Машаров
© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2006
© Фещенко П.Н., 2006
Пояснительная записка Общие положения
При рассмотрении проблемы в историческом аспекте можно прийти к выводу, что корыстная преступность существовала всегда и неразрывно связана с человеческими пороками – жадностью, завистью, жаждой накопительства и т. п. Тысячелетиями с этим злом безрезультатно ведется борьба как путем проповедей и наставлений, так и путем жестких карательных мер: от тюремного заключения, отрубания рук и публичных наказаний.
За многие тысячелетия человечество накопило огромный опыт предупреждения корыстных преступлений: возможность позитивного влияния на снижение преступной мотивации, защита объектов преступного посягательства и виктимологическая профилактика. Серьезные успехи достигнуты и в сфере перевоспитания преступников.
Объединяя в рамках «корыстной преступности» миллионы преступников – от «бомжа» до преуспевающего бизнесмена, от несовершеннолетнего до уважаемого в обществе главы семейства, от «задавленного ситуацией» одиночки до хорошо организованных преступных сообществ, – криминологи пытаются найти то общее, что позволило бы принять эффективные меры предупредительного воздействия.
Главный акцент в этой сфере ставится на раннее воспитание и эффективную социализацию личности, формирование системы моральных «противовесов», «обручей», удерживающих человека от противоправных поступков даже в условиях отсутствия полиции и угрозы разоблачения.
Серьезной проблемой при этом является своеобразный конфликт между движением общества по пути экономического прогресса и все увеличивающийся уровень и доля корыстных преступлений в структуре преступности развитых стран. Этим путем идет и современная Россия, увеличив за годы движения по пути реформ долю корыстной преступности примерно от 60 до 80%.
Совершение корыстных преступлений достаточно обеспеченными людьми, с одной стороны, стало загадкой для криминологов, а с другой – подорвало устои сторонников теории преступности, объяснявших ее существование на ранних этапах развития капитализма исключительно нищетой и необразованностью части населения, врожденными задатками и т. п.
Как известно, появившийся в начале ХХ в. термин «беловоротничковая преступность» в тот период отчасти разрешил проблему, направив криминологов на изучение глубинных мотивов и причин преступности, совершаемой в сфере экономических отношений лицами не от нищеты и обездоленности, а в силу общих в своей основе черт «личности преступника» с тем лишь отличием, что сферой преступного посягательства избраны экономические отношения, а «специальный субъект» занимает соответствующее место в данной сфере как управленец, банкир, товаропроизводитель и т. п.
Следует отметить, что опасность данного вида преступности для общества, с одной стороны, кроется в огромном ущербе экономике (хищения, неуплата налогов и т п.), гражданам (недоброкачественная продукция, кражи, мошенничества, грабежи и т. п.), государству (подрыв доверия к власти), а с другой – в крайне большой латентности, что ведет к безнаказанности, росту профессиональной, организованной, коррупционной преступности и в итоге – подрыву национальной безопасности.
Так, по официальным данным о судимости за 2004 г. наибольший удельный вес составили кражи – 36,5%, (рост к 2003 году на 4,5 %), грабежи – 8,7% (+ 1,2%), подделка, изготовление и сбыт поддельных платежных документов – 3,9% (+ 1,9%), неправомерное завладение автомобилем – 3,7% (+ 0,7%), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов – рост на 93,2% (с 15,9 до 30,6 тыс. чел.), производство, хранение или сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности, – рост на 59,8%
В сфере экономической деятельности правоохранительными органами было зарегистрировано 384494 преступления (рост за год на 6,9%), привлечено к уголовной ответственности 121808 человек (меньше на 8,2%). При этом обоснованные вопросы вызывают факты снижения показателя по «незаконному предпринимательству» на 41,3%, по статье «производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции» – на 75,2%, «контрабанда» – на 23,8%, «коммерческий подкуп» – на 17,3%; роста преступлений по статье «неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство» на 30,8% и др.
Сегодня как никогда студентам юридического профиля необходимо глубоко разобраться в сути проблемы, изучить исторические корни и детерминацию корыстной преступности и ее связь с организованной, коррупционной и иными видами преступности, наработанные мировым сообществом методы борьбы и общепрофилактического воздействия, чтобы определить возможности их применения в российских условиях и найти правильные решения проблем современности.
Цель курса – показать студентам современное научное понимание причин корыстной преступности, особенностей криминологических характеристик лиц, совершающих корыстные преступления, видение современных подходов к предупредительно-профилактической деятельности и проблем их реализации.
Задачи курса:
расширить и углубить знания студентов в сфере преступности, полученные в процессе изучения курса «Криминология» и других предметов юридического профиля;
показать особенности применения общих научных подходов к решению задач предупреждения корыстной преступности, раскрыть особенности детерминации и личности преступника, специфику деятельности правоохранительных и иных органов применительно к различным видам корыстной преступности и категориям объектов посягательства;
привить студентам навыки применения полученных общих подходов к решению актуальных проблем действительности и вероятных задач в ближайшем будущем.
Учебным планом подготовки специалистов-юристов в Кировском филиале СПбИВЭСЭП предусмотрено изучение курса «Корыстная преступность» на вечернем и заочном отделениях в объеме 12 часов аудиторных занятий.
Изучение курса осуществляется в одном семестре с последующей подготовкой контрольной работы и сдачей экзамена.
С учетом того, что изучение студентами курса «Корыстная преступность» идет после изучения курсов «Экономическая преступность», «Профессиональная преступность» и «Рецидивная преступность», основной упор делается на изучении общеуголовных корыстных преступлений, а также криминологическом аспекте их связи с экономической, коррупционной, профессиональной и иными видами преступности.
Следует иметь в виду, что проблема борьбы с корыстной преступностью относится к одной из самых сложных в теоретическом и практическом аспектах. При этом, поскольку до сих пор отсутствуют единые взгляды на многие вопросы среди ученых, политиков и сотрудников правоохранительных органов, студентам предлагается достаточно объемный список литературы по изучаемому курсу, где при необходимости можно найти различные точки зрения, обзоры практических мероприятий, нормативную базу, материалы дискуссий и «круглых столов» и более эффективно решать задачи применительно к специфике российской действительности.
От студентов требуется не только глубокое знание общих подходов в сфере борьбы с преступностью, но и умение правильно объяснить происходящие события, высказать и аргументировать свою точку зрения.
Основными формами получения знаний по данному курсу будут лекции, иные виды учебных занятий, консультации, научно-исследовательская и самостоятельная работа.
Распределение учебных часов по видам занятий Виды занятий
| Количество часов
| Лекции
| 10
| Семинарские занятия
| 2
| Консультации
| 2
| Контрольная работа
| 1
| Зачет
| 1
| Всего часов
| 14
|
Тематический план
по курсу «Корыстная преступность»
№
| Наименование темы
| Всего
| Лекции
| Семинар
| 1.
| Понятие корыстной преступности: правовая и криминологическая характеристика
| 2
| 2
|
| 2.
| Особенности криминологической характеристики личностных свойств преступников в сфере корыстной преступности
| 2
| 2
|
| 3.
| Детерминация корыстной преступности. Классификация и содержание причин и условий ее возникновения и роста
| 2
| 2
|
| 4.
| Основные направления и субъекты предупреждения корыстной преступности
| 2
| 2
|
| 5.
| Особенности и проблемы реализации мер предупреждения корыстной преступности применительно к различным субъектам и сферам их деятельности в современных условиях
| 4
| 2
| 2
|
| Итого аудиторных часов
| 12
| 10
| 2
| 6.
| Консультации
| 2
|
|
| 7.
| Контрольная работа
| 1
|
|
| 8.
| Самостоятельная работа
| 106
|
|
| 9.
| Зачет
| 1
|
|
|
| Всего часов по дисциплине
| 120
|
|
|
Семинарское занятие
Рекомендации по подготовке к занятию
Основные вопросы, предусмотренные тематическим планом, будут рассмотрены в ходе лекций, в процессе которых помимо изложения теоретического материала, рассмотрения положений соответствующих нормативных актов и материалов практики предполагается постановка проблемных вопросов, обсуждение которых выносится на семинарское занятие.
По соответствующим вопросам, требующим углубленного изучения и всестороннего рассмотрения, студентам может быть дано поручение подготовить реферат и выступить с сообщением, используя для этого материалы из рекомендованного списка литературы и последние данные науки и практики.
Выступление по материалам реферата должно быть рассчитано на 7-10 минут с последующим коллективным обсуждением.
Активное участие в семинаре будет положительно влиять на оценку в ходе экзамена.
План семинарского занятия
Тема: Особенности и проблемы реализации мер предупреждения корыстной преступности применительно к различным субъектам и сферам их деятельности в современных условиях.
Вопросы для обсуждения:
Проблемы оценки эффективности борьбы с корыстной преступностью в системе правоохранительных органов.
Проблемы защиты свидетелей и иных участников борьбы с корыстной преступностью.
Проблемы предупреждения и раскрытия корыстных преступлений в различных сферах деятельности.
Проблемы снижения уровня немедицинского употребления наркотиков.
Проблемы предупреждения коррупционной преступности.
Проблемы выявления, предупреждения и пресечения современной компьютерной преступности.
Проблемы снижения латентности корыстных преступлений применительно к наиболее типичным их разновидностям.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирования, обобщения положительной практики органов внутренних дел, суда, прокуратуры и других органов по борьбе с преступностью и подготовку письменных контрольных работ.
Кроме того, студентам рекомендуется завести папку с подборками сообщений, публикуемых в специальных юридических журналах и СМИ, касающихся самых последних решений Правительства и иных органов власти в сфере борьбы с преступностью, сообщений о реализованных операциях правоохранительных органов и т. п.
Главная задача самостоятельной работы – приобретение научных знаний путем изучения рекомендованной литературы, поисков дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов, изучение тематики курса в полном объеме. Методические указания
по выполнению письменных работ по курсу
Контрольные (курсовые) работы выполняются студентами в целях более глубокого уяснения учебного материала, привития навыков самостоятельной работы с литературой и иными источниками информации, умения применять общие подходы криминологии к решению конкретных задач в сфере борьбы с корыстной преступностью.
Контрольная работа выполняется после прослушивания студентом предусмотренных учебным планом лекций, проведения семинарского занятия, а также самостоятельного изучения рекомендованной литературы и нормативных актов по курсу.
Письменная работа выполняется по двум вопросам, которые студент выбирает самостоятельно из соответствующего рекомендуемого перечня, исходя из планов написания дипломной работы, научных предпочтений и специализации.
Первый вопрос выбирается из «общей части» (номера с 1 по 15), второй – из оставшихся (15-31), при этом для исключения дублирования окончательный выбор согласуется с преподавателем или между студентами самостоятельно.
Кроме того, студент должен решить задачу, вариант которой он выбирает из 5 предложенных в соответствии с номером вопроса из «общей части» (с 1 по 5, далее 6-10, 11-15).
Объем работы, выполняемой в соответствии с установленными требованиями к оформлению научных работ (сноски при цитировании, оглавление, нумерация страниц, список литературы, выводы, примеры и т. д.), должен составлять 15-20 страниц машинописного текста или рукопись 20-24 страниц разборчивым почерком с интервалами и полями. При этом больший объем должен быть отведен второму вопросу.
|