Скачать 265.35 Kb.
|
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) является знакомство магистрантов-социологов с основными проблемами и тенденциями развития современных международных отношений, показать особенности процесса глобализации. Значительная часть настоящего курса посвящена анализу соотношения национальных интересов и глобальных проблем. В курсе рассматривается внешняя политика ведущих государств современного мира в основных региональных подсистемах, особое место уделено анализу внешней политики России в контексте современных международных отношений. Одной из важнейших составляющих курса является формирование у студентов понятий о научной терминологии, связанной с теорией и практикой международных отношений, представлений об основных глобальных процессах и проблемах современности. Задачи курса «Глобализация и международные отношения»:
Курс «Глобализация и международные отношения» дает возможность студентам овладеть необходимыми знаниями и умениями, необходимыми для работы в различных государственных и негосударственных структурах, коммерческих и некоммерческих организациях.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Курс «Глобализация и международные отношения» изучается магистрантами-социологами семестре А магистратуры, что способствует углублению и систематизации знаний, полученных ими в процессе предшествующего изучения ими социологических и политологических дисциплин. Решение этих задач практически неосуществимо без общих базовых представлений о специфике глобального измерения социальных процессов и политики, о существующих сегодня теоретических подходах к анализу сущности феномена глобализации и современных международных отношений, социальных и политических последствий происходящих в мировом масштабе изменений. Формированию этих знаний у магистрантов способствует изучение курса «Глобализация и современные международные отношения». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Глобализация и современные международные отношения». В результате изучения дисциплины (модуля) «Глобализация и современные международные отношения» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) - способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6); - способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8). В результате изучения дисциплины (модуля) «Глобализация и современные международные отношения» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в сфере научно-исследовательской деятельности: - способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11); - способностью свободно пользоваться самостоятельными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1. Иметь представление о предмете, принципах и методах исследования дисциплины «Глобализация и современные международные отношения», ее месте в системе гуманитарного знания, роли в осуществлении социологической экспертизы, подготовке и обосновании политических решений. 2. Иметь достаточные сведения о сущности социальных и политических процессов глобального масштаба, природе и характере деятельности основных акторов глобальной системы, их деятельности, особенностях современной системы международных отношений. 3. Знать особенности социально-политических процессов, протекающих в ключевых регионах глобализирующегося мира, принципы формирования современного глобального порядка и системы международных отношений, места и роли в них России. 4. Владеть навыками политической культуры, уметь применять социологические знания в своей профессиональной деятельности. 5. Иметь представление о процессах мировой социальной и политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в ключевых регионах мира, их месте в современном мире. Ориентироваться в мировой политике и в современной системе международных отношений. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Глобализация и современные международные отношения» Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часов 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий
Количество часов в интерактивной форме -10 часов 4.2 Содержание дисциплины Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса «Глобализация и современные международные отношения» должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий. Часть 2. Учебно-методические материалы 1. Основная учебная литература
2. Дополнительная учебная литература Раздел 1. Теория и реалии глобализации 1. Дугин А. Г. «Четвёртая политическая теория». - М.: Амфора, 2009. 2.Дугин А. Г. «Социология Воображения». - М.: Академический проект, 2010. 3. Дугин А. Г. Археомодерн. - М.: Академический проект, 2010. Раздел 2. Современные международные отношения. 1.Международные экономические отношения. - Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 2. Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение: учебное пособие. - Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 3. Основы общей теории международных отношений. - Издательство: Издательство МГУ, 2009 г. Раздел 3. Россия в современном мире. Глобализационный сценарий для России 1.Раянов Ф.М. Правовое государство и современный мир. - Издательство: Юридический центр Пресс, 2012 г. 2.Хасанов И.Ш. Общественное воспроизводство и формирование трансакционного сектора национальной экономики России в современных условиях. Издательство: КГТУ, 2007 г. 3. Фурсов А. И. Российская Федерация в начале XXI века // Москва, 2008. — № 1. — С. 192—204. 4. Фурсов А. И. Русская власть, история Евразии и мировая система: mobilis in mobile (социальная философия русской власти) // Феномен русской власти: преемственность и изменения. — Москва: Научный эксперт, 08.06.2008. — Выпуск № 3 (12). — С. 10-57. Раздел 4. Политические процессы в ключевых регионах мира 1.Чирун С. Н. Краткий курс основ геополитики. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 2. Дергачев В. А. Геополитика. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 3. Мухаев Р. Т. Геополитика. - Москва: ЮНИТИ, 2012. 4. Нартов Н. А. Геополитика. – Москва: Москва : ЮНИТИ, 2012. в) Интернет-ресурсы: www.russ.ru www.apn.ru www.km.ru www.fergana.ru www.federalism.org www.swissinfo.com www.spiegel.de www.lesoir.be 3. Перечень документов, имеющихся в компьютерных базах данных и в сети "Интернет" Концепция внешней политики РФ 2000 г. (см. официальный сайт МИД России – www.mid.ru). Концепция национальной безопасности РФ (см. официальный сайт МИД России – www.mid.ru). Военная доктрина РФ 2000 г. (сайт МИД России – www.mid.ru) Доктрина информационной безопасности (сайт МИД России – www.mid.ru) Стратегия для России: повестка дня президента 2000" (Гл.2 "Российская внешняя политика перед вызовами 21-века".) Доклад СВОП (на сайте www.svop.ru). Договор СНВ-2 и инструменты ратификации. Подборка материалов по российско-американским консультациям в сфере ПРО. (Указанные документы см. на сайте www.mid.ru) «Российско-американские отношения на рубеже веков». Доклад рабочей группы СВОП, 2000 г. (см. сайт СВОП www.svop.ru) Хартия европейской безопасности. (на сайте www.osce.org). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве РФ-ЕС (см. на сайте www.europa.eu.int). Основополагающий акт Россия – НАТО (см. на сайте www.nato.org). Материалы визита Президента РФ В.В. Путина на Кубу, декабрь 2000 г. (см. сайты www.mid.ru и www.gov.ru) 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) _______________________________________________________________________________ (Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (модуля).
Часть 3. Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения Виды самостоятельной работы учащихся по дисциплине (модулю) «Глобализация и современные международные отношения» - написание эссе, рефератов и курсовых работ, подготовка докладов по тематике различных разделов курса. 1. Вопросы и задания для индивидуальной и самостоятельной работы 1. Что изучают глобалистика и теория международных отношений?? 2. Охарактеризуйте сущность и содержание процесса глобализации. 3. Определите объект и предмет глобалистики и теории международных отношений. 4. Дайте определение понятий «Модерн» и «Постмодерн» в котексте процессов глобализации. 5. Чем отличается предмет изучения глобалистики и теории международных отношений от предмета геополитики, политической географии и других смежных дисциплин? 6. Охарактеризуйте основные функции глобалистики и теории международных отношений. 7. Охарактеризуйте методы глобалистики и теории международных отношений. 8. Определите предмет изучения политической регионалистики. 9. Дайте определение понятия «глобализация», «глокализация», «фрагмерация». 10.Назовите основные признаки глобализации как социального процесса. 11.Чем отличается территориальное устройство общества от территориального устройства государства? 12.Дайте определение понятия «мировой порядок». 13.Дайте определение понятия «глобальный процесс». 14.Какие формы современного глобального процесса вы знаете? 15. Дайте характеристику современного мирового порядка. 16. Назовите разновидности глобальных кризисов и конфликтов.
18. Какие изменения переживает институт национального государства в контексте процессов глобализации? 19. Как трансформируется в контексте процессов глобализации национальный суверенитет? 20. Охарактеризуйте основные современные концепции глобализации. Назовите их авторов. 21. В чем суть феномена «американизации» глобального мира? 22. Каковы основные возможные альтернативы «американизации»? 23. В чем состоит «американизация труда»? 24. В чем состоят «новые формы потребления» в формирующемся глобальном мире? 25. В чем состоит и проявляется «американизация университетского образования» в современном мире? 26. Охарактеризуйте международные отношения как специфический тип социальных отношений. 27. Каковы предмет и метод международных отношений как науки и учебной дисциплины? 28. Охарактеризуйте основных субъектов современных международных отношений? 29. Что такое понятие современных международных отношений? 30. Охарактеризуйте систему и структуру международных отношений. 31. Охарактеризуйте категории внешнеполитических потребностей, интересов, задач, угроз и вызовов. 32. Охарактеризуйте основные факторы формирования новой системы международных отношений. 33. Охарактеризуйте основные проблемы основные проблемы структуры современных международных отношений: монополярность, биполярность, многополярность. 34. Охарактеризуйте основные предпосылки, движущие силы и характеристики процесса глобализации. 35. Каково влияние процесса глобализации на трансформацию системы международных отношений? 36. Каково влияние процесса глобализации на трансформацию системы международных отношений? 37. Охарактеризуйте внешнеполитические ресурсы современной России. 38. Охарактеризуйте основные внешнеполитические интересы и задачи России: глобальные, региональные, субрегиональные (локальные). 39. Назовите основные критерии, которым должны соответствовать современные международные отношения. 40. Охарактеризуйте основные внешние угрозы и вызовы безопасности России. 41. Каково, на Ваш взгляд, влияние «новых» международных вызовов и угроз безопасности на безопасность РФ? 42. Какова периодизация внешней политики России в 1990-е годы. Дайте основные характеристики ее этапов. 43. Охарактеризуйте современный этап во внешней политике России. 44. Охарактеризуйте видение современных международных отношений и внешней политики основными общественно-политическими силами российского общества. 45. Охарактеризуйте внутриполитическое и внтуриэкономическое развитие США в 1990-е годы с экстраполяцией на внешнюю политику страны. 46. Охарактеризуйте основные механизмы, направления, формы осуществления внешней политики США в 1999-е годы. 47. Охарактеризуйте институционально-правовые механизмы российско-американского взаимодействия. 48. Охарактеризуйте основные военно-стратегические проблемы в российско-американских отношениях. 49. Раскройте характерные особенности европейской подсистемы международных отношений в 1990-е годы. 50. Охарактеризуйте эволюцию СБСЕ/ОБСЕ в 1990-е годы: роль и место в европейской подсистеме МО, эволюция институциональной структуры основные направления деятельности. 51. Охарактеризуйте европейскую интеграцию в 1990-е годы, процессы создания и развития Европейского Союза. 52. Раскройте место и роль НАТО в Европе в 1990-е годы, и в том числе в связи с проблемой расширения НАТО на Восток. 53. Охарактеризуйте 1-й и 2-й Балканский кризисы: причины, участники, ход событий. 54. Охарактеризуйте место и роль Совета Европы в европейской подсистеме. 55. Охарактеризуйте место и роль Ближневосточной подситемы в современных международных отношениях. 56. Дайте характеристику основных факторов, формирующих ситуацию на Ближнем Востоке. 57. Охарактеризуйте основные итоги советской внешней политики на Ближнем и Среднем Востоке к началу 1990-х годов. 58. Дайте характеристику Ко-спонсоркой роли России в Ближневосточном урегулировании. 59. Определите основные проблемы двусторонних отношений России с Ираком, Ираном, Израилем, Египтом, Сирией. Перспективы взаимодействия России со странами Ближнего и Среднего Востока. 60. Каковы место и роль подсистемы АТР в современных МО? 61. Охарактеризуйте развитие подсистемы АТР в 1990-е годы. Азиатский кризис и его влияние на расстановку сил в регионе. 62. Назовите и охарактеризуйте основные итоги внешней политики СССР в АТР к началу 1990-х годов. Каковы место и роль России в подсистеме АТР? 63. Дайте характеристику подсистемы МО в Южной Азии в 1990-е годы: основные характеристики, факторы развития, участники. 64. В чем заключается внешнеполитический смысл «проблемы Афганистана»? 65. Как соотносятся внутренняя геополитика и внешнеполитическая стратегия современной России? 66. Охарактеризуйте индо-пакистанские отношения в 1990-е годы. 67. Охарактеризуйте российско-индийские отношения в 1990-е годы. 68. Охарактеризуйте международные отношения в Латинской Америке в 1990-е годы. 69. Охарактеризуйте интеграционные процесс на Американском континенте: НАФТА, МЕРКОСУР. 70. Каков, на Ваш взгляд, современный потенциал отношений Россия-Латинская Америка? 71. Определите основные характеристики международных отношений в Африке в 1990-е годы. 72. Как взаимосвязаны между собой конфликтность в современной Африке и усилия международного сообщества в сфере миротворчества? 73. Охарактеризуйте взаимодействие государств СНГ в сфере обороны и безопасности. 74. Охарактеризуйте феномен «многоформатной и разноскоростной интеграции». 75. Каковы цели создания и деятельности блока ГУУАМ? 76. Охарактеризуйте эволюцию идеи и практики Союзного государства России и Белоруссии. 77. Каков потенциал конфликтности пост-совесткого пространтсва? 78. Охарактеризуйте состояние отношений России со странами Балтии? 79. Дайте классификацию региональных политических конфликтов глобального масштаба. 80. Выделите особенности современных международных конфликтов. 81. Назовите основные черты преемственности и коренных различий между внешней политикой России 1990-х и 2000-х годов. 82. Как складываются многосторонние отношения в современном мире? 83. Дайте классификацию многосторонних институтов и международных организаций? 84. Охарактеризуйте феномен «параорганизаций» и «дипломатии клубов» в мировой политике. 85. Каковы проблемы функционирования и реформы ООН в 1990-е годы? 86. Охарактеризуйте российское видение роли и перспектив ООН. 87. Охарактеризуйте результаты миротворческой деятельности ООН. 88. Какие основные цели и задачи Содружества определены в Уставе СНГ? 89. Какие основные цели и задачи определены в Уставе Союзного государства России и Белоруссии? 90. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана? V. Форма итогового контроля Вопросы к экзамену и зачету
|
Томский государственный университет Дать магистрантам представление об основных тенденциях развития современных международных отношений, о сложной системе взаимозависимости... | 2. основные параметры современной системы международных отношений Данный курс имеет целью познакомить студентов с основными проблемами и тенденциями развития современных международных отношений,... | ||
Рабочая программа Направление 031900 Международные отношения Дать студентам представление об основных тенденциях развития современных международных отношений, о сложной системе взаимозависимости... | 1. организационно-методический раздел обеспечиваемые компетенции Цель курса формирование у студентов системы теоретических знаний о сущности, специфике и динамике процессов социального образования... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «технология материалов и покрытий» Целью дисциплины является изучение общих подходов к описанию и анализу технологических процессов, а так же сущности и назначения... | Московский государственный Целью учебного курса является рассмотрение теоретико-методологических и практических вопросов сущности, содержания, формирования,... | ||
Брянский филиал Изучение правовых основ таможенного дела, уяснении сущности таможенных правоотношений, как необходимого элемента внешнеэкономической... | Роль разведывательного сообщества и совета национальной безопасности... Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития | ||
Рабоч ая учебная программа дисциплины Технология материалов твердотельной электроники Целью освоения дисциплины является изучение общих подходов к описанию и анализу технологических процессов, а так же сущности и назначения... | 1. Цели и задачи дисциплины: Формирование у студентов теоретических знаний о фундаментальных закономерностях развития, основных принципах и формах международных... | ||
Рабочая программа дисциплины «Международные валютно-кредитные отношения»... Цель изучения дисциплины: усвоение теоретических знаний по сущности и основам организации международных валютно-кредитных отношений,... | Мария сравнительный анализ деятельности международных организаций... Работа выполнена на Кафедре истории международных отношений и внешней политики России Московского государственного института международных... | ||
Примерный перечень вопросов по предмету «История международных отношений и мировой политики» История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем | Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23.... Охватывает круг вопросов, связанных с изучением интеграционных процессов, развивающихся в современном мире. При этом упор делается... | ||
Шифр специальности: 07. 00. 15 История международных отношений и... Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «международные валютно... Усиление роли международных валютно-финансовых и кредитных отношений происходит в условиях нарастания процессов интернационализации... |