Скачать 264.31 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) Кафедра мировой политики и международных отношений УТВЕРЖДЕНА Приказом ректора от 28.11.2011 № 01-244/а МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Рабочая программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития Москва 2011 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Рабочая программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития Составители: Доктор ист. наук, профессор Л.Н.Шишелина Кандидат ист. наук, доцент А.Г. Сенокосов Программа утверждена на заседании кафедры мировой политики и международных отношений 03.11.2011 г., протокол № 3 Программа одобрена и рекомендована для опубликования на заседании Научно-методического совета по аспирантуре и докторантуре 23.11.2011, протокол № 1 © Российский государственный гуманитарный университет, 2011Пояснительная записка Цели дисциплины: Дисциплина «Международные организации в процессах глобализации» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки аспирантов по специальности 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития и является дисциплиной по выбору. Дисциплина реализуется на кафедре мировой политики и международных отношений. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением интеграционных процессов, развивающихся в современном мире. При этом упор делается на изучение ключевых международных организаций, особенностей их функционирования и взаимодействия. В программе курса рассматриваются разнообразные формы международного сотрудничества, лежащие в основе интеграционного развития. Предмет курса - научное исследование феномена интеграции, ее сфер и направлений, а также роли международных организаций в ее институциализации на различных уровнях. Цель курса - подготовить специалиста, обладающего знаниями о процессах международной интеграции, развивающихся в современном мире, разбирающегося в основных формах международного сотрудничества, способного анализировать деятельность организаций как участников международных отношений. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура): Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору и предназначена для аспирантов, обучающихся по специальности 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития». Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в том числе 1 зачетная единица (36 часов) аудиторных занятий (28 – лекции и 8 – семинары) и 4 зачетных единицы (144 часа) самостоятельной работы. Задачи дисциплины: Задачи курса – ознакомить аспирантов с ключевыми направлениями исследований в области международной интеграции, рассмотреть ключевые составляющие происходящих в мире интеграционных процессов; изучить основные международные организации, участвующие в сфере межгосударственного интеграционного взаимодействия. Особое внимание уделяется формированию у аспирантов навыков работы с текстами, первоисточниками, что развивает аналитические способности и умение мыслить. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать: Движущие силы и основные закономерности процессов международной интеграции. Историю развития международной интеграции, роль различных стран и регионов в этом процессе. Политику проводимую различными странами и их интеграционными группировками по вопросам интеграции, регионального и межрегионального сотрудничества. Уметь: Проводить анализ интеграционных процессов и деятельности международных организаций; Аргументировать и отстаивать свою позицию в дискуссии по проблемам международной интеграции Определять «узкие места» исследуемой проблематики и инструменты для их изучения Владеть навыками: Ведения групповой аргументированной дискуссии по проблематике международных интеграционных процессов в роли эксперта либо рядового исполнителя Многофакторного анализа международных интеграционных процессов (с привлечением соответствующих материалов и методов) Анализа интеграционных процессов на уровне макро-, мезо- и микрорегиона. Содержание дисциплины Тема 1. Предмет курса «международные организации в процессах глобализации». 1. Интеграция как составная часть процессов глобализации. Виды интеграции, ее основные этапы. 2. Международные организации. Понятие, история возникновения и развития, основные типы. Тема 2. Интеграционные процессы в Западном полушарии. 1. Интеграция на Североамериканском континенте. НАФТА. История создания, цели и задачи объединения. Основные результаты деятельности. Перспективы развития НАФТА. Проект АЛКА и причины его неудачи. 2. Интеграция в Латинской Америке. Ключевые интеграционные объединения (ALBA, MERCOSUR). Основные проблемы и достижения латиноамериканской интеграции. Тема 3. Интеграционные процессы в Европе 1. Европейский союз. История создания. Цели, задачи, структура организации. Проблемы расширения и развития ЕС на современном этапе. Взаимоотношения по линии ЕС – Россия. 2. НАТО. История создания. Трансформация НАТО в постбиполярном мире. Расширение североатлантического альянса на Восток. Россия – НАТО: взаимодействие и конфликт. Перспективы НАТО в меняющемся мире. 3. ОБСЕ. История организации, ее цели и порядок функционирования. Проблемы современного этапа развития. Разногласия в трактовке приоритетов работы ОБСЕ. Тема 4. Интеграционные процессы в Азиатско -Тихоокеанском регионе 1. Понятие Азиатско - Тихоокеанского региона. История и основные проблемы регионального развития. Интеграционная политика ведущих стран АТР. 2. Форум АТЭС. История образования, страны-участники. Особенности структуры и этапы развития организации. Проблемы расширения форума. Современный этап и перспективы деятельности. 3. Интеграционные объединения Юго - Восточной Азии. Деятельность АСЕАН. Концепция «ZOPTA». Современное положение АСЕАН: цели, структура, порядок деятельности. Форум "Азия - Европа" и соглашение CАFTA. Тема 5. Интеграционные процессы на Ближнем и Среднем Востоке, в странах Южной Азии и Африки. 1. Интеграционные объединения на Ближнем и Среднем Востоке. Лига арабских государств. Субрегиональные организации (ССАГПЗ, САМ и т. д.) 2. Международные организации Южной Азии. СААРК. 3. Африканские международные организации. Деятельность Африканского Союза. Тема 6. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. 1. Причины коллапса и дезинтеграции СССР. От Новоогаревского процесса и августовского путча до Беловежских соглашений и образования СНГ. 2. Создание СНГ и его деятельность после 1991 г. Структура СНГ, основные проблемы в его функционировании. Перспективы организации. 3. Ключевые международные организации на постсоветском пространстве. Оценка их деятельности и сравнительной эффективности (Союз Россия - Беларусь, ЕврАзЭс, ШОС). Тема 7. Глобальные и межрегиональные международные организации. 1. ООН как универсальная международная организация. История ООН, основные этапы ее развития. Структура ООН, ее цели и задачи деятельности. Специализированные учреждения ООН. Ключевые проблемы и перспективы развития организации. 2. Международные универсальные финансовые институты. Деятельность МВФ и Всемирного Банка. Их структура и основные направления деятельности. 3. Международные энергетические организации. Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Структура дисциплины (тематический план) Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
Образовательные технологии При реализации программы дисциплины «Международная интеграция и международные организации» используются различные образовательные технологии. Во время аудиторных занятий (36 часов) предусмотрены следующие формы:
Самостоятельная работа аспирантов (144 часа) предусматривает:
Примерный перечень контрольных вопросов
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список учебной литературы |
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» | ||
Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ес: опыт Бельгии и Франции Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития | Политические аспекты международного сотрудничества в сфере использования чистой воды Специальность 23. 00. 04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития | ||
Проблемы и перспективы участия россии в международном олимпийском... Специальность 23. 00. 04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития | Информационное противоборство между японией и кндр (политологические аспекты) Специальность 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития | ||
Роль разведывательного сообщества и совета национальной безопасности... Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития | Ким кён хо (kim kyoung ho) проблемы и перспективы развития отношений между россией и кндр Специальность 23. 00. 04 – Политические проблемы международных отношений и глобального развития | ||
Восточная политика ватикана на примере украины Специальность 23. 00. 04. – политические проблемы международных отношений и глобального развития | Учреждение Российской Академии Наук Институт Европы ран стенограмма Защита диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук Морозовым Артемием Михайловичем на тему: «Факторы формирования... | ||
Региональные процессы стран Центральной Азии в контексте политической... Специальность 23. 00. 04. – политические проблемы международных отношений и глобального развития | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Политические институты, процессы и технологии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры международных отношений... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 16. 05. 2011, протокол №10. Соответствует требованиям к... | Решение этих задач практически неосуществимо без общих базовых представлений... Целями освоения дисциплины (модуля) является знакомство магистрантов-социологов с основными проблемами и тенденциями развития современных... | ||
Программа учебной дисциплины Современные проблемы этнокультурных... Цель изучения дисциплины: Формирование максимально полных и целостных представлений по современным проблемам этнокультурных и конфессиональных... | Программа дисциплины «История международных отношений» Требования к студентам. В данном курсе студенты должны получить базовые знания об истории международных отношений, начиная с ялтинско-пигсдамских... |