Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития





Скачать 264.31 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
страница1/3
Дата публикации01.07.2015
Размер264.31 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)
Кафедра мировой политики и международных отношений


УТВЕРЖДЕНА

Приказом ректора

от 28.11.2011 № 01-244/а


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рабочая программа дисциплины для подготовки аспирантов

по специальности 23.00.04 Политические проблемы международных

отношений, глобального и регионального развития

Москва 2011
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рабочая программа дисциплины для подготовки аспирантов

по специальности 23.00.04 Политические проблемы международных

отношений, глобального и регионального развития

Составители:

Доктор ист. наук, профессор Л.Н.Шишелина

Кандидат ист. наук, доцент А.Г. Сенокосов

Программа утверждена

на заседании кафедры мировой политики и международных отношений

03.11.2011 г., протокол № 3
Программа одобрена и рекомендована для

опубликования на заседании Научно-методического совета

по аспирантуре и докторантуре

23.11.2011, протокол № 1

© Российский государственный гуманитарный университет, 2011


Пояснительная записка


Цели дисциплины:
Дисциплина «Международные организации в процессах глобализации» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки аспирантов по специальности 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития и является дисциплиной по выбору. Дисциплина реализуется на кафедре мировой политики и международных отношений.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением интеграционных процессов, развивающихся в современном мире. При этом упор делается на изучение ключевых международных организаций, особенностей их функционирования и взаимодействия. В программе курса рассматриваются разнообразные формы международного сотрудничества, лежащие в основе интеграционного развития.

Предмет курса - научное исследование феномена интеграции, ее сфер и направлений, а также роли международных организаций в ее институциализации на различных уровнях.

Цель курса - подготовить специалиста, обладающего знаниями о процессах международной интеграции, развивающихся в современном мире, разбирающегося в основных формах международного сотрудничества, способного анализировать деятельность организаций как участников международных отношений.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура):
Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору и предназначена для аспирантов, обучающихся по специальности 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в том числе 1 зачетная единица (36 часов) аудиторных занятий (28 – лекции и 8 – семинары) и 4 зачетных единицы (144 часа) самостоятельной работы.
Задачи дисциплины:
Задачи курса – ознакомить аспирантов с ключевыми направлениями исследований в области международной интеграции, рассмотреть ключевые составляющие происходящих в мире интеграционных процессов; изучить основные международные организации, участвующие в сфере межгосударственного интеграционного взаимодействия. Особое внимание уделяется формированию у аспирантов навыков работы с текстами, первоисточниками, что развивает аналитические способности и умение мыслить.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:
Движущие силы и основные закономерности процессов международной интеграции.

Историю развития международной интеграции, роль различных стран и регионов в этом процессе.

Политику проводимую различными странами и их интеграционными группировками по вопросам интеграции, регионального и межрегионального сотрудничества.

Уметь:
Проводить анализ интеграционных процессов и деятельности международных организаций;

Аргументировать и отстаивать свою позицию в дискуссии по проблемам международной интеграции

Определять «узкие места» исследуемой проблематики и инструменты для их изучения

Владеть навыками:

Ведения групповой аргументированной дискуссии по проблематике международных интеграционных процессов в роли эксперта либо рядового исполнителя

Многофакторного анализа международных интеграционных процессов (с привлечением соответствующих материалов и методов)

Анализа интеграционных процессов на уровне макро-, мезо- и микрорегиона.
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет курса «международные организации в процессах глобализации».

1. Интеграция как составная часть процессов глобализации. Виды интеграции, ее основные этапы.

2. Международные организации. Понятие, история возникновения и развития, основные типы.

Тема 2. Интеграционные процессы в Западном полушарии.

1. Интеграция на Североамериканском континенте. НАФТА. История создания, цели и задачи объединения. Основные результаты деятельности. Перспективы развития НАФТА. Проект АЛКА и причины его неудачи.

2. Интеграция в Латинской Америке. Ключевые интеграционные объединения (ALBA, MERCOSUR). Основные проблемы и достижения латиноамериканской интеграции.
Тема 3. Интеграционные процессы в Европе

1. Европейский союз. История создания. Цели, задачи, структура организации. Проблемы расширения и развития ЕС на современном этапе. Взаимоотношения по линии ЕС – Россия.

2. НАТО. История создания. Трансформация НАТО в постбиполярном мире. Расширение североатлантического альянса на Восток. Россия – НАТО: взаимодействие и конфликт. Перспективы НАТО в меняющемся мире.

3. ОБСЕ. История организации, ее цели и порядок функционирования. Проблемы современного этапа развития. Разногласия в трактовке приоритетов работы ОБСЕ.
Тема 4. Интеграционные процессы в Азиатско -Тихоокеанском регионе

1. Понятие Азиатско - Тихоокеанского региона. История и основные проблемы регионального развития. Интеграционная политика ведущих стран АТР.

2. Форум АТЭС. История образования, страны-участники. Особенности структуры и этапы развития организации. Проблемы расширения форума. Современный этап и перспективы деятельности.

3. Интеграционные объединения Юго - Восточной Азии. Деятельность АСЕАН. Концепция «ZOPTA». Современное положение АСЕАН: цели, структура, порядок деятельности. Форум "Азия - Европа" и соглашение CАFTA.

Тема 5. Интеграционные процессы на Ближнем и Среднем Востоке, в странах Южной Азии и Африки.

1. Интеграционные объединения на Ближнем и Среднем Востоке. Лига арабских государств. Субрегиональные организации (ССАГПЗ, САМ и т. д.)

2. Международные организации Южной Азии. СААРК.

3. Африканские международные организации. Деятельность Африканского Союза.
Тема 6. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

1. Причины коллапса и дезинтеграции СССР. От Новоогаревского процесса и августовского путча до Беловежских соглашений и образования СНГ.

2. Создание СНГ и его деятельность после 1991 г. Структура СНГ, основные проблемы в его функционировании. Перспективы организации.

3. Ключевые международные организации на постсоветском пространстве. Оценка их деятельности и сравнительной эффективности (Союз Россия - Беларусь, ЕврАзЭс, ШОС).
Тема 7. Глобальные и межрегиональные международные организации.

1. ООН как универсальная международная организация. История ООН, основные этапы ее развития. Структура ООН, ее цели и задачи деятельности. Специализированные учреждения ООН. Ключевые проблемы и перспективы развития организации.

2. Международные универсальные финансовые институты. Деятельность МВФ и Всемирного Банка. Их структура и основные направления деятельности.

3. Международные энергетические организации. Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК).

Структура дисциплины (тематический план)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.


№ п.п.

Наименование разделов и тем

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости
Форма итогового контроля

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа



Предмет курса «международная интеграция и международные организации»

4

2

20

Семинар, контрольная работа



Интеграционные процессы в Западном полушарии.


4

2

20

Семинар - дискуссия



Интеграционные процессы в Европе


4




20






Интеграционные процессы в Азиатско -Тихоокеанском регионе


4




20






Интеграционные процессы на Ближнем и Среднем Востоке, в странах Южной Азии и Африки.


4

2

20

Семинар,

реферат



Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.


4

2

20

Семинар - дискуссия



Глобальные и межрегиональные международные организации


4




24







ИТОГО

28

8

144

Является составной частью кандидатского экзамена



Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Международная интеграция и международные организации» используются различные образовательные технологии.

Во время аудиторных занятий (36 часов) предусмотрены следующие формы:

  1. Лекции (28 часов), которые дают общетеоретическое представление об обсуждаемых проблемах. Тематика лекций сопряжена с тематикой семинаров, что позволяет при параллельном проведении лекционных и семинарских занятий обеспечить микромодульный двухуровневых подход к обучению: лекции закладывают общетеоретические аспекты проблематики, которые затем обсуждаются (в теоретическом и практическо-прикладном аспектах) на семинарских занятиях. Лекции сочетают в себе проблемный и дискуссионный подходы. Во время лекционных занятий формулируются вопросы, ответы на которых будут выработаны во время семинаров.

  2. Семинары (8 часов), выстроенные в соответствии с проблемно-хронологическим принципом. На семинарах активно используется диалоговый подход. Поощряется развитие дискуссии и споров в семинарском классе. Во время семинаров используется метод «заранее запланированных ошибок», применяя который преподаватель может формулировать ошибочные выводы, которые затем должны быть подвергнуты обоснованной критике со стороны аспирантов. При этом, на семинарах происходит продуцирование нового для аспирантов знания, а не простое воспроизведение полученной информации. Отдельные проблемы, вынесенные на семинарские занятия, требуют в обязательном порядке поиск дополнительных материалов, что формирует у студентов навыки самостоятельного поиска информации. Все вместе это позволяет формировать взаимосвязанные микромодули знаний, умений и навыков аспирантов по изучаемой дисциплине, которые формируют ее общее компетентностное пространство. Таким образом, семинар выступает не только в качестве образовательной единицы, но и в качестве формы аттестации по отдельным разделам и темам курса.

Самостоятельная работа аспирантов (144 часа) предусматривает:

  1. Подготовку к семинарам, во время которой аспиранты изучают источники и литературу к семинарам и систематизируют знания, полученные на лекциях.

  2. Поиск и систематизация материала для написания реферата; написание реферата.


Примерный перечень контрольных вопросов


  1. Понятие и типы международных организаций. История создания и развития.

  2. Интеграция как вид международного сотрудничества. Понятие и виды интеграционных процессов.

  3. Феномен глобализации в современном мире.

  4. Соотношение процессов глобализации и региональной интеграции в современном мире.

  5. Проблемы эволюции технологической модели мирового хозяйства.

  1. Интеграция в Западном полушарии: общая характеристика.

  2. Международные организации в Северной Америке.

  3. Международные организации в Латинской Америке.

  4. Текущее состояние и перспективы американской интеграции в XXI веке.

  5. Африканская интеграция - общая характеристика.

  6. Африканские международные организации: от ОАЕ до Африканского Союза.

  7. Интеграционные процессы на Ближнем и Среднем Востоке.

  8. Исламские международные организации.

  9. Интеграция в Южной Азии.

  10. Региональные организации Южной Азии.

  11. Интеграционные процессы в Азиатско – Тихоокеанском регионе.

  12. Форум АТЭС: основные этапы развития, ключевые направления деятельности.

  13. Интеграция в Северо – Восточной Азии.

  14. Интеграция в Юго – Восточной Азии.

  15. Европейская интеграция: общая характеристика.

  16. Проблемы и перспективы современного этапа европейской интеграции.

  17. Европейские международные организации в области безопасности.

  18. Интеграционное взаимодействие Евросоюза и России.

  19. Постсоветская интеграция: общая характеристика, основные этапы.

  20. Ключевые интеграционные группировки на постсоветском пространстве.

  21. ОПЕК и роль энергетического фактора в современных интеграционных процессах.

  22. Международные региональные организации в сфере энергетики.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список учебной литературы

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconМеждународно-политические последствия этнополитических конфликтов в ес: опыт Бельгии и Франции
Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconПолитические аспекты международного сотрудничества в сфере использования чистой воды
Специальность 23. 00. 04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconПроблемы и перспективы участия россии в международном олимпийском...
Специальность 23. 00. 04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconИнформационное противоборство между японией и кндр (политологические аспекты)
Специальность 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconРоль разведывательного сообщества и совета национальной безопасности...
Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconКим кён хо (kim kyoung ho) проблемы и перспективы развития отношений между россией и кндр
Специальность 23. 00. 04 – Политические проблемы международных отношений и глобального развития
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconВосточная политика ватикана на примере украины
Специальность 23. 00. 04. – политические проблемы международных отношений и глобального развития
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconУчреждение Российской Академии Наук Институт Европы ран стенограмма
Защита диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук Морозовым Артемием Михайловичем на тему: «Факторы формирования...
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconРегиональные процессы стран Центральной Азии в контексте политической...
Специальность 23. 00. 04. – политические проблемы международных отношений и глобального развития
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Политические институты, процессы и технологии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры международных отношений...
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 16. 05. 2011, протокол №10. Соответствует требованиям к...
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconРешение этих задач практически неосуществимо без общих базовых представлений...
Целями освоения дисциплины (модуля) является знакомство магистрантов-социологов с основными проблемами и тенденциями развития современных...
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconПрограмма учебной дисциплины Современные проблемы этнокультурных...
Цель изучения дисциплины: Формирование максимально полных и целостных представлений по современным проблемам этнокультурных и конфессиональных...
Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития iconПрограмма дисциплины «История международных отношений»
Требования к студентам. В данном курсе студенты должны получить базовые знания об истории международных отношений, начиная с ялтинско-пигсдамских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск