Восточная политика ватикана на примере украины





Скачать 341.54 Kb.
НазваниеВосточная политика ватикана на примере украины
страница1/3
Дата публикации24.01.2015
Размер341.54 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РФ

На правах рукописи


БУЛАТОВА Анна Юрьевна



ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА ВАТИКАНА НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата

политических наук


Специальность 23.00.04. – политические проблемы международных отношений и глобального развития


МОСКВА

2007


Работа выполнена на кафедре дипломатии МГИМО (У) при содействии центра СНГ Дипломатической академии МИД России

Научный руководитель: Зонова

Татьяна Васильевна

доктор политических наук, профессор
Официальные оппоненты: Рудов

Георгий Алексеевич

доктор политических наук, профессор

Каргалова


Марина Викторовна

доктор исторических наук
Ведущая организация: Российская академия государственной службы при Президенте РФ
Защита диссертации состоится « » декабря 2007 г. в ___ час.

на заседании диссертационного совета Д 209.001.01 Дипломатической академии МИД России по адресу: 107078. г. Москва, Большой Козловский пер. д.4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России по адресу: Москва, ул. Остоженка, д. 53/2.
Автореферат разослан «_____» _______2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

доктор политических наук А.В Митрофанова

Актуальность темы исследования. Масштабы религиозного возрождения заставили исследователей говорить о возрастании роли религиозного фактора в общественном развитии в конце XX – начале XXI вв. и своеобразном, но далеко не однозначном ответе на вызовы глобализации. С одной стороны, мы можем говорить о стремлении народов к возвращению к своим истокам и восприятию религии как части национальной культуры, с другой – об актуализации фактора религиозных различий, которые часто приводят к обострению внутри- и межнациональных отношений и даже международным конфликтам.

Диссертационное исследование посвящено анализу нового этапа в развитии международных процессов на постсоветском пространстве и участию в них особого актора, совмещающего в себе свойства транснационального неправительственного учреждения и одновременно суверенного государства. Римско-Католическая Церковь, с одной стороны, представляет собой религиозное сообщество со своими институтами, которое осуществляет деятельность, присущую любой церкви, с другой - в лице своего религиозного центра – Ватикана, является признанным международным юридическим субъектом, активно участвующим в мировой политике и ведущим интенсивную дипломатическую деятельность посредством своих делегаций и апостольских нунциатур. Эффективность внешней политики и дипломатии Ватикана и его представителей за рубежом достигается сочетанием двух его отмеченных начал и опыта транснациональной мессианской деятельности. В этом смысле современную глобализацию под эгидой одной сверхдержавы и католическую «универсализацию» сближает общая цель — создание универсального коммуникационного пространства.

Приоритетным направлением деятельности Ватикана на восточном направлении являлась в прошлом и является в настоящее время историческая Россия как самое большое православное государство и один из центров христианского мира. Тактика политического курса Святого Престола со временем могла меняться, но не прекращались попытки навязать определенную иерархию отношений с русской Церковью и расширить свое влияние на территории России. Нынешний папа Бенедикт XVI (И.Ратцингер), еще будучи кардиналом и префектом Конгрегации доктрины веры, видел перспективу деятельности РКЦ “в диалоге с нехристианами и неверующими, живущими на громадной русской территории”1. В рамках подготовки к миллениуму Россия рассматривалась Ватиканом как страна, где Католическая церковь осуществляет свою особую миссию2.

После распада СССР Святой Престол активизирует свою деятельность в республиках бывшего СССР, в том числе на Украине.

Содержательной целью данной работы является исследование восточной политики Ватикана и деятельности Римско-Католической церкви на Украине, отношений РКЦ и РПЦ, России и Ватикана в контексте современных российско-украинских отношений. Особое внимание РКЦ к Украине вытекает из всей политической истории украинских территорий – их вхождения в состав России, центрально-европейских империй и государств, где присутствие и влияние РКЦ было доминирующим.

Исторически и геополитически обусловлено, что в современной России по-особому относятся к Украине и украинскому народу. Это определяется историей формирования и развития российского государства и его отношениями со своими ближайшими соседями. В свою очередь, в украинском обществе всегда существовала своя оценка истории вхождения Украины в состав России и характера русско-украинских отношений.

В настоящее время Россия и Украина переосмысливают свое национальное «Я», что определенным образом сказывается на отношениях двух постсоветских государств, и в этом не последнюю роль играют религия и участие соответствующих христианских церквей в современных политических процессах обоих государств.

Объектом данного исследования является геополитическое пространство Украины.

Предметом настоящего исследования являются политика Ватикана и деятельность РКЦ и УГКЦ на Украине, а также международные аспекты диалога РКЦ и РПЦ.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть избранный предмет исследования: определить исходные предпосылки развития современного этапа восточной политики Ватикана, отношений РКЦ и РПЦ и степени их влияния на отношения между Россией и Украиной, Россией и Ватиканом.

Задачи исследования:

- определить истоки и проследить эволюцию восточной политики Ватикана как транснационального религиозного центра и европейского государства;

- определить линии сопряжения деятельности Ватикана и РКЦ с геополитическими процессами в Европе и мире;

- выявить черты традиционной вселенской стратегии РКЦ в современной политике Ватикана;

- выявить специфику участия Ватикана в политическом процессе на Украине;

- определить место Украинской Греко-Католической Церкви в восточной политике Ватикана;

- проанализировать влияние отношений РКЦ и РПЦ на межгосударственные отношения Ватикана и России, России и Украины;

- проанализировать позиции РКЦ и РПЦ по униатскому вопросу и особенности подходов к нему властей России и Украины.

Методологической основой диссертационного исследования является метод системного анализа. Были использованы также методы сравнительного анализа и культурно-цивилизационный подход. В методологическом плане большую роль в реализации целей исследования сыграли работы таких российских и зарубежных исследователей международных отношений, как Е.П.Бажанов, Ю.А.Борко, А.В.Бурсов, О.В.Буторина, И.А.Василенко, А.А.Громыко, В.Е.Донцов, Т.В.Зонова, М.В.Ильин, Каргалова М.В., М.М.Лебедева, А.Ю.Мельвиль, М.М.Наринский, Т.Г.Пархалина, Я.А.Пляйс, Г.А.Рудов, Н.П.Сидорова, Г.Н.Смирнов, А.В.Торкунов, И.Г.Тюлин, В.В.Штоль, А.Д.Шутов, П.А.Цыганков, Зб.Бжезинский, Г.Киссинджер, С.Хантингтон, М.Фуше и др.

Основу источниковедческой базы исследования составили документы и материалы, раскрывающие цели, содержание и идеологию восточной политики Ватикана и РКЦ на Украине. Это – документы Римско-Католической Церкви, а именно энциклики и публикации церковных иерархов РКЦ, УГКЦ, материалы II Ватиканского собора (1962-1965 гг.), которые позволили определить суть восточной политики РКЦ и Ватикана и их отношение к РПЦ, России и Украине. Следует отметить, что после II Ватиканского собора в документах Ватикана и выступлениях иерархов РКЦ уже не так часто напрямую затрагиваются политические проблемы, как это было ранее. Безусловно, постоянно присутствует тема прав человека и прав верующих3, но уже без жестких и прямых обвинений в адрес СССР и социалистических государств. Цели восточной политики Ватикана затушевываются богословскими формулировками и теологическими пассажами и рассуждениями, и в этом проявляются традиционные особенности дипломатии Святого Престола. Раскрыть истинную суть целей Ватикана в увязке с той или иной политической ситуацией помогают соответствующие научные исследования исторического и политологического характера, комментарии специалистов и другие источники.

В ходе исследования автор использовал материалы социологических исследований и результаты мониторингов, которые позволили выяснить религиозные и политические предпочтения различных групп украинского общества с учетом особенностей политического процесса Украины. Использовалась текущая информация, представленная в текстах, статьях и интервью политических и религиозных деятелей РКЦ, УГКЦ и РПЦ, России и Украины, опубликованная в СМИ и в Интернете.

Степень научной разработанности проблемы. В российской научной литературе восточная политика Ватикана и РКЦ рассматривалась в целом ряде работ таких авторов, как О.Ю.Васильева, В.П.Гайдук, И.Р. Григулевич, И.М.Иванова, Т.В.Зонова, Ю.Е.Карлов, Н.А. Ковальский, С.Г.Лозинский, А.В.Митрофанова, М.П. Мчедлов, Н.А. Нарочницкая, Ф.Г.Овсиенко, В.Рожков, В.Е.Чертихин, М.М. Шейман, Б.Е.Штейн, Б.А.Филиппов и др.4 В этих работах политика Ватикана и РКЦ исследуется как в историческом, так и политологическом аспектах. Особое внимание уделяется деятельности РКЦ и Ватикана по отношению к России и СССР. Следует также особо обратить внимание на работы Т.В.Зоновой, посвященные анализу дипломатии Ватикана как государства и религиозного центра. Публикации данного автора дают понять, как строились отношения РКЦ и Ватикана с европейскими государствами. Т.В.Зонова называет три основных фактора, в основном определивших роль Святого Престола в европейской политике: историческая практика католической церкви, накопленный ею опыт государственного строительства, богословское осмысление политической жизни.

Следует также отметить работу первого посла Российской Федерации в Ватикане Ю.Е.Карлова «Миссия в Ватикан», в которой автор освещает историю неофициальных советско-ватиканских контактов. В этой работе впервые дается полная картина подготовки в Кремле и Ватикане к восстановлению официальных межгосударственных отношений. Публикация представляет интерес и тем, что автор использует материалы личного архива, а также малодоступные исследователям документы. Восприятие Ю.Е.Карловым Ватикана и его видение перспектив российско-ватиканских отношений отличаются оригинальностью и помогают лучше понять роль Ватикана в современной европейской политике и характер его взаимоотношений с Российской Федерацией и РПЦ.

Особое значение для понимания всего спектра межконфессиональных отношений, места и роли той или иной религии в политическом и культурном развитии России и отношений российского государства к соответствующим религия дает коллективный труд «История религий в России» (под редакцией О.Ю.Васильевой и Н.А.Трофимчука. М., 2004). Положению и деятельности РКЦ в России посвящен целый раздел (автор Ф.Г.Овсиенко) данной книги. В частности, в нем отмечается, что “Католическая церковь пока еще не выработала соответствующую модель «инкультурации»” для России5. В определенной степени это относится пока и к современной Украине, хотя, безусловно, в этой стране иная конфигурация и иная динамика межконфессиональных отношений.

За рубежом избранная для диссертационного исследования тема представлена исследованиями и публикациями, в которых анализируются различные аспекты и направления внешнеполитической и дипломатической деятельности Ватикана6. Наиболее полно политика Ватикана по отношению к Украине раскрывается в работах немецкого автора Э.Винтера. В своих работах Винтер показал не только то, как складывались отношения Ватикана с Россией, Украиной и РПЦ, но и вскрыл побудительные причины политики Святого Престола – политические и идеологические - и связь этой политики папского престола с обстановкой в Центральной Европе в каждое данное время. Э.Винтер подчеркивает, что на протяжении многих столетий определяющим мотивом восточной политики папства было стремление втянуть в сферу своего влияния Россию и РПЦ, что было неразрывно связано с претензиями папства на мировое господство. Папство, пишет Винтер, было одержимо идеей «всемирной миссии» римской церкви, и Восточная Европа также входила в орбиту грандиозной программы завоеваний, выработанной католической церковью7.

Одно из средств осуществления своей «всемирной миссии» Ватикан и РКЦ видели в церковной унии - «соединении» христианских церквей под эгидой папы. Как показывает Э.Винтер, на протяжении тысячелетней истории отношения папства к России вопрос о церковной унии, о соединении православной церкви с католической, играл очень большую роль. Через объединение церквей под верховной властью папы папский престол рассчитывал распространить свое идеологическое и политическое влияние на Россию8.

Среди современных зарубежных исследований политики Ватикана следует выделить работу французского автора Э.Лебека «Histoire Secrete de la diplomatie Vaticane»9. В частности, следует отметить те разделы монографии, в которых освещается деятельность Ватикана на восточном направлении, в том числе по отношению к России и Украине. Автор на основе архивных материалов Ватикана раскрывает теневую сторону внешней политики и дипломатии католических пап в ХХ веке. Представляет интерес его замечание, что после войны «белый крестовый поход» папы и близких к нему государственных деятелей заложил основы европейского сообщества.

Необходимо также особо отметить публикации украинских и польских авторов, где излагается их позиция по межцерковным отношениям на Украине, деятельности Святого Престола и российско-украинским отношениям. Анализ данных публикаций свидетельствует о существенных различиях в концепциях национальных историй России, Украины и Польши, а также в восприятиях друг друга. Причем очевидно, что большинство украинских и польских авторов уделяет первостепенное внимание роли религии и конфликта католической и православной церквей в формировании национальной идентичности.

В работах ряда украинских исследователей вхождение Украины в состав Российской империи рассматривается или как вынужденный внешними обстоятельства шаг, или как результат имперской политики Москвы. В том и другом случае они критикуют «ассимиляционную» деятельность русской православной церкви на Украине по отношению к национальным украинским церквям10.

Начиная с Беловежских соглашений, политический процесс на Украине, в котором участвуют все христианские церкви, можно рассматривать как воплощение в реальность того национального мифа, схема которого была разработана идеологом украинского национализма М.Грушевским в знаменитой статье «Звичайна схема «русскоi» iсторii й справа рацiонального укладу iсторii схiднього слов’янства» (1904 г.). Грушевский выступал против идеи «тысячелетнего Российского государства» и отрицал существование некоего единого «русского» народа в течение этого тысячелетия11. В свою очередь, Иван Франко в своем «Открытом письме молодым украинцам Галичины» (1905 г.) уже призывал к практическим действиям: “Сейчас с учетом более свободных форм жизни в России перед украинской интеллигенцией открывается огромнейшая практическая задача создать из огромнейшей этнической массы украинского народа украинскую нацию, некий целостный культурный организм, способный к самостоятельной культурной и политической жизни, готовый противостоять ассимиляционным попыткам со стороны других наций, откуда бы они ни происходили, и в то же время способный присваивать себе как можно более широко и как можно более быстрыми темпами общечеловеческие культурные ценности, без которых сегодня ни одна нация и ни одно сколько-нибудь сильное государство состояться не могут”12.

Польские историки и политологи в своих работах предлагают свою версию взаимоотношений трех славянских народов и христианских церквей13. Польские авторы обращают внимание на тот факт, что киевские православные митрополиты, следуя постановлениям Флорентийской унии 1439 г., до конца XV в. поддерживали отношения с Римом, а заключенные соглашения между гетманом Б.Хмельницким и русским царем Алексеем Михайловичем они трактуют как “переход украинских казаков” под власть Москвы, но только не как «воссоединение» русского и украинских народов14. То есть территория Украины рассматривается как часть польского государства, а украинский народ – как часть многонациональной Польши15. Причем если для украинцев Владимир I является первым православным князем, то для польского Костела – «католическим князем» Восточной Польши.

Безусловно, что польские авторы обращают внимание на значимую роль Ватикана и РКЦ в политическом развитии Польши16. Отмечается и тот факт, что именно Ватикан настоял на известной «унии» 1596 г. (Брест) двух христианских церквей, то есть на присоединении православной церкви к католической17. Таким образом, в научной литературе находит свое отражение не только конфликт идентичностей и взаимовосприятий, но и различия в самих научных подходах, что в совокупности помогает при сравнительном анализе уточнить различные аспекты восточной политики Ватикана.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Восточная политика ватикана на примере украины icon«Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Восточная политика ватикана на примере украины iconФеномен советской украинизации 1920-1930 годы оглавление
«Плацдарм мировой революции»: политика большевиков в отношении Украины в 1917-1922 гг
Восточная политика ватикана на примере украины iconСвоеволин Ю. В. Курсовая работа по дисциплине: распределение производственных...
Украины. Описывается структура хозяйств апк в целом и отдельно по отраслям, почвенные, водные и земельные особенности географии Украины,...
Восточная политика ватикана на примере украины iconПрофессор владимир серафимович зеленецкий жизненный и творческий путь
Украины, старшего советника юстиции, Почетного работника прокуратуры, заместителя директора по науке Института изучения проблем...
Восточная политика ватикана на примере украины iconКурсовая работа «К защите допускаю»
Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере Республики Башкортостан)
Восточная политика ватикана на примере украины iconКонспект урока географии в 8 классе по теме «восточная сибирь» Тема: «Восточная Сибирь»
Образовательная цель: изучить особенности географического положения региона на карте России. Выяснить тектоническое строение территории...
Восточная политика ватикана на примере украины iconВторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г и Иван Мазепа
Карла XII: о. Зеландия – восточная Прибалтика – Польша – Саксония Белоруссия – восточная Украина. После переломной Полтавской победы...
Восточная политика ватикана на примере украины iconСовременные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины
Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт", г. Конотоп
Восточная политика ватикана на примере украины iconТехническое задание на выполнение проекта «Строительство 3-х энергетических...
МВт на тэс «Максимо Гомэс» и трёх новых блоков 200 мвт на тэс «Восточная Гавана» в Республике Куба
Восточная политика ватикана на примере украины iconТематика курсовых работ (рефератов) для факультета заочного обучения
Демографическая политика в развивающихся странах (на примере отдельных стран или регионов)
Восточная политика ватикана на примере украины iconРеферат На тему «История Internet»
Этот сайт является попыткой критического осмысления пути, пройденного глобальной сетью Интернет в процессе своего развития, на примере...
Восточная политика ватикана на примере украины iconРеферат на тему: Транспортная составляющая интеграции Украины в мировую экономику
Экономическое состояние, проблемы и перспективы развития отдельных отраслей транспортной промышленности Украины: 5
Восточная политика ватикана на примере украины iconКомментарий к законам Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные...
Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об обеспечении проведения мобилизации» от 27. 03. 2014 г....
Восточная политика ватикана на примере украины iconТемы рефератов и научных работ по политологии Аграрная политика в Республике Беларусь
Брсм и его роль в идейно-политическом воспитании студенческой молодежи (на примере Гродненских вузов и сузов)
Восточная политика ватикана на примере украины iconНа благо юга России и востока Украины потрудится целая армия википедистов
В начале лета объявлено о начале конкурса изображений и статей, посвященных истории, географии, природе, культуре, знаменитым жителям...
Восточная политика ватикана на примере украины iconКлиматические показатели Украины
Тищенко П. Г. Физическая география Украины: учеб для 8 кл общеобразоват учеб заведений / П. Г. Шищенко, Н. В. Мунич. – К. Зодіак-...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск