МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ » для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки
040101 «Социальная работа»
Автор: Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры «социальных наук».
Рост числа приверженцев традиционных конфессий, а также и различных деструктивных культов в современной России, обуславливает необходимость для специалистов по социальной работе ориентироваться в религиозной ситуации в стране, понимать психологию верующего человека (возможного клиента социальных служб). Это и представляется главной целью курса «Социальная работа с представителями различных конфессий».
Основные задачи курса «Социальная работа с представителями различных конфессий»:
- сформировать основные представления о религиозной антропологии.
-раскрыть типологию религиозности;
-сформировать представления о современной религиозной ситуации в стране и в Мурманской области, в частности;
- познакомить с законодательством о свободе совести в современной России;
-раскрыть основные принципы социальной работы как с представителями традиционных конфессий, так и членами деструктивных сект.
Курс «Социальная работа с представителями различных конфессий» связан с курсами социальной психологии, социологии, истории религий, технологий социальной работы.
Студенты, завершившие изучение данного курса, должны уметь применять полученные знания на практике в работе с клиентом.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР
| СР
| 1.
| Тема 1. Религия в общественной жизни.
| 2
| 2
|
| 7
| 2.
| Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.
| 4
| 2
| 2
| 6
| 3.
| Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы
| 8
| 4
| 4
| 10
| 4.
| Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы
| 8
| 4
| 4
| 10
| 5.
| Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области.
| 2
| 2
|
| 8
|
| Всего:
| 24
| 14
| 10
| 41
|
Содержание практических занятий
Семинар 1
Тема «Религия в общественной жизни»
Социальные позиции религии.
Социальные функции религии.
Структура религии.
Религия и социальная работа.
Вопросы для коллективного обсуждения
По Вашему мнению, какие социальные позиции занимает и может занимать в мире религия?
Что понимается под сакрализацией общественной жизни? Насколько это понятие применимо к характеристике общественной жизни России на современном этапе?
Что понимается под секуляризацией в современном обществе?
Какие функции религии имеют значение для социальной работы?
Литература
Основная
1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
2.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Дополнительная
1.Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1996.
2. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.
3. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006. Семинар 2
Тема «Религиозная ситуация в современной России» План
Понятие религиозной ситуации в социологии религии.
Отличительные особенности современной религиозной ситуации в России.
Международные документы по вопросам свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций.
Законодательство о свободе совести в современной России.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что Вы вкладываете в понятие «религиозная ситуация»?
Что Вы понимаете под традиционными религиозными конфессиями?
Как Вы относитесь к деятельности западных миссионеров в России?
Каковы основные факторы, определяющие современную религиозную ситуацию в российском обществе?
Каково влияние религиозной ситуации на социально-политические процессы в современной России?
Литература
Основная
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)
Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).
Дополнительная
Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
Грашевская О.В. Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.
Конституция РФ (1993 г.).
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.
Семинар 3
Тема «Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы» Часть 1. Основы религиозной антропологии
План 1.Религиозная антропология. Ее специфика.
2.Христианская антропология в целом.
3. Традиционная христианская антропология (православная и католическая).
4. Протестантская антропология. Вопросы для коллективного обсуждения
1.В чем основное различие западной и восточной религиозной антропологии?
2.Сравните взгляд на человека в православной и католической антропологии.
3.В чем различие между традиционной христианской и протестантской антропологией?
Литература
Основная 1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
2.Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
3.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
4. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006. Дополнительная
1. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.
2. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.
3. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006. Часть II. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы План
Понятие религиозности. Типология религиозности.
Социально-демографические характеристики верующих в современной России.
Религия и семья.
Верующие как возможные объекты социальной работы.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что Вы понимаете под религиозностью, религиозной психологией?
Как Вы считаете, сохранены ли в современной российской семье религиозные традиции? Необходимо ли их пропагандировать в социальной работе?
Сопоставьте функции социального работника и священника.
Литература
Основная
Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.
Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.
Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.
Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.
«Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.
Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.
Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.
Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.
Дополнительная
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.
Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.
Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.
Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.
Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.
Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.
Семинар 4
Тема «Представители тоталитарных сект как объект социальной работы» План
Тоталитарные секты и деструктивные культы. Общие понятия.
Тоталитарные секты в современной России.
«Свидетели Иеговы» - секта или религиозная конфессия?
Члены тоталитарных сект как объект социальной работы.
Деятельность социального работника по профилактике сектантства среди молодежи.
Нормативно-правовые документы, препятствующие возникновению и деятельности сектантских групп.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что Вы понимаете под тоталитарной сектой, деструктивным культом?
В чем, по Вашему мнению, главное отличие секты от религиозной конфессии?
Как Вы считаете, насколько может быть эффективна социальная работа с членами деструктивных культов?
Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее эффективными?
Известны ли Вам случаи проявления сектантства и религиозного экстремизма в Мурманской области?
Литература
Основная
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.
Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Дополнительная
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.
Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.
Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература.
Основная
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.
Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.
Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.
Дополнительная
Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.
Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.
Грашевская О.В. Русская Православная Церковь и религиозная обстановка на Кольском Севере в конце 80-х гг. – начале ХХI века// Ушаковские чтения: Материалы 1-й научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова. – Мурманск, 2004. - С.153–158 .
Грашевская О.В. Религиозная обстановка и положение Русской православной церкви в Кандалакшском районе в советский период (1917-1988 гг.)// Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие. Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции «Первые Федоритовские чтения», посвященной 480-летию основания Кандалакши – СПБ, 2007 – С.102-120.
Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.
Дворкин А. На Север стремятся секты, занимающиеся шпионажем?//Комсомольская правда. – 2007. – 7 ноября. – С.7.
Дворкин А. В секту не приходят, туда приводят//Аргументы и факты на Мурмане. - 2007. - № 46. – С.13.
Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.
Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.
Козлов А.А. Социальная работа и проблемы духовности//Российский журнал социальной работы. - № 1996 - № 1.
Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.
Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.
Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.
Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.
Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.
На покаяние, к священнику//Литературная газета. – 2006. - № 28. – 12-18 июля. – С.5.
«Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.
Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.
Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.
Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.
Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.
Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.
Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.
Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.
Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.
Шаймиев М. Нация и вера – в наших генах//Аргументы и факты. – 2006. - № 37. – С.5.
Международные и отечественные законодательно- правовые акты
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).
Конституция РФ (1993 г.).
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).
Материально-техническое обеспечение дисциплины
DVD: Религиозные секты: свобода от совести. Части 1, III, IV, V. Автор и режиссер А.Егорцев, продюсер Н.Фрицлер. – 2004.
Примерные зачетные тестовые задания 1. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.) признает «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»:
а. буддизма
б. ислама
в. иудаизма
г.православия 2. Под свободой совести понимается:
а. принятие любого вероисповедания
б.атеистические воззрения
в. обеспеченная законом возможность для каждого гражданина добровольного выбора своего отношения к религии: как принятия любого вероисповедания, так и полного неприятия вероисповедания и культа. 3. Православие является в России:
а. государственной религией
б. традиционной конфессией
в. деноминацией 4. Изоляция, социальное групповое давление, страх - приемы, которые используются в :
а. в традиционных церквях
б.деноминациях
в. тоталитарных сектах Примерный перечень вопросов к зачету
Социальные функции религии.
Структура религии.
Религиозная антропология.
Характеристика современной религиозной ситуации в России.
Традиционные религиозные конфессии в современной России.
Законодательство о свободе совести в России.
Понятие о религиозности и религиозной психологии.
Религия и социальная работа.
Религия и семья в современном обществе.
Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.
Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.
Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.
Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.
Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.
Примерная тематика рефератов
Роль религии в современном обществе.
Социальные функции религии.
Современная религиозная ситуация в России: проблемы и противоречия.
Гуманистический потенциал мировых религий и его влияние на практику социальной помощи.
Современные верующие: кто они?
Традиционные религиозные конфессии в современной России.
Религиозность и религиозная психология.
Религия и семья в современном обществе.
Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.
Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.
Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.
Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.
Нравственно-гуманистические истоки социальной работы.
Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.
«Православные: почему они такие?»
|