Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная





Скачать 201.82 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная
Дата публикации04.11.2014
Размер201.82 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М.Волосникова

__________ _____________ 2011 г.

ПАЛЕЗООЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов направления 020200.62 – «Биология», форма обучения - очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Н.Я.Попов/

«27» августа 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии

« 29 » августа 2011 г., протокол № 1

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 12 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

« 29 » августа 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, департамента биологии

« 24 » сентября 2011 г., протокол № 1

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.В.Фролова /

« 24 » сентября 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А.Федорова /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Департамент биологии

Кафедра зоологии и ихтиологии



Попов Н.Я.


ПАЛЕЗООЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020200.62 – «Биология»,

форма обучения - очная

Тюменский государственный университет

2011

Попов Н.Я. Палезоология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 12 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Палезоология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич




© Тюменский государственный университет, 2011.

© Попов Н.Я., 2011.


  1. Пояснительная записка.


Целью дисциплины «Палеозоология» является получение базовых знаний об основных закономерностях функционирования органического мира прошлого с его законами развития во времени и пространстве.

В процессе изучения дисциплины студенты решают следующие задачи: познают типы сохранности, химический состав и породообразующую роль ископаемых; рассматривают закономерности эволюции; рассматривают биотические события с точки зрения возникновения жизни, массовых появлений и вымираний организмов крупного таксономического ранга; изучают основные характеристики конкретных систематических единиц; выясняют закономерности, сопровождающие непрерывность развития жизни на Земле.

Учебно-методический комплекс «Палеозоология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: основные этапы развития органического мира, значение ископаемых организмов как породообразователей, их роль в образовании полезных ископаемых.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по дисциплине, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания данной дисциплины и ведения дискуссии.


2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 1. Форма аттестации - зачет. Общее количество часов дисциплины составляет 130 часов, в т.ч.. 36 часов – лекций и 94 часа – самостоятельной работы.

Таблица 1

2. Тематический план дисциплины:




Наименование темы

Недели семестра

Лекции

(час.)

Самост. работа

(час.)

Всего по дисциплине

(час)

Баллы




Модуль 1.
















1.

Введение

1

2

4

6

0-5

2.

Среда обитания в настоящем и

Прошлом

2-4

6

15

21

0-10

3.

Палеозоология и геология

5-6

4

15

19

0-15




Всего:

6

12

34

46

0-30




Модуль 2.
















4.

Некоторые закономерности

Эволюции

7-9

6

15

21

0-5

5.

Характеристика эонов, эр и

Периодов

10-12

6

15

21

0-35




Всего:

6

12

30

42

0-40




Модуль 3.
















6.

Тип хордовые

13-15

6

15

21

0-15

7.

Класс млекопитающих

16-18

6

15

21

0-15




Всего:

6

12

30

42

0-30




Итого

18

36

94

130

100

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос по теме



Письменные работы


Итого

баллов

Реферат

Глоссарий

Модуль 1













1.

0-5







0-5

2.

0-5







0-5

3.

0-10

0-10




0-20

Всего

0-20

0-10




0-30

Модуль 2













4.




0-5




0-5

5.

0-15

0-15




0-30

Всего

0-15

0-20




0-35

Модуль 3













6.

0-10

0-10




0-20

7.

0-5

0-5

0-5

0-15

Всего

0-15

0-15

0-5

0-35

Итого

0-50

0-45

0-5

0-100



Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Чтение дополнительной литературы.

1

4




2.

Среда обитания в настоящем и

Прошлом

Устный опрос.


Конспектирование дополнительной литературы.

2-4

15

0-15

3.

Палеозоология и геология

Изучение отдельных тем

(для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).


Конспектирование дополнительной литературы.

5-6

15

0-15




Всего по модулю 1:

6

34

0-30

Модуль 2
















4.

Некоторые закономерности

Эволюции

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Чтение дополнительной литературы.

7-9

15

0-5

5.

Характеристика эонов, эр и

Периодов

Изучение отдельных тем.

(для устного опроса). Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Глоссарий.

Реферирование периодической литературы. Чтение дополнительной литературы

Просмотр и аннотация видеофильма.



10-12

15

0-35




Всего по модулю 2:

6

30

0-40

Модуль 3
















6.

Тип хордовые

Изучение отдельных тем (для устного опроса). Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).


Конспектирование дополнительной литературы.

13-15

15

0-15

7.

Класс млекопитающих

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий

(рефератов).

Конспектирование дополнительной литературы.

16-18

15

0-15




Всего по модулю 3:

6

30

0-30




Итого:

18

94

0-100



  1. Содержание дисциплины.




  1. Введение


Общие сведения о палеонтологии и объектах ее исследования. Объекты и их классификация по типам сохранности. Процессы фоссилизации. Методы изучения ископаемых организмов. Значение ископаемых остатков для геологии и палеонтологии.

Основные направления и разделы: морфология, систематика, палеоэкология, тафономия. Принципы систематики современных и ископаемых организмов. Таксономические единицы. Уровни организации органического мира.

2. Среда обитания в настоящем и прошлом

Образ жизни и условия существования организмов в водной и наземной среде. Биономические области моря. Планктон, нектон, бентос. Условия существования на суше. Континентальная фауна и флора. Закономерности захоронения. Реконструкция образа жизни и условий существования.

3. Палеозоология и геология

Геохронологическая шкала, соотношение геохронологических и стратиграфических подразделений. Эволюция органического мира - основа относительной геохронологии. Этапы развития органического мира. Значение ископаемых организмов как породообразователей, их роль в образовании нерудных полезных ископаемых.

4. Некоторые закономерности эволюции

Триада Ч. Дарвина: изменчивость, наследственность, естественный отбор. Онтогенез, астогенез, филогенез. Параллелизм, гомологичные и аналогичные ряды развития. Биологический прогресс и регресс.

5. Характеристика эонов, эр и периодов

Органический мир археозоя, протерозоя и фанерозоя. Палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры. Этапы развития, стратиграфия и биотические события. Систематический состав организмов, характерных для эр и периодов. Важнейшие биотические события.

6. Тип хордовые

Бесчелюстные. Челюстноротые. Надклассы рыб и четвероногих. Классы земноводных, пресмыкающихся и птиц. Общая характеристика, этапы развития. Эволюционное значение кистеперых рыб. Связь древнейших земноводных с кистеперыми рыбами. Зверообразные пресмыкающиеся. Ящеротазовые и птицетазовые динозавры.

7. Класс млекопитающих

Общая характеристика. Дифференциация зубов в связи с приспособлением к различным условиям существования. Основные подклассы млекопитающих: первозвери, сумчатые и настоящие звери. История появления и становления человека.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


  1. Введение

Устный опрос:

1.Процессы фоссилизации.

2. Объекты и их классификация по типам сохранности.

3. Этапы развития органического мира.
2. Среда обитания в настоящем и прошлом

Устный опрос:

1.Биономические зоны моря.

2. Закономерности захоронения.

3. Условия существования на суше.

3. Палеозоология и геология

Устный опрос:

  1. Стратиграфия

  2. Геохронологическач шкала.

  3. Основные породообразующие ископаемые.

Темы рефератов:

1.Геохронологическая шкала.

2.Этапы развития органического мира

3.Каустобиолиты.
4. Некоторые закономерности эволюции

Темы рефератов:

1. Онтогенез

2. Астогенез

3. Филогенез

4. Биологический прогресс

5. Биологический регресс


  1. Характеристика эонов, эр и периодов


Устный опрос:

  1. Изменчивость.

  2. Наследственность.

  3. Естественный отбор.

Темы рефератов:

1. Археозой

2.Протерозой.

3. Фанерозой.



  1. Тип хордовые

Устный опрос:

1. Палеозойская эра

2. Мезозойская эра

3. Кайнозойская эра.
Темы рефератов:

  1. Общая характеристика и морфология хордовых.

  2. Происхождение хордовых.

  3. Основные этапы развития позвоночных и их геологическое распространение.

  4. Общая характеристика птиц.




  1. Класс млекопитающих

Устный опрос:

  1. Общая характеристика.

  2. История появления и становления человека.

Составление глоссария.

Дать развернутое толкование понятий:

  1. Клоачные

  2. Сумчатые

  3. Плацентарные

5. Контрольные вопросы к зачету.


  1. Разделы палеонтологии.

  2. Биологический прогресс.

  3. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

  4. Жизненные пленки и сгущения жизни.

  5. Тафономия.

  6. Сохранность ископаемых.

  7. Каустобиолиты.

  8. Условия обитания организмов в водной среде.

  9. Амниотическое яйцо.

  10. Рептилии.

11.Условия обитания на суше.

  1. Нотогея.

  2. Палеогея.

  3. Неогея.

  4. Арктогея.

  5. Доядерные организмы.

17.Конвергенция и дивергенция.

18. Породообразующие и рифостроящие организмы прошлого.

19. Переход к наземной жизни.

  1. Геологическая история (геохронологическая таблица).

  2. Биотические события в протерозое, мезозое и кайнозое.

  3. Надкласс рыб.

  4. Настоящие звери.

  5. Первичноротые.

  6. Низшие приматы.

23.Высшие приматы.
6. Образовательные технологии.
Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты.

Экскурсии в Зоомузей ТюмГУ и Тюменский областной краеведческий музей.

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
7.1. Основная литература:

1. Бондаренко, О.Б. Палеонтология : учеб. для студентов, обуч. по напр. "Геология" : в 2 т. / О. Б. Бондаренко, И. А. Михайлова. – М.: Академия. - (Высшее профессиональное образование : Бакалавриат. Т. 1. - 2011. - 208 с. Гриф УМО

2. Бондаренко, О.Б. Палеонтология : учеб. для студентов, обуч. по напр. "Геология" : в 2 т. / О. Б. Бондаренко, И. А. Михайлова. – М.: Академия. Т. 2. - 2011. - 272 с. Гриф УМО

3. Черепанов, Г.О. Палеозоология позвоночных. М.: «Академия», 2007. – 352 с. Гриф УМО
7.2 Дополнительная

1. Михайлова, И.А. Палеонтология. Ч. 1. М.: МГУ, 1997.- 448 с.

2. Михайлова, И.А. Палеонтология. Ч. 2. М.: МГУ, 1997.- 496 с.

3. Четвертичная палеозоология на Урале: (к 90-лет. со д. р. проф. И. М. Громова)/ Ин-т экологии растений и животных УрО РАН; сост. Н. Г. Смирнов. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. - 270 с.



    1. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:


http://ru.wikipedia.org/wiki/Мезозой

http://ru.wikipedia.org/wiki/Палеозой

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайнозой

http://dino-bird.ru

http://mu-paleo-world.ucoz.com

    1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).


Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Палеозоология» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются плакаты, карты, фондовые материалы зоологического музея и др.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2011 г., протокол №1). Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconРабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,...
Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Туризм» (очная, заочная формы обучения), 100100. 62 «Сервис» (очная форма обучения)
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020100. 68 – «химия» (магистерская программа «Физико-химический...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол №1) Соответствует требованиям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск