Скачать 201.82 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л.М.Волосникова __________ _____________ 2011 г. ПАЛЕЗООЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200.62 – «Биология», форма обучения - очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Н.Я.Попов/ «27» августа 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии « 29 » августа 2011 г., протокол № 1 «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 12 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ « 29 » августа 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, департамента биологии « 24 » сентября 2011 г., протокол № 1 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/О.В.Фролова / « 24 » сентября 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А.Федорова / «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТДепартамент биологииКафедра зоологии и ихтиологииПопов Н.Я. ПАЛЕЗООЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 – «Биология», форма обучения - очная Тюменский государственный университет 2011 Попов Н.Я. Палезоология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 12 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Палезоология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2011. © Попов Н.Я., 2011.
Целью дисциплины «Палеозоология» является получение базовых знаний об основных закономерностях функционирования органического мира прошлого с его законами развития во времени и пространстве. В процессе изучения дисциплины студенты решают следующие задачи: познают типы сохранности, химический состав и породообразующую роль ископаемых; рассматривают закономерности эволюции; рассматривают биотические события с точки зрения возникновения жизни, массовых появлений и вымираний организмов крупного таксономического ранга; изучают основные характеристики конкретных систематических единиц; выясняют закономерности, сопровождающие непрерывность развития жизни на Земле. Учебно-методический комплекс «Палеозоология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. . В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 1. Форма аттестации - зачет. Общее количество часов дисциплины составляет 130 часов, в т.ч.. 36 часов – лекций и 94 часа – самостоятельной работы. Таблица 1 2. Тематический план дисциплины:
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Общие сведения о палеонтологии и объектах ее исследования. Объекты и их классификация по типам сохранности. Процессы фоссилизации. Методы изучения ископаемых организмов. Значение ископаемых остатков для геологии и палеонтологии. Основные направления и разделы: морфология, систематика, палеоэкология, тафономия. Принципы систематики современных и ископаемых организмов. Таксономические единицы. Уровни организации органического мира. 2. Среда обитания в настоящем и прошлом Образ жизни и условия существования организмов в водной и наземной среде. Биономические области моря. Планктон, нектон, бентос. Условия существования на суше. Континентальная фауна и флора. Закономерности захоронения. Реконструкция образа жизни и условий существования. 3. Палеозоология и геология Геохронологическая шкала, соотношение геохронологических и стратиграфических подразделений. Эволюция органического мира - основа относительной геохронологии. Этапы развития органического мира. Значение ископаемых организмов как породообразователей, их роль в образовании нерудных полезных ископаемых. 4. Некоторые закономерности эволюции Триада Ч. Дарвина: изменчивость, наследственность, естественный отбор. Онтогенез, астогенез, филогенез. Параллелизм, гомологичные и аналогичные ряды развития. Биологический прогресс и регресс. 5. Характеристика эонов, эр и периодов Органический мир археозоя, протерозоя и фанерозоя. Палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры. Этапы развития, стратиграфия и биотические события. Систематический состав организмов, характерных для эр и периодов. Важнейшие биотические события. 6. Тип хордовые Бесчелюстные. Челюстноротые. Надклассы рыб и четвероногих. Классы земноводных, пресмыкающихся и птиц. Общая характеристика, этапы развития. Эволюционное значение кистеперых рыб. Связь древнейших земноводных с кистеперыми рыбами. Зверообразные пресмыкающиеся. Ящеротазовые и птицетазовые динозавры. 7. Класс млекопитающих Общая характеристика. Дифференциация зубов в связи с приспособлением к различным условиям существования. Основные подклассы млекопитающих: первозвери, сумчатые и настоящие звери. История появления и становления человека. 4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Устный опрос: 1.Процессы фоссилизации. 2. Объекты и их классификация по типам сохранности. 3. Этапы развития органического мира. 2. Среда обитания в настоящем и прошлом Устный опрос: 1.Биономические зоны моря. 2. Закономерности захоронения. 3. Условия существования на суше. 3. Палеозоология и геология Устный опрос:
Темы рефератов: 1.Геохронологическая шкала. 2.Этапы развития органического мира 3.Каустобиолиты. 4. Некоторые закономерности эволюции Темы рефератов: 1. Онтогенез 2. Астогенез 3. Филогенез 4. Биологический прогресс 5. Биологический регресс
Устный опрос:
Темы рефератов: 1. Археозой 2.Протерозой. 3. Фанерозой.
Устный опрос: 1. Палеозойская эра 2. Мезозойская эра 3. Кайнозойская эра. Темы рефератов:
Устный опрос:
Составление глоссария. Дать развернутое толкование понятий:
5. Контрольные вопросы к зачету.
11.Условия обитания на суше.
17.Конвергенция и дивергенция. 18. Породообразующие и рифостроящие организмы прошлого. 19. Переход к наземной жизни.
23.Высшие приматы. 6. Образовательные технологии. Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты. Экскурсии в Зоомузей ТюмГУ и Тюменский областной краеведческий музей. 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 7.1. Основная литература: 1. Бондаренко, О.Б. Палеонтология : учеб. для студентов, обуч. по напр. "Геология" : в 2 т. / О. Б. Бондаренко, И. А. Михайлова. – М.: Академия. - (Высшее профессиональное образование : Бакалавриат. Т. 1. - 2011. - 208 с. Гриф УМО 2. Бондаренко, О.Б. Палеонтология : учеб. для студентов, обуч. по напр. "Геология" : в 2 т. / О. Б. Бондаренко, И. А. Михайлова. – М.: Академия. Т. 2. - 2011. - 272 с. Гриф УМО 3. Черепанов, Г.О. Палеозоология позвоночных. М.: «Академия», 2007. – 352 с. Гриф УМО 7.2 Дополнительная 1. Михайлова, И.А. Палеонтология. Ч. 1. М.: МГУ, 1997.- 448 с. 2. Михайлова, И.А. Палеонтология. Ч. 2. М.: МГУ, 1997.- 496 с. 3. Четвертичная палеозоология на Урале: (к 90-лет. со д. р. проф. И. М. Громова)/ Ин-т экологии растений и животных УрО РАН; сост. Н. Г. Смирнов. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. - 270 с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мезозой http://ru.wikipedia.org/wiki/Палеозой http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайнозой http://dino-bird.ru http://mu-paleo-world.ucoz.com
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Палеозоология» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются плакаты, карты, фондовые материалы зоологического музея и др. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2011 г., протокол №1). Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная... | ||
Рабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,... Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Туризм» (очная, заочная формы обучения), 100100. 62 «Сервис» (очная форма обучения) | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020100. 68 – «химия» (магистерская программа «Физико-химический... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол №1) Соответствует требованиям... |