ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «Прокурорский надзор»
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
030900.62 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) «Бакалавр»
Ижевск
2012 Автор: Р.З. Шамсутдинова, кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Ижевского юридического института РПА Минюста России Рецензенты: К.Г. Дедюхин, кандидат юридических наук, заместитель директора Ижевского юридического института РПА Минюста России по учебной и воспитательной работе С.С. Калугин, кандидат юридических наук, доцент, преподаватель цикла специальных и общеправовых дисциплин ФКОУ ДПО «УЦ УФСИН России по УР»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения высшего профессионального образования с учётом рекомендаций примерной ООП ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр», для студентов Ижевского юридического института (ф) РПА Минюста России.
Учебно-методический комплекс содержит материал для овладения студентами общекультурными и профессиональными знаниями, умениями и навыками в сфере деятельности органов Прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законности.
Учебно-методический комплекс рассчитан на студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по основным и сокращенным образовательным программам.
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой уголовно-правовых дисциплин (протокол № 4 от 29.04.2012г.) и рекомендован Учебно-методическим советом Ижевского юридического института (филиала) ФГБОУ ВПО РПА Минюста России для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», квалификация (степень) – «бакалавр». © Ижевский юридический институт (филиал) РПА Минюста России, 2012.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Целью преподавания дисциплины «Прокурорский надзор» является формирование у студентов знания теоретических основ как законодательства о прокурорском надзоре, так теории и практики деятельности прокуроров в традиционно сложившихся отраслях надзора и основных направлений деятельности прокуроров.
Задача курса - изучение правовой регламентации деятельности государства в сфере прокурорского надзора, форм и методов осуществления этой деятельности, системы субъектов, ее осуществляющих, особенностей правоотношений в рассматриваемой области, а также особенностей процедуры применения норм, регулирующих деятельность прокурора в правоприменительной практике.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Прокурорский надзор» представляет собой дисциплину вариативной части цикла профессиональных дисциплин (ПЦ.В. 11). Преподается в 3 семестре. Форма итогового контроля – экзамен.
Прокурорский надзор – самостоятельная отрасль российского права, обладающая собственным предметом и методом правового регулирования, особой системой правовых норм. При этом дисциплина тесно связана с другими юридическими дисциплинами: теория государства и права, конституционное, международное, гражданское, трудовое, предпринимательское право. Оно базируется на основных положениях уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, административного права, таможенного права, экологического и земельного права. Поэтому успешное усвоение курса Прокурорский надзор предполагает предварительное или параллельное изучение названных учебных дисциплин.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
1. Общекультурные компетенции (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
2. Профессиональные компетенции (ПК) в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Студент знает:
- Основную нормативно-правовую базу, регулирующую организацию и деятельность прокуратуры и принципов организации прокуратуры ( ОК-1, ПК-1, ПК-5);
- Особенности осуществления деятельности органов прокуратуры, основы государственной службы (ОК-11, ПК-3, ПК-4, ПК-5);
- Основную нормативно правовую базу в области основных направлений деятельности прокуратуры (ОК-11, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ПК-14);
Основы административных правоотношений (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК- 7ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13).
Студент умеет:
Использовать полученные теоретические знания при освоении практических навыков в правоохранительных и судебных структурах (ОК-10,ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10);
Применять и составлять правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения (ОК-11, ПК-1, ПК-6, ПК- 7, ПК-13, ПК-15, ПК-16 ).
Студент владеет:
Навыками в работе со справочно-информационными системами (ОК-11,ОК-12);
Способами кодификации источников нормативно-правовой базы (ОК-11, ОК-12, ПК- 2, ПК-3, ПК-6);
- самостоятельной работой с учебной и научной литературой ( ПК-5, ПК-7);
- навыками свободного владения юридическими понятиями и категориями (ПК-8, ПК-9).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО тЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Тематический план для студентов очной формы
Наименование разделов и тем | Количество часов | Самостоятельная работа | Всего часов | Обязательные учебные занятия | Аудит. занятия | Лекции | | Контр. работы | Тема 1. Предмет и основное содержание курса «Прокурорский надзор»
| 6
| 4
| 2
| 2
|
| 2
| Тема 2. История возникновения и развития прокуратуры в России
| 2
| -
| -
| -
|
| 2
| Тема 3. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
| 4
| 2
| -
| 2
|
| 2
| Тема 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
| 8
| 4
| 2
| 2
|
| 4
| Тема 5. Система и структура органов прокуратуры РФ
| 8
| 4
| 2
| 2
|
| 4
| Тема 6. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов
| 8
| 4
| 2
| 2
|
| 4
| Тема 7. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
| 6
| 2
| -
| 2
|
| 4
| Тема 8. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия
| 10
| 6
| 2
| 4
|
| 4
| Тема 9. Прокурорский надзор за исполнением законов, органами осуществляющими оперативно розыскную деятельность
| 6
| 2
| -
| 2
|
| 4
| Тема 10. Надзор за исполнением законов судебными приставами
| 8
| 4
| 2
| 2
|
| 4
| Тема 11. Надзор за исполнением законов при исполнении наказаний и применении назначаемых судом мер принудительного характера
| 10
| 6
| 2
| 4
|
| 4
| Тема 12. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
| 10
| 6
| 2
| 4
|
| 4
| Тема 13. Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводствах
| 8
| 4
| -
| 4
|
| 4
| Тема 14. Служба в органах и учреждениях прокуратуры
| 8
| 4
| 2
| 2
|
| 4
| Тема 15. Координация деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью
| 6
| 2
| -
| 2
|
| 4
| Итого за 3 семестр:
| 108
| 54
| 18
| 36
|
| 54
| Форма контроля:
| Экзамен
| |