Агентство по образованию





НазваниеАгентство по образованию
страница1/34
Дата публикации18.07.2013
Размер4.19 Mb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Право > Тезисы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

в г. ВЫБОРГЕ

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
Тезисы докладов

11-й научной межвузовской конференции аспирантов и студентов,

посвященной 300-летию взятия Выборга войсками Петра I

и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

(27-28 апреля 2010 года)

Выборг

2010

65.9(2Р)


Печатается по решению Совета филиала СЗАГС в г. Выборге

Ответственные за выпуск:

д-р. ист. наук, профессор Кащенко С.Г., канд. ист. наук, доцент Шишкин В.В., канд. экон. наук Иваненко В.А.,. канд. экон. наук, доцент Летуновская М.Е., канд. экон. наук Дробот Е.В., канд. физ-мат. наук Соколов А.С., канд. ист. наук Чиндин А.Ю., Чиндина Т.А, Абакшина Э.Н., Вассель Е.В., Зудина Т.В., Губин В.В.

Состояние и перспективы социально-экономического развития Северо-Запада России: Тезисы докладов научной межвузовской конференции аспирантов и студентов: филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Выборге. – Выборг, 2010. – 366 c.

Ответственный редактор: В.В. Шишкин


 Коллектив авторов, 2010

Филиал СЗАГС в г. Выборге

188800, Ленинградская область, г. Выборг, Ленинградский пр., д.11

тел/факс (81378) 2-18-04, 2-50-84

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Рогулин Н. Г., доцент, канд. ист. наук,

Санкт-Петербургский

государственный университет
Походы русской армии к Выборгу в 1706 и 1710 гг.

Походы Петра I к Выборгу в 1706 и 1710 гг. подробно освещены в литературе. Этому, во многом, способствовало наличие опубликованных источников, таких как «Письма и бумаги императора Петра Великого», «Книга Марсова», «Журнал или поденная записка императора Петра Великого». Опубликованы сборники документов и материалов, в которых также представлены источники по истории взятия крепости. Среди них следует выделить составленный А. З. Мышлаевским 5-й выпуск «Сборника военно-исторических материалов»1, а из работ последнего времени – сборник, посвященный истории Выборга2. Ход двух операций описан в литературе с точностью почти до дня. Однако сравнение походов 1706 и 1710 г., почти не присутствующее в военно-исторических сочинениях, может быть интересным для изучения изменения военного искусства русской армии.

Петр называл Северную войну «троевременной школой», т.к. ее продолжительность втрое превышала время, проводимое учеником в обычной школе. Первый и второй походы относятся хронологически, если можно так выразиться, к разным этапам «обучения», и в сравнении показывают изменения, которые произошли с армией и ее командным составом, прежде всего – с самим Петром.

Овладение Выборгом рассматривалось как важнейшее мероприятие для обеспечения Санкт-Петербурга и Ингерманландии от нападения шведов с северо-запада. О том, какое значение придавал взятию Выборга Петр I, говорит тот факт, что первый поход был организован поспешно, как только представилась такая возможность. В марте 1706 г. русская армия выходит из окружения в Гродно и отступает к Киеву. Не сумев догнать ее, Карл XII направляется в Саксонию, с целью разбить войска Августа II и принудить его отказаться и от польской короны, и от союза с Россией. Воспользовавшись образовавшейся передышкой, Петр в августе начинает подготовку к походу на Выборг.

Организация похода 1706 г. была возложена на петербургского обер-коменданта Романа Вилимовича Брюса. К концу сентября из Новгорода, Пскова и Ингерманландии были собраны 19 пехотных и стрелецких полков, 7 драгунских полков, 2000 казаков и 2000 низовой конницы; общая численность войск составляла 13 000 пехоты и 9 000 кавалерии.

Весьма любопытна инструкция, разработанная Петром I для войск, участвовавших в операции, и названная «Как чинить в нынешнем походе»3. Она регламентировала поведение в походе, при лагерной стоянке и в сражении и представляет интерес как одно из промежуточных наставлений, разработанных Петром в ходе Северной войны. У офицеров на время похода отбирались все караулы. 6 человек оставлялись генерал-майорам, 3 – полковникам, все прочие должны были довольствоваться денщиками. Запрещалось «без главного указу» отсылать солдат или драгун на расстояние более 300 сажен.

На походе запрещалось ломать строения, жечь и портить что-либо «без указу», шуметь и пьянствовать.

Особое внимание уделялось недопущению в сражении паники – «крика» – вплоть до разрешения офицерам заколоть на месте паникера. В сражении предписывалось не отвлекаться на вынос раненых или убитых, т.к. для этого предназначались денщики или специальные нестроевые. Под страхом смерти запрещался грабеж.

4-я статья инструкции описывала действия в бою: «Во время баталии пехотным стрелять таким образом: первые шеренги на коленях, а вторые стоя (как указано полкам Стрекалову, Скулину, Путятину и прочим). Ежели же через какую переправу, что неприятельская конница не может скоро переехать, то стрелять падением, коннице ж отнюдь из ружья не стрелять прежде того, пока с помощью Божией неприятеля в конфузию не приведут, но с едиными шпагами наступать на неприятеля. И всем, как конным, так и пехотным во время бою тихо и порядочно, как в стрельбе, так и в наступлении и прочих действиях поступать и отнюдь не спешить под наказанием смерти»4.

Можно видеть, что построение пехотного полка предполагается в четыре шеренги, а стрельба ведется либо залпом, либо падением – «нидерфален». Это, вероятно, одно из последних наставлений Северной войны, предписывавшее подобный архаичный прием стрельбы. Описание стрельбы «нидерфален или паданием» содержится в «Кратком обыкновенном учении» 1704 г.: «Поставить во осмь шеренок или в шесть, и когда стрелять, приказать передним всем шеренгам пасти, а задней прикладываться и стрелять, а выстреля пасть, а другой, которая перед заднею была встать, прикладыватися и стрелять. Также и прочим шеренгам делать, а набивать лежа»5. На практике солдаты не падали, а становились на колено и заряжали ружья в таком положении. В знаменитом «Учреждении к бою по настоящему времени» от 16 марта 1708 г. предписана стрельба тремя шеренгами (при четырехшереножном построении), но без постановки на колени и, тем более, без падения.

Интересно, что составляя наставление войскам, отправляющимся действовать против крепости, а не полевой армии, Петр ни слова не говорит о порядке действий собственно во время штурма.

Войскам понадобилось 9 дней, чтобы подойти к Выборгу. Но, приблизившись к крепости 12 октября, русские не застали противника врасплох – в городе располагался готовый к обороне трехтысячный гарнизон, остальные войска шведский генерал И. Майдель расположил в окрестностях для помощи осажденным в случае необходимости. Русский корпус прибыл без осадной артиллерии – тяжелые мортиры и стенобитные пушки застряли в осенней грязи, а без них не стоило и начинать подготовку к штурму. Царь приказал отобрать из застрявшего артиллерийского парка 5 мортир и 1500 бомб к ним и доставить под стены крепости, а остальные вернуть в Петербург. Лишь 22 октября осадная артиллерия прибыла к Выборгу. В «Журнале или поденной записке» дальнейшее описано кратко:

«По том как вышеписанные мортиры привезены и поставлены в кетели, в 22 день начали город бомбардировать и каркасы бросать, и продолжили оное четверы сутки, от чего в городе было 5 пожаров; по том войско за поздним временем отступило к Петербургу и государь прибыл ноября 4 дня в Петербург»6.

Таким образом, собственно осадные действия свелись к четырехдневной бомбардировке города, предпринятой без намерения его дальнейшего штурма. Бессмысленность последнего стала ясна Петру I сразу по прибытии под Выборг. Свидетельством служит его письмо А. Д. Меншикову от 19 октября, содержащее примечательные строки:

«И того ж времени пришли к городу, где обрели неудобство некоторое нынешнего времени, которое зело мне оскорбительно. Однакож изволишь вразуметь, чья вина в том, понеже сей город стоит на морском протоке и чрез оный имеет мост, и оный протянулся даже до Корели (чему посылаю чертеж при сем), а у нас судов было только две вереи. И когда б сие ведали, взяли б морем мелких судов (о чем пространнее опишу на чертеже). Мне зело досадно на тех, которые в соседях живут без отлучки, а того не сведали, и так ныне больше крепкого бомбардирования иного за поздним временем исполнить не можем»7.

В целом поход 1706 г. выглядит в известной степени авантюрой: войска двинулись к Выборгу без предварительной разведки, не зная даже, что город окружен водой, без достаточного числа осадных орудий, но со значительным количеством пехоты и кавалерии, мало пригодной для штурма крепостей. Не случайно наиболее ярким эпизодом похода 1706 г., включенном в «Журнал или поденную записку», стал захват шведского бота «Эгмонт» командой добровольцев во главе с сержантом Преображенского полка Михаилом Щепотьевым.

Совершенно иными предстают действия русских войск во время второго похода на Выборг в 1710 г.

Стремление как можно скорее овладеть Выборгом видно и из письма Петра Ф. М. Апраксину, датированному 9 июля 1709 г. Сообщив о победе русской армии при Полтаве, далее царь пишет: «И при том полагаем, что время еще сего лета довольно осталось для атаки неприятельских городов. А понеже к Выборху не чаю, чтоб сею осенью за пустотою и протчими неудобствы (о чем сам ты известен) возможно какой промысл учинить, но разве зимою, и того ради мы за благо изобрели Ревель осадить и с помощию божиею, доставать»8. Наученный опытом неудачной первой попытки взять Выборг царь предпочитает тщательно подготовить новый поход.

В операции против крепости в 1710 г. можно выделить два этапа. На первом войска под командованием Ф. М. Апраксина блокировали крепость и начали подготовку к правильной осаде. На втором этапе – с подвозом дополнительной артиллерии и установкой ее на подготовленных батареях – осадный корпус перешел к бомбардировке крепости, имея целью либо принудить гарнизон к сдаче, либо подготовить штурм.

В состав осадного корпуса входили 12 пехотных и 4 драгунских полка. Общая численность корпуса была равна приблизительно 13 000 человек. Гарнизон Выборга в 1710 г. насчитывал 6000 человек при 151 орудии. Русских войск и артиллерии было выделено явно недостаточно, но Петр I и Ф. М. Апраксин рассчитывали пополнить осадный корпус с открытием навигации.

Для начала наступления был выбран март, что позволяло осуществить движение по льду Финского залива, не опасаясь, в то же время, противодействия шведского флота. Войска выступили с острова Котлин 21 марта, и уже на следующий день прибыли под стены крепости. Осадная артиллерия, хоть и в незначительном количестве (12 пушек и 4 мортиры), была взята сразу.

Прибыв к Выборгу, русские войска овладели посадом, воспрепятствовав попыткам шведов сжечь постройки, после чего приступили к возведению апрошей и постепенному продвижению к крепости. Работа велась под огнем шведской артиллерии, которая только за первый день сделала 250 выстрелов, и была затруднена морозами и каменистой почвой, поэтому в некоторых случаях русские использовали мешки с шерстью для защиты осаждающих.

Интересны сохранившиеся данные об интенсивности артиллерийской перестрелки осаждающих и осажденных9 (Табл. 1).

Из таблицы видно, что, начав обстрел Выборга, русские отдали вначале предпочтение стрельбе из мортир, что позволяло зажечь пожары в городе. 30 и 31 марта, а также 1 апреля пушки вообще не использовались, велась только навесная стрельба, при том, что мортир было всего 4. Активное действие пушками началось лишь 2 апреля, но причинить крепости большого вреда не могло.

Также обращает на себя внимание число выстрелов, сделанных шведской артиллерией 4 апреля. В один этот день из пушек было произведено больше выстрелов, чем за 10 предыдущих дней. Подобная неслыханная интенсивность ответного артиллерийского огня возымела свое действие – генералы Брюс и Берхгольц обратились с предложение Ф. М. Апраксину штурмовать крепость. В записке, поданной ими, говорилось: «Понеже за умалением пушек мы своею стрельбою противу множества неприятельских тяжелых пушек никакова бреша учинить не можем, того ради запотребно, рассуждаем, чтоб оную крепость, не упустя нынешнего времени, с помощию Божиею избрав место, которое в худой дефензии, и без бреша штурмовать, пока еще лед не сошел…»10

Таблица 1


Дата

Выстрелы из Выборга

Выстрелы по Выборгу

Из мортир

Из пушек

Из мортир

Из пушек

21 марта

-

250

-

-

22 марта

-

207

-

-

23 марта

4

323

-

-

24 марта

8

137

-

-

25 марта

6

93

-

-

26 марта

18

93

-

-

27 марта

30

104

-

-

28 марта

35

112

-

-

29 марта

28

103

148

60

30 марта

20

100

100

-

31 марта

13

98

100

-

1 апреля

6

42

100

-

2 апреля

12

80

80

148

3 апреля

18

103

57

215

4 апреля

35

1002

65

94

5 апреля

28

116

159

254

6 апреля

-

16

92

60

7 апреля

1

36

40

90

8 апреля

3

18

20

45

Всего

265

3033

961

966


Генералы опасались увеличения числа раненых и больных в армии, число которых может превысить потери при штурме, и указывали на возможные попытки деблокады Выборга шведами.

Однако, решиться на их предложение, которое по сути сводилось к «эскаладе» – то есть штурму прямо через крепостные стены, Ф. М. Апраксин не мог. Сообщив о случившемся Петру, он запросил его мнение. Царь в своем ответе отметил как выгоду, так и опасность штурма, и предложил Апраксину решать на месте: «однако ж оной штурм мы, яко далеко будущия оттоль, весьма не возбраняем, но даём на ваше рассуждение <...> что ежели совершенную надежду в том видите, то с богом, а ежели оная худо последовать будет, то должны будете дать ответ»11. Апраксин решил не рисковать.

Второй этап овладения Выборгом начинается 9 мая после прибытия под его стены флота, прорвавшегося сквозь льды и доставившего провиант и артиллерию. С транспортом прибыл и Петр I, сразу осмотревший укрепления Выборга. 14 мая он составил «Инструкцию по подготовке к штурму Выборга». Эта инструкция разительно отличается от наставления, написанного в 1706 г. – в ней все сосредоточено именно на подготовке штурма. Предписывалось сделать 2 батареи (первая - на 40 пушек, вторая - на 20) и 3 кетеля (один на 8 мортир, на двух других - по 5), то есть сосредоточить против крепости 60 пушек и 18 мортир. Также было приказано поставить 140 гантмортир (лёгкие мортиры), в задачу которых входило мешать осажденным по ночам устранять повреждения, а также во время штурма сгонять людей со стен. При этом в запасе оставалось 20 пушек, 10 мортир и 50 гантмортир. Кроме того, царь предлагал во время штурма использовать брандеры со стороны моря, однако этого не потребовалось.

«Журнал или поденная записка» сообщает, что «Мая от 14 июня до 1 под Выборгом иного действия не было, только что отделывали батареи и кетели, и ставили на них большие привезенные на флоте пушки и мортиры»12.

В 7 часу вечера 1 июня началась интенсивная бомбардировка крепости, превратившаяся в артиллерийскую дуэль. За 6 дней по крепости было сделано 2975 выстрелов из мортир и 1539 – из пушек. Шведы ответили 7464 выстрелами из пушек и 394 - из мортир. В результате в крепостной стене была проделана обширная брешь.

6 июня началась подготовка непосредственно к штурму, но 13 июня, не дожидаясь его, гарнизон Выборга сдался, так как разрушения, сделанные огнём русской артиллерии, не оставляли никаких шансов удержать крепость.

Вторая осада Выборга, как можно видеть, носила совершенно иной характер, чем поход 1706 г. Несмотря на некоторую потерю времени, вызванную тяжелой ледовой обстановкой в Финском заливе, что препятствовало своевременной доставке осадной артиллерии, она предстает продуманной операцией, нацеленной на овладение крепостью путем правильной осады с последующим штурмом. Основная роль отводилась действиям осадной артиллерии. Подобный подход показывает повышение уровня русской военной науки. Не случайно к этому времени повелением Петра I на русский язык были переведены лучшие европейские сочинения по фортификации: Римплера13, Штурма14 и Кугорна15. Вместе с ними из печати вышли книги об артиллерии16, а труд Фридриха Боргсдорфа о взятии крепостей в течение 1709 г. был издана дважды17.

Предвидя необходимость овладения прибалтийскими и финляндскими крепостями после решительной схватки с полевыми шведскими войсками, Петр Великий стремился поставить на службу русской армии передовой европейский опыт.


Кащенко С.Г., профессор, доктор ист.наук,

Санкт-Петербургский государственный университет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Агентство по образованию iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы...
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию

Агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию

Агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный...
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный...
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный...
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Агентство по образованию iconУчебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное...
Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших...
Агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение «начальная общеобразовательная школа»
Агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Наименование курса: Автоматизированное проектирование современной цифровой электронной аппаратуры 13


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск