Скачать 233.65 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ________________ Л.М. Волосникова __________ _____________ 2011 г. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ЗЕМЛИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804.65 «Геоэкология». Форма обучения очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ___________ Пинигина Е.П. «___» ____________ 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры геоэкологии от 19.04.2011 № 10 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 9 стр. Зав. кафедрой _______________________ к.г.н. С.И. Ларин « 19 » апреля 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21.04.2011 № 01 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ____________________ О.А. Столярова «____» ____________ 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ ______________ С.А. Федорова «_____» _____________ 2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра геоэкологииПинигина Е.П. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ЗЕМЛИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804.65 «Геоэкология». Форма обучения очная Тюменский государственный университет 2011 Пинигина Е.П. История открытия Земли. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804.65 «Геоэкология», форма обучения очная. Тюмень, 2011, 9 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История открытия Земли [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Ларин С.И., к.г.н., доцент© Тюменский государственный университет, 2011. © Пинигина С.И., 2011. 1. Пояснительная записка
Цель: показать, как сложилось современное представление о физической карте мира. Задачи:
Дисциплина «История открытия Земли» входит в естественнонаучный цикл дисциплин по выбору. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – зачёт. Общая трудоемкость дисциплины составляет – 100 часов. 3. Тематический план Таблица 1 Тематический план
Таблица 2 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами «История открытия Земли» имеет тесную связь со всеми дисциплинами общегеографической и исторической направленности.
Тема № 1. Введение. Понятие «географическое открытие». Основные этапы исследования Земли. Тема № 2. Открытия древних народов. Первобытная эпоха. Мир древних цивилизаций Ближнего Востока. Народы Западной Азии. Финикийцы и карфагеняне. Древние народы Южной Азии. Открытия древних народов Южной Европы. Географические достижения римлян. Роль античных географов в истории открытий. Древние народы Восточной Азии. Тема № 3. Средневековые открытия (до плаваний Колумба). Географические результаты походов Чингизхана. Первооткрыватели и исследователи Атлантики, норманы. Открытия арабов, торговые пути. Крестовые походы в Европе. Открытие русскими Восточной и Северной Европы и первые походы в Западную Сибирь (IX – XV века). Европейские путешественники по Азии (Карпини и Рубрук, Марко Поло, Афанасий Никитин). Открытия португальцев у берегов Африки. Тема № 4. Эпоха великих открытий. I период (до середины XVI в.) – испано-португальский. Предпосылки великих географических открытий и их предыстория (общие причины снаряжения экспедиций в странах Европы, раздел мира). Результаты путешествий Х.Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Америго Веспуччи. Арабские исследователи Индийского океана и Африки. Магеллан, первое кругосветное плавание. Всемирно-историческое значение открытий испано-португальского периода. Тема № 5. Эпоха великих открытий. II период (середина XVI – середина XVII века) – русско-голландский. Поиски северо-восточного прохода англичанами и голландцами. Русские землемеры, Большой Чертеж. Поход Ермака, присоединение Западной Сибири. Открытие русскими Средней и Восточной Сибири, Охотского моря, бассейна Амура и прохода из Ледовитого в Тихий океан. Англо-испанская борьба на океанах, экспедиции Френсиса Дрейка. Первые открытия в Западной Арктике и Северной Америке. Окрытие Австралии и островов Океании. Исследования внутренних районов Южной Америки, Центральной Азии и Восточной Африки. Крупные социально-экономические последствия эпохи Великих открытий (создание первых колониальных империй и образование мирового рынка). Тема № 6. Открытия и исследования нового времени (середина XVII- XVIII в.). Хронологические рамки и отличительные особенности периода нового времени между двумя буржуазными революциями: Английской и Великой Французской. Русские академические экспедиции в европейской части России. Первые инструментальные съемки территории Руси и составление генеральных карт. Исследования Сибири, Дальнего Востока, Камчатки. Открытие Курильских островов. Первая Камчатская экспедиция Беринга-Чирикова. Великая Северная экспедиция. Организация и задачи экспедиции. Работа Северных отрядов. Академический отряд Великой Северной экспедиции. Кругосветные плавания Кука. Исследования во внутренних районах Азии. Тема № 7. Открытия и исследования нового времени (XIX-начало XX в.). Характерные черты периода нового времени от Великой Французской революции до Великой Октябрьской социалистической революции (развитие производственных сил, наука и культура, территориальный раздел мира). Первые русские кругосветные плавания (Крузенштерн и Лисянский). Экспедиция Белинсгаузена и Лазарева, открытие русскими Антарктиды. Достижение южного полюса Амудсена и Скоттом. Изучение европейской Арктики, Западной Европы и Азии. Тема № 8. Новейшие открытия и исследования. Главные особенности эпохи. Новые открытия и исследования Антарктиды. Освоение северного морского пути и изучение Арктики. Территориальные исследования материков. Изучение Земли из Космоса. Покорение глубин океана
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Основные виды самостоятельной работы студентов – подготовка к семинарским занятиям: работа с литературными справочными источниками и картографическими материалами. По отдельным темам студентам предлагается подготовить реферат. Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в течение семестра проводятся устный опрос и контрольные рабоы. Форма итогового контроля – экзамен по объёму практических и семинарских занятий и лекционному курсу. Примерный перечень тем рефератов:
Примерный перечень вопросов для итоговой аттестации: 1. Понятие «географическое открытие». 2. Основные этапы исследования Земли. 3. Первобытная эпоха. 4. Древние цивилизации Ближнего Востока. 5. Открытия древних народов Западной Азии. 6. Открытия древних народы Южной Азии. 7. Открытия древних народов Южной Европы. 8. Роль античных географов в истории открытий. 9. Открытия древних народов Восточной Азии. 10. Географические результаты походов Чингизхана. 11. Исследование Атлантики. 12. Открытия арабов. 13. Географические результаты крестовых походов в Европе. 14. Открытие русскими Восточной и Северной Европы и первые походы в Западную Сибирь (IX – XV века). 15. Европейские путешественники по Азии (Карпини и Рубрук, Марко Поло, Афанасий Никитин). 16. Открытия португальцев. 17. Раздел мира. Предпосылки великих географических открытий. 18. Результаты путешествий Х.Колумба. 19. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. 20. Вклад в историю открытий Америго Веспуччи. 21. Арабские исследователи Индийского океана и Африки. 22. Магеллан, первое кругосветное плавание. 23. Всемирно-историческое значение открытий испано-португальского периода. 24. Поиски северо-восточного прохода англичанами и голландцами. 25. Русские землемеры, Большой Чертеж. 26. Поход Ермака, присоединение Западной Сибири. 27. Открытие русскими Средней и Восточной Сибири, Охотского моря, бассейна Амура и прохода из Ледовитого в Тихий океан. 28. Англо-испанская борьба на океанах, экспедиции Френсиса Дрейка. 29. Первые открытия в Западной Арктике и Северной Америке. 30. Открытие Австралии и островов Океании. 31. Исследования внутренних районов Южной Америки, Центральной Азии и Восточной Африки. 32. Крупные социально-экономические последствия эпохи Великих открытий (создание первых колониальных империй и образование мирового рынка). 33. Русские академические экспедиции в европейской части России. 34. Исследования Сибири, Дальнего Востока, Камчатки. Открытие Курильских островов. 35. Первая Камчатская экспедиция Беринга-Чирикова. 36. Великая Северная экспедиция. Организация и задачи экспедиции. 37. Работа Северных отрядов. 38. Академический отряд Великой Северной экспедиции. 39. Кругосветные плавания Кука. 40. Исследования во внутренних районах Азии. 41. Новое время, территориальный раздел мира. 42. Первые русские кругосветные плавания (Крузенштерн и Лисянский). 43. Экспедиция Белинсгаузена и Лазарева, открытие русскими Антарктиды. 44. Достижение южного полюса Амудсена и Скоттом. 45. Главные особенности эпохи новейшего времени (население, наука, культура и др.). 46. Новые открытия и исследования Антарктиды. 47. Освоение северного морского пути и изучение Арктики. 48. Территориальные исследования материков. 49. Изучение Земли из Космоса. 50. Покорение глубин океана. 8. Образовательные технологии Лекционно-семинарская система обучения. Методика подбора лекционных тем и семинарских заданий обусловлена направленностью курса и достигнутым студентами уровнем в ходе предыдущего обучения. Подразумевается работа с картографическими материалами, энциклопедическими справочниками. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература
9.2. Дополнительная литература
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная аудитория с проекционной техникой для проведения лекционных занятий и семинарских занятий. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... В. А. Ермолаева. География (часть – 2): Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804. 65 «Геоэкология»... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Хорошавин В. Ю., Пашнева М. В. Экология почв. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальность 020804.... | ||
Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности 020804. 65 Геоэкология | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо по специальности | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геология месторождений нефти и газа» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Геология месторождений нефти и газа». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей... Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рабочая программа предназначена для студентов 3, 4 курсов эколого-географического факультета, обучающихся на очном отделении по специальности... | Программа для студентов одо специальности 020804. 65- геоэкология... | ||
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 120 часов. Из... Новохатин В. В. Топография. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804. 65 Гео экология очной... | Геоэкология нефти и газа Т. А. Барнёва Технология добычи, транспортировки и хранения нефти и газа. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 020804 Геоэкология,... Специальность: 020804 Геоэкология, специализация «Мониторинг в области геоэкологии», квалификация специалиста Геоэколог | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 020804 Геоэкология,... Специальность: 020804 Геоэкология, специализация «Мониторинг в области геоэкологии», квалификация специалиста Геоэколог | ||
Рабочая учебная программа для студентов специальности 020804. 65 «Геоэкология» | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «география» с другими дисциплинами специальности 020804, Геоэкология |