Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи»





Скачать 140.8 Kb.
НазваниеПояснительная записка к дисциплине «Техника речи»
Дата публикации09.11.2014
Размер140.8 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт филологии и журналистики

Кафедра общего языкознания

Гаврикова Э.О

ТЕХНИКА РЕЧИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 031001.65 Филология.

Форма обучения – заочная

Тюменский государственный университет

2008

Гаврикова Э.О. Техника речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2008, 11 стр.

УМК соответствует требованиям ГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с вопросами к зачету и списками основной и дополнительной литературы, тексты для самостоятельной работы.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Техника речи [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лабунец Н.В., д.ф.н., профессор,

зав. кафедрой общего языкознания

© Тюменский государственный университет, 2008.

© Гаврикова Э.О.
  1. Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи»

Требования ГОС ВПО к содержанию курса

Дисциплина «Техника речи» относится к циклу дисциплин ОПД.В.


Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ГОС ВПО (ОПД.В. - Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом, ОПД.В.01.а. – Техника речи).

Цель и задачи курса

Эффективность общения во многом зависит от того, как говорящий излагает свои мысли. Речь вялая, монотонная затуманивает содержание информации и не воспринимается слушателями. Умение говорить четко, ясно, эмоционально, убедительно высоко оценивается аудиторией. Психологи отмечают, что впечатление от личности говорящего слушатели склонны переносить на предмет речи. Дисциплина «Техника речи» своей целью ставит подготовку специалистов-филологов к публичной речевой деятельности. Последовательное изучение теории и приобретение навыков управления голосом способствует переходу от чисто технических навыков (дыхание, дикционная чистота, четкая артикуляция отдельных звуков и т.д.) к творческим – овладению яркой выразительностью, эмоциональностью и индивидуальной манерой речевого общения.

Реализация поставленной цели возможна при решении следующих задач:

− освоение теоретических знаний по вопросам голосообразования;

− овладение фонационным дыханием, правильным голосоведением;

− определение своих речевых недостатков, подбор упражнений, нацеленных на постепенное устранение этих дефектов;

− совершенствование компонентов техники речи (дыхания, дикции, темпа речи, громкости, интонации).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:

- о строении голосового аппарата,

- теории голосообразования;

знать:

- основные направления совершенствования навыков говорения;

уметь:

- определять индивидуальные особенности речи;

- совершенствовать навыки развития фонационного дыхания, голосообразования и дикции.

Программа и содержание курса построены на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения. Учебная дисциплина входит в раздел «ОПД.В».

Изучаемая дисциплина представляет собой интегративный курс, вбирающий в себя не только материал языкознания (фонетика, орфоэпия, теория речевой деятельности, культура речи и др.), но и данные других наук (логопедии, анатомии, физиологии, методика развития речи и др.).

Целью самостоятельной работы студентов является закрепление пройденного материала, отработка навыков правильной техники речи. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и реферирование пособий, статей, самостоятельную работу над произносительными навыками. Программой предусматривается написание рефератов, выполнение индивидуальных заданий, способствующих организации контроля над усвоением знаний и формированием умений и навыков у студентов.

Формы контроля за усвоением материала - написание рефератов, выполнение индивидуальных заданий. В рамках проведения дисциплины предусмотрен контрольный тест.


  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

Аудиторные занятия (всего)

8

8

Из них:







Практические занятия (ПЗ)

8

8

Самостоятельная работа (всего)

52

52

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

Общая трудоемкость



60

60
  1. Тематический план дисциплины


Таблица 2.



Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Практич. занятия

Самост. работа

1.

Анатомия и физиология речевого аппарата

2

10

12

2.

Роль дыхания в воспитании речевого голоса

2

13

15

3.

Голосообразование

2

13

15

4.

Интонационная выразительность речи

2

16

18




Итого:

8

52

60



  1. Содержание дисциплины


Тема № 1. Анатомия и физиология речевого аппарата

Строение речевого аппарата. Органы дыхания. Генерация звука. Диапозоны голоса. Грудное дыхание. Резонаторная система.

Строение и деятельность центрального и периферического отделов голосо-речевой системы. Понятие динамического стереотипа. Приемы формирования динамического стереотипа.

Три системы периферического отдела: голосовая, артикуляционная, дыхательная.

Гигиена голосо-речевого аппарата. Предупреждение заболеваний верхних дыхательных путей. Влияние курения и алкоголя на голосовые связки. Голосовые перегрузки и пути устранения голосовой усталости. Специальная гимнастика для речеголосовых связок.
Тема № 2. Роль дыхания в воспитании речевого голоса

Роль дыхания в образовании речи. Пассивные и активные органы дыхания. Типы и виды дыхания. Смешанно-диафрагмальный тип дыхания как основа постановки речевого голоса. Носовое дыхание. Значение осанки в процессе формирования верного дыхания. Постановка речевого дыхания. Упражнения для закрепления навыков дыхания. Тренировка фонационного дыхания на текстах (скороговорки, стихи и проза с большими речевыми периодами).
Тема №3. Голосообразование

Теории голосообразования. Физиологические свойства речевого голоса. Развитие профессиональных качеств речевого голоса. Центральное звучание голоса. Характеристика профессионального речевого голоса (сила звука, гибкость голоса, тембр, диапозон, высота голоса, темп).

Условия эффективной работы над голосовыми качествами. Начало звукообразования; атака звука (твердая, мягкая, предыхательная). Регистры речевого голоса. Нахождение центра голоса. Вибрационный массаж. Упражнение по расширению диапазона голоса, развитию гибкости, звучности, выносливости с использованием текстов. Расширение динамического диапазона речевого голоса. Гигиенические правила по предупреждению голосовых расстройств.

Недостатки речевого голоса и пути их исправления (афония, дисфония, фоностения, гнусавость и т.д.). Диагностирование индивидуальных речевых качеств студента и подбор индивидуальных упражнений.
Тема №4. Интонационная выразительность речи

Понятие дикции. Дикционная выразительность речи. Формирование мелодики звучания (повышение и понижение голоса, логические и психологические паузы, логическое ударение).

Артикуляционная гимнастика для губ, языка, челюсти. Упражнения на тренировку произношения согласных в сочетании с гласными в слогах, словах, сочетаниях слов, пословицах и поговорках.

Роль интонации и темпа в речи. Пауза, ее роль в речи. Пустые и значимые паузы. Пауза хезитации, интонационно-синтаксические, интонационно-логические паузы. Эмоциональные, ситуационные, физиологические паузы. Партитура текста и работа над её созданием. Разметка прозаического и стихотворного текстов. Соблюдение тональности речи при знаках препинания.


  1. Темы для самостоятельной работы


Тема № 1. Анатомия и физиология речевого аппарата

Составление схемы речевого аппарата.

Тема № 2. Роль дыхания в воспитании речевого голоса

Определение вида дыхания

Подбор упражнений для развития речевого дыхания

Тема №3. Голосообразование

Диагностика индивидуальных речевых качеств голоса

Подбор упражнений по устранению недостатков техники речи

Тема №4. Интонационная выразительность речи

Написание реферата

Составление партитуры текста


  1. Темы рефератов


1. Интонационно-выразительные средства речи.
2. Гигиена и профилактика голоса

3.Орфоэпические нормы современного русского языка

4. Характеристики голоса.

5. Предупреждение заболеваний верхних дыхательных путей.

6. Гигиена голосо-речевого аппарата.

7. Культура речи.

8. Значение дыхания в образовании речи.

9. Освобождение голоса.

10.Паутизация.
7. Вопросы к зачету

1. Сущность и назначение техники речи.

2. Техника речи в ораторском искусстве.

3. Составные части техники речи.

4. Строение речевого аппарата.

5. Речь педагога как ведущий компонент педагогического мастерства.

6. Функции дыхания.

7. Характеристика фонационного дыхания.

8. Типы дыхания.

9. Понятия о дикции и артикуляции, их взаимосвязь.

10. Характеристика качеств профессионального речевого голоса педагога.

11. Назначение интонации. Типы интонационных конструкций.

12. Назначение орфоэпии

13. Условия эффективной работы над голосовыми качествами.

14. Причины нарушения голоса.

15. Упражнения для устранения голосовой усталости.

16. Приемы устранения недостатков голоса.

17. Гигиенические правила по предупреждению голосовых расстройств.

8. Учебно-методическое обеспечение


Основная литература

1. Учебники и учебные пособия

1. Русский язык и культура речи : учеб. для студ. вузов / ред. В. Д. Черняк. - 3-е изд., стереотип. – М.: Высшая школа, 2009. - 496 с.

Дополнительная литература

1. Аннушкин В.И. Техника речи: учебное пособие. – М.: Флинта. Наука, 2013. – 64 с.

2. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М.: Владос, 1999. – 144 с.
Обеспечение видео и электронными ресурсами

.:http://www.shpl.ru

2.:http://www.nbmgu.ru

3. http://elibrary.ru/

9. Тексты для самостоятельной работы



Жонглер

В. Каменский


Згара-амбм, згара-амба, згара-амба, амб,

Амб, згара-амба, амб, згара-амба, амб, згара-амба, амб.

Шар, шор, шур, шир.

Чин, драх, там, дззз.

Шар-диск, ламп-диск, брось-диск.

Иск-иск-иск-иск.

Пень. Лень.День.Тень

Перевень. Перемень.

Пок-лок-док-ток.

Перемок.Перескок.

Рча-рча. Амс

«Ферганская» притча

В далекой стране жила незамужняя девушка удивительной красоты. Дер мерканской сугане велегала бебекаварская маружа туданьской хухецы. Ее дедушка был мудрец, который никогда не ошибался. Сегерре альвалтык фарадал фефандр, вещедока годо бебе пазорцал.

Он сказал поклонникам девушки: «Мегера пруцедакнул диперкам маружи: «Кто поцелует красавицу – умрет! Цецебоген феркирнет хухецки – ужованеллет.

Юноши смотрели на девушку издалека, но боялись подойти к ней. Ажурамы барранили жук маружу телебум кожыхались лопедести аадя сегеерей. Однажды в деревне появился новый юноша, который тоже влюбился в красавицу. Невермахх дер мочальце сесудился гажасский ажурам, вещедока хой вдюлькалсядер хухецку.

Он без боязни подошел и поцеловал красавицу. Мегера лолька кожыхания лопедесел унд феркирнул хухецку. Безумец! Он сейчас умрет!- сказали люди. Туфегав! Мегера нонель ужованеллет! - пруцедакали листриги.

Но юноша поцеловал девушку снова, и снова, иона вышла за него замуж. Телебум ажурам феркирнул маружу какадушка, унд какадушка, унд сегеррп плезерела це мегере каваракса. Сердитые юноши пришли к мудрецу и сказали… Хуцапре ажурамы лопедесли аадя фефандру унд пруцедакнули: « Ты говорил, кто поцелует девушку – умрет!». «Юй пруцедакал, цецебоген феркирнет маружу – ужованеллет!». Это правда,- сказал мудрец.- Но я не говорил, что это случится сейчас. Кукам шешемячник, - пруцедакнул фефандр. – Телебум ку бебеб пруцедакал эдафор кукам нежавачет нонель.

Он умрет когда-нибудь, когда состарится, все люди когда-нибудь умрут. Мегера ужованеллет пупу-пуркуа, пупу ссолелится, фецето листриги пупу-пуркуа ужованеллят… Так выпьем за тех, кто внимательно слушает и делает правильные выводы. Ба бюбюхрим це фура, цецебоген сапаравит щеробает унд фуает занзибара аяксы!

Про пана Трулялинского

Ю. Тувим

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.
С ним и тётка – Трулялётка,

И дочурка – Трулялюрка,

И сынишка – Трулялишка,

И собачка – Трулялячка.

Есть у них ещё котёнок

По прозванью Трулялёнок,

И вдобавок попугай –

Развесёлый Труляляй!
На заре они встают,

Чаю наскоро попьют,

И встречает вся компания

Звонкой песней утро раннее.
Палочку – трулялочку,

Поднимает дирижёр – И сразу по приказу

Зальется дружно хор:
«Тру-ля-ля да тру-ля-ля!

Тра-ля-ля да тра-ла-ла!

Честь и слава Тралиславу

Трулялинскому хвала!»
Трулялинский чуть на пляшет

Дирижёрской палкой машет

И, усами шевеля, подпевает:

«Тру-ля-ля!»
«Тру-ля-ля!»- звучит уж

На дворе и в гараже,

И прохожий пешеход

Ту же песенку поет,
Все шофёры – Трулялёры,

Почтальоны – Труляльоны,

Футболисты – Трулялисты,

Продавщицы – Трулялицы,
Музыканты – Трулялянты,

И студенты – Труляленты,

Сам учитель – Трулялитель,

А ребята – Трулялята!

Даже мышки, даже мушки

Распевают: «Трулялюшки!»

В Припевайске весь народ

Припеваючи живет.


***


Жили-были три японца

Як,Як-цендрак, Як-цендрак-цендрони.

Жили-были три японки

Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони
Вот они переженились

Як-на Цыпе,

Як-цендрак – на Цыпе-дрыпе,

Як-цендрак-цендрони – на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
Вот у них родились дети:

У Яка с Цыпой: Шах,

У Яка-цендрака с Цыпой-дрыпой – Шай-Шарах,

У Як-цендрак-цендрони с Цыпй-дрыпой-дрыпампони Шах-Шарах-Шарах-Широни

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Пояснительная записка...................................................................................... 4

  2. Структура и трудоемкость дисциплины…………………………………………. ..5

  3. Тематический план...............................................................................................5

  4. Содержание дисциплины……………………………………………………………..5

  5. Темы для самостоятельной работы...................................................................6

  6. Вопросы к зачету..................................................................................................7
  7. Учебно-методическое обеспечение……………………………………………......7


  8. Тексты для самостоятельной работы.................................................................8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка к учебному плану 40
Образовательные технологии и компьютерная техника, используемая в образовательном учреждении 20
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык...
«Физика», 222900. 62 «Нанотехнологии и микросистемная техника», 223200. 62 «Техническая физика»
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПрограмма по логоритмике в 1 классе Пояснительная записка 1 6
Большое их количество имеют недоразвитие или нарушение речи. Это дети, которые страдают алалией, дизатрией, заиканием, афазией, ринолалией,...
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка общее недоразвитие речи
Целями логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием ре­чи являются
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка вступительные испытания по дисциплине «Литература»
Вступительные испытания по дисциплине «Литература» имеют целью проверку знаний абитуриентов, полученных ими по данной дисциплине
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка Художественная речь широко вбирает в себя не...
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПрограмма по дисциплине «Техника и технология на предприятиях сервиса и туризма»
Учебная программа по дисциплине «Техника и технология на предприятиях сервиса и туризма» составлена в соответствии с требованиями...
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка Фонд оценочных средств (фос) по дисциплине «Литература»

Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПрактикум по дисциплине «Мультимедийная техника и технология производства...
«Компьютерное видео, основы работы с программой нелинейного монтажа видео в Adobe Premiere Pro»
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» iconПояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» icon1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном проектировании»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск