Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)»





НазваниеПояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)»
страница1/25
Дата публикации02.12.2014
Размер2.1 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка и общего языкознания

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика, словообразование)

Направление: 032700 – Филология

Профиль: Зарубежная филология

Шифр: 0327б _ЗФ

Квалификация: бакалавр
1 курс , 1 семестр


Москва 2013

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры русского языка и общего языкознания, утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
Составитель:

доцент, кандидат филологических наук Горелкина А.В.
Рецензент:

профессор, доктор филологических наук Осипова Л.И.

Заведующий кафедрой:



профессор, доктор филологических наук Ярыгина Е.С.

ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка


Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» для студентов очной формы обучения (бакалавриат) и ее содержание определяются задачами высшего гуманитарного образования, требованиями к выпускникам педагогических университетов. Они соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация «бакалавр») (ГОС ВПО, 14.01.2010г., № 34).

Цель курса: последовательное изучение современного состояния фонетической, словообразовательной и морфемной систем русского языка, осуществляемое в единстве структурного, семантического, функционального, нормативного подходов.

Задачи курса:

  • познакомить с содержанием включенных в программу вопросов, с направлениями в изучении тех или иных проблем фонетики, морфемики и словообразования;

  • сформировать базовый понятийный аппарат фонетики, морфемики и словообразования;

  • помочь овладеть методами фонетического, фонематического, морфемного и словообразовательного анализа;

  • выработать умения соотносить знания по фонетики, морфемике и словообразованию со знаниями по другим разделам учебной дисциплины;

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала


Разделом «Фонетика» начинается изучение двусеместрового курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис)». В связи с этим важно, с одной стороны, показать своеобразие фонетического уровня, а, с другой стороны, продемонстрировать глубокую и органическую связь фонетики, морфемики, словообразования, грамматики. Выполнению этой задачи способствует функциональная направленность курса. И в теоретической, и в практической части курса особое внимание уделяется мотивированности письменной формы фонетическими закономерностями русского языка. В курсе подчеркивается, что особенности функционирования звукового строя русского языка во многом определяются его типологической спецификой.

Содержание дисциплины распределяется между лекционной, практической и самостоятельной частями на основе принципа дополнительности и с учетом специальности студентов. В лекционном курсе главное место отводится темам, связанным с аспектами изучения фонетический и фонологической систем современного русского языка, с характеристикой единиц речевого потока. Практические занятия в основном посвящены вопросам, связанным с формированием умения характеризовать различные единицы речевого потока с учетом их позиционных изменений; предполагается активная работа студентов по формированию навыка транскрибирования, умения объяснять орфографию на фонетико-фонологической основе. Специфика самостоятельных работ по сравнению с практическими занятиями заключается прежде всего в том, что они в большей мере используют форму индивидуальной работы, способствуют выработке самостоятельности в приобретении научных знаний.

Морфемика и словообразование являются важными звеньями языковой системы, связывающими лексику с грамматикой.

С одной стороны, словообразование служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов: словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение.

С другой же стороны, морфемные и словообразовательные средства служат отнесению мотивированных слов к определенным грамматическим классам, разрядам: например, словообразовательные префиксы активно участвуют в формировании разряда глаголов совершенного вида; суффиксы существительных относят мотивированное слово к определенному роду и типу склонения; суффиксы притяжательных прилагательных связаны с отнесением прилагательного к особому типу склонения и др.

И в словообразовании, и в морфологии мы имеем дело с морфемами, поскольку и словообразовательные, и грамматические (морфологические) значения слов выражаются чаще всего аффиксами. Морфемный строй языка – его морфемика – охватывает, таким образом, морфологию и словообразование.

Следовательно, без учета морфемных и словообразовательных средств невозможно понимание многих процессов и явлений в лексике, грамматике, а значит и в области теории высказывания в целом.

В программе разведены сведения по морфемике и собственно словообразованию (деривации). В морфемике язык предстает как статическая структура, а в словообразовании – как динамическая. Отдельные понятия морфемики как системы шире словообразовательного аспекта, например, функциональные типы морфем – формообразующие (словоизменительные) и словообразовательные морфемы. Если первые изучаются в морфологии, то вторые – преимущественно в словообразовании. Понятие членимости основы шире понятия мотивированности (производности), а выявлению морфемного состава слова предшествует установление его словообразовательных связей. Различаются эти разделы и методами анализа – морфемным и словообразовательным.

При освещении теории соблюдается принцип совмещения традиционного и современного истолкования языковых явлений. Особое внимание обращено на вопросы, которые не получили в русистике однозначного решения.

Возрастающая роль разговорной формы литературного языка и устных форм общения является основанием для включения в рамки курса ряда проблем из области стилистического и окказионального словообразования. Обращение к возможностям словообразовательных средств передавать экспрессивную и эмоциональную информацию в процессе речевой деятельности представляется актуальным в аспекте соотношения лингвистического и экстралингвистического в осуществлении процесса общения.

Для разделов "Морфемика" и "Словообразование" характерен многоаспектный подход к лингвистическим единицам, что позволяет выявить их взаимосвязь и переходность. Это дает возможность показать нормативность языковых явлений и тенденции их развития, а также особенности функционирования в различных социолингвистических условиях.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- теоретические основы фонетики и фонологии, морфемики и словообразования, нормы литературного произношения;

- о типах членимости и типах мотивированности (производности) как явлениях градационных, не подгоняемых под ту или иную теорию, а занимающих свое место в системе языка;

уметь:

- объяснять причины, порождающие фонетические, морфемные и словообразовательные процессы в речевом потоке;

- объяснять факты отступления от закономерностей русского литературного произношения;

- мотивировать выбор графических вариантов при передачи сильных и слабых фонем на письме;

- объяснить функции той или иной словообразовательной единицы в тексте и языке в целом;

- пользоваться существующими орфоэпическими словарями, словарями русских морфем, словарями морфемного строения русских слов, а также справочной литературой по словообразованию и этимологии.

владеть:

- навыками практического разбора фонетических, фонологических, морфемных и словообразовательных единиц;

-навыками фонетико-фонологического, морфемного и словообразовательного анализов;

- орфографическими и орфоэпическими нормами.
Компетенции

Студент, обучающийся по профилю «Зарубежная филология» направления подготовки 032700 – Филология с квалификацией (степенью) «бакалавр», должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-4);

  • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-5);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-6);

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

  • владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-8);

б) профессиональными (ПК)

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

  • способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

  • умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-9);

  • владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-10);

  • владение базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов (ПК-11);

Учебный план дисциплины

Согласно учебному плану, количество часов, отведенное на освоение дисциплины «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» для специальности 032700 – филология:

Семестр

Самост.раб.(часы)

Лекции (часы)

Практ.зан. (часы)

В аудитории (часы)

Форма отчетности

1

60

39

18

57

экзамен


Примерное распределение часов по разделам курса

раздела

Тематика

ЛК

ПР

САМ

I

Фонетика. Фонология. Орфоэпия

14

8

20

II

Морфемика

10

4

20

III

Словообразование

15

6

20

Итого




39

18

60


Содержание разделов дисциплины

Фонетика. Фонология. Орфоэпия

Предмет фонетики. Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков речи. Методы акустических исследований.

Артикуляционная фонетика. Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Методы артикуляционных исследований.

Перцептивная фонетика. Факторы, влияющие на восприятие речи. Перцептивные эталоны. Методы перцептивных исследований.

Сегментные и суперсегментные единицы. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Слоговость / неслоговость звуков, ударение, интонация как суперсегментные единицы.

Классификация звуков русского языка. Согласные и гласные, их артикуляционные и акустические различия. Классификация согласных звуков по месту и способу образования, уровню шума (сонорные и шумные), по участию или неучастию голоса (звонкие и глухие), по твердости/мягкости и по другим признакам. Классификация гласных звуков по месту и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам.

Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Различные теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Дифтонги. Типы слогов. Слогораздел в русском языке.

Ударение. Словесное ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения: отличие ударных гласных от безударных по длительности, силе и тембру. Место ударения в слове. Смыслоразличительная функция русского ударений. Неподвижное и подвижное словоизменительное и словообразовательное ударение. Клитики. Слабое ударение. Фразовое, тактовое и логическое ударение.

Интонация. Тональные средства интонации, интонационные конструкции, их типы. Тембровые и количественно-динамические средства интонации. Функции интонации: такто- и фразообразующая, смыслоразличительная, эмоциональная.

Фонология. Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Позиция. Понятие чередования. Типы чередований: чередования позиционные, фонетические и исторические (морфологические и непозиционные). Параллельные и перекрещивающиеся чередования. Нейтрализация фонем. Сильные и слабые позиции. Дифференциальные и интегральные признаки фонем и звуков. Архифонема. Гиперфонема. Система фонем. Фонологические школы.

Фонетические чередования звуков русского языка. Фонетические чередования согласных звуков, различающихся по глухости / звонкости, твердости / мягкости, месту и способу образования, долготе/краткости, чередования согласных с нулем звука. Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседства твердых и мягких согласных и от положения по отношению к ударению.

Фонологическая система русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Подсистема гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Подсистема согласных фонем. Парные и непарные фонемы по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Согласные фонемы, парные по месту и способу образования. Сильные и слабые позиции согласных фонем.

Орфоэпия. Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. "Старшая" и "младшая" нормы. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения.

Варианты литературных произносительных норм. Вариантность гласных. Вариантность согласных. Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов.

Морфемика.

Морфемика как лингвистическая дисциплина, изучающая систему морфем языка (типы морфем, их строение, сочетаемость) и морфемную структуру слова. Морфемика в системе лингвистических дисциплин; соотношение морфемики с фонологией, морфонологией, словообразованием, морфологией и другими разделами языкознания.

Морфема как главный объект морфемики. Знаковая природа морфемы. Морфема как двуплановая уровневая единица; отличие морфемы от других уровневых единиц языка – фонемы, слова, предложения.

План выражения морфемы. Материально выраженные и нулевые морфемы, критерии установления нулевых морфем. Морф как реализация морфемы в речи. Парадигматическое устройство морфемы; разграничение алломорфов и вариантов морфемы. Трудности установления позиционного распределения некоторых морфов и объединения их в одну морфему. Морфы, не объединяемые в одну морфему. Морфы – синонимы, в которых отсутствует формальная общность; морфы – омонимы, не обладающие тождественным значением.

План содержания морфемы. Функциональная значимость морфемы и типы языковых значений, передаваемых морфемами.

Классы морфем. Классификация морфем по признаку обязательности – необязательности: корни и аффиксы. Типы корней: свободные, связанные. Классификация аффиксальных морфем по функции: морфемы формообразующие (словоизменительные) и словообразовательные. Классификация аффиксов по месту в слове: префиксы, суффиксы, постфиксы, флексии. Вопросы, связанные с выделением интерфиксов; широкое и узкое понимание интерфикса. Вопрос о суффиксоидах и префиксоидах.

Основа и флексия. Традиционное понимание основы как части словоформы без флексии и формообразующего аффикса. Основа слова и основа словоформы. Положение флексии в словоформе. Основы прерывистые и непрерывистые.

Вопрос о степени членимости основы слова (М.В. Панов, Е.С. Кубрякова, Н.А. Янко-Триницкая). Степени членимости при двусторонней сопоставимости. Степени членимости при односторонней сопоставимости. Иерархические связи между компонентами морфемной структуры слова (Г.О. Винокур).

Исторические изменения в морфемной структуре русского слова. Диахронические и синхронные составляющие слова с точки зрения его морфемного членения. Опрощение – появление новых корней. Переразложение – появление новых аффиксов. Усложнение – превращение нечленимой основы в членимую. Этимологический анализ слов.

Морфемный анализ слова, его принципы и главные этапы его осуществления. Определение части речи анализируемого слова. Членение словоформы и членение основы слова. Определение степени членимости. Характеристика морфем по обязательности – необязательности, функции, месту в слове. Сегментация текста, его разложение на конечные составляющие (морфы); идентификация морфемы: группировка морфов и критерии отнесения морфов к одной морфеме.
Словообразование

Словообразование как лингвистическая дисциплина, изучающая закономерности образования вторичных единиц номинации – мотивированных (производных) слов – и устанавливающая номинативные структуры этих единиц. Место словообразования в системе лингвистических дисциплин и положение словообразования в системе языка; соотношение словообразования с грамматикой и лексикой, морфологией и морфемикой.

Словообразование синхронное и историческое.

Словообразовательная пара: мотивирующее (производящее) слово и мотивированное (производное). Понятие словообразовательной мотивированности (производности, выводимости).

Понятие мотивированной, немотивированной и мотивирующей основы. Членимость и мотивированность (производность). Критерий Г.О. Винокура. Показатели отношений мотивированности.

Основные виды словообразовательной мотивации. Непосредственная и опосредованная мотивация. Единственные и неединственные мотивации; слова, относящиеся одновременно к одному или нескольким способам словообразования.

Семантические типы соотносительности мотивированных и мотивирующих единиц. Полное вхождение значения мотивирующего слова в мотивированное: прямая, переносная и периферийная мотивированность. Частичное вхождение значения мотивирующего слова в мотивированное: косвенная, метафорическая и ассоциативная мотивированность. Фразеологичность (идиоматичность) семантики мотивированного слова; причины. Фразеологичность семантики мотивированного слова в разговорной речи (Е.А. Земская).

Словообразовательная структура слова: способность мотивированной единицы распадаться на мотивирующую часть (основу) и словообразовательный формант.

Типология словообразовательных отношений между словами.

Словообразовательная цепочка, ступени мотивированности.

Словообразовательное гнездо. Гнездо как объединение слов на основе общности корня. Классификация гнезд по степени их развертывания: нулевое, слаборазвернутое и сильноразвернутое. Строение гнезда. Ступенчатый принцип развертывания гнезда. Типы гнезд на временной оси: гнездо историческое и гнездо синхронное.

Словообразовательная парадигма. Строение словообразовательных парадигм. Широкое и узкое понимание словообразовательной парадигмы.

Словообразовательный тип. Классификация словообразовательных типов по грамматическому соотношению мотивирующего и мотивированного слов (траспозиционные и нетранспозиционные типы), характеру деривации (типы лексической, синтаксической и компрессивной деривации) и виду словообразовательного значения (модификационные и мутационные типы; вопрос о словообразовательных типах, характеризующихся отношениями семантической эквивалентности между мотивирующим и мотивированным словами). Морфонологические и семантические образцы в рамках словообразовательного типа. Регулярные – нерегулярные, продуктивные – непродуктивные словообразовательные типы.

Способ словообразования. Проблема разграничения способов синхронного словообразования. Русский язык как язык с разветвленной системой способов и средств образования мотивированных слов.

Несмешанные (простые, чистые) способы словообразования: суффиксация (в том числе нулевая), префиксация, постфиксация, субстантивация прилагательных и причастий, сложение (чистое сложение), сращение, аббревиация.

Смешанные способы словообразования: префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный, суффиксально-сложный, префиксально-сложный, префиксально-суффиксально-сложный, сращение в сочетании с суффиксацией.

Словообразование основных частей речи (продуктивные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, наречий).

Морфонологические явления в словообразовании. Морфонологические преобразования мотивирующей основы в структуре мотивированного слова: чередование, мена ударения, усечение, наращение, совмещение морфов.

Узуальное и окказиональное словообразование. Термин «окказионализм» в широком и узком понимании. Признаки окказиональных слов (А.Г. Лыков). Специфика способов окказионального словообразования (И.С. Улуханов).

Функции словообразования в языке и речи. Разграничение номинативного, экспрессивного, стилистического словообразования в исследованиях Е.А. Земской. Деятельностный аспект русского словообразования. Словообразование и текст. Словообразование русской разговорной речи и других функциональных разновидностей русского литературного языка.

Словообразовательный анализ слова, его принципы и главные этапы его осуществления. Определение части речи анализируемого слова, его отношения к словообразовательной мотивированности (мотивированное-немотивированное слово). Выявление средств, с помощью которых образовано слово, их экспрессивная, стилевая характеристика. Определение характера мотивированных отношений, характера словообразовательного значения, заключенного в аффиксе, характера морфонологических изменений в составе мотивировирующей основы (чередование звуков, усечение основы, совмещение морфов и др.). Определение типа и способа словообразования; степени мотивированности анализируемого слова.

Список литературы

Фонетика. Фонология. Орфоэпия

Обязательная

1. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика / Р.И. Аванесов. – М.: Просвещение, 1974. – 288 с.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Богомазов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 352 с.

3. Ганиев Ж.В. Неизменный принцип русской орфоэпии / Ж.В. Ганиев. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 с.

4. Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация: учеб. пособие / И.В. Одинцова. – 3 изд. – М.: Наука, 2008. – 368 с.

5. Панов М.В. Русская фонетика / М.В. Панов. Издание 2-ое. – М.: URSS, 2005. – 440 с.

6. Русский язык: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 768 с

7. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Морфемика. Словообразование / [Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева]; под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 544 с.

8. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Морфемика. Словообразование / [Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева] ; под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.

9. Современный русский язык: Учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. - 560 с.

10. Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей высших учебных заведений / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; под ред. В.А. Белошапковой. - М.: Азбуковник, 1999. - 928 с.

11. Современный русский литературный язык: Учебник / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2004. – 462 с.

Дополнительная

1. Акишина, А.А. Русская фонетика / А.А. Акишина, С.А. Барановская – 2-е изд., испр . - М.: Рус. яз., 1990. – 102 с.

2. Валгина, Н.С. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – 5-е изд., перераб. – М., 1987.

3. Реформатский, А.А. Введение в языковедение: учебник / А.А. Реформатский. – М., 2002.

4. Современный русский язык: Учеб. для ст-тов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». В 3-х частях. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – 2-е изд., испр. и. доп. – М.: Просвещение, 1987.

Справочная

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

2. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф. Иванова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. язык - МЕДИА, 2007.

3. Касаткин, Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л.Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1991.

4. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.

6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под. ред. Р.И. Аванесова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987. – 704 с.

7. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А.Теленкова. – М., 1976 (и последующие изд.).

8. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А.Теленкова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.

9. Русский язык: энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова.- М.,1997.

Сборники упражнений и тестов

1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография: Практикум по русскому языку / Сост. Т.А. Ашихмина. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005. – 81 с.

2. Сборник упражнений по современному русскому языку: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, В.В. Леденёва, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.

3. Сборник упражнений по русскому языку: учеб. пособие / Р.Н. Попов, Л.Я. Маловицкий, Т.В. Бахвалова, А.Н. Карпов; под ред. Р.В. Попова. – М., 1991.

4. Современный русский язык. Тесты: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Белкина, Л.И. Васильева, Ж.В. Ганиев и др.; под. ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М.: Academia, 2002. – 224 с.

5. Каленчук, М.Л. Сборник упражнений по русскому языку: учеб. пособие / М.Л. Каленчук, Л.Л.Касаткин, Н.В.Костромина и др. ; под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.- М., 1994.
Морфемика. Словообразование

Грамматики, учебники и учебные пособия

  1. Авилова Н.С. Русская грамматика: научные труды: В 2-х тт. / Н.С. Авилова, А.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, С.Н. Дмитренко, И.Н. Кручинина, В.В. Лопатин, М.В. Ляпон и др. – Т. 1. – М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2005. – 784 с.

  2. Белоусов В.Н. Краткая русская грамматика / В.Н. Белоусов, И.И. Ковтунова, И.Н. Кручинина и др. / Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – 639 с.

  3. Гридина Т.А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие / Т.А. Гридина, Н.И. Коновалова. – М.: Флинта, 2007. – 160 с.

  4. Горелкина А.В. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: Учебное пособие для студентов-филологов вечерней и заочной форм обучения / А.В. Горелкина. – М.: МГПУ, 2006. – 96 с.

  5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. – 3 изд. – М.: Флинта, 2006. – 328 с.

  6. Николина Н.А. Словообразование современного русского языка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.М. Литвинова. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 160 с.

  7. Новиков Л.А. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др. – 2 изд. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – 864 с.

Словари и справочники

  1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2-х тт. / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – 1232 с.

  2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 1996. – 638 с.

  3. Кузнецова А.И. Словарь морфем русского языка / А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 1986. – 1136 с.

  4. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х тт. / А.Н. Тихонов. – 2 изд. – М.: Русский язык, 1990. – 1742 с.

  5. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь / А.Н. Тихонов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 704 с.

  6. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка / И.А. Ширшов. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство «Русские словари», ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 1022 с.

Монографии

  1. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1959. – С. 419–442.

  2. Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А. Земская. – 2 изд. – М.: КомКнига, 2005. – 224 с.

  3. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: проблемы и принципы описания / В.В. Лопатин. – М.: Наука, 1977. – 315 с.

  4. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза / И.Г. Милославский. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 293 с.

  5. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания / И.С. Улуханов. – М.: Наука, 1977. – 256 с.

  6. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И.С. Улуханов. – М.: Издательство «Русские словари», 1996. – 222 с.

  7. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая. – М.: Издательство «Индрик», 2001. – 504 с.

Дополнительная литература

  1. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования / В.Н. Виноградова. – М.: Наука, 1984. – 184 с.

  2. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово) / А.Г. Лыков. – М.: Высшая школа, 1976. – 213 с.

  3. Ширшов И.А. Типы производности слов в русском языке / И.А. Ширшов // Филологические науки. – 1997. – № 5. – С. 36–42.

Интернет-ресурсы

1. Электронные учебные пособия на сайте Центра дистанционного

образования Московского государственного университета печати по адресу:

1. http://www.hi-edu.ru/courses.shtml

2. http://www.philology.ru

3. http://www.rusword.com.ua

4. http://www.vestnik.vsu.ru

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- оборудованная лекционная аудитория, компьютер, мультимедиа-проектор, экран;

- аудитория для практических занятий, оборудованная учебно-наглядными пособиями.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекции: I семестр - 39 часов по учебному плану

Семинары / практические занятия: I семестр - 18 часов по учебному плану

Экзамен – I семестр

Самостоятельная работа - I семестр – 60 часов по учебному плану

Всего: I семестр - 144 часа по учебному плану

Требования к внутрисеместровой работе студентов

  1. Посещение лекционных и практических занятий.

  2. Выполнение плановых аудиторных и внеаудиторных письменных работ.

  3. Выполнение упражнений по тематике практических занятий.

  4. Участие в обсуждении вопросов на практических занятиях.

  5. Изучение и конспектирование научных статей и монографий по тематике лекционных и практических занятий.

  6. Составление итоговых тестов по фонетике, морфемике и словообразованию.

Виды и формы контроля результатов обучения студентов

Основными видами контроля уровня учебных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личностных качеств – компетенций) в течение семестра являются:

  • текущий контроль;

  • рубежный контроль (ноябрь и апрель);

  • промежуточный контроль (сессия) по дисциплине.

Формами текущего контроля являются:

  • тестирование;

  • конспектирование работ по фонетике, морфемике, словообразованию;

  • проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов;

  • проверка выполнения заданий по практике;

Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студента в установленные сроки по расписанию. Формы контроля, порядок начисления баллов и фонды контрольных заданий для текущего контроля разрабатываются преподавателем и прописываются в технологической карте дисциплины.

В качестве форм рубежного контроля учебного модуля используются:

  • тестирование;

  • зачетная работа, состоящая из трех частей в соответствии с тремя разделами курса;

Формы контроля и фонды контрольно-измерительных материалов для рубежного контроля разрабатываются преподавателем и прописываются в технологической карте дисциплины.

Время проведения и продолжительность промежуточного контроля по дисциплинам семестра устанавливается графиком учебного процесса. Для проведения промежуточного контроля составляется отдельное расписание.

Промежуточной аттестацией является экзамен (письменный/устный).

Дополнительные требования к студентам, отсутствующим на занятиях по уважительной/неуважительной причине

  1. Собеседование с преподавателем по тематике пропущенных лекционных и практических занятий.

  2. Конспектирование работ по фонетике, фонологии, морфемике и словообразованию.

  3. Беседа с преподавателем по теме конспекта.

  4. Обязательное выполнение трех аудиторных письменных работ.

  5. Сдача экзамена в традиционной форме.

Требования к конспекту

  1. Конспект состоит из введения, основной части, заключения.

  2. Во введении (1 стр.) формулируется проблематика вопроса, кратко пересказывается содержание конспектируемой монографии, статьи, главы из книги.

  3. В основной части излагаются «ключевые моменты» конспектируемой монографии, статьи, главы из книги, приводятся примеры.

  4. В заключении (1,5 стр.) подводятся итоги и еще раз тезисно перечисляются основные положения конспекта.

  5. Объем работы – не менее 5 печатных страниц.



Тематика занятий

ТЕМА 1.

Проблематика

    1. Предмет фонетики. Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков речи. Методы акустических исследований.

    2. Артикуляционная фонетика. Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Методы артикуляционных исследований.

    3. Перцептивная фонетика. Факторы, влияющие на восприятие речи. Перцептивные эталоны. Методы перцептивных исследований.

Ключевые термины

Фонетика, аспекты изучения фонетики (акустический, артикуляционный, фонологический), речевой аппарат, артикуляционная характеристика звуков, акустическая характеристика гласных и согласных звуков, методы фонетических исследований.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconПрограмма курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи»
В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2012-2013 учебный...
Охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика...
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверочная работа по темам «Морфемика и словообразование», «Фонетика и орфоэпия»
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconЛитература при переводе на 2 курс
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,...
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся...
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconМетодические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,...
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconРусский язык и культура речи
Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также...
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconЗадания для дистанционного обучения Русский язык: Конспект раздела...
Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему
Пояснительная записка Программа курса «Современный русский язык и культура речи (фонетика, морфемика и словообразование)» iconРусский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск