Скачать 158.26 Kb.
|
П ояснительная записка Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД,2006,62с. Цель программы — формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, воспитание духовной зрелости для правильного понимания ими жизни современного общества, готовности молодых людей к построению дружеских, семейных и других взаимоотношений на основе сформированных при изучении курса «Православная культура» нравственных позиций. Задачи: - способствовать формированию у учащихся целостного представления об уникальности и самобытности русской православной культуры; -создать условия для накопления социального опыта и уровня физического и нравственного созревания, позволяющего на достаточно серьезном уровне знать иконопись Русской Православной Церкви; -создать условия для формирования представлений об основах философии православного мировоззрения; об основах философии монашества, об истоках и организации иноческого образа жизни, о видах христианского подвижничества; -способствовать расширению арсенала знаний и представлений о русских святых, православных праздниках, о роли древнерусской литературы в установлении православных духовных устоев на Руси. Требования к уровню подготовки обучающихся: знать/ понимать: -воспитательное значение святоотеческой литературы; -православные праздники; -сонмы святых Русской Православной Церкви; -символический мир и чудотворность православной иконы; -типы прямых и символических иконографических изображений Иисуса Христа; -основные православные иконографические типы изображения Богородицы: -устав монашеской жизни; известные русские монастыри и их просветительскую деятельность; уметь: -сопоставлять аскетизм и отшельничество.; -объяснять понятие святости в русской православной культуре и определение святых людей; -выделять общие и отличительные признаки типов устроения монашеской жизни; -объяснять символизм композиции, художественные приемы и идейный смысл «Троицы» Андрея Рублев. - сформировать целостное представление об уникальности и самобытности русской православной культуры; - накопить социальный опыт и уровень физического и нравственного созревания, позволяющий на достаточно серьезном уровне знать иконопись Русской Православной Церкви; - уметь анализировать произведение иконописи, исходя из принципов православной иконографии и канонов иконописи; - понимать язык красок и символов иконы; - расширить арсенал знаний и представлений о русских святых, православных праздниках, о роли древнерусской литературы в установлении православных духовных устоев на Руси; - иметь представление об основах философии православного мировоззрения; - иметь представление об основах философии монашества, об истоках и организации иноческого образа жизни, о видах христианского подвижничества; Календарно-тематическое планирование
Содержание программы Глава 10. Святость земли русской. Параграф 10.1. Понятие святости в русской православной культуре Лингвистическое и историческое значение понятий «святое», «святость», «священное». Идеал святости для русского человека. Принятие святости как высшего критерия внешней и внутренней красоты человека. Почитание святых икон. Восприятие жизни святых как образца для подражания. История христианства на Руси. Старчество – как одно из характерных особенностей русской святости. Параграф 10.2. Древнерусская и святоотеческая литература об установлении православной духовности и нравственности Кирилло-мефодиевская традиция. Влияние древнерусской литературы на формирование русского национального характера и самосознания. Жанры древнерусской литературы. Влияние произведений святых отцов на формирование нравственных устоев русского человека и русского государства. Понятия «загадочная русская душа» и «русский дух». Вклад в формирование нравственных устоев жизни русских людей российских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. Духовная поэзия как особый жанр русской литературы. Переводы Псалтири русскими поэтами. Параграф 10.3. Православные праздники Лингвистическое и историческое значение понятия «праздник». Переходящие и непереходящие праздники. Степени торжественности православных праздников. Страстная неделя и праздник Пасхи. Радоница. Двунадесятые, великие и престольные праздники. Исторические сведения о народном ополчении Дмитрия Пожарского и освобождении Москвы 4 ноября 1612 г. Значение для России и чудотворность Казанской иконы Божией Матери. Таинство крещения и именины для православного христианина. Празднование на Руси дня ангела. Параграф 10.4. Русские святые Понятие «святой». Святые люди как духовные учителя для православного человека. Святые пророки православной церкви. Святые апостолы, их деяния и послания. Апостолы-евангелисты. Андрей Первозванный. Равноапостольные святые, их значение для распространения христианского учения. Чины святости. Святые мученики и страстотерпцы. Исповедники. Святые благоверные князья – чин святости, введенный Русской Православной Церковью. Святители и вселенские учителя. Святитель Николай Чудотворец – поистине национальный русский святой. Святитель Иоасаф Белгородский. Митрополит Алексий. Преподобные и преподобномученики. Преподобные Русской Православной Церкви: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Андрей Рублев. Праведные и бессребреники. Подвиг юродства ради Христа. Жизнь и чудеса блаженных. Илья Муромец – святой герой русского эпоса. Сонм новомученников и исповедников российских. Убиение царской семьи. Новые гонения на христиан. Глава 11. Православная икона Параграф 11.1. Символический мир и чудотворность православной иконы. Символ и символизм в православной иконе. Символичные цвета в иконе. Иконописный канон горний и дольний мир в иконе. Нимбы. Лучи и звезды на иконе. Изображение архитектуры и обратной перспективы на иконе. Вечность Божественной славы в символе иконографии - круге.Иконографический символ спирали. Связь через икону человека с духовным миром. Чудеса, совершенные иконами. Икона – защита от врагов. Смысл и содержание иконы. Параграф 11.2. Иконография Иисуса Христа Каноническое понимание образа Иисуса Христа. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Туринская Плащаница. Основные типы иконографического изображения Иисуса Христа. Прямые изображения. Оглавные изображения Иисуса. «Спас Эммануил». «Спас Ярое Око». Поясные изображения Спасителя на иконах «Спас Вседержитель» («Христос Пантократор»). Отличия изображений на иконах поясных изображений. «Спас на престоле». «Спас в силах». Глубокая символика иконы. Страдания и муки Иисуса – выражение любви к человеку. Канонические композиции изображения жизни и смерти Христа. Отражение евангельских притч в символическом изображении Иисуса. «Христос Добрый пастырь», «Виноградная Лоза», «Спас Недреманное Око». Защита рефератов по теме «Иконография Иисуса Христа» Защита рефератов с целью проверки понимания учащимися основ иконографии Иисуса Христа. Рекомендации критериев оценки и требований к оформлению рефератов учащихся. Параграф 11.3. Иконография Божией Матери Любовь и почитание Божией матери в душе русского народа. Образ Богородицы в иконописи Руси. Евангелист Лука. Нерукотворный образ Богоматери. Основные типы изображений в иконографии Богородицы. Понятие «Одигитрия». Понятия: «Елеус», «Оранта», «Панагия», «Знамение». Отличительные особенности изображения Богородицы. Владимирская икона Богоматери. Икона Божией Матери Донская. Отличительные особенности изображения данных типов икон Богородицы. Образ Богородицы на трехличной иконе в Деисусном чине иконостаса. Царственная слава Божией Матери на иконах. Иконографическое изображение иконы «Неопалимая Купина», акафистные изображения. Параграф 11.4. «Троица» Андрея Рублева Догмат о Святой Троице - как один из сложнейших понятий, как для религиозно-философского, так и для богословского толкования в христианском вероучении. Сюжет и иконографические типы изображения Святой Троицы. Символическое значение иконы Андрея Рублева «Троица». Художественное воплощение Андреем рублевым в иконе «Троица» богословских и религиозных взглядов Преподобного Сергия Радонежского. Символ единства и единомыслия. Глава 12. Монашество — высшее проявление христианства Параграф 12.1. Устав монашеской жизни Лингвистическое и историческое значение понятий «монах», «инок», «эсхатология», «историософия». Аскеты в истории христианства. Основные типы устроения монашеской жизни. Киновия и лавра. Монастырь. Идеал христианского подвижника Василия великого. «Слово о подвижничестве». Монашеский обет послушания. Молчание и затворничество. Три степени монашеского посвящения. Высшая школа духовного делания и идеальный образец иноческого жития на горе Афон. Движение «исихазм». «Умная» молитва. Параграф 12.2. Просветительская деятельность монастырей Роль монастыря в становлении православного просвещения Киевской Руси. Печатание и исправление церковных книг. Первые учебные заведения на Руси. Педагогическая система митрополита Платона, Киево-Могилянская академия. Параграф 12.3. Известные монастыри России Троице-Сергиева лавра как духовный центр русского государства. Знакомство с монастырями Москвы. Святыни монастырей. Значение монастырей Северной Фиваиды для государства. Кирилл Белозерский и его деятельность по созданию монастыря со строгим уставом. Формы и средства контроля: -устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, собеседование, чтение текста); -письменные виды контроля (письменное выполнение заданий, электронный контроль, защита рефератов, выполнение тестовых заданий). Самостоятельная работа «Троица» Андрея Рублева» 1 вариант
2 вариант
Защита рефератов по теме «Известные русские монастыри». Защита рефератов с целью проверки понимания учащимися основ знаний об известных русских монастырях, о монашеской жизни. Рекомендации критериев оценки и требований к оформлению рефератов учащихся. Компьютерный контроль знаний Выборочно формируемые программой индивидуальные наборы контрольных заданий для проверки уровня усвоения материала по главе «Монашество - высшее проявление христианства», для выявления пробелов в знаниях и формирования индивидуальной программы повторения. Учебно-методические средства обучения Для учителя: 1.Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 10 – 11 классы: Экспериментальное учебное пособие/ В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006 2.Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 62 с. 3.Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура» / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 152 с. 4.Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 10-11 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 174 с. 5.Православный храм и православное богослужение. Москва, «Геос», 1990. 6.Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие. – М.: Православная педагогика, 2004. 7.Колесник В.Н. Русская икона как ментальный комплекс: Философско-культурологическое исследование/ В.Н.Колесник. – Белгород, изд-во «КОНСТАНТА», 2005. 8.Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. -504 с. 9.Духовное краеведение Белгородчины: Методические рекомендации к урокам по курсу / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. -Белгород: ООО "Логия", 2005. - 104 с. Для ученика: 1.Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 10 – 11 классы: Экспериментальное учебное пособие/ В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006 2. Шипов Я. Православие: словарь школьника/ Я. Шипов.- М.: РОСМЭН, 2004. -320 с. 3. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред, и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с. 4. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с. 5. Опрышко Н. Православные святые: Почитание и прославление/ Н. Опрышко.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 304 с. 6. Духовное краеведение Белгородчины: Методические рекомендации к урокам по курсу / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. -Белгород: ООО "Логия", 2005. - 104 с. |
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... | Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | ||
Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | Рабочая программа по православной культуре для 6 класса разработана... «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» | ||
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 5-9 классов разработана... «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» | Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре... Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | ||
Рабочая программа разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура» Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,... | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... |