Скачать 239.11 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Рабочая программа Балакиревой Елены Петровны по учебному курсу «Православная культура» 6 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по православной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006, 62 с. Цели и задачи Рабочей программы изучения курса «Православная культура » на базовом уровне в 6 классе:
Учебно-методический комплект. Преподавание предмета «Православная культура» в 6 классе осуществляется на основе УМК Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд» кандидат педагогических наук Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 5-6 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Количество часов. В школьном учебном плане на изучение «Православной культуры» отводится в 6 классе 1 час из регионального компонента. Таким образом, в 6 классе за год должно быть проведено 35 часов. Формы организации учебного процесса: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия. Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения проектов и исследовательских заданий, написания сочинений (эссе). В 6 классе учащиеся получают общее представление об истории духовной культуры Руси, начинают знакомство с православной христианской картиной мира, православным образом жизни, православной нравственной культурой. При знакомстве с шедеврами православного культурного наследия: древними книгами, храмами, иконами, — учащиеся начинают приобщаться к художественной культуре православия. Учатся бережному отношению к культурному наследию предков. Основное внимание при этом уделяется обеспечению наиболее глубокого эстетического и эмоционального восприятия учащимися памятников древнерусской православной культуры. В то же время, изучая историю древнего мира и Средних веков в курсе истории, учащиеся параллельно на уроках православной культуры изучают историю православной религии и культуры: распространение христианского учения на территориях славянских племен, историю «Фотиева крещения, историю Крещения Руси и расцвета православной культуры на Руси в ХI веке. Кроме того, учащиеся знакомятся с историей возникновения славянской письменности, изучают кириллицу и историю формирования современного русского алфавита, получают первое представление о старославянском и церковнославянском языках, приобретают навык чтения и понимания текстов на церковнославянском языке. Это помогает им лучше усвоить материал, связанный с общими сведениями о русском языке и культуроведческой компетенцией, изучаемый в это же время на уроках русского языка. Учащиеся изучают и книги церковных богослужений: знакомятся с Псалтырем и Октоихом, учатся читать и понимать псалмы, а также постигают музыкальное звучание и красоту церковнославянского языка. Это позволяет сделать материал более доступным для понимания учащихся и, вместе с тем, обеспечить более осмысленное эмоциональное понимание событий, изучаемых на уроках истории. Таким образом, в 6 классе учащиеся на доступном уровне изучают следующие содержательные линии учебного предмета Православная культ ура: . Православная христианская картина мира; • Православие — традиционная религия русского народа; • История православной религии и культуры; . Нравственная культура православия; • Письменная культура православия (православная словесность). Основной целью изучения материалов УМК Православная культура. 5—б классы является формирование у школьников чувства любви к своей Родине, понимания православных истоков русской государственности, нравственности. духовности и культуры, знания основных святынь и памятников древнерусской православной культуры. Цели и задачи программы учебного предмета «Православная культура» 5-6 классы
Задачи духовно-нравственного воспитания:
Календарно- тематическое планирование уроков православной культуры в 6 классе
Содержание программы основной школы по православной культуре 6 КЛАСС ГЛАВА 2 «КРЕЩЕНИЕ РУСИ» Параграф 2Л. «Распространение христианского учения на территориях славянских племен» (повторение) Параграф 2.2. «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» (повторение) Параграф 2.3. «Как была крещена Русь» (повторение) Параграф 2.4. «Новокрещеная Русь» Первые христианские храмы Киева, история строительства и архитектура первого на Руси каменного храма — Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинной церкви. Роль Десятинной церкви в просвещении Киевской Руси. Богослужения в храмах Киевской Руси и первые русские богослужебные книги на славянском языке. Личные перемены в князе Владимире, связанные с восприятием им христианских заповедей. Создание князем Владимиром «Закона о судах церковных» и «Закона судного людям» как первых документов, регламентирующих жизнь государства по нравственным христианским нормам. Начало просвещения Киевской Руси, открытие первых школ по обучению детей грамоте. Смерть князя Владимира. История мученической смерти его сыновей — князей Бориса и Глеба как ярчайший пример следования нравственным христианским законам. «Сказание о Борисе и Глебе». Параграф 2.5. «Расцвет культуры на Руси в XI веке. Первые русские святые» Смысл понятия «просвещение». Просвещение Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого: открытие новых школ по обучению грамоте, развитие книгописания. Перенос князем Ярославом Мудрым останков его братьев — князей Бориса и Глеба и их канонизация. Развитие храмостроения в Киеве. Основание первых русских монастырей. Киево-Печерская лавра и вклад Лавры в православно-просветительную деятельность Киевской Руси. История строительства, архитектура и значение для Киевской Руси собора Святой Софии Киева. Назначение князем первого русского митрополита. Строительство в Киеве Золотых ворот с Благовещенской церковью. Начало традиции монашеского пострига правителей Российского государства, положенное княгиней Анной. Семья Ярослава Мудрого как пример моногамной семьи, устраивающей жизнь в полном соответствии с христианскими заповедями. Завещание Ярослава Мудрого как наставление о жизни по христианским законам. Продолжение просвещения Киевской Руси и укрепления христианской веры и православного уклада жизни сыновьями Ярослава Мудрого. Начало традиции почитания на Руси святого Николая Чудотворца. ГЛАВА 3 «НАЧАЛО СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» Параграф 3.1. «Создатели славянской письменности — святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий» Детские и юношеские годы Константина Философа и Мефодия, научная богословская и миссионерская деятельность Константина Философа. Миссия Константина и Мефодия в Хазарии. Предание об отправке греческим царем Михаилом братьев Константина и Мефодия в славянские земли с миссией перевода Священного Писания на славянский язык. Предание о создании Константином Философом славянской азбуки при переводе им на славянский язык Евангелия. «Пространное житие Константина Философа». Защита святыми братьями права славянских народов на совершение богослужения на славянском языке. Завершение работы по переводу на славянский язык всех книг Библии святым Мефодием после кончины брата. «Похвальное письмо Кириллу и Мефодию». Прославление святых братьев Кирилла и Мефодия как просветителей славян во всем христианском мире. Праздник славянской письменности и культуры. Параграф 3.2. «Славянский алфавит — кириллица» Славянские азбуки кириллица и глаголица. Начертание и цифровое значение букв кириллицы. Уставное письмо. «Сказание о письменах» черноризца Храбра как источник по истории происхождения славянской письменности. Кирилло-Мефодиевская традиция перевода Священного Писания с греческого на другие языки. Евангелие от Иоанна — первая книга, переведенная Константином Философом на славянский язык, ставшая основой создания славянской азбуки. Старославянский и церковнославянский языки как продолжатели кириллицы и прародители современного русского литературного языка. Смысловое значение букв кириллицы в церковнославянском языке. Особенности написания и прочтения слов на церковнославянском языке, титло. Использование цифровых значений букв кириллицы в церковнославянском языке. Реформы церковнославянского языка Петра I, гражданский алфавит, современный русский алфавит. Необходимость сохранения церковнославянского языка как богослужебного и используемого при написании, чтении и переводе Священного Писания и других богослужебных книг. Достоинства церковнославянского языка при переводе Библии. Параграф 3.3. «Первые книги на славянском языке» Описание книг Священного Писания и значение Библии для человечества. Евангелие — первая книга, переведенная на славянский язык святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Описание состава и смысла канонического для православной веры Четвероевангелия. Апостол и его содержание. Иудейский царь Давид, псалмы Давида и Псалтирь как богослужебная православная книга Чтение избранных отрывков Псалтиря на церковнославянском языке. Остромирово Евангелие как древнейшая дошедшая до нас датированная книга, написанная на кириллице. Формы и средства контроля знаний учащихся Вводный контроль проводится в начале учебного года в виде контрольных работ. Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий Итоговый контроль проводится в виде контрольных работ тестового характера.
Аттестация по учебному предмету «Православная культура» может быть различной по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады и др. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Материалы контрольных работ Урок№1. Вводный контроль знаний учащихся. 1 вариант
2 вариант
Урок№18. Урок контроля знаний по теме «Расцвет культуры на Руси в 11 веке. Первые русские святые» 1 вариант 1. В каком году родились создатели славянской азбуки – святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий? 2. За сколько месяцев в конце своей жизни святой Мефодий перевел на славянский язык все церковные книги? 3. Основой букв какого из славянских алфавитов послужило греческое уставное письмо? 4. В каком году была создана славянская азбука? 5. Как называется самая древняя датированная книга, написанная кириллицей? Что вы знаете об истории ее создания и ее авторе? 2 вариант. 1. К кому обратились святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий за разрешением проводить церковные службы на славянском языке? 2. На сколько лет пережил святой Мефодий своего брата святого Кирилла? 3. До времени правления какого русского царя кириллица просуществовала без изменений? 4. Как образовалось слово «азбука»? 5. Псалмы какого иудейского царя положены в основу Псалтыря? Что вы знаете об этом царе? Урок №35. Итоговая контрольная работа за 6 класс 1 вариант
2 вариант. 1. Кто такой Соловей? 2. В каком городе крестился князь Владимир? 3. Из какого исторического источника известно о нежелании новгородцев принимать крещение? 4. Кого обучали грамоте в первых школах, открытых князем Владимиром? 5. Кому из сыновей князя Владимира принадлежит фраза «не подниму руки на брата своего старшего»? 6. Как называется известнейший русский монастырь, заложенный по указу Ярослава Мудрого? 7. В каком городе родились создатели славянской письменности? 8. Откуда родом был первый русский митрополит, назначенный Ярославом мудрым? 9. Какие знаки послужили образцом для написания букв кириллицы? 10. Как называется древнейшая датированная книга, написанная на кириллице? Материально – техническое обеспечение общеобразовательного процесса
Электронные ресурсы, используемые на уроках.
eleon.orthodox.ru
ni-ka.com.ua,
dimulik2009.narod2.ru
e-c-r.pravoverie.ru
www.obibl.com,
skrigal.orthodox.ru ().
pravmedia.com, 8. Православный видео архив www.rushill07.narod.ru/ www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/
www.rushill07.narod.ru/, www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, Biblion.Narod.Ru."; www.predanie.ru -; www.isographoteka.ru Методические материалы являются приложением к рабочей программе и хранятся в отдельной папке учителя-предметника |
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... | Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | ||
Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | Рабочая программа по православной культуре для 5-9 классов разработана... «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» | ||
Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Стойчивой нравственной позиции учащихся, воспитание духовной зрелости для правильного понимания ими жизни современного общества,... | Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре... Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | ||
Рабочая программа разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура» Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,... | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... |