Скачать 177.28 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет - «Высшая школа экономики» Факультет Государственного и муниципального управления Программа дисциплины Инновационный менеджмент и управление инновационными проектами для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Авторы: А.А. Мазина, (amazina@hse.ru), Е.А. Володарская (eavolod@gmail.com )
Москва
Курс «Инновационный менеджмент и управление инновационными проектами» является профессионально-ориентационным курсом для студентов факультета государственного и муниципального управления на завершающем этапе обучения, поэтому его главный акцент состоит в приобретении навыков практической реализации процесса подготовки проектов. Отличие курса от традиционных состоит во первых, в том, что в нем раскрывается процесс разработки именно инновационных проектов, которые существенно отличаются от тех проектов, которые рассматриваются в традиционных курсах. Во-вторых, студенты, ориентированные на решение задач государственного управления, должны хорошо понимать рисковую природу инновационных проектов, трудности в поиске инвестора для таких проектов и мотивацию предпринимателя, намеренного реализовать такие проекты. Это особенно важно в виду нарастающей потребности в организации проектов, основанных на частно - государственном партнерстве, когда каждая сторона стремится переложить риски на другую сторону и только четкая организация проекта, подкрепленного контрактными отношениями, позволяет реализовать заявленные цели. В третьих, большую роль в управлении персоналом играют психологические характеристики инновационной деятельности. Курс предполагает обучение слушателей способам выявления и анализа проблемных ситуаций, требующих применения психологических знаний в практике их профессиональной управленческой деятельности и решения выделенных проблем соответствующими научными методами. Этот раздел курса предполагает отработку на занятиях практических психологических навыков, использованию методов активного социально-психологического обучения: групповая дискуссия, ролевая игра. Без понимания психологических закономерностей развития и функционирования творческих коллективов, занимающихся инновационной деятельностью, невозможно построить зрелые и продуктивные отношения с коллегами по работе, с клиентами и деловыми партнерами, нацеленными на внедрение нового наукоемкого продукта. Исследование механизмов присвоения научного знания в процессе внутригруппового и межгруппового социального взаимодействия, выработки единой картины функционирования науки, критериев ее оценки, влияющих на отношение к науке и готовность заниматься научной деятельностью; анализ тенденций развития инноваций в области науки и технологии психологическими методами позволяют успешно адаптироваться в организационной инновационной среде. Освоение психологических аспектов инновационной деятельности выступает инструментом понимания и построения активных прогнозов влияния на будущее науки, технологии, экономики и общества. Поэтому структура курса предполагается междисциплинарной, так как предусматривает возможность как расчетного обеспечения проекта на основе системы финансовых показателей и вероятностных методов, так и формирования команды для выполнения проекта. Только такой подход позволит студентам сочетать теоретические представления с практическими целями управленческого персонала. Это означает, что наряду с знаниями, необходимыми для изучения дисциплин специальности «Государственная инновационная политика» студентам даются представления об умениях и навыках, необходимых для овладения деятельностью менеджера в инновационной сфере.
Общая цель курса – обеспечение специалиста конкретными знаниями, позволяющими сформулировать, оценить и реализовать инновационный проект, как в направлении расчета возможности и эффективности его реализации, так и для выявления психологических свойств творческой команды, способной реализовать этот проект. Обе части курса имеют ярко выраженную практическую направленность, однако векторы направлений различаются в соответствии с подзадачами, решаемыми в каждой из них. Задачи первого раздела курса включают: компетенции и умения, обеспечивающие следующие виды работ:
Задачи второго раздела курс предполагают изучение психологической сути инновационной деятельности как внедрения изменений;
Базовые учебники
Основная литература
3. Содержание программы Тема 1. Понятие, сущность и значение управления инновационными проектами. Инновационный менеджмент, структура предмета, специфика инноваций как объекта. Роль инновационных проектов в инновационном менеджменте. Основные понятия и определения. Основные понятия и определения. Особенности проектной организации работы. Схема выполнения проекта. Этапы работы. Основные процессы. Структура проекта. Основные действующие лица и их роль. Ключевые особенности инновационного проекта. Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема 2. Финансирование и государственная поддержка инновационного бизнеса. Основные возможности финансирования инновационных проектов. Инновационная деятельность как объект инвестирования. Донорское финансирование инновационных проектов. Российская венчурная компания и её структуры. Посевной фонд РВК. Объединения бизнес-ангелов в России. Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема 3. Основы бизнес-планирования в применении к инновационным проектам. Структура и участники проекта. Основные этапы разработки бизнес-плана. Структура бизнес-плана: - Ключевая информация - Данные о компании-инициаторе - Маркетинговое исследование - Производственно-технологический раздел - Организационный план - Финансовая схема - Анализ эффективности Основы проведения расчётов эффективности проекта Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема 4. Риски инновационного проекта и управление ими Нестабильность и риски. Роль концепции риска в управлении инновационными проектами. Практика риск-менеджмента инновационного процесса. Основные виды рисков и разнесение их по стадиям выполнения проекта. Метод взвешенных экспертных оценок. Меры по снижению неопределённости и минимизации рисков. Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема 5. Инновационная деятельность с точки зрения психологии – работа с изменениями. Психологическая работа с сопротивлением инновациям Инновация как осуществление нововведений. Слагаемые успеха инновационного проекта. Причины возникновения сопротивления переменам. Проблема проведения стратегических изменений. Основные формы сопротивления организационным изменениям. Иерархия серьезности перемен. Готовность организации к инновациям. Характеристика стратегии внедрения инновационных изменений. Этапы процесса нововведения в организации. Типы психологических реакций персонала на изменения. Методы преодоления сопротивления переменам. Стили управления при нововведениях. Условия, определяющие выбор стратегии управления внедрения инноваций. Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема 6. Психологические закономерности исследовательской деятельности. Психологические приемы построения творческой команды. Три аспекта анализа научной группы: предметно-логический, социально-научный и личностно-психологический. Специфика коллективного научного творчества. Особенности творческого мышления. Понятие научно-исследовательской программы. Специфика общения в научной деятельности. Типология учёных. Понятие научной роли. Виды научных ролей. Понятие адаптации в исследовательской группе (типы, этапы, аспекты, детерминанты). Особенности, виды, функции и причины научных конфликтов. Понятие мотивации научной деятельности. Внешняя и внутренняя мотивация научной деятельности. Творческая команда как условие эффективного инновационного процесса. Психологические закономерности формирования команды. Характеристики команды. Достоинства работы в команде. Цели формирования команды. Правила формирования сплоченной команды. Ролевая общность участников. Умение чувствовать и слушать друг друга. Основная литература. Основная:
Дополнительная литература.
Тема 7. Инновационная деятельность как бизнес. Построение имиджа инновационного проекта как способ эффективной инновационной деятельности. Краткосрочные и долгосрочные цели. Анализ рынка. Уточнение потребностей современного бизнеса в наукоемком продукте. Выделение конкурентных преимуществ. Определение критериев успеха. Оформление логотипа, концепции, самоидентификации. Разработка стратегии осуществления и внедрения инновации. Научная трактовка категории «имидж». Психологические подходы к интерпретации феномена имиджа. Структура и функции имиджа. Понятие имиджформирующей информации. Типы имиджа. Имидж человека как символическая структура. Речь и внешний облик человека в процессе формирования его имиджа. Внутренний и внешний имидж группы. Понятие предметного имиджа. Компоненты предметного имиджа. Этапы и закономерности построения имиджа инновационного продукта. Имидж науки: психологические проблемы. Основная литература.
Дополнительная литература. Имиджелогия-2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010. Материалы международных симпозиумов по имиджелогии. М.: АИМ РИЦ, 2003-2010. 4. Формы контроля 1. Текущий контроль (презентация учебного проекта) Промежуточный – письменная работа (реферат) 2. Формой итогового контроля является зачет. Зачет проводится в письменной (тест) . Итоговая оценка складывается из следующих элементов: Работа на лекциях и семинарах - 70% итоговой оценки; их них - работа по проектам – 30%. Презентация реферата по второму разделу курса (темы 5-7) – 20% итоговой оценки; Письменный тест – 10% итоговой оценки Максимальная оценка каждого вида работ – 10 баллов. Требования к проекту Проект должен содержать обоснование выбранной тематики. Описательная часть составляет 2-3 страницы текста по предоставленному шаблону оформления и организации материала. Расчётная часть должна представлять собой аналитический файл, оформленный в соответствии со стандартами, с внесёнными в него данными, прилагающимися к каждому заданию. Возможные темы проектов
Темы письменных работ могут предлагаться самостоятельно при условии соответствия их требованию инновационности описываемого проекта. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:
Авторы программы А.А. Мазина Е.А. Володарская |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |