МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
| «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
д.м.н., профессор Н.В.Ярыгин
_____________________________
«_____» ______________ 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Направление подготовки
040400.62 Социальная работа (бакалавр) Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением Квалификация (степень) выпускника
бакалавр Форма обучения
очная Москва 2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «История социальной работы» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 040400.62, утвержденным ректором Московского государственного медико-стоматологического университета О.О.Янушевичем.
Составитель: ст. преподаватель кафедры социальной медицины и социальной работы М.А. Королев Рецензенты: профессор кафедры психологии и социальной работы РГУТиС О.А. Аникеева
к.с.н. доцент кафедры социальной медицины и социальной работы
Е.Н. Поддубная Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
«__»__________ 2011 года Протокол № 1
Зав. кафедрой, профессор _________________ А.В. Мартыненко
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»
«____»_________________2011 года Протокол № ____
Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор
___________________ А.В.Мартыненко Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ
«____»_______________2011 года Протокол № ____
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор
_____________________Э.В. Луцевич
Цели и задачи дисциплины.
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о генезисе социальной работы в России и за рубежом и о пути развития основных исторических форм, моделей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации.
В процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:
- Расширение и углубление знаний студентов на основе изучения исторического опыта, накопленного Россией и мировым сообществом в области оказания помощи различным категориям населения в разные периоды её истории.
- формирование умений студентов на основе исторического анализа оценивать современные тенденции развития теории и практики социальной работы. 2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «История социальной работы» относится к профессиональному циклу (базовой части) – Б.3.2, изучаемая во втором семестре.
Данная дисциплина является одной из базовых дисциплин, на основе изучения которой, формируются целостные представления о месте социальной работы в обществе.
Преподавание дисциплины опирается на знание студентами обществознания, мировой и отечественной истории и искусства, культурологии.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, помогут студентам наиболее полно усвоить профессиональный цикл курса социальной работы. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Овладение культурой мышления, обобщения, анализа, восприятия информации, готовность к постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-1
| Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| ОК-2
| осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| ОК-8
| Владение основными методами способами средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
| ОК-12
| способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
| ОК-13
| умение учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни
| ОК-17
| Способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни
| ПК-6
| Способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней
| ПК-11
| соблюдение профессионально-этических требований в процессе осуществления профессиональной деятельности
| ПК-12
| Способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы.
| ПК-31
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ
| Основные этапы становления социальной работы в России и за рубежом, социально-экономические и культурно-исторические предпосылки институциализации социальной работы
| ОК 1-3
| УМЕТЬ
| Выделять общее и особенное в сложившихся моделях социальной работы в разных странах мира, использовать полученные знания в научной и практической деятельности.
| ОК 8-17
| ВЛАДЕТЬ
| Навыками исследовательской деятельности, пониманием социальной и культурной обусловленности критериев оценки уровня и содержания социальной работы;
| ПК 6,11,12,19, 31
| БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ
| В анализе различных моделей социальной работы, сопоставлении их преимуществ и недостатков, с точки зрения соответствия потребностям современного общества.
| ПК 6,11,31
|
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы – 128 ч.
Аудиторные занятия – 64 ч., самостоятельная работа – 64 ч.
№
п/п
| Тема
| Виды учебной работы,
трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| всего
| Самост-ная работа
| Аудиторные занятия
| всего
| Лекцион.
| Групповые (семинары, практич.)
| Лабораторные
| Контр. раб.
| Реферат/ эссе
| Курс. Раб./проект
| Расчетно-графич.
| зачет
| экзамен
| Контр.точки по мод.-рейтинг
| МОДУЛЬ I: Становление социальной работы в России в IX-XIX вв.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию
| 6
| 4
| 2
| 1
| 1
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 2
| Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен
| 8
| 4
| 4
| 1
| 3
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| 3
| Особенности конфессиональной системы помощи в России
| 10
| 4
| 6
| 1
| 5
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 4
| Государственные подходы к организации общественного призрения
| 12
| 5
| 7
| 2
| 5
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 5
| Общественно-государственная система помощи в дореволюционной России
| 8
| 4
| 4
| 1
| 3
|
| +
| +
|
| +
|
|
|
| МОДУЛЬ II: Становление социальной работы за рубежом с древнейших времен до середины XIX вв.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
| Становление социальной помощи на Востоке и
в Античном мире
| 6
| 4
| 2
| -
| 2
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| 7
| Система помощи в Европейском средневековье
| 10
| 4
| 6
| 1
| 5
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 8
| Государственные подходы к организации социальной помощи в Европе XVII-XIX вв.
| 9
| 4
| 5
| 1
| 4
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| МОДУЛЬ III Развитие социальной работы в России в XX-XXI вв.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
| Новые подходы к организации социальной помощи
в России в нач. XX в.
| 9
| 5
| 4
| 1
| 3
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 10
| История становления системы социальной помощи в СССР
| 12
| 5
| 7
| 2
| 5
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| 11
| Становление социальной работы в России в конце XX - нач.XXI в.
| 6
| 4
| 2
| -
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
| МОДУЛЬ IV: Развитие социальной работы за рубежом с кон. XIX в.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12
| Европейские модели социальной работы.
| 8
| 4
| 4
| 1
| 3
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| 13
| История и развитие социальной работы в США.
| 9
| 4
| 5
| 1
| 4
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 14
| Социальная работа в мире в условиях глобализации XXI в.
| 7
| 5
| 2
| -
| 2
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| 15
| История социальной работы в странах Азии
| 8
| 4
| 4
| 1
| 3
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| Общая
трудоемкость
| часы
| 128
| 64
| 64
| 14
| 50
|
|
|
|
|
|
|
|
| зач. ед.
| 4
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины:
№ П/П
| Наименование разделов и тем дисциплин
| Содержание темы
| Тема 1
| Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию
| Понятие и сущность социальной работы, социальная работа как общественно-историческое явление. История социальной работы как наука, предмет и объект ее исследования. История социальной работы как учебная дисциплина. Различные подходы к периодизации истории социальной работы. Филантропия, благотворительность, общественное призрение, социальное содействие, социальная помощь и социальная работа: содержание и соотношение понятий. Основные источники и литература.
| Тема 2
| Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен
| Взаимопомощь между племенами, помощь
со стороны вождей и старейшин соплеменникам, межличностная помощь. Реципрокация и редистрибуция. Роль религиозных воззрений в развитии социальной поддержки. Народные традиции, раздача денег из казны, одежды,
провизии и т.д. как вид поддержки нуждающихся граждан. Организация общественных работ. Законодательства об усыновлении, опеке и попечительстве.
| Тема 3
| Особенности конфессиональной системы помощи в России
| Основные тенденции поддержки нуждающихся: княжеская защита и попечительство, церковно-монастырское благотворение, приходская система помощи. Формирование княжеских приоритетов в деле помощи нуждающимся. Владимир I. Устав 996 года. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Основные направления княжеской благотворительности. Деятельность русских князей в деле организации института церкви. Возникновение епархий. Источники материального обеспечения церкви. Ктиторы. Церковный суд и пути расширения сферы его деятельности. Приходы, монастыри и их основные функции. Братчина, богадельня, убогий дом, скудельница. Изборник 1076 года, «Поучение» Владимира Мономаха и « Моление» Даниила Заточника.
| Тема 4
| Государственные подходы к организации общественного призрения
| Реформы Петра I в области призрения и поддержки нуждающихся. Меры против нищенства. Создание органов государственного и духовного управления общественным призрением и их функции. Призрение незаконнорожденных, отставных военных. Учреждение благотворительных и исправительных заведений, предупредительные меры. Проблемы организации и финансирования социальных институтов помощи. Общественное призрение в период правления императрицы Екатерины II. Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны. Ведомство детских приютов. Крупнейшие благотворительные общества дома Романовых.
| Тема 5
| Общественно-государственная система помощи в дореволюционной России
| Отмена крепостного права и реорганизация административной системы государственного управления. Основные направления помощи нуждающимся: земская, конфессиональная помощь, общественная и частная благотворительность. Земские и городские учреждения общественного призрения. Приходская деятельность русской православной церкви. Роль О.О. Буксгевдена в создании домов трудолюбия в России. Их характеристика и классификация. Дома трудолюбия для образованных мужчин и женщин. Попечительство о бедных. Система учреждений для людей с инвалидностью.
| Тема 6
| Становление социальной помощи на Востоке и
в Античном мире
| Особенности развития социальной структуры и социальной жизни общества в цивилизациях Древнего Востока. Древний Вавилон, Древняя Иудея. Античный мир. Древний Рим. Китай. Индия. Ислам, конфуцианство, буддизм, зороастризм.
| Тема 7
| Система помощи в Европейском средневековье
| Деятельность благотворительных монашеских орденов:
бенедиктинцев, кармелитов, тамплиеров, иоаннитов и др. Забота о нищих и “нищенские монашеские ордена”: францисканцы, доминиканцы и др. Открытие больниц, госпиталей, приютов религиозными братствами. Деятельность городских и сельских приходов. Зарождение городских уставов о бедных, становление городской налоговой системы и социальной помощи на муниципальном уровне. Кризис общественного призрения в XVI в., “охота на ведьм”. Меры против распространения профессионального нищенства.
| Тема 8
| Государственные подходы к организации социальной помощи в Европе XVII-XIX вв.
| Кризис церковно-монастырской системы
благотворительности. Изменение подходов в социальной помощи населению. Оформление системы предупредительных мер по борьбе с профессиональным нищенством: законы, налоги, организация работных домов, общественных работ. Государственные мероприятия в деле борьбы с профессиональным
нищенством, развитие частного и государственного страхования и обеспечения. Становление школ профессиональной подготовки добровольных благотворителей.
| Тема 9
| Новые подходы к организации социальной помощи в России в нач. XX в.
| Разработка рабочего законодательства в пореформенный период. Проекты 80х - 90х годов XIX века. Закон 1903 года и его осуществление. Страховые законы 1912 года. Создание страховых товариществ и больничных касс.
| Тема 10
| История становления системы социальной помощи в СССР
| Первые мероприятия Советской власти по созданию новой системы социальной помощи. Административные, законодательные, воспитательные мероприятия по локализации проституции, алкоголизма, профессионального нищенства, детской беспризорности. Особенности социальной поддержки в условиях НЭПа. Создание системы социального страхования для работающих, пенсионного обеспечения, бесплатной медицинской помощи. Великая Отечественная война и система социального обеспечения в условиях военного времени. Развитие системы социального обеспечения в 1946-1991 гг. Нарастание негативных явлений в социальной сфере в 1970-1980-е гг.: дефицит продовольственных и промышленных товаров, неразвитость сферы услуг и др.
| Тема 11
| Становление социальной работы в России в конце XX - нач.XXI в.
| Социально-политические и экономические преобразования переходного периода и поиски решения социальных проблем. Организация Министерства социальной защиты РФ, введение новой специальности - "социальный работник". Основные нормативные акты и меры государства в области социального обеспечения и социального страхования в начале 1990-х гг. Взаимодействие государственных, общественных организаций и частных лиц в осуществлении социальной помощи. Развитие территориальных социальных центров как основного звена государственной системы социальной помощи. Деятельность негосударственных благотворительных учреждений и организаций. Региональные программы социальной защиты, проблемы адресной помощи наиболее уязвимым группам населения. Обеспечение занятости, формирование новой системы социального обслуживания.
| Тема 12
| Европейские модели социальной работы в XX в.
| Особенность пути развития профессиональной социальной работы в Европе в ХХ в. Формирование национальных служб социальной помощи и защиты.
Германская модель социального обеспечения и социальной работы. Социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь. Английская модель социального обеспечения и социальной работы. Оформление социального страхования в начале ХХ в. Становление законодательства о национальном страховании и национальной поддержке. Доклад Бевериджа и его роль в становлении национальных подходов к социальному обеспечению. Модели помощи в общинах. Модели социальной работы с различными группами населения. Французская модель социального обеспечения и социальной работы. Оформление национальных обществ взаимопомощи. Реформы социального обеспечения 1940-1990-х гг. и их роль в становлении национальной модели помощи и защиты. Специализированные центры социального обслуживания. Скандинавская модель социального обеспечения и социальной работы. Принятие законов о «народной пенсии». Политика выравнивания доходов, принципы социального обеспечения «благосостояние для всех». Политика перераспределения доходов, социальные услуги, социальное обеспечение.
| Тема 13
| История и развитие социальной работы в США.
| Зарождение и развитие американской помощи и поддержки. Открытие приютов для детей-сирот. Оформление обществ и благотворительных ассоциаций. Английская Армия спасения. Американский Красный Крест. Американская социальная работа в системе социального обеспечения. Становление социального законодательства в нач. ХХ в. на уровне местного управления и штатов. Федеральные программы занятости. Становление практики индивидуальной работы со случаем, работы в микросоциальной среде, с группой. Оформление федерального обеспечения: социального страхования, государственной поддержки, служб здоровья и социального обеспечения.
| Тема 14
| Социальная работа в мире в условиях глобализации XXI в.
| Глобализация и актуальные вопросы социальной работы.
Упадок общества «всеобщего благоденствия». Развитие «социального капитала». Мигранты, иммигранты, практика адаптации и включения. Профсоюзы и неправительственные организации. Бедность и неравенства.
| Тема 15
| История социальной работы в странах Азии
| Социальная работа и социальное обеспечение в КНР. Модель социальной работы в Гонконге. Социальная работа и социальное обеспечение в Японии.
|
6. Планы групповых занятий и образовательные технологии. Лекция.
|