Рабочая программа учебной дисциплины





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
страница1/7
Дата публикации26.11.2014
Размер0.79 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
министерство здравоохранения и социального развития

российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»




«УТВЕРЖДАЮ»




Ректор ГОУ ВПО СОГМА

Минздравсоцразвития России
_________________ Т.М.Гатагонова





«29» июня 2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Патологическая физиология

Направление подготовки (специальность) -

060105 Медико–профилактическое дело


Форма обучения очная
Срок освоения ООП – 6 лет

Кафедра патологической физиологий

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060105, «Медико-профилактическое дело», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 08 » ноября 2010 г. № 118 (изменениями от 31 мая 2011 г.)




Учебный план по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденный Ученым советом ГОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» «27» апреля 2011г., Протокол № 7

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры патологической физиологии, от « 7 » июня 2011г. Протокол № 5
Заведующий кафедрой Л.Г.Хетагурова

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России от «29» июня 2011г., протокол № 10

Разработчики:

Зав.каф. патологической физиологии,

профессор Л.Г.Хетагурова
к.м.н., доцент И.Р.Тагаева

Рецензенты:

Зав. кафедрой общей гигиены, д.м.н., профессор А.Р.Кусова
Зав. кафедрой зоологии ГОУ ВПО СОГУ, д.б.н., профессор Л.В.Чопикашвили

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины с учетом необходимости формирования профессиональных компетенций и с позиций фундаментального системного естественнонаучного знания изучить общепатологические процессы, их причины, функциональные, биохимические и структурные механизмы развития, основных проявлений и исходов, а также их значение в формировании нозологических форм заболеваний; формирование навыков системного и аналитического мышления в отношении этиологии и патогенеза заболеваний.

При этом задачами дисциплины являются:

- Задачи дисциплины:

— получение системных знаний об основных закономерностях патогенеза развития заболеваний, механизмах компенсации при патологии, обеспечивающих поддержание жизни;

— приобретение знаний о функционировании организма как открытой саморегулирующейся системы на разных уровнях ее организации и о понимании зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

— формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы;

— формирование у студентов навыков работы с научной литературой;

— знакомство с работой научной, исследовательской лаборатории;

— формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности;

— формирование у студентов представлений об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств;

— формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития Россия

2.2.1. Дисциплина «Патофизиология» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин специальности «Медико-профилактическое дело» высшего профессионального медицинского образования; изучается в четвертом и пятом семестрах.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами:

Латинский язык:

Знания: Современная анатомическая номенклатура и другие медицинские номенклатуры. Латинские и греческие корни, участвующие в образовании медицинских терминов.

Умения: пользования терминами, имеющими в большинстве случаев латинское происхождение;

Владеть: понимания и использования анатомической и физиологической терминологии.
- в цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин:
Физика и математика:

Знания: общие физические закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме; реологические свойства биологических тканей и жидкостей; характеристики физических факторов (лечебных, климатических, производственных), оказывающих воздействие на организм и биофизические механизмы такого воздействия; назначение, основы устройства и практического использования медицинской аппаратуры, технику безопасности при работе с ней; основы математических методов обработки медицинских данных.

Уметь: пользоваться основными измерительными приборами; работать на физической (электронной) медицинской аппаратуре, представленной в лабораторном практикуме; обрабатывать результаты измерений.

Владеть: освоить методы определения различных физических и механических характеристик биологических объектов; практически использовать некоторые образцы лечебной и диагностической аппаратуры.
Для изучения предмета «патофизиология» студентам необходимо усвоить разделы и темы других дисциплин:
Биология с экологией:

Знать: правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; - физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; - строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений; общие закономерности происхождения и развития жизни, - антропогенез и онтогенез человека; законы генетики, ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человека; основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма взрослого человека и подростка на основе структурной организации клеток, тканей и органов.

Уметь: пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных; диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографий

Владеть: навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий; методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод, портретной диагностики, популяционный, дерматоглифики).
Гистология, эмбриология, цитология:

Знать: физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования; строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики.

Уметь: пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек печени и других органов и систем.

Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом; навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий; навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека; навыком сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней.
Анатомия человека:

Знать: общих закономерностей происхождения и развития жизни; антропогенеза и онтогенеза

человека; основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма взрослого человека и подростка на основе структурной организации клеток, тканей и органов; анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового человека; методов анатомических исследований и анатомических терминов; анатомии органов, систем и аппаратов, деталей их строения, их основные функции; взаимоотношений органов друг с другом; проекцию их на поверхности тела; основных вариантов строения и пороков развития органов; круги кровообращения.

Умения: пользоваться анатомическими инструментами; находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения; находить методом препарирования крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы; анализировать результаты рентгенологического обследования пациентов.

Владеть:медико-анатомическим понятийным аппаратом
Нормальная физиология:

Знать: базисные физиологические процессы, протекающие на молекулярно-клеточном уровне, особенности жизнедеятельности в различные периоды индивидуального развития человека и при беременности; организацию функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма, основные механизмы регуляции функций физиологических систем (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный); основные механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды; принципы взаимоотношений организма человека с внешней средой (сенсорные системы); механизмы формирования поведения человека для взаимодействия с окружающей средой, физиологические основы психической деятельности; основные методы оценки здоровья человека и показатели нормального состояния организма, принципы моделирования физиологических функций.

Уметь: интерпретировать и применять основные понятия общей и частной физиологии при освоении медицинской литературы; измерять важнейшие и оценивать ведущие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке, а также выделять главные механизмы регуляции гомеостатических функций; применять полученные знания для объяснения физиологического смысла регулирования функций организма, в том числе с помощью лекарственных веществ; самостоятельно проводить простые функциональные пробы, оформлять и защищать протоколы исследований физиологических функций у человека, обосновывать целесообразность экспериментов на животных.

Владеть: методами экспериментального и клинического исследования физиологических функций организма в норме; методами исследования метаболизма ксенобиотиков, в том числе лекарственных средств; знаниями для изучения путей фармакологического регулирования физиологических функций.
Микробиология, вирусология, иммунология:

Знать: основных возбудителей инфекционных болезней; механизмы вызываемых ими заболеваний; методы лабораторной диагностики инфекционных болезней; методы профилактики и терапии; определение и общую характеристику иммунитета; виды иммунитета; механизмы неспецифической резистентности; механизм патогенного действия токсинов разных видов микроорганизмов; тип иммунного ответа при попадании в организм соответствующего вида антигена; иметь представление о дисбактериозе.

Уметь: производить забор материала для микробиологических исследований; стерилизовать бактериальные петли, шприцы и др. инструментарий; готовить и окрашивать препараты для микроскопических исследований; микроскопировать препараты и дифференцировать микроорганизмы по морфологическим признакам, делать посев материала на различные питательные среды; обеззараживать отработанный инфицированный материал и контаминированные патогенными микробами объекты внешней среды; ставить и оценивать результаты определения чувствительности бактерий к антибиотикам, результаты серологических реакций (агглютинации, преципитации, связывания комплемента, иммунофлюоресценции, торможения гемагглютинации),

Владеть: проводить и оценивать результаты микробиологических исследовании инфекционных заболеваний; производить забор воды, воздуха, почвы для санитарно-микробиологических исследований; производить смывы с рук и объектов среды для санитарно-микробиологических исследований; проводить и оценивать результаты санитарно-бактериологических исследований
Биологическая химия

Знать: строение и функции нуклеиновых кислот, природных белков; функции водорастворимых и жирорастворимых витаминов; основные метаболические пути превращения углеводов, липидов; аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований; гормональную регуляцию обмена веществ; специфику метаболизма специализированных органов и тканей; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ.

Уметь: прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живом организме; отличать нормальные значения уровня метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.); отличать нормальную протеинограмму сыворотки крови от патологически измененных и объяснить причины различий.

Владеть: постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

2.3.1. В основе преподавания данной дисциплины лежат следующие виды профессиональной деятельности:

1. профилактическая деятельность:

проведение мероприятий по профилактике заболеваний населения;

организация проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;

оценка состояния здоровья населения;

организация, проведение и контроль выполнения мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний;

проведение санитарно-просветительской работы среди населения и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни;
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск