министерство здравоохранения и социального развития
российской федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»
| «УТВЕРЖДАЮ»
|
| Ректор ГОУ ВПО СОГМА
Минздравсоцразвития России _________________ Т.М.Гатагонова
|
| «29» июня 2011г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Патологическая физиология
Направление подготовки (специальность) -
060105 Медико–профилактическое дело
Форма обучения очная Срок освоения ООП – 6 лет
Кафедра патологической физиологий
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060105, «Медико-профилактическое дело», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 08 » ноября 2010 г. № 118 (изменениями от 31 мая 2011 г.)
Учебный план по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденный Ученым советом ГОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» «27» апреля 2011г., Протокол № 7
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры патологической физиологии, от « 7 » июня 2011г. Протокол № 5 Заведующий кафедрой Л.Г.Хетагурова
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России от «29» июня 2011г., протокол № 10
Разработчики:
Зав.каф. патологической физиологии,
профессор Л.Г.Хетагурова к.м.н., доцент И.Р.Тагаева
Рецензенты:
Зав. кафедрой общей гигиены, д.м.н., профессор А.Р.Кусова Зав. кафедрой зоологии ГОУ ВПО СОГУ, д.б.н., профессор Л.В.Чопикашвили
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – с учетом необходимости формирования профессиональных компетенций и с позиций фундаментального системного естественнонаучного знания изучить общепатологические процессы, их причины, функциональные, биохимические и структурные механизмы развития, основных проявлений и исходов, а также их значение в формировании нозологических форм заболеваний; формирование навыков системного и аналитического мышления в отношении этиологии и патогенеза заболеваний.
При этом задачами дисциплины являются:
- Задачи дисциплины:
— получение системных знаний об основных закономерностях патогенеза развития заболеваний, механизмах компенсации при патологии, обеспечивающих поддержание жизни;
— приобретение знаний о функционировании организма как открытой саморегулирующейся системы на разных уровнях ее организации и о понимании зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
— формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы;
— формирование у студентов навыков работы с научной литературой;
— знакомство с работой научной, исследовательской лаборатории;
— формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности;
— формирование у студентов представлений об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств;
— формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.
2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития Россия
2.2.1. Дисциплина «Патофизиология» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин специальности «Медико-профилактическое дело» высшего профессионального медицинского образования; изучается в четвертом и пятом семестрах.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами:
Латинский язык:
Знания: Современная анатомическая номенклатура и другие медицинские номенклатуры. Латинские и греческие корни, участвующие в образовании медицинских терминов.
Умения: пользования терминами, имеющими в большинстве случаев латинское происхождение;
Владеть: понимания и использования анатомической и физиологической терминологии. - в цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин: Физика и математика:
Знания: общие физические закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме; реологические свойства биологических тканей и жидкостей; характеристики физических факторов (лечебных, климатических, производственных), оказывающих воздействие на организм и биофизические механизмы такого воздействия; назначение, основы устройства и практического использования медицинской аппаратуры, технику безопасности при работе с ней; основы математических методов обработки медицинских данных.
Уметь: пользоваться основными измерительными приборами; работать на физической (электронной) медицинской аппаратуре, представленной в лабораторном практикуме; обрабатывать результаты измерений.
Владеть: освоить методы определения различных физических и механических характеристик биологических объектов; практически использовать некоторые образцы лечебной и диагностической аппаратуры. Для изучения предмета «патофизиология» студентам необходимо усвоить разделы и темы других дисциплин: Биология с экологией:
Знать: правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; - физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; - строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений; общие закономерности происхождения и развития жизни, - антропогенез и онтогенез человека; законы генетики, ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человека; основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма взрослого человека и подростка на основе структурной организации клеток, тканей и органов.
Уметь: пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных; диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографий
Владеть: навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий; методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод, портретной диагностики, популяционный, дерматоглифики). Гистология, эмбриология, цитология:
Знать: физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования; строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики.
Уметь: пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек печени и других органов и систем.
Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом; навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий; навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека; навыком сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней. Анатомия человека:
Знать: общих закономерностей происхождения и развития жизни; антропогенеза и онтогенеза
человека; основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма взрослого человека и подростка на основе структурной организации клеток, тканей и органов; анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового человека; методов анатомических исследований и анатомических терминов; анатомии органов, систем и аппаратов, деталей их строения, их основные функции; взаимоотношений органов друг с другом; проекцию их на поверхности тела; основных вариантов строения и пороков развития органов; круги кровообращения.
Умения: пользоваться анатомическими инструментами; находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения; находить методом препарирования крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы; анализировать результаты рентгенологического обследования пациентов.
Владеть:медико-анатомическим понятийным аппаратом Нормальная физиология:
Знать: базисные физиологические процессы, протекающие на молекулярно-клеточном уровне, особенности жизнедеятельности в различные периоды индивидуального развития человека и при беременности; организацию функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма, основные механизмы регуляции функций физиологических систем (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный); основные механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды; принципы взаимоотношений организма человека с внешней средой (сенсорные системы); механизмы формирования поведения человека для взаимодействия с окружающей средой, физиологические основы психической деятельности; основные методы оценки здоровья человека и показатели нормального состояния организма, принципы моделирования физиологических функций.
Уметь: интерпретировать и применять основные понятия общей и частной физиологии при освоении медицинской литературы; измерять важнейшие и оценивать ведущие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке, а также выделять главные механизмы регуляции гомеостатических функций; применять полученные знания для объяснения физиологического смысла регулирования функций организма, в том числе с помощью лекарственных веществ; самостоятельно проводить простые функциональные пробы, оформлять и защищать протоколы исследований физиологических функций у человека, обосновывать целесообразность экспериментов на животных.
Владеть: методами экспериментального и клинического исследования физиологических функций организма в норме; методами исследования метаболизма ксенобиотиков, в том числе лекарственных средств; знаниями для изучения путей фармакологического регулирования физиологических функций. Микробиология, вирусология, иммунология:
Знать: основных возбудителей инфекционных болезней; механизмы вызываемых ими заболеваний; методы лабораторной диагностики инфекционных болезней; методы профилактики и терапии; определение и общую характеристику иммунитета; виды иммунитета; механизмы неспецифической резистентности; механизм патогенного действия токсинов разных видов микроорганизмов; тип иммунного ответа при попадании в организм соответствующего вида антигена; иметь представление о дисбактериозе.
Уметь: производить забор материала для микробиологических исследований; стерилизовать бактериальные петли, шприцы и др. инструментарий; готовить и окрашивать препараты для микроскопических исследований; микроскопировать препараты и дифференцировать микроорганизмы по морфологическим признакам, делать посев материала на различные питательные среды; обеззараживать отработанный инфицированный материал и контаминированные патогенными микробами объекты внешней среды; ставить и оценивать результаты определения чувствительности бактерий к антибиотикам, результаты серологических реакций (агглютинации, преципитации, связывания комплемента, иммунофлюоресценции, торможения гемагглютинации),
Владеть: проводить и оценивать результаты микробиологических исследовании инфекционных заболеваний; производить забор воды, воздуха, почвы для санитарно-микробиологических исследований; производить смывы с рук и объектов среды для санитарно-микробиологических исследований; проводить и оценивать результаты санитарно-бактериологических исследований Биологическая химия
Знать: строение и функции нуклеиновых кислот, природных белков; функции водорастворимых и жирорастворимых витаминов; основные метаболические пути превращения углеводов, липидов; аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований; гормональную регуляцию обмена веществ; специфику метаболизма специализированных органов и тканей; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ.
Уметь: прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живом организме; отличать нормальные значения уровня метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.); отличать нормальную протеинограмму сыворотки крови от патологически измененных и объяснить причины различий.
Владеть: постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей.
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
2.3.1. В основе преподавания данной дисциплины лежат следующие виды профессиональной деятельности:
1. профилактическая деятельность:
проведение мероприятий по профилактике заболеваний населения;
организация проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
оценка состояния здоровья населения;
организация, проведение и контроль выполнения мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний;
проведение санитарно-просветительской работы среди населения и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни;
|