Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ»





Скачать 119.57 Kb.
НазваниеЕлизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ»
Дата публикации30.11.2014
Размер119.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Лyжикова Елизавета Александровна

Студент ФГБОУ ВПО «СыктГУ»

Специальность «Политология», 5 курс
Практика применения международных избирательных стандартов в РФ
Аннотация: В данной статье анализируется опыт и перспективы применения в РФ международных избирательных стандартов с учетом современного состояния международного избирательного права.
Ключевые слова: электоральная демократия, избирательный процесс, международные избирательные стандарты.

Особое значение в понимании и развитии электоральной демократии сегодня играют международные избирательные стандарты. Как отмечается, международные избирательные стандарты являются как структурным компонентом демократического механизма воспроизводства и ротации органов государственной власти и органов местного самоуправления, могут рассматриваться также в качестве правового института и фундаментальной политико-правовой ценности.

Поэтому развитие и совершенствование международных избирательных стандартов является одним из самых приоритетных направлений международного права в течении многих десятилетий.

Создана широкая нормативно- правовая база, не только на глобальном, но так же на национальном и региональном уровнях политики. Более того, не поддается сомнению тот факт, что развитие национального законодательства становится невозможным без учета принципов и норм международного права. Прежде всего, речь идет о нормативно-правовой базе Организации Объединенных Наций, ОБСЕ, Европейского союза и других организаций.1

Необходимо отметить фундаментальные нормативно-правовые акты, являющиеся ориентирами в исследуемой области для большинства современных государств. Среди них:

  • Всеобщая декларация прав человека (впервые декларировалось право на демократию)

  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (глава 3 посвящена свободному институту выборов)

  • Международный пакт о гражданских и политических правах

  • Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (впервые описана характеристики государства, исключительно в рамках которых возможна реализация закрепленных в этом документе прав и свобод, тогда как ранее определение таких рамок считалось исключительно внутренним делом государства)

  • Декларация о критериях свободных и справедливых выборов 1994 года



Таким образом, значение унификации международных избирательных стандартов трудно переоценить. Такой подход способствовал бы распространению действия принципов демократии, гарантий избирательных прав и свобод правового государства.

Вместе с тем закрепление стандартов на столь высоком уровне обеспечило бы и защиту от необоснованного вмешательства во внутренние дела государства в решении вопросов, оставленных международно-правовым актом на усмотрение государства, гарантию от произвольного моделирования таких стандартов применительно к политическим интересам.

Несмотря на актyальность, неразрешенным остается вопрос классификации и систематизации международных избирательных стандартов. Причиной отсутствия исчерпывающего перечня принципов демократического избирательного процесса, является в первую очередь то, что в отдельных актах разнятся формулировки исходных положений, а так же сами формулировки зачастую носят «общий и декларативный» характер.

Это ведет к разночтениям и расширительному толкованию заложенных в них принципов. Остро ощущается нехватка единой терминологии, и унифицированных электоральных процедур (методик подсчета голосов, yчета избирателей, определения результатов выборов). 2

В последние 10 лет активно предпринимались попытки кодификации (здесь имеется в виду как систематизация действующих стандартов, но и уточнение формулировок, а так же закрепление демократических принципов в договорной форме) данных норм. Здесь можно отметить 2 наиболее крyпных проекта:3

  • «Свод рекомендуемых норм при проведении выборов» (разработан при участии Венецианской комиссии)

  • «Существующие обязательства по проведению демократических выборов в государствах – участниках ОБСЕ» (Доклад группы экспертов Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ)

Можно отметить отечественных исследователей, а именно разработчиков аналитического доклада «Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов», представленный Независимым институтом выборов.

Как отмечается, авторами предлагаются подробные рекомендации, которые прямо не вытекают из принятых международных документов и правомерность коих вызывают много вопросов. Поэтомy эти инициативы оцениваются скептически. Вопрос классификации остается открытым.

Другим серьезным препятствием на пути унификации избирательных стандартов, считается «проблема исключений из правил».4 Она вытекает из самого характера представленной темы, а именно того, что в данной области необходимо учитывать национальные интересы и традиции отдельных государств ( которые зачастую разняться) , а отсутствие конкретизированных формулировок в международной нормативно-правовой создает почву для разночтений и невозможности оценки с точки зрения демократичности тех или иных принципов национального избирательного права.

Самым известным примером здесь является опыт ряда европейских стран ( Греция, Бельгия, Германия и т.д.), в которых участие в голосовании является обязательным. Большинством исследователей, в том числе и отечественных, такое положение оценивается как нарушение принципа свободы волеизъявления. Однако, международное сообщество не имеет в отсутствии унифицированной документации механизмов для анализа и урегулирования данной ситуации. В этом примере и заключена потенциальная опасность «проблемы исключений»– невозможность оценки национальных особенностей избирательного процесса ведет к «развязыванию рук» политической власти отдельных государств, что является возможностью для отхода от принципов демократичности. Этот аспект может быть проиллюстрирован и на примере стандартов партийного строительства (и это особенно актуально для РФ), и особенностей избирательных процедур ( голосование по доверенности), и принцип «пропорционального представительства» во время предвыборной агитации.

Несмотря на вышеyказанные трyдности в трактовке междyнародных избирательных стандартов, большинство экспертов сходятся во мнении, что основным принципом демократичности выборов является реализация гражданином активного и пассивного избирательного права. Анализ нормативно-правовой базы позволяет говорить что о реализации этого права можно говорить тогда, когда избирательный процесс отвечает следующим критериям:

  • Наличие равного, всеобщего, избирательного права

  • Выборы являются прямыми

  • Наличие свободы волеизъявления

  • Политический нейтралитет государства

  • Соответствие результатов волеизъявлению народа

  • Периодичность выборов и обязательность их проведения

  • Открытость избирательных процедур

  • Свободная конкуренция

  • Честный подсчет голосов

  • Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

  • Гарантия вступления в должность избранных лиц и невозможность отказа от мандата



В условиях современной России вопрос о том, соответствует ли российское избирательное законодательство и практика его применения международным избирательным стандартам, весьма актуален. Россия как демократическое и правовое государство просто не мыслится без свободных и демократических выборов, соответствующих общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод граждан, всех участников избирательного процесса.5

Фундаментальной основой для развития национального законодательства в области избирательного процесса в РФ стали следующие международные нормативно-правовые акты:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 года.

  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года.

  • Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года.

  • Декларация о критериях свободных и справедливых выборов 1994 года.

  • Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах.

Более того, в основном законе был провозглашен принцип превалирования международных документов над национальными. В отношении пассивного и активного избирательных прав граждан РФ это означает что их регулирование и применение должны осуществляться в соответствии с международными стандартами в области избирательного процесса.

В соответствии с этим, были внесены изменения в российское законодательство, была создана обширная нормативно – правовая база, которая представлена прежде всего Конституцией и федеральными законами, которые конкретизируют ее положения:

  • Федеральный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

  • Федеральные закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»

Несмотря на критику отечественной практики организации и проведения выборов,

избирательное право Российской Федерации и практика его реализации в целом соответствуют признанной международным сообществом системе электоральных координат.6
В нормативно-правовой базе РФ реализуются следующие принципы:

  • Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе универсальных принципов избирательного права – всеобщего равного прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании или использовании иных процедур, обеспечивающих свободное волеизъявление гражданина, на основе периодического и обязательного проведения выборов, их свободного, подлинного, справедливого, открытого и гласного характера;

  • Уважение, соблюдение и защита демократических прав и свобод человека и гражданина, многопартийность и идеологическое многообразие, стабильность правовых норм в области регулирования выборов и одновременно их динамичное демократическое развитие;–

  • Организация голосования и подсчета голосов независимыми избирательными органами либо иными специально уполномоченными органами, наличие и эффективное функционирование механизмов защиты избирательных прав и свобод всех участников избирательного процесса, обжалования итогов голосования и результатов выборов в судебных и иных уполномоченных на то органах, действенный гражданский контроль и беспристрастное международное наблюдение за выборами, в том числе за такими важнейшими избирательными действиями, как организация процесса голосования, подсчет голосов, опубликование результатов выборов, разрешение избирательных споров.


Исходя из принципов, заложенных в законодательстве федерального значения, разработана широкая нормативно- правовая база на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне. При этом в основном законе прописывается, что нормативные акты всех уровней должны так же соответствовать и международным стандартам.

В то же время, анализ российского законодательства позволяет говорить о том, что многие из не так давно введенных поправок противоречат принятым международным нормам:7

  • Отсутствие специализированного раздела об избирательном праве в Конституции

РФ. Поскольку выборы и регламентирующее их проведение избирательное право составляют основу политической системы России, то необходимость закрепления принципов организаций выборов и реализации пассивного и активного избирательного права граждан должны быть закреплены именно на конституционном уровне.

  • Отсутствие закрепленного в основном законе принципа всеобщего, равного и

прямого избирательного права при тайном голосовании именно на всех уровнях выборов. Основной закон ограничивается лишь указанием на осуществление гражданами активного и пассивного избирательного права и принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании применительно к выборам Президента Российской Федерации»

  • Отсутствие принципа равенства субъектов избирательного права. В силу этого

судам приходится постепенно расширять содержание принципа равного избирательного права.

  • Отмена прямых мандатов и голосование выборов целиком по партийным спискам.

Таким образом, реализация пассивного избирательного права ставится в зависимость не от поддержки избирателей, а от действий группы политических партийных лидеров.

  • Отсутствие порога явки избирателей.

Все эти положения приводят к резкому сужению активного и пассивного избирательного права, а в политическом смысле - резко снижают уровень электоральной легитимности органов власти.

Параллельно с этим следует упомянуть о том, что важнейшим инструментом корректировки действующего избирательного законодательства РФ в соответствии с международными избирательными стандартами являются решения высших инстанций федеральной судебной власти.

При этом, Конституционный Суд РФ, в отличие от подобных судов ряда стран, отдельно не наделен функцией контроля за проведением выборов. Однако, он наделен правом принятия решений по вопросу конституционности норм и прав, в т. ч. - активного и пассивного избирательного права.

Сложившаяся ситуация заметно отразилась на общественных настроениях. Это было ярко продемонстрировано оппозицией в рамках электорального цикла 2011-2012. В результате негативной реакции общественности были совершены положительные сдвиги в области реформирования основ избирательного процесса в сторону соответствия его международным избирательным стандартам:

  • Снижен порог прохождения в ГД РФ до 5 процентов

  • Произошел возврат прямых выборов губернаторов

  • Снижение численности членов политической партии, необходимой для

регистрации и освобождение непарламентских партий от сбора подписных листов и денежного залога для выдвижения собственных кандидатов и участии самой партии в выборах так же являются косвенными факторами повышения демократичности и легитимности представительства в РФ.

Таким образом, опыт РФ в контексте практики применения международных избирательных стандартов доказывает что эти принципы являются не только правой ценностью, но прежде всего ценностью политической. С их помощью дается оценка легитимности существующей власти и политической системы. Несоблюдение последних может приводить к серьезным общественно-политическим кризисам. В тоже время, проблемные аспекты международной нормативно-правовой базы , такие как отсутствие исчерпывающего и унифицированного перечня этих стандартов и механизмов их осуществления резко сужают возможности демократической эволюции избирательного законодательства и процесса на национальном уровне.8
Список использованных источников и литературы:

  1. Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков, науч. ред. В.И. Лысенко. М., 2004.

  2. Борисов И.Б. Проблемы международной легитимации выборов // Право и политика. 2006. №10. С. 79-86.

  3. Борисов И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. 2002. №4. С. 104-108.

  4. Веденеев Ю.А. Гражданская правовая культура и избирательное право в контексте международных избирательных стандартов // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2012, № 2. - С. 289-301

  5. Вешняков А.А. К единому пониманию избирательных прав и свобод, к единым избирательным стандартам // Журнал о выборах. 2006. Специальный выпуск. С. 14–16

  6. Дорофеев С.Н. Международные стандарты в избирательном процессе: достижения и проблемы // Московский журнал междyнародного права. 2007. № 3. С. 41–48


.


1Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков, науч. ред. В.И. Лысенко. М., 2004.


2 Вешняков А.А. К единому пониманию избирательных прав и свобод, к единым избирательным стандартам // Журнал о выборах. 2006. Специальный выпуск. С. 14–16

3  Борисов И.Б. Проблемы международной легитимации выборов // Право и политика. 2006. №10.

4  Дорофеев С.Н. Международные стандарты в избирательном процессе: достижения и проблемы // Московский журнал междyнародного права. 2007. № 3. С. 41–48

5 Веденеев Ю.А. Гражданская правовая культура и избирательное право в контексте международных избирательных стандартов // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2012, № 2. - С. 289-301

6 Вешняков A.A. Избирательное законодательство Российской Федерации в свете общепринятых стандартов // Московский журнал международного права. 1995. №4. С. 38-52.

7 Борисов И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. 2002. №4. С. 104-108.

8Веденеев Ю.А. Гражданская правовая культура и избирательное право в контексте международных избирательных стандартов // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2012, № 2. - С. 289-301

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconСтатья: Некоторые аспекты реализации свободы совести в России Осипова...
Осипова Людмила Валентиновна, к ю н., доцент кафедры гражданского права, фгбоу впо «СыктГУ»
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРабочая программа учебной дисциплины
Фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведенного из фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу...
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРабочая программа учебной дисциплины в. Од. 3 Мировая экономика Утверждена...
Утверждена на основе документации, переданной из фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведённого из фгбоу впо ргтэу в результате...
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРабочая программа учебной дисциплины в. Од. 5 Предпринимательское...
Утверждена на основе документации, переданной из фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведённого из фгбоу впо ргтэу в результате...
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРабочая программа составлена на основании Федерального государственного...
Фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведенного из фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу...
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРабочая программа по дисциплине «Этика и этикет» составлена на основании...
Утверждена на основе документации, переданной из фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведённого из фгбоу впо ргтэу в результате...
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» в соответствии с приказом...
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconСправедливость – ценность права студент I курса, Хачирова Д. З. Мф...
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconФедеральное агентство по рыболовству
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный...
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРабочая программа учебной дисциплины избирательное право для студентов...
Фгбоу впо «ргтэу» в результате реорганизации в форме слияния, приказ Минобрнауки России от 20. 12. 2012 г. №1075
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРабочая программа учебной дисциплины международное право для студентов...
Фгбоу впо «ргтэу» в результате реорганизации в форме слияния, приказ Минобрнауки России от 20. 12. 2012 г. №1075
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРабочая программа учебной дисциплины европейское право для студентов...
Фгбоу впо «ргтэу» в результате реорганизации в форме слияния, приказ Минобрнауки России от 20. 12. 2012 г. №1075
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРуководство по качеству фгбоу впо дальгау, 2006. Сто 01-2006 смк. Управление документацией
Рассмотрено на заседании Ученого совета фгбоу впо дальгау. Протокол №8 от 02. 02. 2009 г
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconФилиал фгбоу впо «тюменский государственный университет» в г. Ишиме...
Студент должен выполнить один из вариантов контрольной работы в соответствии с последними цифрами студенческого шифра (в номере зачетной...
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconРазработка урока православной культуры для 7 класса Учитель пк моу...
Он крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Вот откуда и получил название. Ещё известно, что мать Крестителя звали Елизавета, а отец...
Елизавета Александровна Студент фгбоу впо «СыктГУ» iconМодели фронтального горения в двигателе с искровым зажиганием с учетом...
Тема урока: Топливный насос высокого давления двигателя внутреннего сгорания (двс)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск