Скачать 119.57 Kb.
|
Лyжикова Елизавета Александровна Студент ФГБОУ ВПО «СыктГУ» Специальность «Политология», 5 курс Практика применения международных избирательных стандартов в РФ Аннотация: В данной статье анализируется опыт и перспективы применения в РФ международных избирательных стандартов с учетом современного состояния международного избирательного права. Ключевые слова: электоральная демократия, избирательный процесс, международные избирательные стандарты. Особое значение в понимании и развитии электоральной демократии сегодня играют международные избирательные стандарты. Как отмечается, международные избирательные стандарты являются как структурным компонентом демократического механизма воспроизводства и ротации органов государственной власти и органов местного самоуправления, могут рассматриваться также в качестве правового института и фундаментальной политико-правовой ценности. Поэтому развитие и совершенствование международных избирательных стандартов является одним из самых приоритетных направлений международного права в течении многих десятилетий. Создана широкая нормативно- правовая база, не только на глобальном, но так же на национальном и региональном уровнях политики. Более того, не поддается сомнению тот факт, что развитие национального законодательства становится невозможным без учета принципов и норм международного права. Прежде всего, речь идет о нормативно-правовой базе Организации Объединенных Наций, ОБСЕ, Европейского союза и других организаций.1 Необходимо отметить фундаментальные нормативно-правовые акты, являющиеся ориентирами в исследуемой области для большинства современных государств. Среди них:
Таким образом, значение унификации международных избирательных стандартов трудно переоценить. Такой подход способствовал бы распространению действия принципов демократии, гарантий избирательных прав и свобод правового государства. Вместе с тем закрепление стандартов на столь высоком уровне обеспечило бы и защиту от необоснованного вмешательства во внутренние дела государства в решении вопросов, оставленных международно-правовым актом на усмотрение государства, гарантию от произвольного моделирования таких стандартов применительно к политическим интересам. Несмотря на актyальность, неразрешенным остается вопрос классификации и систематизации международных избирательных стандартов. Причиной отсутствия исчерпывающего перечня принципов демократического избирательного процесса, является в первую очередь то, что в отдельных актах разнятся формулировки исходных положений, а так же сами формулировки зачастую носят «общий и декларативный» характер. Это ведет к разночтениям и расширительному толкованию заложенных в них принципов. Остро ощущается нехватка единой терминологии, и унифицированных электоральных процедур (методик подсчета голосов, yчета избирателей, определения результатов выборов). 2 В последние 10 лет активно предпринимались попытки кодификации (здесь имеется в виду как систематизация действующих стандартов, но и уточнение формулировок, а так же закрепление демократических принципов в договорной форме) данных норм. Здесь можно отметить 2 наиболее крyпных проекта:3
Можно отметить отечественных исследователей, а именно разработчиков аналитического доклада «Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов», представленный Независимым институтом выборов. Как отмечается, авторами предлагаются подробные рекомендации, которые прямо не вытекают из принятых международных документов и правомерность коих вызывают много вопросов. Поэтомy эти инициативы оцениваются скептически. Вопрос классификации остается открытым. Другим серьезным препятствием на пути унификации избирательных стандартов, считается «проблема исключений из правил».4 Она вытекает из самого характера представленной темы, а именно того, что в данной области необходимо учитывать национальные интересы и традиции отдельных государств ( которые зачастую разняться) , а отсутствие конкретизированных формулировок в международной нормативно-правовой создает почву для разночтений и невозможности оценки с точки зрения демократичности тех или иных принципов национального избирательного права. Самым известным примером здесь является опыт ряда европейских стран ( Греция, Бельгия, Германия и т.д.), в которых участие в голосовании является обязательным. Большинством исследователей, в том числе и отечественных, такое положение оценивается как нарушение принципа свободы волеизъявления. Однако, международное сообщество не имеет в отсутствии унифицированной документации механизмов для анализа и урегулирования данной ситуации. В этом примере и заключена потенциальная опасность «проблемы исключений»– невозможность оценки национальных особенностей избирательного процесса ведет к «развязыванию рук» политической власти отдельных государств, что является возможностью для отхода от принципов демократичности. Этот аспект может быть проиллюстрирован и на примере стандартов партийного строительства (и это особенно актуально для РФ), и особенностей избирательных процедур ( голосование по доверенности), и принцип «пропорционального представительства» во время предвыборной агитации. Несмотря на вышеyказанные трyдности в трактовке междyнародных избирательных стандартов, большинство экспертов сходятся во мнении, что основным принципом демократичности выборов является реализация гражданином активного и пассивного избирательного права. Анализ нормативно-правовой базы позволяет говорить что о реализации этого права можно говорить тогда, когда избирательный процесс отвечает следующим критериям:
В условиях современной России вопрос о том, соответствует ли российское избирательное законодательство и практика его применения международным избирательным стандартам, весьма актуален. Россия как демократическое и правовое государство просто не мыслится без свободных и демократических выборов, соответствующих общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод граждан, всех участников избирательного процесса.5 Фундаментальной основой для развития национального законодательства в области избирательного процесса в РФ стали следующие международные нормативно-правовые акты:
Более того, в основном законе был провозглашен принцип превалирования международных документов над национальными. В отношении пассивного и активного избирательных прав граждан РФ это означает что их регулирование и применение должны осуществляться в соответствии с международными стандартами в области избирательного процесса. В соответствии с этим, были внесены изменения в российское законодательство, была создана обширная нормативно – правовая база, которая представлена прежде всего Конституцией и федеральными законами, которые конкретизируют ее положения:
Несмотря на критику отечественной практики организации и проведения выборов, избирательное право Российской Федерации и практика его реализации в целом соответствуют признанной международным сообществом системе электоральных координат.6 В нормативно-правовой базе РФ реализуются следующие принципы:
Исходя из принципов, заложенных в законодательстве федерального значения, разработана широкая нормативно- правовая база на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне. При этом в основном законе прописывается, что нормативные акты всех уровней должны так же соответствовать и международным стандартам. В то же время, анализ российского законодательства позволяет говорить о том, что многие из не так давно введенных поправок противоречат принятым международным нормам:7
РФ. Поскольку выборы и регламентирующее их проведение избирательное право составляют основу политической системы России, то необходимость закрепления принципов организаций выборов и реализации пассивного и активного избирательного права граждан должны быть закреплены именно на конституционном уровне.
прямого избирательного права при тайном голосовании именно на всех уровнях выборов. Основной закон ограничивается лишь указанием на осуществление гражданами активного и пассивного избирательного права и принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании применительно к выборам Президента Российской Федерации»
судам приходится постепенно расширять содержание принципа равного избирательного права.
Таким образом, реализация пассивного избирательного права ставится в зависимость не от поддержки избирателей, а от действий группы политических партийных лидеров.
Все эти положения приводят к резкому сужению активного и пассивного избирательного права, а в политическом смысле - резко снижают уровень электоральной легитимности органов власти. Параллельно с этим следует упомянуть о том, что важнейшим инструментом корректировки действующего избирательного законодательства РФ в соответствии с международными избирательными стандартами являются решения высших инстанций федеральной судебной власти. При этом, Конституционный Суд РФ, в отличие от подобных судов ряда стран, отдельно не наделен функцией контроля за проведением выборов. Однако, он наделен правом принятия решений по вопросу конституционности норм и прав, в т. ч. - активного и пассивного избирательного права. Сложившаяся ситуация заметно отразилась на общественных настроениях. Это было ярко продемонстрировано оппозицией в рамках электорального цикла 2011-2012. В результате негативной реакции общественности были совершены положительные сдвиги в области реформирования основ избирательного процесса в сторону соответствия его международным избирательным стандартам:
регистрации и освобождение непарламентских партий от сбора подписных листов и денежного залога для выдвижения собственных кандидатов и участии самой партии в выборах так же являются косвенными факторами повышения демократичности и легитимности представительства в РФ. Таким образом, опыт РФ в контексте практики применения международных избирательных стандартов доказывает что эти принципы являются не только правой ценностью, но прежде всего ценностью политической. С их помощью дается оценка легитимности существующей власти и политической системы. Несоблюдение последних может приводить к серьезным общественно-политическим кризисам. В тоже время, проблемные аспекты международной нормативно-правовой базы , такие как отсутствие исчерпывающего и унифицированного перечня этих стандартов и механизмов их осуществления резко сужают возможности демократической эволюции избирательного законодательства и процесса на национальном уровне.8 Список использованных источников и литературы:
. 1Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков, науч. ред. В.И. Лысенко. М., 2004. 2 Вешняков А.А. К единому пониманию избирательных прав и свобод, к единым избирательным стандартам // Журнал о выборах. 2006. Специальный выпуск. С. 14–16 3 Борисов И.Б. Проблемы международной легитимации выборов // Право и политика. 2006. №10. 4 Дорофеев С.Н. Международные стандарты в избирательном процессе: достижения и проблемы // Московский журнал междyнародного права. 2007. № 3. С. 41–48 5 Веденеев Ю.А. Гражданская правовая культура и избирательное право в контексте международных избирательных стандартов // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2012, № 2. - С. 289-301 6 Вешняков A.A. Избирательное законодательство Российской Федерации в свете общепринятых стандартов // Московский журнал международного права. 1995. №4. С. 38-52. 7 Борисов И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. 2002. №4. С. 104-108. 8Веденеев Ю.А. Гражданская правовая культура и избирательное право в контексте международных избирательных стандартов // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2012, № 2. - С. 289-301 |
Статья: Некоторые аспекты реализации свободы совести в России Осипова... Осипова Людмила Валентиновна, к ю н., доцент кафедры гражданского права, фгбоу впо «СыктГУ» | Рабочая программа учебной дисциплины Фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведенного из фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 3 Мировая экономика Утверждена... Утверждена на основе документации, переданной из фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведённого из фгбоу впо ргтэу в результате... | Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 5 Предпринимательское... Утверждена на основе документации, переданной из фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведённого из фгбоу впо ргтэу в результате... | ||
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного... Фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведенного из фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу... | Рабочая программа по дисциплине «Этика и этикет» составлена на основании... Утверждена на основе документации, переданной из фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведённого из фгбоу впо ргтэу в результате... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» в соответствии с приказом... | Справедливость – ценность права студент I курса, Хачирова Д. З. Мф... Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов) | ||
Федеральное агентство по рыболовству Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный... | Рабочая программа учебной дисциплины избирательное право для студентов... Фгбоу впо «ргтэу» в результате реорганизации в форме слияния, приказ Минобрнауки России от 20. 12. 2012 г. №1075 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины международное право для студентов... Фгбоу впо «ргтэу» в результате реорганизации в форме слияния, приказ Минобрнауки России от 20. 12. 2012 г. №1075 | Рабочая программа учебной дисциплины европейское право для студентов... Фгбоу впо «ргтэу» в результате реорганизации в форме слияния, приказ Минобрнауки России от 20. 12. 2012 г. №1075 | ||
Руководство по качеству фгбоу впо дальгау, 2006. Сто 01-2006 смк. Управление документацией Рассмотрено на заседании Ученого совета фгбоу впо дальгау. Протокол №8 от 02. 02. 2009 г | Филиал фгбоу впо «тюменский государственный университет» в г. Ишиме... Студент должен выполнить один из вариантов контрольной работы в соответствии с последними цифрами студенческого шифра (в номере зачетной... | ||
Разработка урока православной культуры для 7 класса Учитель пк моу... Он крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Вот откуда и получил название. Ещё известно, что мать Крестителя звали Елизавета, а отец... | Модели фронтального горения в двигателе с искровым зажиганием с учетом... Тема урока: Топливный насос высокого давления двигателя внутреннего сгорания (двс) |