Скачать 1.31 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» (филиал в г. Астрахани) Кафедра уголовно-правовых дисциплин «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой УПД __________ к.ю.н. О.И. Петрашова Протокол №__ от «___ «________2010 г. План семинарских (самостоятельных) занятийпо дисциплинеУголовно-процессуальное право (уголовный процесс)Астрахань 2010 I семестр – 34 часа Общая часть Тема 1. Понятие уголовного судопроизводства. Семинары – 2 часа. Вид семинара – тематический. Цель семинара: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекциях и в часы самоподготовки к данной теме; более детальное рассмотрение вопросов, не вынесенных на лекционное обозрение; работа с литературными источниками. Вопросы, выносимые на семинар: 1. Понятие и сущность уголовного процесса. Соотношение понятий «уголовный процесс», «уголовное судопроизводство» и «правосудие». 2. Назначение (задачи) уголовного судопроизводства. 3. Стадии уголовного процесса. 4. Понятие и виды процессуальных функций. 5. Уголовно-процессуальная форма: ее понятие и значение. 6. Уголовно-процессуальные правоотношения и их особенности. 7. Процессуальные гарантии и их значение. 8. Исторические типы уголовного процесса. 9. Уголовный процесс и смежные правовые отрасли и науки. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: - Подготовка рефератов по темам:
Решение вводных задач: 1. К мировому судье из РОВД поступили материалы о совершении Никитиным мелкого хулиганства у кинотеатра «Ударник». Судья распорядился доставить к нему Никитина, вызвать двух свидетелей, указанных в протоколе о совершении Никитиным административного правонарушения, опросил их и вынес постановление, по которому Никитин был подвергнут аресту на 15 суток. Какова правовая природа описанной деятельности мирового судьи? Можно ли ее характеризовать как уголовно-процессуальную, если нет, то почему? Изменится ли характер деятельности мирового судьи, если противоправные действия Никитина будут квалифицироваться по ч.1 ст.213 УК РФ? 2. Судья Кировского районного суда г. Астрахани, рассмотрев поступившее к нему уголовное дело по обвинению Аврутова в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.122 УК РФ, и, убедившись, что оно подсудно данному суду, что обстоятельств, влекущих проведение предварительного слушания нет, вынес постановление о назначении судебного заседания. Охарактеризуйте деятельность судьи. Как она вписывается в уголовное судопроизводство и какую стадию образует? 3. При рассмотрении уголовного дела по обвинению Мартынова в совершении преступления, предусмотренного ст.177 УК РФ, судья Ленинского районного суда г. Астрахани установил, что кредиторская задолженность Мартынова не образует крупного размера, и вынес постановление о прекращении уголовного дела. Мартынов обжаловал постановление судьи в Астраханский областной суд и потребовал вынесения в отношении него оправдательного приговора. Обсудите решение суда и правомерность жалобы подсудимого. Назовите стадии уголовного процесса, которые прошло уголовное дело по обвинению Мартынова. Можно ли их именовать правосудием? Список нормативных материалов и рекомендуемой литературы:
Тема 2. Российское уголовно-процессуальное законодательство. Семинары – 2 часа. Вид семинара – тематический. Цель семинара: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекциях и в часы самоподготовки к данной теме; более детальное рассмотрение вопросов, не вынесенных на лекционное обозрение; работа с литературными источниками. Вопросы, выносимые на семинар: 1. Понятие и сущность уголовно-процессуального права. 2. Система уголовно-процессуального права. 3. Уголовно-процессуальные нормы, их виды и структура. 4. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени и по кругу лиц. 5. Понятие источников уголовно-процессуального права. Роль Конституции РФ как источника уголовно-процессуального права. 6. Общая характеристика Уголовно-процессуального кодекса РФ. Иные источники уголовно-процессуального права, их общая характеристика. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в системе уголовно-процессуального законодательства. 7. Роль в уголовном судопроизводстве постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: - Подготовка рефератов по темам:
Решение вводных задач: 1. Задание: приведите нормы международно-правовых актов, являющихся источниками уголовно-процессуального права, содержащие процессуально-правовые гарантии прав обвиняемого и потерпевшего. Имеются ли аналогичные гарантии в нормах УПК РФ? 2. Военнослужащие Поляниченко и Кузьмин во время увольнения в город угнали автомобиль BMW, принадлежащий директору одной из страховых компаний, и в течение двух часов катались по улицам г. Астрахани. После задержания Поляниченко и Кузьмина следователь СК при военной прокуратуре привлек их обоих к уголовной ответственности по п. «а» ч.2 ст.166 УК РФ. Какими законами должен руководствоваться следователь СК при военной прокуратуре, расследующий дело, и военный суд при рассмотрении его в судебном заседании? 3. В связи с нарушением государственной границы Российской Федерации лицом, назвавшимся Безродным, начальник пограничного отряда возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.322 УК РФ, и приступил к производству расследования. Безродный заявил, что он является гражданином другой страны и поэтому не может быть привлечен к уголовной ответственности по законам России, и настаивает на том, чтобы его передали властям той страны. Какими законами следует руководствоваться в данном случае? Список нормативных материалов и рекомендуемой литературы:
Тема 3. Принципы уголовного процесса. Семинары – 4 часа. Вид семинара – тематический. Цель семинара: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекциях и в часы самоподготовки к данной теме; более детальное рассмотрение вопросов, не вынесенных на лекционное обозрение; работа с литературными источниками. Вопросы, выносимые на семинар 1: 1. Понятие, сущность и значение принципов уголовного процесса, их взаимосвязь и обусловленность. 2. Нормативный характер и правовая форма закрепления принципов российского уголовного процесса. 3. Система принципов уголовного процесса: а) принцип законности; б) принцип публичности; в) осуществление правосудия только судом; г) независимость судей и присяжных заседателей и подчинение их только закону; д) уважение чести и достоинства личности; е) неприкосновенность личности; ж) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве; з) неприкосновенность жилища. Вопросы, выносимые на семинар 2: 1. (продолжение) Система принципов уголовного процесса: и) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; к) презумпция невиновности; л) состязательность сторон; м) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; н) свобода оценки доказательств; о) язык уголовного судопроизводства; п) право на обжалование процессуальных действий и решений. 2. Понятие разумного срока уголовного судопроизводства. 3.Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела в системе основных начал уголовного судопроизводства. 4. Нравственные начала уголовного судопроизводства и их роль в достижении задач уголовного судопроизводства. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: - Подготовка рефератов по темам:
Решение вводных задач: 1. Оправданный судом Александров обратился в суд с иском к прокуратуре о возмещении морального вреда. В исковом заявлении, помимо прочего, было указано, что в кабинете следователя висел плакат: «То, что вы еще не в тюрьме, не ваша заслуга, а наша недоработка». По мнению оправданного, эта надпись являлась способом психологического давления на подозреваемых и обвиняемых. Прав ли оправданный? О нарушении какого принципа уголовного процесса может идти речь? 2. Какие из нижеперечисленных принципов относятся к принципам уголовного судопроизводства по УПК РФ? 1. Уважение чести и достоинства личности. 2. Презумпция невиновности. 3. Независимость судей и подчинение их только закону. 4. Язык уголовного судопроизводства. 5. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. 6. Неприкосновенность личности. 7. Состязательность сторон. 8. Неприкосновенность жилища, охрана личной жизни и тайны переписки. 9. Гласность судебного разбирательства. 10. Свобода оценки доказательств. 3. К каким принципам уголовного судопроизводства относятся следующие положения ? 1. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. 2. В ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. 3. Нарушение норм УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. 4. В случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу. 5. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или на стороне зашиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. 6. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью. 7. Суд, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными настоящим Кодексом способами и средствами. 8. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого. 4. Вечером в одну из квартир были вызваны сотрудники милиции, которые, прибыв на место происшествия, увидели выбитую дверь и стоявшего в прихожей мужчину. По словам С., позвонившего в милицию, этот мужчина долго звонил в дверь к соседям, которые отсутствовали. После чего мужчина выбил дверь квартиры ногой, а затем вошел в квартиру и стал собирать вещи. Мужчина был доставлен в милицию. После того как он протрезвел, то заявил, что ошибся адресом, а дверь выбил, потому что думал, что ему не открывает жена, которая должна быть дома, и, обидевшись на нее, он стал собирать вещи. Следователь, приняв во внимание эти показания, отказал в возбуждении уголовного дела. Правильно ли поступил следователь? Оцените поступок следователя с позиции принципов уголовного процесса. 5. Пронина обратилась в районный отдел внутренних дел с заявлением о том, что у нее из квартиры пропали вещи и золотые украшения. По ее мнению, кражу совершил ее бывший муж, имеющий ключи от квартиры. Дежурный РОВД не принял заявление, предложив Прониной самой разобраться со своим мужем или обратиться за помощью к участковому инспектору. Дайте оценку действиям дежурного РОВД. Какой принцип или принципы уголовного судопроизводства нарушен(ы) в приведенной ситуации и в чем его(их) суть? Список нормативных материалов и рекомендуемой литературы:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Структура органических веществ. Решение расчётных задач», в 11 классах –«Вода в жизнедеятельности человека. Решение нестандартных... | Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | ||
Решение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции» Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» | Решение задач егэ по теме «Углы между прямыми» Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.) | ||
Урок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение | Конспект урока по теме «Решение задач на механические свойства твёрдых тел.» Гука, производить алгебраические преобразования величин и единиц измерения; самостоятельно определять порядок действий, составлять... | ||
Образовательная программа творческого объединения «Иррациональные неравенства» Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих... | Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач» Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение | ||
Боу спо во «Череповецкий строительный техникум имени А. А. Лепехина»... Родился 31 марта 1823 года в Москве на Малой Ордынке, район Замоскворечье часть города за Москвой-рекой (населенный в основном представителями... | Урок конференция по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений" 8-й класс Решение задач с помощью квадратных уравнений”. Продолжить закрепление решение квадратных уравнений по формуле | ||
Основания и порядок задержания подозреваемого в совершении преступления Задержание подозреваемого мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более... | Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» Программа курса «Решение олимпиадных задач» предназначена для учащихся 4-5 классов. Курс рассчитан на 35 учебных часа из расчета... | ||
Рабочая программа элективного курса по информатике «Решение прикладных задач в Excel» В основу программы заложен курс на тему «Решение прикладных задач в Excel» из сборника элективных курсов по информатике для 9 классов... | Пояснительная записка Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению... | ||
Урока по теме: «уравнения. Решение задач с помощью уравнений» Зун учащихся по теме «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений», навыков устных и письменных вычислений, упрощения алгебраических... | Тема: «Решение графических задач части а подготовка к егэ по обществознанию» Цель урока: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – егэ; повторение темы, решение графических... |