Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального дополнительного образования
«Байкальский гуманитарный институт»
УТВЕРЖАЮ
Проректор по УМР________В.Ю. Хицкая
«______»__________201____г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
направление 030900.62 «Юриспруденция»
Разработал: ФИО преподавателя
Кафедра
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол №_____
«____»__________
ИРКУТСК 2013
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«История государства и права зарубежных стран»
Рекомендуется для направления подготовки
030900.62 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – изучить мировой опыт развития государства и права на примере конкретных стран.
Задачами являются:
Выявить общие закономерности развития государства и права у различных народов;
раскрыть роль правовых обычаев и законов в истории регулирования внутринационального государственного и междунационального общения;
адекватно воспроизвести историю развития права как неотъемлемого элемента человеческой цивилизации;
сформулировать представления о современном уровне разработки изучаемой дисциплины в нашей стране и за рубежом;
дать студентам необходимый научно-теоретический и фактологический материал для адекватного понимания правового опыта России как неотъемлемой части мирового опыта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ПООП
История государства и права зарубежных стран теснейшим образом связано с другими юридическими дисциплинами и, прежде всего, - с историей государства и права России, конституционным правом зарубежных стран. При этом, если зарубежное конституционное право рассматривает довольно широкий срез конституционного регулирования, то данная дисциплина в соответствии с образовательным стандартом РФ ориентируется на традиционную страноведческую схему с учетом новейших концепций цикличной динамики мировых и локальных цивилизаций.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Ориентироваться в мировом опыте развития государства и права;
Усвоить общие закономерности развития систем права и государственных структур;
Обладать знаниями об особенностях развития конкретных правовых систем на примере отдельных государств;
Знать наиболее выдающиеся памятника права человечества;
Правильно понимать и воспринимать историю права как неотъемлемую часть истории человечества, правового опыта различных народов и государств;
Осознавать взаимосвязь истории государства и права зарубежных стран с историей отечественного государства и права.
Изучение данной дисциплины способствует формированию у студента общекультурных компетенций. В результате обретения которых, он:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Студент изучая данную дисциплину развивает профессиональные компетенции (ПК), среди которых:
в нормотворческой деятельности:
способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252 часа.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Форма итоговой аттестации
| лекции
| практ. занятия
| самост. работа
|
|
| Предмет, цели и задачи курса.
| 1
| 2
| 3
| 5
| зачет
|
| Государство и право Древнего Египта.
| 1
| 4
| 4
|
| Государство и право Древнего Вавилона.
| 1
| 2
| 2
| 4
|
| Государство и право Древней Индии.
| 1
| 4
| 2
| 6
|
| Государство и право Древнего Китая.
| 1
| 2
| 2
| 4
|
| Государство и право Древних Афин и Спарты.
| 1
| 4
| 2
| 6
|
| Государство и право Древнего Рима.
| 1
| 2
| 2
| 4
|
| Особенности развития средневекового государства и институтов феодального права.
| 1
| 4
| 2
| 6
|
| Государство и право франков.
| 1
| 2
| 2
| 4
|
| Германские государства в Средние века.
| 1
| 4
| 2
| 6
|
| Государство и право феодальной Франции.
| 1
| 2
| 2
| 4
|
| Государство и право феодальной Англии.
| 1
| 4
| 2
| 6
|
| Государство и право Византии.
| 1
| 2
| 2
| 4
|
| Азиатский мир в эпоху средневековья: Арабский Халифат, Япония, Китай.
| 2
| 4
| 2
| 6
| экзамен
|
| Возникновение и особенности развития буржуазного государства и права.
| 2
| 2
| 2
| 4
|
| Государство и право Англии в Новое время.
| 2
| 4
| 2
| 6
|
| Государство и право Франции в новое время.
| 2
| 2
| 2
| 4
|
| Государство и право Германии в новое время.
| 2
| 2
| 2
| 4
|
| Возникновение государства и права США в Новое время.
| 2
| 2
| 2
| 4
|
| Государство и право Японии в Новое время.
| 2
| 2
| 2
| 4
|
| Основные тенденции развития государства и права в Новейшее время.
| 2
| 2
| 2
| 4
|
| Новейшая история государства и права Великобритании.
| 2
| 2
| 2*
| 4
|
| Новейшая история государства и права Франции.
| 2
| 2
| 2*
| 4
|
| Новейшая история государства и права Германии.
| 2
| 2
| 2*
| 4
|
| Новейшая история государства и права США.
| 2
| 2
| 2*
| 6
|
| Новейшая история государства и права Китая.
| 2
| 2
| 2*
| 6
|
| Новейшая история государства и права Японии.
| 2
| 2
| 2*
| 6
|
| Итого
|
| 70
| 53
| 129
| Экзамен
| - занятие проводится в интерактивной форме
Программа курса
|