Скачать 4.11 Mb.
|
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Уровень основной образовательной программы Бакалавриат Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция Профиль Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная Срок освоения ООП Нормативный Кафедра Теории и истории государства и права МОСКВА, 2013 При разработке учебно-методического комплекса в основу положены: - ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 - Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Юриспруденция, одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол № 8 Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года. Заведующий кафедрой А.А. Буреев Разработчики: А.Х.Шамгунов, Ректор МНЮИ, кандидат исторических наук, доцент А.А.Буреев , кандидат исторических наук, профессор Чернышова В.Ю., преподаватель Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ. Рецензент: Карлов С.Н. кандидат исторических наук Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс». © МНЮИ Оглавление Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств 12 Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий 54 Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC) 78 Раздел 9. Вопросы для самоконтроля 92 Раздел 11. Источники 185 Раздел 12. Глоссарий (словарь) 188 Раздел 1. Общие положения 1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций, на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков в области Истории Государства и права зарубежных стран. Требования к результатам освоения учебной дисциплины изложены в разделе 1.3 настоящего УМК. Задачи освоения учебной дисциплины - изучить особенности и характерные черты государственных и правовых систем прошлого, внесших наибольший вклад в формирование современного государства и права; - изучить возникновение, развитие и функционирование государства и права тех стран, которые оказали наибольшее влияние на историю государственности. - обогатить студентов знаниями государственно-правовых явлений в отдельных (зарубежных) странах мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. 1.2.Дидактические единицы содержания учебного курса Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы: Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации): Египет, Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока: Исламский мир и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.); образование англосаксонской и континентальной системы права; государство и право Новейшего времени (США, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке. Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины. 1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» относится к базовой (профильной) части профессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат). 1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами Для изучения учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «Отечественная История» и «Теория государства и права». Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, приведены в таблице №1. Таблица №1 . Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами
1.3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: - История Государства и права Зарубежных стран; - История Правовых и политических учений; - Римское право; - Конституционное право Зарубежных стран; - Международное право. 1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине
Примечание: «*» в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий. 1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате изучения дисциплины История Государства и права зарубежных стран студенты бакалавриата по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» должны освоить следующие профессиональные компетенции: 1.4.2. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-2
1.4.3 Требования (знания, умения, навыки) к освоению дисциплины Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны : Знать: - объективные закономерности развития общества, приводящие к появлению государственных образований и их правовых систем; - основные факторы, определяющие развитие государства и права, взаимосвязь государственно-правовых явлений с экономикой, идеологией, религией; - основные исторические типы и формы государства и права; - особенности государственного правового развития отдельных стран; - основополагающие понятия, термины и категории истории государства и права; - методологические основы ее изучения; - конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и приемы работы с ними; иметь представление: - о типах государственно-правовых систем различных стран мира, этапах их становления и развития; - о реальном вкладе отдельных исторических эпох в развитие права и юриспруденции; -об общих тенденциях развития государственно-правовых систем на современном этапе; уметь: - анализировать и оценивать эволюцию государственного, общественного и правового устройства различных стран на различных этапах развития человечества; - выражать и обосновывать свои взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным государственно-правовым системам; - выявлять и обосновывать значимость тех или иных государственно-правовых систем для анализа современного государства и его правовых институтов; - ориентироваться в перспективах государственно-правового развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране; Требования к уровню освоения содержания курса: История государства и права зарубежных стран как одна из основополагающих историко-правовых наук составляет фундамент для усвоения обще-профессиональных и специальных дисциплин. Анализируя содержание государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве и исследуя присущие им причинно-следственные связи, история государства и права зарубежных стран позволяет проникнуть в мировой опыт построения государственных и правовых систем, выявить устойчивые тенденции и конкретно-исторические закономерности их становления и эволюции. Раздел 2. Формирование компетенций 2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии: 1.лекции; 2. активные / интерактивные формы (на всех практических занятиях); 3.практические занятия; 4. самостоятельная работа; 5.подготовка к экзамену; Методические рекомендации для преподавателей и студентов по реализации образовательных технологий изложены в разделе 3.2 и 9 настоящего УМК. 2.2. Формирования компонентов компетенций Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2. Таблица № 2. Образовательные технологии по освоению компетенций
Примечания к таблице 3: 1. Знаком «+» обозначен виды учебной работы по освоению соответствующего компонента компетенции. В ячейках текст обозначает форму обучения и номера лекций, практических занятий и тем СРС. 2. Содержание подготовки курсовой работы, подготовки к экзамену приведены в соответствующих разделах настоящего УМК и являются едиными для всех форм обучения. 2.3. Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины Состав, содержание и сроки реализации активных и интерактивных образовательных технологий по формам обучения приведены в таблице №3 Таблица № 3 Содержание и схема реализации активных и интерактивных технологий обучения
2.3.1. Методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов с целью формирования практических навыков применения права и использования историко-правового и государственного опыта в процессе реализации профессиональной деятельности. Задачами активного и интерактивного обучения по дисциплине являются: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины; - овладение методикой и практическими навыками в сфере анализа государственно - правовых явлений; -систематизация практических исторических навыков; -овладение методикой обоснования собственной позиции; - обобщение всего комплекса знаний по дисциплине; - приобретение навыков публичных выступлений. Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения. Осуществление занятий в интерактивной форме возможно с применением следующих образовательных технологий: Адаптивное обучение – способ организации учебного процесса с учётом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения. Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: драматизация, инверсия, метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма, театрализация в обучении и др. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа студентов, работа в рамках научного кружка. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (вопросы к зачёту и практические задания, используемые в ходе текущего контроля). Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении (практические занятия по темам). Наряду с лекциями, как традиционным методом обучения, исходя из запланированного времени и с учётом имеющегося материально-технического обеспечения, в учебный процесс предполагается внедрять указанные инновационно-педагогические технологии. В рамках преподавания этого курса имеет значение обоснование выбора приёмов, с помощью которых материал отдельных тем будет усваиваться наиболее эффективно, а также планирование их внедрения при проведении каждого занятия. Тематические тренинги построены на задачах, ситуациях, вопросах., обсуждениях проблем. Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга. Цель и содержание практических занятий в активной форме изложены в планах проведения практических занятий (раздел №7 настоящего УМК). План тренинга включает:
Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в таблице №3 настоящего раздела УМК Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия, однозначности интерпретации содержания историко – правовых вопросов применительно к теме практического занятия |
М. В. Кричевцев История государства и права зарубежных стран Учебно-методический... «История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического... | Учебно-методический комплекс дисциплины «история государства и права зарубежных стран» Цель курса – изучить мировой опыт развития государства и права на примере конкретных стран | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и... По своему характеру история государства и права зарубежных стран правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных... | Тематический план по курсу истории государства и права зарубежных... История государства и права зарубежных стран: Учебно – методическое пособие для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности... | ||
М. Г. Абрамова история государства и права зарубежных стран История государства и права зарубежных стран. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
История государства и права зарубежных стран направление подготовки 030900 юриспруденция История государства и права зарубежных стран: рабочая программа / авт сост. Л. А. Харитонов. – Спб.: Ивэсэп, 2013. –31с | Рабочая учебная программа Дисциплины История государства и права зарубежных стран Курс «История государства и права зарубежных стран» изучается студентами заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030501... | ||
История государства и права зарубежных стран Учебно-методический комплекс предназначена для студентов I курса багсу, обучающихся по специальности 030501- «Юриспруденция» | Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 6 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Истории государства и права зарубежных стран» «История государства и права зарубежных стран» для направления 030500 «Юриспруденция» квалификация «Бакалавр юриспруденции» | Рабочая программа учебной дисциплины «история государства и права... Программа курса «История государства и права зарубежных стран». – Новороссийск: нф мгэи. – 2013. – 41 с | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... История государства и права зарубежных стран: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост к и н. С.... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Истории государства и права зарубежных стран» «История государства и права зарубежных стран» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы обучения по государственному... |