Скачать 182.72 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международных отношений Кафедра международных отношений и американского регионоведения Глобальные проблемы современности Программа курса Автор: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американистики ВГУЭС Шинковский М.Ю. Владивосток 2003 Введение. Курс лекций представляет собой один из обязательных курсов и рассчитан на студентов четвертого - пятого курсов специальностей «международные отношения», «регионоведение», «политология», а также «государственное и муниципальное управление». Предметом курса является совокупность глобальных проблем, стоящих перед современным человечеством, рассматриваемых с позиций такого раздела науки, каким является политическая глобалистика, а также история её эволюции и современное понимание. Цель курса – дать студентам изложение системы знаний о закономерностях процесса развития глобальных проблем, сформировать у студентов знание и понимание сущности процесса политического управления глобальными проблемами, а также представление об основных процессах, протекающих в сфере политической глобалистики и принципах государственной политической стратегии. Кроме того, студенты должны овладеть основами техники исследования глобальных проблем. Дидактическое своеобразие курса «Глобальные проблемы современности» определяется его тесной связью с курсами «Теория международных отношений», «История международных отношений», «Политическая философия», «Международные экономические отношения», а также «Принятие внешнеполитических решений» и «Социальная экология». Курс лекций рассчитан на 32 часа и такое же количество семинарских занятий. В нём будет рассмотрен современный мир, как мир глобальных проблем, как мир противоречивого взаимодействия постиндустриального и аграрно-индустриального начал, креативных и адаптивных социально-политических технологий. К программе приложены списки обязательной и дополнительной литературы, тем для рефератов и рекомендованной литературы для их подготовки. Реферат объемом около 10 - 15 печатных страниц должен состоять из титульного листа с указанием кафедры и курса лекций, фамилии, имени студента и номера его учебной группы, темы реферата, его текста и списка использованной литературы (при указанном объеме сам текст должен быть написан от руки). Форма отчетности за изучение курса – экзамен. По ходу чтения и изучения курса действует рейтинговая система, состоящая из 100 баллов. Седьмая и четырнадцатая недели семестра являются временем промежуточных аттестаций, в ходе каждой из которых студент может получить по 30 баллов максимально, которые складываются из посещаемости лекционных занятий, активности на них и результатов двух контрольных работ. Еще 20 баллов (максимально) студент может получить за написание реферата и освоение необходимой для этого литературы. В ходе итоговой аттестации (экзамена) студент может получить еще 20 баллов (максимально), имея в виду при этом, что результат соответствующий: 90 – 100 баллов – означает оценку «отлично» в экзаменационной ведомости и зачетной книжке; 80 – 89 баллов – «хорошо»; 70 – 79 баллов – «удовлетворительно». 69 балов и менее – «неудовлетворительно». В случае не получения 40 баллов за две предварительные аттестации, студенту курс не засчитывается, и он обязан прослушать его вновь. Лекция I. Современный мир и его проблемы: критерии выделения глобальных проблем. 2 часа. Качественные и количественные характеристики развития мира в начале ХХI века: окружающая среда, сохранение мира, терроризм; «золотой миллиард», бедность и необразованность остального населения, обеспеченность продовольствием и рост народонаселения, глобализация и национальное государство. Глобальные проблемы как область научного знания: критерии их вычленения. Политическая глобалистика. Динамика глобальных проблем. Контрольные вопросы
Лекция II. Демографическая ситуация в мире в начале ХХI века. «Демографический взрыв» и его последствия. Проблема перенаселения планеты. 4 часа. Жизнь как биологическая оболочка земли. Динамика роста народонаселения. Решающий аспект всей демографической проблемы. «Демографический взрыв»: нищета как его социально-экономическое и политическое последствие. Проблема перенаселения и возможности борьбы с ним. Великий «демографический сдвиг» как наиболее возможный сценарий развития. Народонаселение и экономический рост. Старение населения: отрицательный прирост как политическая проблема. Контрольные вопросы.
политическое последствие.
Лекция III. Проблема войны и мира в современных условиях. 2 часа. Война как продолжение политики иными средствами. Ядерная война как прекращение всякой политики. Угроза мировой ядерной войны в современных условиях: роль и значение в её снижении советско-американских и российско-американских договоров об ограничении и снижении количества наступательных ядерных вооружений. Договор о нераспространении ядерного оружия и его судьба в ХХI веке. Угроза расползания оружия массового уничтожения. Проблема «ядерных карликов». Контрольные вопросы.
карликов». Лекция IV. Терроризм как глобальный конфликт малой степени интенсивности. Поиск путей решения проблемы. 4 часа. Терроризм и военные действия, терроризм и уголовная преступность. Специфические характерные черты феномена терроризма: дискуссия о дефинициях. Виды терроризма и террористической деятельности, проблема классификации. Динамика феномена терроризма в последней трети ХХ века. Международный террористический интернационал. Научно-технический прогресс и терроризм. Проблема политического определения терроризма: пути и способы решения проблемы. Контрольные вопросы
Лекция V. Мировая продовольственная проблема и мировое сельское хо- зяйство. Социально-политические последствия биотехнологи- ческой революции. 4 часа. Причины массовой урбанизации населения Земли во второй половине ХХI века. «Зелёная революция» и рост продуктивности сельскохозяйственного производства в 1950 – 1986 гг., всемирная засуха 1988 г. Современное отрицательное соотношение между ростом населения и ростом производства продуктов питания. Возможные пути увеличения роста производства продовольствия. Победители и побеждённые современной биотехнологической революции. Политическое значение учёта потенциальных возможностей и экономических последствий развития биотехнологий для отношений между Севером и Югом. Проблема «In vitro производства» продуктов питания. Противоречивость влияния биотехнологий на динамику глобальной проблемы. Контрольные вопросы.
Лекция VI. Национальное государство на рубеже веков: его противо- речия и перспективы. 4 часа. Значение глобальных и транснациональных перемен для будущего национальных государств. Национальное государство как феномен: возникновение и эволюция к началу ХХ века. Барьеры и препятствия на пути на пути усиления мощи и авторитета национальных государств в ХХ веке: межэтнические конфликты, роль и значение либеральной и коммунистической идеологии etc. Транснациональные тенденции второй половины ХХ века: противоречие между экономической и политической сферами их проявления. Новые глобальные тенденции на рубеже ХХ и ХХI веков как угроза национальному государству. Проблема всеобъемлющей безопасности. Громоздкость современного государства для решения одних проблем и недостаточность его возможностей для решения других: pro et contra. Проблема перераспределения современной государственной власти «вверх» и «вниз». Контрольные вопросы.
Лекция VII. Становление единого образовательного пространства на Земле, как глобальная проблема. 2 часа. Образовательный уровень населения Земли к концу ХХ века. Рост образованности населения как проявление богатства и процветания страны. Глобализация процессов образования и становление единого образовательного пространства: Лиссабонская и Болонская конвенции – их роль и значение для этого процесса: позиция Российской Федерации. Единое европейское образовательное пространство и США как «мировой университет»: российский выбор. Новые информационные технологии в образовании. Контрольные вопросы.
Лекция VIII. Постиндустриальное общество и его информацион- ная экономика. Антиглобализм versus глобализация. «Золотой миллиард» и его противоречия с остальным человечеством. 6 часов. Основные черты информационной экономики и постиндустриального общества: парадоксы информационной экономики. Основные компоненты хозяйственной революции 90-х годов. Новое понимание эффективности инвестиционной политики. Новое качество современных постиндустриальных корпораций. Креативные компании и креативное производство. Качественно новая степень свободы работника креативных компаний. «Институциализированный индивидуализм» как новый императив социального поведения. Новая организационная модель креативной корпорации, её отличия от предшественников. Рост конкурентоспособности постиндустриальных стран и её причины. Двоякая зависимость индустриального мира от постиндустриального. Догоняющий и опережающий типы модернизации: азиатская модель индустриализации – путь в никуда. Второй системный кризис политики индустриальной модели экономического развития. Постиндустриальные страны как средоточие невиданной финансовой и экономической мощи и потенциальный источник беспрецендентной дестабилизации. Контрольные вопросы.
Лекция IХ. Политическое управление как глобальная проблема. 4 часа. Организация управления обществом как проблема. Бюрократия: от формы политической организации к универсальной форме социальной организации индустриального и постиндустриального общества. Эволюция доктрин управления, бюрократическая утопия, антибюрократическая утопия. «Римский клуб» и его вклад в решение глобальных проблем. Теория стратегического управления. История стратегического управления. Стратегическое управление: сравнительный анализ. Стратегическое управление: российский опыт. Контрольные вопросы.
Основная литература.
Темы рефератов.
Методические рекомендации по выбору тему реферата. При выборе темы реферата, при безусловном соблюдении права студента на выбор любой темы, следует исходить из критерия максимальной близости ее к проблематике курсовой работы и будущего дипломного сочинения. Дидактическая схема курса «Глобальные проблемы современности»
Дополнительная литература к отдельным лекционным темам Лекция I. Современный мир и его проблемы: критерии выделения глобальных проблем.
Лекция II. Демографическая ситуация в мире в начале ХХI века. «Демографический взрыв» и его последствия. Проблема перенаселения планеты.
Лекция III. Проблема войны и мира в современных условиях.
Лекция IV. Терроризм как глобальный конфликт малой степени интенсивности. Поиск путей решения проблемы.
Лекция V. Мировая продовольственная проблема и мировое сельское хозяйство. Социально-политические последствия биотехнологической революции.
Лекция VI. Национальное государство на рубеже веков: его противо- речия и перспективы.
Лекция VII. Становление единого образовательного пространства на Земле, как глобальная проблема.
Лекция VIII. Постиндустриальное общество и его информацион- ная экономика. Антиглобализм versus глобализация. «Золотой миллиард» и его противоречия с остальным человечеством.
Лекция IX. Политическое управление как глобальная проблема.
|
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Составитель: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американского регионоведения вгуэс шинковский... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100100. 62... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Ооп по направлению подготовки 080400. 68 Управление персоналом, профиль подготовки Кадровый менеджмент на базе фгос впо | Программа по дисциплине «Документационное обеспече-ние управления... Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (модуль 3)» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030300. 62 Психология,... | Институт внешнеэкономических связей Московский государственный институт международных отношений (университет) мид российской федерации | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 68 «Управление персоналом»,... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке... П 94 основы почвоведения и географии почв: учебное пособие / 2-е изд., испр и доп – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2008. – 244 с | ||
Программа вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру Направление... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Издательства или провайдера Доступ ко всем бд ebsco publishing имеют организации дво ран и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; к... | Международных отношений (университет) мид россии Холопов анатолий Васильевич, д э н., профессор кафедры Экономической теории, декан факультета Международных экономических отношений... |