Скачать 282.28 Kb.
|
ББК 65 Рабочая программа учебной дисциплины «Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности» составлена в соответствии с требованиями ООП по направлению подготовки 080400.68 Управление персоналом, профиль подготовки Кадровый менеджмент на базе ФГОС ВПО. Автор-составитель: Левадняя М.О., канд. психол. наук, доцент Утверждена на заседании кафедры Управления персоналом и документоведения от 17.03.2011 г., протокол № 5, редакция 2012 г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления ВГУЭС Поправки внесены и утверждены на заседании кафедры Управления персоналом и трудового права 28.05.2014 г Протокол №10 © Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014 ВведениеМотивация и стимулирование трудовой деятельности – наиболее важная функция управления персоналом. Введение данной дисциплины обусловлено повышением внимания систем управления к проблемам эффективности человеческих ресурсов организации, необходимостью овладения навыками анализа и построения систем мотивации стимулирования труда. Изучение проблем мотивации труда ориентировано на повышение уровня гуманитарной подготовки специалистов в области управления персоналом. Знакомство с основным содержанием дисциплины позволит получить дополнительные знания о человеческих ресурсах, их потенциале, механизмах управления и развития. Кроме того, данная дисциплина позволит ориентировать будущих специалистов в широком спектре проблем системы «человек и труд», прежде всего – психологических, философских и культурологических составляющих этой проблемы. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Целями освоения дисциплины «Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности» являются формирование у будущих специалистов комплекса профессиональных компетенций в области мотивации и стимулирования труда, основанных на знании современных методов воздействия на работников, теорий мотивации и оплаты труда, практики вознаграждения персонала. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами). Дисциплина «Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности» относится к профессиональному циклу ФГОС ВПО по направлению подготовки «Управление персоналом» и принадлежит базовой части. Данная дисциплина непосредственно связана с дисциплинами общенаучного и профессионального циклов: «Методология современного менеджмента», «Организационное поведение», «Современные проблемы управления персоналом», «Технология управления развитием персонала». Успешное изучение данной дисциплины предполагает усвоение таких тем и вопросов, как: оценка результатов труда персонала, аттестация персонала, управление деловой карьерой, социально-трудовые отношения и их регулирование, качество трудовой жизни, социальные основы трудовой деятельности, основы трудового поведения личности, методы социологических исследований и др.
в результате освоения учебной дисциплины В результате изучения дисциплины будут сформированы следующие компетенции: ОК-12 Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями. ПК-11 Умение разрабатывать и внедрять политику мотивации и стимулирования персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды организации, ее стратегических целей и задач. ПК -23 Знание и умение применять на практике методы оценки эффективности системы мотивации и стимулирования. ПК-24 Владение навыками анализа конкурентоспособности и методами оценки эффективности политики оплаты труда в организации. ПК-55 Владение навыками разработки и организации внедрения планов социального развития организации. Таблица 1 Формируемые знания, умения, владения
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. Научное содержание лекционного курса отражает вопросы и проблемы документационного обеспечения управления персоналом, современные подходы и понятия. Практические и семинарские занятия проводятся по основным темам курса, требующим закрепления теоретических знаний в результате самостоятельной работы над учебным и научным материалом, а также приобретения практических навыков по разработке конкретных документов. Методика преподавания курса предполагает проведение практических занятий с использованием реферирования основных вопросов курса, активных методов обучения, «деловых игр», моделирования конкретных ситуаций. Освоение курса предполагает посещение лекций и семинарских, практических занятий, выполнение индивидуальных домашних заданий.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине Текущий контроль осуществляется в виде: опрос по теории, контрольные работы, самостоятельные расчетно-аналитические работы, письменные домашние задания, задачи, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, промежуточные тестирования по разделам дисциплины. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета в устной форме или в форме теста. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Темы лекций Тема 1 . Предмет, содержание и задачи дисциплины; основные понятия о мотивации Предмет учебной дисциплины «Мотивация и стимулирование труда». Основные задачи дисциплины и ее роль в подготовке специалистов в области экономики труда. Мотивация и стимулирование труда как элемент и функция управления трудом и персоналом. Понятие, сущность и определения мотивации. Исторический аспект возникновения мотивации. Хотторнский эксперимент Мэйо. Этапы эволюции систем мотивации и стимулирования труда. Потребность как основа мотивационной системы. Виды, свойства и иерархия потребностей человека. Критерии разумного рационального потребления и их использование в мотивации и стимулировании трудовой деятельности. Культура разумного потребления. Тема 2. Механизм мотивации труда; мотив и стимул Суть механизма мотивации труда. Мотив как осознанное внутреннее побуждение к деятельности. Основные группы мотивов. Ядро мотивации. Процесс мотивации. Стимул - внешнее побуждение к деятельности. Взаимосвязь мотива и стимула в управлении трудом. Цели стимулирования персонала: сохранение сотрудников, обеспечение творчества, лояльности сотрудников, рост показателей трудовой деятельности, повышение качества рабочей силы и труда, имидж компании, обеспечение реализации стратегических целей организации. Организационные формы стимулирующего воздействия на персонал. Психологические аспекты и особенности мотивационного процесса. Ценности и их влияние на мотивацию трудовой деятельности. Тема 3. Зарубежные теории мотивации Содержательные теории мотивации. Основоположник содержательных теорий - Абрахам Маслоу и его теория иерархии потребностей. Теория ERG (теория существования, связи и роста) К. Альдерфера. Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Соотношение различных содержательных теорий мотивации, их недостатки и ограничения, сфера использования. Сущность процессуальных теорий мотивации. Зависимость поведения человека от его восприятия, ожиданий, своих возможностей и последствий выбранного типа поведения. Теория ожиданий В. Врума. Теория справедливости Д. Адамса. Процессуальная модель Портера-Лоулера. Теория партисипативного управления. Сфера использования процессуальных теорий в современной практике мотивации трудовой деятельности. Осуществление мотивационного воздействия «культурным полем» организации. "Теория X" Мак-Грегора. "Теория У". "Теория Z" В. Оучи. Концепция организационного роста Литвина-Спрингера. Секреты успеха японских систем мотиваций. Тема 4. Развитие теории, методологии и практики мотивации и стимулирования труда в России Методологическое значение исследования мотивации для целей социального управления. Базовые понятия исследования мотива трудового поведения работника. Определение мотивации труда в работах российских ученых. Влияние рыночной экономики на мотивацию трудовой деятельности. Основные проблемы мотивации предпринимательской деятельности в России. Характеристика различных методик мотивации труда: мотивации на основе базовых потребностей (НИИ труда), мотивов отношения к труду (ВЦИОМ), формирования нормативных мотивов труда (МГУ), анализа побудительных мотивов к труду (ГУУ), концепции мотивации управленческого труда. Социологические исследования мотивации и потребностей различных групп российского населения. 2.2 Перечень тем практических/лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов (СРС) Тема 1. Вознаграждение за труд и компенсационная политика организации Понятие вознаграждения за труд, виды и формы вознаграждения. Общие принципы построения системы вознаграждения. Материальное стимулирование - основное направление мотивации трудовой деятельности. Определение рациональных границ материального вознаграждения. Влияние различий в труде на дифференциацию материального вознаграждения. Мотивация и стимулирование труда при различных типах стратегии организации. Компенсационная политика организации. Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на компенсационную политику. Структура компенсационного пакета. Механизм регулирования заработной платы. Варианты регулирования заработной платы - государственный и договорной. Понятие базовой заработной платы. Структура базовой заработной платы. Различие в расчетах компенсационного пакета в государственных бюджетных организациях (традиционные методы) и в негосударственных частных компаниях. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда. Гибкие формы оплаты труда. Грейдинговая система вознаграждения персонала. Формирование сиcтемы грейдов. Определение величины окладов в зависимости от грейда. Зарубежный опыт оплаты труда. Современные модели оплаты труда и перспективы их использования в РФ. Задания к теме 1:
|
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Развитие трудового законодательства и его роль в управлении персоналом» составлена в соответствии... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 68 «Управление персоналом»,... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100100. 62... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (модуль 3)» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030300. 62 Психология,... | Программа по дисциплине «Документационное обеспече-ние управления... Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Автор: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американистики вгуэс шинковский М. Ю | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Составитель: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американского регионоведения вгуэс шинковский... | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Формирование общего представления о системе и понятиях публичного права, места избирательного права в процессе политического воспроизводства... | Факультет менеджмента кафедра управления человеческими ресурсами... Цель курса трудового права состоит в уяснении студентами сущности норм трудового права | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке... П 94 основы почвоведения и географии почв: учебное пособие / 2-е изд., испр и доп – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2008. – 244 с | Российской Федерации Тамбовский государственный технический университет... Анализ и диагностика финансово-экономической деятельности организации” для студентов специальности 060800 «Экономика и управлении... |