Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса





НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
страница1/35
Дата публикации20.05.2015
Размер3.36 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > География > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию и науке
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Российская Академия наук
Дальневосточное отделение



Тихоокеанский институт географии

_________________________________________________________


Б.Ф. ПШЕНИЧНИКОВ
Н.Ф. ПШЕНИЧНИКОВА


ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ
И ГЕОГРАФИИ ПОЧВ


Учебное пособие

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2008

ББК 40.3

П 94
Рецензенты: Академик РАЕН, проф. А.М. Ивлев

(Дальневосточный государственный

университет);

д-р биол. наук, проф. В.И. Голов

(Биолого-почвенный институт ДВО РАН)


Пшеничников Б.Ф., Пшеничникова Н.Ф.

П 94 ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ И ГЕОГРАФИИ ПОЧВ: учебное пособие / 2-е изд., испр. и доп.. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 244 с.

Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине. Рассматриваются основы почвоведения и географии почв, а также география и экология почв отдельных природных зон в целом и, особенно подробно, в пределах территории Дальнего Востока.

Для студентов почвоведов, экологов, биологов, географов и всех, кто прямо или косвенно связан с изучением и использованием почв.
ББК 40.3

Печатается по решению РИСО ВГУЭС

© Издательство Владивостокский
государственный университет

экономики и сервиса, 2008

Предисловие


В науках о земле почва занимает особое положение, так как она является биокосным телом, то есть производным взаимодействия живой части природы – биоты (растений, животных, микроорганизмов) с косной (мертвой) частью природы – горными породами. Этим объясняется большое внимание к изучению почвоведения, географии почв при подготовке специалистов по естественным наукам.

Почва является непосредственным объектом изучения почвоведов. Наряду с этим вопросам почвоведения, географии почв уделяется большое внимание не только при подготовке специалистов в области почвоведения, но и при подготовке специалистов в области экологии, природопользования, биологии, географии. Это обусловлено тем, что почва является составным компонентом экосистем, биогеоценозов, эпигеосферы (географической оболочки), ландшафтов, изучением которых и занимаются экологи, биологи, географы. Интерес к изучению почв выходит далеко за рамки вышеперечисленных специальностей.

Научное и практическое значение изучения почв определяется многообразием интересов человечества в использовании почв. Оно будет возрастать по мере осознания общественностью положения, что почва является не только национальным достоянием России (Добровольский, 2004), но и одним из необходимых условий существования человека на Земле.

Почва является составной частью биосферы. В настоящее время, когда экологические проблемы стали проблемой существования, а порой и выживания людей на нашей планете, изучение почв приобретает особую актуальность.

Почвообразование прямо или косвенно контролирует ряд важнейших процессов, происходящих в литосфере (верхней оболочке Земли), во многом определяя минералообразование, осадконакопление, энергетическое состояние отдельных слоев литосферы. Жизнь гидросферы, атмосферы, а также биосферы в целом и ее отдельных компонентов во многом зависит от почв, почвенного покрова планеты (Никитин, 1982; Никитин, Добровольский, 1992).

Необходимость написания учебного пособия «Основы почвоведения и географии почв» обусловлена прежде всего тем, что в библиотеках вузов Дальнего Востока учебники, учебные пособия по курсам «Почвоведение», «География почв» имеются в небольших количествах или вовсе отсутствуют, чем и лимитируется их доступность для студентов и других читателей. Ряд учебных пособий и учебников, к большому сожалению, едва успев выйти, становится библиографической редкостью – например учебник В.В. Добровольского (1999) «География почв с основами почвоведения», учебное пособие с одноименным названием коллектива авторов (Белобров, Замотаев, Овечкин, 2004), учебник по географии почв (Добровольский, Урусевская, 1984), переизданный в 2004 году. В связи с этим и возникла необходимость каким-то образом компенсировать недостаток учебной литературы по вопросам почвоведения и географии почв. С этой целью на основании обобщения авторского и литературного материала составлено настоящее учебное по­собие.

Содержание учебного пособия в значительной степени соответствует программам курса «Почвоведение» по специальностям «Экология», «Природопользование» и «Почвоведение», а также курсов «География почв» и «География почв с основами почвоведения» по специальностям «Почвоведение» и «География», разработанным согласно требованиям образовательного стандарта России.

При определении содержания учебного пособия мы исходили из того, что неотъемлемой составной частью программ по перечисленным курсам является рассмотрение (с различной степенью подробности) трех составных групп вопросов, характеризующих: 1) основы почвоведения (морфология, состав, свойства, процессы почвообразования, классификация почв); 2) основы экологии почв (факторы почвообразования, их влияние на формирование и распространение почв); 3) географию и экологию почв отдельных природных зон (почвенно-географическое районирование, условия формирования, морфология, свойства почв, процессы почвообразования). Их последовательное рассмотрение определило структуру и содержание учебного пособия. Оно включает предисловие, введение, три составные части, приложение.

Во введении рассматриваются предмет, задачи и история развития почвоведения и географии почв.

Первая часть – «Основы почвоведения» – включает информацию о морфологии почв, минеральной и органической частях почвы, поглотительной способности почв, процессах почвообразования, классификации почв.

Во второй части – «Основы экологии почв» – рассматривается роль отдельных факторов почвообразования в формировании и распространении почв, современные представления о развитии и эволюции почв, общие закономерности географического распространения почв.

В третьей части – «География и экология почв» – даны таксономические единицы почвенно-географического районирования, схема почвенно-географического районирования стран СНГ, экологическая характеристика почвенных зон.

Характеристика экологии почв Дальнего Востока сделана весьма подробно. Это позволит экологам, биологам, географам использовать материал по почвам Дальнего Востока как исходный для самостоятельной внеаудиторной работы, а почвоведам – при изучении курса «Почвы Дальнего Востока».

В работе приводится список основной и дополнительной литературы, который поможет студенту ориентироваться в процессе его самостоятельной внеаудиторной работы.

Приложение включает стандартную форму полевого почвенного дневника, а также терминологический словарь, познавательные задачи и ответы на них и карту почвенно-географического районирования стран СНГ.

Памяти

почвоведов Дальневосточников –

Григория Ивановича Иванова

и Анатолия Михайловича Ивлева

ВВЕДЕНИЕ:
ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ


Почвоведение (педология) – наука о происхождении, строении, составе, свойствах, функционировании почв, их роли в природе, а также о путях рационального использования и охраны почв. Закономерности формирования и распространения почв рассматриваются в географии почв.

Объектом изучения почвоведения является почва. Василий Васильевич Докучаев (1846–1903) – основоположник науки почвове-






дения. Отправной точкой ее начала является день, «…когда выдающийся русский естествоиспытатель В.В. Докучаев после длительных и бурных дебатов блестяще защитил в Петербургском университете свою докторскую диссертацию «Русский чернозем», совершил революцию в знаниях о почве и положил начало современному генетическому почвоведению как самостоятельной естественноисторической науки». Это случилось 10 декабря 1883 г. (Белицина и др., 1988).

Появлению этой работы предшествовал длительный процесс накопления и систематизации знаний о почве большим числом исследователей. Как отмечает Г.В. Добровольский и И.С. Урусевская (1984), «к началу XVIII века в России было накоплено большое количество практических сведений о свойствах различных почв; сведения эти были часто эмпирическими, разрозненными. Выдающийся вклад в науку о почве внес М.В. Ломоносов. Наиболее полно он изложил свои взгляды на происхождение, свойства и географическое разнообразие почв в знаменитой книге «О слоях земных» (1763). Более двухсот лет назад М.В. Ломоносов совершенно правильно сформулировал тезис о том, что почва образуется в результате воздействия мира организмов на горные породы. При этом он особо подчеркнул, что почва, как и все природные тела, не есть нечто раз и навсегда данное и неизменное: возникнув, она со временем изменяется и развивается. Большое внимание Ломоносов уделял вопросу о происхождении и свойствах черноземов, тесной связи почв с характером покрывающей растительности, определенными типами горных пород». Это и послужило основой того, что В.И. Вернадский назвал М.В. Ломоносова первым почвоведом. Однако, научное представление о почве еще не сложилось, оно было сформулировано В.В. Докучаевым в ряде его работ, в которых изложены теоретические основы почвоведения как самостоятельной науки.

На примере чернозема (Глазовская, 1981) В.В. Докучаев доказал, что почва подобно минералам, растениям и животным представляет собой естественноисторическое тело; впервые дал определение понятию «почва»: «Я предложил бы разуметь под почвой исключительно только те дневные или близкие к ним горизонты горных пород, которые были более или менее естественно изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов – живых и мертвых, что сказывается известным образом на составе, структуре и цвете таких продуктов выветривания. Где этих условий нет, там нет и естественных почв, а есть или искусственная смесь, или горная порода».

В современном почвоведении известны и другие определения почвы: почва – это обладающая плодородием сложная полифункциональная и поликомпонентная открытая многофазная структурная система в поверхностном слое коры выветривания горных пород, являющаяся комплексной функцией горной породы, организмов, климата, рельефа и времени (Белицина и др., 1988). Согласно американским почвоведам, почва – биологически активная, структурная, пористая среда, сформировавшаяся на дневной поверхности нашей планеты (Возможности …, 2000).

На основании обширного материала почвенно-картографических исследований В.В. Докучаев пришел к глубокому убеждению, что различные почвы, подобно различным животным и растениям, имеют «свой» специфический внешний облик, свою «физиономию» или, как принято в современной литературе, определенный генетический профиль. Для того чтобы познакомиться с профилем той или иной почвы, необходимо изучение почвы с поверхности на всю глубину ее толщи, включая и верхнюю часть материнской породы. С этой целью В.В. Докучаев предложил закладывать почвенный разрез – это прямоугольной формы яма, передняя вертикальная стенка которой и дает представление о «физиономии» почвы. После заложения почвенного разреза им предложено, и опять-таки впервые, описание морфологического строения почв, являющегося базисным при проведении полевых почвенных исследований и полевой диагностики почв.

В работе «Картография русских почв» В.В. Докучаев (1879) приходит к выводу, что почва – это «…вполне самостоятельное естественноисторическое тело, которое является продуктом совокупной деятельности: а) грунта, б) климата, в) растений и животных, г) возраста страны и отчасти д) рельефа местности». Это положение, в дальнейшем получившее название учения Докучаева о факторах почвообразования, легло в основу изучения почв, их пространственной дифференциации. Почва является функцией климата, растительного и животного мира, почвообразующих пород, рельефа и возраста. Их сочетание и определяет своеобразие строения почвенного профиля, состава и свойств почвенной массы, его отдельных горизонтов, географического местоположения самой почвы.

Отсюда следует, что, изучив условия, т.е. факторы почвообразования, мы можем сделать заключение о строении почвенного профиля, его составе и свойствах, определить классификационную принадлежность почв. Практическая реализация этого метода выглядит следующим образом (Глазовская, 1982): на изучаемой территории серии почвенных разрезов проектируют и закладывают таким образом, чтобы были охарактеризованы почвы на различных элементах рельефа, на различных породах, в различных условиях увлажнения, под различной естественной растительностью и на различных сельскохозяйственных угодьях.

Сопоставление изменений морфологического строения почв, их химических и физических свойств с изменением того или иного фактора почвообразования или их совокупности, позволяет установить определенные связи между ними, вскрыть причины, приведшие к образованию тех или иных свойств почв, выявить закономерности изменения в пространстве самих факторов и связанных с ними почв. Лишь на основании такого всестороннего сравнительно-географического анализа можно составить почвенную карту со строго обоснованными контурами, вскрывающую все разнообразие свойственных данной территории почв и закономерности их распределения. Этот метод, получивший название «сравнительно-географический», был, есть и будет основным в изучении почв, почвенного покрова.

В.В. Докучаевым заложены основы почвенной картографии, которая рассматривает методы и принципы составления почвенных карт. Обобщая материалы почвенно-географических исследований, В.В. Докучаев открывает законы географического распространения почв – законы горизонтальной (широтной) и вертикальной зональности почв.

Закон горизонтальной зональности почв (1899) изложен в работе «К изучению о зонах природы». Этот закон гласит, что занимающие наибольшую площадь типы почв распространены на поверхности континентов земного шара широкими полосами (зонами), имеющими широтное простирание и последовательно сменяющими друг друга по мере изменения широты местности в соответствии с изменением климата, характера растительности, животного мира и других условий почвообразования.

Закон вертикальной зональности почв установлен на основе изучения почв Кавказа. Согласно ему в горах основные типы почв распространены в виде высотных поясов (зон), последовательно сменяющих друг друга по мере нарастания абсолютной высоты от подножия гор к вершинам в соответствии с изменением климата, растительности и других условий почвообразования. С подъемом к вершине горной системы наблюдается та же смена почвенных зон, что и на равнине, если двигаться с юга на север. В дальнейшем в горах были выделены горно-луговые почвы под субальпийскими лугами, которых нет на равнинных территориях.

Последователями В.В Докучаева установлено, что дифференциация почвенного покрова, помимо закона широтной и вертикальной зональности, обусловливается еще и другими законами: меридиональной зональности, фациальности, аналогичных топографических рядов.

В.В. Докучаев внес большой вклад в разработку вопросов классификации, номенклатуры и диагностики почв.

Важнейшей задачей почвоведения, географии почв является всестороннее изучение строения, состава, свойств, закономерностей дифференциации почвенного покрова с целью рационального использования земельных ресурсов. Как отмечают Г.Д. Белицина и др. (1988) почвоведение дифференцируется в зависимости от характера использования почв на сельскохозяйственное, лесное, санитарное, инженерное.

Решение продовольственной программы во многом зависит от состояния сельскохозяйственного почвоведения. Так, еще В.В. Докучаев (1954) писал, что «только после основательного знакомства с географией почв можно удовлетворительно решать вопрос и об их использовании, а в связи с этим и об их свойствах, плодородии и т.п.».

Агропочвоведение является научной основой для разработки методики регулирования плодородия почв с учетом региональных особенностей различных частей нашей страны.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы


1. Охарактеризуйте содержание предметов «Почвоведения» и «Географии почв».

2. Дайте определение почвы по В.В. Докучаеву.

3. Какова роль живой и косной (мертвой) части природы в формировании почв?

4. Раскройте сущность учения В.В. Докучаева о факторах почвообразования.

5. Какое значение имеет почва в существовании и развитии жизни на Земле?

6. Назовите закономерности пространственной дифференциации почв, выявленные В.В. Докучаевым.

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРабочая программа учебной дисциплины Федеральное агентство по образованию...
Учебная программа по дисциплине Информационное обеспечение организации дорожного движения, предназначена для студентов специальности...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconПрограмма по дисциплине «Документационное обеспече-ние управления...
Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Автор: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американистики вгуэс шинковский М. Ю
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Составитель: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американского регионоведения вгуэс шинковский...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100100. 62...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconПроцесс поиска и творчества в науке представляет собой весьма сложную и комплексную проблему
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconИздательства или провайдера
Доступ ко всем бд ebsco publishing имеют организации дво ран и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; к...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Руководство предназначено для студентов специальности 013100 «Экология» при подготовке, выполнении и защите дипломных работ (проектов)....
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconOxford University Press
Доступ имеют организации дво ран, Дальневосточный государственный технический университет, Владивостокский университет экономики...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке Владивостокский государственный университет экономики и сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Ооп по направлению подготовки 080400. 68 Управление персоналом, профиль подготовки Кадровый менеджмент на базе фгос впо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск