Скачать 24.29 Kb.
|
Процесс поиска и творчества в науке представляет собой весьма сложную и комплексную проблему. Многими исследователями в области творческой деятельности отмечалось, что научный поиск характеризуется рядом внешних и внутренних, объективных и субъективных особенностей. К ним относятся, в частности, новизна, эмоциональность, различный характер мыслительной деятельности на различных этапах научного поиска, особая роль интуиции, кажущаяся случайность, неожиданность, внезапность догадки. Интерес к вопросам научного познания вспыхивает в эпоху Нового времени. Это связано со становлением и оформлением естественных наук, отделившихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Если конкретные "частные" науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех науках. Многие вопросы, поставленные философией того времени, остаются открытыми и по сей день. Одним из них является вопрос о соотношении логического и интуитивного компонента в процессе научного творчества. Каждая философская школа имела свою теорию познания, где этим компонентам отводилась различная роль. Наиболее старой и традиционной точкой зрения на процесс возникновения новых научных идей и теорий является концепция эмпиризма. Обычно различают две ее формы. 1) С помощью индуктивной логики они считали возможным делать открытия в науке независимо от таланта, интуиции, подготовки и опыта исследователя. С дальнейшим развитием науки, однако, выяснилось, что с помощью индуктивной логики можно было находить простейшие эмпирические гипотезы и законы о взаимосвязях между непосредственно наблюдаемыми свойствами явлений. 2) Сторонники так называемого дескриптивного, или описательного, эмпиризма рассматривают новое знание как систематизированное описание опыта, а законы науки считают выражением функционального отношения между переменными, характеризующими эмпирически измеряемые величины явлений. Дальнейший прогресс науки, проникновение познания в более глубокую сущность явлений убедительно свидетельствовали о том, что никакого непосредственного логического пути от опыта к теории не существует. С течением времени индуктивно-эмпирический подход к развитию научного познания сменяется гипотетико-дедуктивным. В нем почти все внимание уделяется методам логического анализа, обоснования и проверки уже существующих гипотез. Что касается процесса генерирования новых гипотез и научных идей вообще, то рационалисты XVII-XVIII вв. считали их источником интеллектуальную интуицию, которую они противопоставляли логике и дискурсивному мышлению в целом, конечно, интуиция, догадка, озарение играют огромную роль в творческом мышлении, но нельзя их противопоставлять дискурсивному мышлению, опирающимся на логику, а тем более рассматривать как чисто иррациональные процессы, не поддающиеся какому-либо анализу. Современные исследователи, поняв ошибки и недостатки предшествующих взглядов на природу научного открытия, наконец-то пришли к мысли о том, что нельзя построить некий универсальный алгоритм, следуя которому ученый может делать научные открытия. Более того, не существует даже такого алгоритма, благодаря которому, скажем школьник, сможет сформулировать и доказать теорему Пифагора без посторонней помощи, т.е. совершить субъективное открытие. Поэтому на современном этапе задача состоит в том, чтобы построить такую общую модель процесса научного поиска и исследования, в которой возникновение нового научного знания и открытия было бы закономерным результатом всего процесса научного поиска, начиная от выдвижения научной проблемы и кончая ее решением в виде новой научной идеи, закона или даже целой теории. |
Поиск информации в сети Internet Всё это затрудняет задачу поиска и превращает выбор поисковой стратегии в сложную проблему, не имеющую общего решения. Тем не менее,... | Тематический план дисциплины «хiх-xx века» Изучение мировой новейшей литературы представляет собой сложную научную проблему. Данный курс, охватывающий важнейшие литературные... | ||
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии | Реферат на тему «Физиология нервной системы» Организм человека представляет собой сложную высокоорганизованную систему, состоящую из функционально связанных между собой клеток,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правоведение представляет собой комплексную юридическую дисциплину, формирующую научные представления о праве, государстве, правовом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Не секрет, что освоение иностранных языков при отсутствии среды общения представляет собой значительную проблему | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеграция – есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая... | ||
Коммерческое право России Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является... | Зачётная работа по дисциплине Помощь детям с открытой ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, до настоящего времени представляет... | ||
Лаборатории региональной геологии и геотектоники Весьма вероятно наличие в восточной части Западно-Сибирского нефтегазоносного мегабассейна протерозойского фундамента, который представляет... | Л. В. Ким (подпись) (Инициалы, Фамилия) Инвестиционный процесс представляет собой сложный комплекс работ, включающий следующие основные фазы | ||
Темы вашего учебного проекта В данном проекте рассматривается сущность безработицы, виды, основные показатели и её причины в условиях рыночной экономики. Безработица... | П. М. Мозиас (к э. н., доцент кафедры экономики и предпринимательства мгоу) Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является... | ||
Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» Особенное внимание я посчитал нужным уделить описанию взглядов тех мыслителей, которые положили начало экономической науке и которым... | Методические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является... |