Скачать 0.86 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ ПОЛОЖЕНИЕ о порядке формирования учебно-методического комплекса основной образовательной программы по специальности/направлению Санкт- Петербург 2006г. Оглавление
Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
Основная цель подготовки Учебно-методического комплекса это обеспечение учебного процесса, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, полным комплектом учебно-методических материалов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания, сохраняя преемственность в преподавании дисциплин, позволяющих организовать и поддерживать самостоятельную работу студента. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Учебно-методический комплекс определяет единый порядок учебно-методического обеспечения дисциплин специальностей, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Макет учебно-методического комплекса представлен в Приложении 1.
Концептуальная записка формируется на основе Государственного образовательного стандарта по специальности и включает общие положения, цели, квалификационную характеристику выпускника, объекты и виды профессиональной деятельности, возможности продолжения образования выпускника, описание содержательной части основной образовательной программы, условия реализации и обеспечения учебного процесса (кадровое, учебно-методическое, материально-техническое, организация практик), требования к уровню подготовки выпускника, оценку качества подготовки специалистов.
Учебный план - документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых по специальности, последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности, рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента. Учебный план является основным документом, на основе которого составляются рабочие годовые планы и графики, тематические планы по дисциплинам, рабочие программы и другие учебные и методические документы. В структуру Учебно-методического комплекса включаются учебные планы специальности по Государственным образовательным стандартам второго поколения (с 2000г.) по очной, заочной и сокращенной (на базе профильного среднего профессионального образования) формам обучения, реализуемые в СПбГУСЭ и его филиалах основных образовательных программ.
Учебно-методические комплексы дисциплин основных образовательных программ специальностей разрабатываются кафедрами по каждой дисциплине, закрепленной за кафедрой, в соответствии с учебными планами. Состав Учебно-методического комплекса дисциплин определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.
Рабочая программа должна указывать роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности специалиста; основные перспективные направления развития изучаемой науки, отрасли; объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть студенты; основные черты творческой деятельности, необходимые для успешной работы будущего специалиста, а также характер учебно-познавательных проблем и задач, способствующих формированию этих черт; важнейшие мировоззренческие идеи и категории, подлежащие усвоению на конкретной содержательной основе; ожидаемые результаты обучения в виде требуемых уровней усвоения учебного материала и инструментария по оценке достижения поставленных целей. Особое внимание уделяется созданию условий для использования студентами программ дисциплин на самостоятельных учебных занятиях. Рабочая программа разрабатывается в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учебными планами по специальности, на основе примерной программы дисциплины. Программы дисциплин представляют собой авторские программы и отвечают назначению и статусу цикла. Рабочая программа утверждается проректором по учебно-методической работе. Рабочая программа составляется на срок действия Государственного образовательного стандарта. Рабочая программа содержит следующие разделы:
Название дисциплины - строго соответствует учебному плану специальности. Цели и задачи изучения дисциплины - конкретизируются цели и задачи дисциплины, установленные примерной учебной программой применительно к специальности (специализации) и квалификационными характеристиками специалиста, а так же указываются обобщенные цели основной образовательной программы по данной специальности, достижению которых содействует данная дисциплина. Четко определяются место и роль данной дисциплины в овладении студентами знаний, умений и навыков, связь с предшествующими и последующими дисциплинами. Требования к уровню освоения содержания дисциплины - раскрываются требования к знаниям и умениям, которыми должны овладевать студенты для достижения целей и задач, установленных программой и требований к выпускнику, установленных Государственным образовательным стандартом: студент должен знать … (приводится перечень профессиональных знаний); студент должен уметь … (перечень умений); студент должен приобрести навыки … (перечень навыков) и т.д. Учебно-тематическая карта дисциплины – документ (в виде таблицы), в котором представлено распределение общих часов, отведенных на изучение учебной дисциплины, по разделам, темам и видам работы (аудиторной и самостоятельной) и формам обучения (очная, заочная, сокращенная). Учебно-тематическая карта соответствует учебному плану и учебной программе. Формы и методы проведения занятий – лекции, практические и семинарские занятия, деловые игры, лабораторные занятия, курсовое проектирование и учебно-исследовательская работа и др. Лекция - форма учебного занятия, цель которого рассмотрение теоретических вопросов излагаемой дисциплины (учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки) в логически выдержанной форме. Основные требования к лекции - научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий. Практические занятия – одна из форм учебного занятия под руководством преподавателя, имеющее целью развитие практических навыков в каком-либо виде деятельности, направленная на развитие самостоятельности учащихся. Семинарские занятия - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, самостоятельном выполнении заданий в присутствии преподавателя и под его руководством. Семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий (в зависимости от предмета). Методические рекомендации (материалы) для преподавателя, отражающие формы, методы и средства обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно, могут оформляться в виде приложения к программе. Содержание дисциплины – отражает современный уровень развития науки, техники, культуры и производства и перспективы их развития. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивают подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом и отражают национальное своеобразие культуры конкретного региона. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Факультативные дисциплины, спецкурсы и спецсеминары обеспечивают уровень, учитывающий интересы национальных и региональных культурных традиций, потребности личности, стимулируют развитие способностей к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, повышают профессиональное мастерство выпускника, раскрывают сущность и социальную значимость своей профессии. Все содержание дисциплины разбивается на темы, охватывающие логически завершенный материал; определяется объём каждого из видов аудиторных занятий по каждой теме. Дидактические единицы дисциплин федерального компонента стандарта полностью включаются в содержание дисциплины.
Организация самостоятельной работы - в данном разделе указываются конкретные виды самостоятельной работы, используемые при изучении данной дисциплины, их содержание и объём, перечисляются темы (по разделам дисциплины), содержание которых выносится полностью на самостоятельное изучение. Уровень освоения материала этих тем оценивается при проведении промежуточного контроля (при проведении аттестации). Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие виды:
Курсовая работа – самостоятельная учебная работа студентов, выполняемая в течение курса (семестра) под руководством преподавателя. Включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике. В разделе приводятся перечни тем курсовых работ, примерные темы рефератов, варианты контрольных работ, а также вопросы по каждой теме учебной программы и по всему курсу для подготовки к зачету и экзамену (перечень вопросов представляется в заданной последовательности в полном соответствии с образовательной программой, количество вопросов для подготовки к экзамену более 60). Формы и виды контроля знаний - в этом разделе указываются формы и виды контроля знаний студентов, полученных при изучении данной конкретной учебной дисциплины или части ее. Виды контроля знаний: промежуточный, включающий в себя текущий и рубежный (промежуточная аттестация), и итоговый.
При использовании итоговых тестов по экзамену или зачету должна быть представлена шкала интервальных баллов соответствующая итоговой оценке или количество баллов достаточное для получения зачета. Итоговая оценка выставляется с учетом результатов текущего контроля и промежуточной аттестации. При итоговом контроле по дисциплине в форме зачета должны быть представлены критерии выставления оценок – «зачет», «незачет». Зачёт по дисциплине выставляется по итогам проведенного промежуточного контроля и при выполнении заданий всех практических занятий, лабораторных работ, рефератов и иных видов аудиторных занятий и самостоятельной работы. При итоговом контроле по дисциплине в форме экзамена (в виде собеседования по экзаменационным билетам) в программе должны быть представлены критерии выставления оценок по четырехбальной системе «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учебно-методическое обеспечение дисциплины - включает в себя:
Материально-техническое обеспечение - в этом разделе приводятся сведения о специализированных аудиториях, лабораторных классах, мастерских и их оснащении оборудованием (стендами, моделями, макетами, информационно-измерительными системами, образцами и т.д.), предназначенных для проведения лабораторного практикума. При использовании в лабораторных работах программных средств, дается их краткая характеристика в части назначения, установки и эксплуатации. Инновации в преподавании учебной дисциплины - разработка и внедрение новых средств, форм и активных методов обучения, а также прогрессивных форм контроля остаточных знаний.
Методические рекомендации и указания должны нацеливать студента на творческую самостоятельную работу, не должны подменять учебную литературу и справочники, давать готовых решений поставленных перед студентом задач. Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины и, как правило, отражают:
Методические указания по проведению практических и лабораторных занятий, подготовки контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ, всех видов практик в зависимости от формы обучения содержат подробные указания по всем видам внеаудиторной работы студента (работа с учебными и методическими пособиями, составление рефератов, выполнение курсовых и контрольных работ, написание отчетов, выполнение упражнений, практических работ, решение задач и т.п.) по дисциплине, но не включают в себя ее содержание и содержат следующие разделы:
В соответствии с Положением об организации проведения практики студентов в СПбГУСЭ раскрываются следующие разделы:
Итоговый междисциплинарный экзамен проводится с целью определения соответствия знаний, умений и навыков студентов по комплексу дисциплин (включая дисциплины специализаций), выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. В данном разделе в соответствии с Положением о государственной аттестации выпускников СПбГУСЭ приводятся:
Тематику дипломных работ устанавливает выпускающая(ие) кафедра(ы). Приводится основная тематика дипломных работ (проектов) в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Размер полей:
Шрифт:
учебно-методических комплексов
Согласование рабочей программы отражается в титульном листе согласования (Приложение 2).
Приложение 1 МАКЕТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА основной образовательной программы по специальности высшего профессионального образования 150408.65 (230300) «Бытовые машины и приборы» в рамках направления подготовки дипломированного специалиста 150400 (651600) - Технологические машины и оборудование (квалификация выпускника - инженер; нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения – 5 лет). КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концептуальная записка основной образовательной программы (далее - ООП) разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 150408.65 (230300) «Бытовые машины и приборы» направления подготовки дипломированного специалиста 150400 (651600) - Технологические машины и оборудование (далее ГОС), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000г. № 686, письма Министерства образования РФ от 19.05.2000г., №14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов», нормативных документов Министерства образования и науки РФ, регламентирующих процедуру проведения самообследования, показателей лицензирования, аттестации и аккредитации вуза, а также инструктивных материалов Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма. ООП представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
Цель обучения является системообразующим началом образовательного процесса и формируется на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС, конкретизированных видами деятельности, к которым готовится выпускник, с учетом потребностей общества, личности, государства. Конечной целью обучения и воспитания специалистов в рамках настоящей ООП является подготовка в соответствии с потребностями рынка труда высококвалифицированных кадров к самостоятельной жизни и продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе на основе привития высокоинтеллектуальных, личностных и поведенческих качеств, практических знаний и умений, отвечающих социальным ожиданиям общества в области проектирования, производства и обслуживания бытовых машин торгового оборудования и приборов коммунального хозяйства. Реализация конечной цели видится в передаче и воспроизводстве не только знаний, умений, навыков и теоретического опыта, но самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания.
Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
Квалификация выпускника инженер. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по специальности 150408.65 (230300) «Бытовые машины и приборы» при очной форме обучения - 5 лет. Области профессиональной деятельности: |
Санкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,... Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном | Учебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное... Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке... П 94 основы почвоведения и географии почв: учебное пособие / 2-е изд., испр и доп – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2008. – 244 с | Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет Значительное внимание уделяется моделям, описывающим закономерности взаимодействия субъектов экономики; на этой основе рассматриваются... | ||
Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо... Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский... Цель курса: раскрыть философский смысл основных феноменов хозяйственной жизни как в аспекте истории их становления и развития, так... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский... Ознакомление студентов с основным содержанием дисциплины в соответствии с Госстандартом; формирование у студентов масштабного, глобального... | ||
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | Учебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика урюпинск... Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления... | ||
Федеральное агентство по образованию гоу впо «Поморский государственный... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр) | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история россии в XVIII веке... Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления... | Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной... Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления... | ||
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики Рябкова Н. И., кандидат филологических наук — раздел 2; в разделе 1: 3 — 6; в 8: зад. 152 | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... |