Скачать 142.91 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет Факультет философии и политологии Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ 1. На заседании кафедры социальной декан факультета философии и политологии философии и философии истории _________________________ Ю.Н.Солонин протокол от ______ № ____ Заведующий кафедрой _________________ К.С.Пигров 2. На заседании методической комиссии факультета философии и политологии протокол от ______ № ____ Председатель методической комиссии д.ф.н., проф.______________ В.М. Дианова ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Философия хозяйства» специальность (направление) – 09.00.11 Авторы (составители): профессор, докт.филос.наук ___________ Пигров К.С. доцент, канд.филост.наук ___________ Погребняк А.А. Рецензент: профессор, докт.филос.наук ___________ Санкт-Петербург 2008 г. 1. Организационно-методический раздел
1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Спецкурс призван дополнить общий курс социальной философии с точки зрения анализа экономической жизни общества; ознакомить студентов с основными парадигмами экономического сознания классической философии, модерна и постмодерна в их примерной последовательности; полученные знания служат основой для осмысления социально-экономических явлений в философских категориях. 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины ОПД.ОЗ - "Философия хозяйства": - знать содержание лекционного материала по теме "Философия хозяйства" и иметь достаточно полное представление о хозяйственно-экономических концепциях ведущих философов, занимавшихся этой проблематикой; уметь провести анализ той или иной системы экономических воззрений с общефилософских позиций; 2.Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам: 1 семестр: лекции – 32 ч., практические занятия – ч., зачет по дисциплине. 3. Содержание дисциплины Спецкурс для специализации «социальная философия» проводится для студентов 3 курса. Спецкурс должен дополнить общий курс по социальной философии в плане анализа экономической жизни общества. В ходе изучения дисциплины раскрывается философский смысл основных феноменов хозяйственной деятельности в двух основных аспектах: с точки зрения процесса их становления и развития и в аспекте их соотношения на сегодняшний день. Приводятся воззрения ведущих исследователей экономической составляющей общественного бытия с общефилософских позиций, наряду с этим в философском плане осмысляются основные подходы и концепции собственно экономики. 3.1. Темы дисциплины, их краткое изложение и виды занятий 1-й семестр Введение, предмет философии хозяйства - 4 ч. ВведениеФилософия хозяйства в системе философских наук. Необходимость хозяйственной сферы в бытийном составе сущего. Деконструкция экономических концептов как главная задача современной философии хозяйства. История взаимоотношений философии и экономической теории. «Классики жанра»: А.Смит, К.Маркс, С.Булгаков, Г.Зиммель, М.Вебер, Э.Тоффлер, Ж.Бодрийяр. Раздел 1. Предмет философии хозяйства Тематический горизонт современной философии хозяйства. Базовые категории философии хозяйства: богатство, капитал, благосостояние. Способы хозяйственного мировидения: изобилие, дефицит, достаток. Сущностные отношения хозяйственной сферы: освоение, отчуждение, «экзапроприация» («отсвоение»). Стили хозяйствования: классика, модерн, постмодерн Богатство и бедность – 4 ч. Раздел 2. Богатство Богатство как смысловой горизонт хозяйственной жизни. Богатство как термин экономической науки и его философская интерпретация. Место экономики в структуре традиционного общества. Понятие «общества первоначального изобилия» (М.Саллинз). Механика «примитивных» экономик: потлач и дарообмен. «Идея пропитания» как основание хозяйственной деятельности. Место ойкоса в структуре античного космоса. Хозяйство как «хор вещей» (Ксенофонт). Экономика и хрематистика (Аристотель). Абсолют, Благо, Демиург и «принцип изобилия» (А.Лавджой) Хозяйственное измерение средневекового универсума. Мир как плерома и идеал vita contemplativa. Философские основания осуждения ростовщичества. Проблема «справедливой цены» в схоластической философии. «Анализ богатств» в структуре классической эпистемы (М.Фуко). Трансцендентное измерение хозяйствования: магия купеческого дела и «невидимая рука» рынка. «Пари Паскаля» как метафора «классической» экономики. Поиск хозяйственной субстанции: золото, земля, труд, полезность.
Раздел 3. Техника. Понятие труда. История труда. (Гегель, Рикардо, Маркс). Труд и производство. Производительные силы, производственные отношения, способ производства и общественно-экономическая формация. Идея собственности и проблема интеллектуальной собственности. Экономический контекст деятельной сущности человека. Производительные силы и разрушительные силы. Философия техники. Идея объективации.
Раздел 4. КапиталКапитал как базовое понятие экономической картины мира. Капитал как «превращенная форма» богатства. От «анализа богатств» – к политической экономии. Онтологизация дефицита в политической экономии Д.Рикардо. Темпорализация бытия и апология ссудного процента.Роль экономики в новоевропейской цивилизации. Деньги аполлоннические и деньги фаустовские (О.Шпенглер). Бухгалтерия как машина субъективации. Жизнь как предприятие, человек как предприниматель. От рациональности «материальной» – к рациональности формальной (М.Вебер). Прогресс, инновации, риск, неопределенность и прибыль. Труд, производство, деятельность. Производительные силы, производственные отношения, способ производства и общественно-экономическая формация. Отчуждение труда и проблема собственности. Аналитика товарной формы в «Капитале» К.Маркса. Феномен товарного фетишизма. Капитал как «мертвый труд» и как «самовозрастающая стоимость». Дискуссии о корнях, значении и судьбе капитализма. Экономика и техника. Освоение мира и опредмечивание реальности. Вещь и ресурс. Производственная деятельность и научно-техническое творчество. Эстетическое освоение машины. Экономика и экология.
Раздел 5. Благосостояние Благосостояние как жизненный идеал человека-не-только-хозяйствующего. Хозяйственный аспект поэтики романтизма и модернизма. Бедность как экономический принцип (Прудон).Экономика в эпоху постиндустриализма. Информационное общество и сетевая цивилизация. От производства вещей – к производству идей: деструкция стоимостных отношений? Адаптивность и креативность. «Общество потребления» и его кризис. Постиндустриализм и постмодернизм.Позитивный и нормативный аспекты экономической теории. «Чистая экономика» и экстерналии. Эффективность и справедливость. «Занавес неведения», «рефлективное равновесие» и «принцип различия» (Д.Ролз).Экономия как бытийная стратегия. Философия хозяйства и фундаментальная онтология. Забота как аутентичный контекст проблематизации бытия. «Брошенность на возможности» и аналитика конечности человеческого бытия. Проект как способ бытия: набрасывание, размещение и инвестирование. Сподручность, постав (das Gestell) и забвение бытия.«Экономизм» и его критика (С.Булгаков). Homo oeconomicus и Homo vivus. Победа над несчастным сознанием и одномерность человеческого существования (Г.Маркузе). Фрейд: деньги, анальная эротика и «частичные объекты». Диалектика желания и потребности в психоанализе Ж.Лакана. Генеалогия экономики: тело, боль, смерть (Ф.Ницше, Ж.Батай).Естественный закон ценности, рыночный закон стоимости и структурный закон ценности (Ж.Бодрийяр). Производство и код. Виртуализация, глобализация и гаджетизация экономики. Мировой рынок как всеобщий «план имманенции» (.Делез, Ф.Гваттари). Другая сторона денег: бытие как спектакль (Г.Дебор). Последняя метаморфоза Капитала: от политической риторики – к логике чистого господства (М.Сюриа). Постэкономические онто-логики: «всеобщая экономия», шизоанализ, киберпанк.3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Раздел 3.2 в данной программе отсутствует. 3.3. Примерные темы курсовых работ (фрагмент) Раздел 3.3 в данной программе отсутствует. 3.4. Примерные темы рефератов Раздел 3.4 в данной программе отсутствует. 3.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу 1-й семестр 4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видео-фильмов 4.2. Активные методы обучения В данном курсе используются классические аудиторные методы . 4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля Cтандартно оборудованные лекционные аудитории. 4.4. Литература4.4.1. Основная 1.Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993. 2.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 3.Бек Х. Сущность техники // Философия техники в ФРГ. М., 1989. 4.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. 5.Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. 6.Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.2. Игры обмена М., 1988. 7.Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993. 8.Булгаков С.Н. Философия хозяйства. // Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. Т.1, М., 1993. 9.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // М. Вебер. Избранные произведения. М.,1990. 10.Гу Ж.-Ж. Деньги: архетип, жетон, сокровище.// Психоанализ и науки о человеке. М., 1995. 11.Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000. 12.Жижек С. Возвышенный объект идеологии. Перевод с английского Владислава Софронова. М., Художественный журнал, 1999. – 236 с. 13.Зиммель Г. Философия денег // Теория общества. Сб. под ред. А.Ф. Филиппова. М., 1999. 14.Зиммель Г. Философия труда. // Г. Зиммель. Избранное. Т.2, Созерцание жизни. М., 1996. 15.Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. 16.Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998. 17.Козловски П. Принципы этической экономии. СПб., 1999. 18.Кропотов С.Л. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида. Екатеринбург, 1999. 19.Ксенофонт. Домострой. // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. 20.Лавджой А. Великая цепь бытия. М., 2001. 21.Мамардашвили М. Форма превращенная.// Философская энциклопедия. 1970. Т.5. С.386–389. 22.Маркс К. Капитал. 23.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. , т.42. 24.Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. 25.Мосс М. Очерк о даре// Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996. 26.Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология./ Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. 27.Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства. М., 2000. 28.Прудон П.-Ж. Бедность как экономический принцип. М., 1908. 29.Саллинз М. Экономика каменного века. М., 1999. 30.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. 31.Сорвин К.В. Проблема аксиоматики экономической науки.// Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы./ Под ред. Ф.Т.Михайлова. М., 1997. 32.Сюриа М. Деньги: крушение политики. СПб., 2001. 33.Рих А. Хозяйственная этика. «Посев», 1996. 34.Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. 35.Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 36.Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 37.Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 38.Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000. 39.Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998. Гл.5. Мир форм экономической жизни. 40.Шумпетер Й. История экономического анализа: в 3-х т. СПб., 2001. 41.Georg Simmel. Philosophie des Geldes. Achte Aulage. Duncker und Humblot / Berlin, 1987. 4.4.2. Дополнительная
|
Учебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное... Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших... | Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский... Ознакомление студентов с основным содержанием дисциплины в соответствии с Госстандартом; формирование у студентов масштабного, глобального... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо... Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих... | ||
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет Значительное внимание уделяется моделям, описывающим закономерности взаимодействия субъектов экономики; на этой основе рассматриваются... | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное... Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | ||
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет Поэтому основное внимание уделяется вопросам, отражающим методологические особенности той или иной экономической школы, ее влияние... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... Программа предназначена для студентов юургу специальности 040201 «Социология» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... Программа предназначена для студентов юургу специальности 040201 «Социология» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Псковский... Методические рекомендации по отечественной истории для студентов I курсов неспециальных факультетов | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Новосибирский... Санитарно-эпидемиологическое значение иксодовых клещей как переносчиков возбудителей геморрагических лихорадок |