Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики





НазваниеСанкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики
страница1/27
Дата публикации21.11.2014
Размер3.07 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Министерство образования и науки Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Кафедра русского языка и культуры речи


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Нормативный и коммуникативный аспекты

Практикум
Под редакцией Н. И. Рябковой

Санкт-Петербург

2010

Авторы пособия:

Рябкова Н. И., кандидат филологических наук — раздел 2; в разделе 1: 1.3 — 1.6; в 1.8: зад. 152;

Сатина Т. В., кандидат филологических наук — в разделе 1: 1.1 — 1.2; в разделе 2: зад. 182, 183;

Андреева Г. И., ассистент кафедры русского языка и культуры речи — в разделе 1: 1.7 — 1.8.
Рецензент:

Белунова Н. И. — д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и культуры речи Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики


Русский язык и культура речи. Нормативный и коммуникативный аспекты. Практикум / Н. И. Рябкова, Т. В. Сатина, Г. И. Андреева /Под ред. Н. И. Рябковой. — СПб.: СПбГУСЭ, 2010. — 203 с.

В практикуме рассматриваются два аспекта культуры речи: нормативный (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические и другие нормы современного русского языка) и коммуникативный (функциональные стили современного русского литературного языка, коммуникативные качества речи). В нем представлены практические задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов, тестовые и справочные теоретические материалы.

Практикум предназначен для студентов высших учебных заведений и будет полезен всем, кто интересуется современным состоянием русского языка и желает совершенствовать качества своей речи.

Одобрен на заседании кафедры русского языка и культуры речи,

протокол № 10 от 25.05. 2010 г.
Одобрен и рекомендован к изданию учебно-методическим советом СПбГУСЭ, протокол № 2 от 21.10. 2010 г.
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ .....................................................................................

РАЗДЕЛ 1. НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ РЕЧИ

1.1. Орфоэпические нормы .................................................................

1.2. Акцентологические нормы ...........................................................

1.3. Нормы словообразования ..............................................................

1.4. Морфологические нормы ..............................................................

1.4.1. Нормы употребления имён существительных …........................

1.4.2. Нормы употребления имён прилагательных ...............................

1.4.3. Нормы употребления имён числительных ...................................

1.4.4. Нормы употребления местоимений ..............................................

1.4.5. Нормы употребления глагольных форм .......................................

1.5. Синтаксические нормы ...................................................................

1.6. Лексические и фразеологические нормы. Точность речи ...........

1.7. Орфографические нормы ................................................................

1.8. Пунктуационные нормы .................................................................

ТЕСТЫ ….....................................................................................................

РАЗДЕЛ 2. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ РЕЧИ

2.1. Функциональные стили современного русского литературного языка …............................................................................................

2.1.1. Научный стиль ...................................................................................

2.1.2. Официально-деловой стиль ..............................................................

2.1.3. Публицистический стиль. Основы подготовки публичной речи ..

ТЕСТЫ …......................................................................................................

2.2. Коммуникативные качества речи ....................................................

2.2.1. Выразительность речи .......................................................................

2.2.2. Логичность речи .................................................................................

2.2.3. Богатство речи ....................................................................................

2.2.4. Чистота речи .......................................................................................

2.2.5. Уместность речи .................................................................................

ТЕСТЫ ..........................................................................................................

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .........................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ ...........................................................................................

Приложение 1. Акцентологический минимум …...................................

Приложение 2. Орфографический минимум ..........................................

Приложение 3. Образец стилистического анализа текста ......................


ПРЕДИСЛОВИЕ
Введение в образовательные стандарты высших учебных заведений дисциплины «Русский язык и культура речи» является закономерным фактом. Сегодня всё большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Растёт престиж специалистов с высшим образованием, а следовательно, повышается и уровень требований, предъявляемых к ним. Одним из необходимых компонентов общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющим успех их профессиональной деятельности, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного профессионального и межличностного общения.

Низкая языковая подготовка является серьёзной помехой в выполнении выпускниками своих обязанностей. Специалист, обладающий необходимыми знаниями, но имеющий скудный словарный запас, не способный подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняющийся грамотно изложить полученную информацию, бесспорно, проигрывает перед коллегами, которые получили серьёзную языковую подготовку. А в условиях рыночной экономики это обстоятельство, без сомнения, становится и фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов.

Получая высшее образование, студенты должны не только усвоить необходимые знания в области специальных наук, но и уметь реализовывать их в ситуациях устного и письменного делового общения: ясно и точно формулировать задачи, уметь создавать текст, выбирать и осмысливать тему, отбирать и группировать необходимый материал, использовать факты и аргументы для раскрытия главной мысли; выдвигать и отстаивать идеи, гипотезы; владеть основными качествами речи (такими, как правильность, чистота, точность, доказательность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность); знать нормы современного русского литературного языка и применять их на практике. Правильная речь (устная и письменная) должна стать характеризующим признаком специалиста с высшим образованием. Известный лингвист Т. Г. Винокур очень точно определила речевое поведение как «визитную карточку человека в обществе».

В речи, прежде всего, проявляется личность. Интеллект, чувства, интересы человека всегда отражаются в том, что и как он говорит. Культура речи — это культура мышления. Умение должным образом означить явление свидетельствует о качестве мыслительных процессов. Речь, которая не соответствует норме, приводит к деформированному мышлению.

Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект предполагает владение правильной речью, коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение максимально возможной эффективности общения, этический аспект предполагает соблюдение норм речевого поведения, основанных на речевой этике. В данном пособии рассматриваются только два аспекта: нормативный и коммуникативный.

Практикум ставит задачей расширение представлений студентов о нормах современного русского литературного языка, функциональных разновидностях языка, а также коммуникативных качествах речи.

Раздел 1. НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ РЕЧИ
Задание 1. Проанализируйте определения культуры речи. Есть ли различия в понимании сути этого явления учёными и вашим собственным?

1. «Культура речи — владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» (Скворцов Л. И. Культура речи // Русский язык. Энциклопедия. М., 1979. С. 119).

2. «...культура речи — это совокупность и система её коммуникативных качеств...» (Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1988. С. 9).

3. «Культура речи. … Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определённый исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений» (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. С. 158).

4. «Итак, культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Культура русской речи // Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М., 1998. С. 16).

5. Культура речи — это «умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей» (Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2003. С. 68).

Справочные материалы

Составляющими культуры речи специалиста являются: 1) правильность речи (как говорить правильно), 2) коммуникативные качества речи, речевое мастерство (как говорить хорошо — содержательно, точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно), 3) соблюдение этикета — норм речевого поведения, принятых и предписываемых обществом, в различных ситуациях общения.

Правильность речи — ее соответствие принятым в литературном языке нормам. Языковая норма — это совокупность наиболее пригодных для общения средств и правил, отобранных из числа существующих (Ср.: «Норма языковая — совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации» (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 337), «Норма в языке — исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из вариантов языкового знака в качестве предпочтительного и рекомендуемого» (Купина Н. А., Матвеева Т. В. Культура русской речи. Свердловск, 1991. С. 8)).

Основными признаками нормы являются: 1) относительная устойчивость, 2) общеупотребительность, 3) обязательность для всех носителей языка, 4) кодифицированность (сведение в единое систематизированное целое в словарях, справочниках, грамматиках), 5) соответствие возможностям языка, 6) поддерживание литературой, обществом и государством, 7) распространение средствами массовой информации, театром, школой.

Важность языковых норм проявляется в том, что они: а) обеспечивают единство национального языка, языковую традицию, сдерживают языковые изменения, б) намечают тенденции дальнейшего развития языка, в) регулируют речевое поведение людей, г) нацелены на достижение эффективности общения.

Существуют нормы: а) обязательные (императивные), которые предусматривают выбор только одного варианта как единственно правильного, допустимого в литературной речи; их нарушение является ошибкой, например, правильно звонИт (неправильно звОнит), правильно надеть пальто (неправильно одеть пальто); б) вариантные (диспозитивные) — предполагающие наличие нескольких языковых форм, способов выражения одного и того же понятия в пределах литературного языка, то есть допускающие возможность более свободного выбора вариантов, например: твОрог и творОг, капает и каплет.
Задание 2. Заполните таблицу, указав в соответствующей ячейке, в каких словарях русского языка и справочниках можно получить сведения о том или ином типе нормы, используя следующие условные обозначения:

+ — данный тип нормы в словаре фиксируется;

* — словарь специально предназначен для фиксации данного типа нормы;

+в словаре может быть зафиксирован данный тип нормы;

- — в словаре данный тип нормы не фиксируется.



Тип нормы

Словарь

Справочник

Толко

-вый

Орфо-

графи-чес-

кий

Орфо-эпи-

чес-кий

Лек-сичес-ких труд-

нос-тей

Грам-

мати-

чес-ких труд-но-

стей

Фразеологи-

чес-кий

Соче-

таемо-

сти

По прак-

тичес-

кой стили

стике

По пун-

кту-

ации

Акцентологическая




























Орфоэпическая




























Лексическая




























Фразеологическая




























Морфологическая




























Синтаксическая




























Стилистическая




























Орфографическая




























Пунктуационная



























  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconСанкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,...
Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconСанкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения подготовки магистрантов
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconСанкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения подготовки магистрантов
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconСанкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения подготовки магистрантов направления 230700. 68 «Прикладная...
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconЕгоров В. Е. кандидат педагогических наук, доцент, юрист, Санкт-Петербургский...
Поиск информации о черепахе, о панголине, о варане, о еже, о дикобразе, о капибаре
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconПсихическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива
Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих...
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconГосударственный Университет – Высшая школа Экономики Санкт – Петербургский филиал
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconИздательства или провайдера
Доступ ко всем бд ebsco publishing имеют организации дво ран и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; к...
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconФедеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет
Значительное внимание уделяется моделям, описывающим закономерности взаимодействия субъектов экономики; на этой основе рассматриваются...
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики iconСанкт-петербургский государственный политехнический университет
Доктор химических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна С. Ф. Гребенников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск