Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов





НазваниеМетодика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов
страница1/12
Дата публикации15.12.2014
Размер1.92 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Ф. А. Кузин

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Методика написания, правила оформления и порядок защиты

Практическое пособие для студентов-магистрантов

«ОСЬ-89» Москва

Часть 1. Общие положения

1.1. Квалификация "магистр" и его научный статус

Слово "магистр" — латинского происхождения и потому имеет древние корни. Оно означает "наставник", "учитель", руководитель". В русском переводе слово "магистр" обозначает "мастер своего дела". От этого слова образован, например, музыковедческий термин "маэ­стро", что значит большой мастер, признанный специалист в облас­ти музыки.

В Древнем Риме слово "магистр" обозначало важное должност­ное лицо и соответствовало более чем пятидесяти должностям. Так, должность капитана корабля именовалась "магистр-навис", долж­ность военачальника — "магистр всадников". Было в Римском го­сударстве и особое название "магистр-попули", что означало "учи­тель народа" — в смысле диктатор.

В Византии "магистр" — это высший титул служебной знати, ^ который могли носить только самые важные люди в этом госу­дарстве.

В средние века "магистр" — это особое звание, которое носил учитель "семи свободных искусств". Оно было столь почетно, что им награждали глав светских и церковных учреждений, а главы Тевтонского ордена, ордена госпитальеров и ордена тамплиеров имели титул "Великий магистр".

В более позднее время "магистр" — это низшая сравнительно с докторской ученая степень на философских факультетах запад­ноевропейских университетов. В современной англо-американской системе высшего образования степень магистра занимает промежуточное положение между бакалавром и доктором наук. Она присуждается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим академическую степень бакалавра, прошедшим дополни тельный курс и течение 1-2 лет, сдавшим специальные экзамены и •защитившим магистерскую диссертацию.

Перечень и содержание дисциплин для экзаменов, а также требования к объему магистерской диссертации устанавливаются самими университетами и другими высшими учебными заведениями. Как правило, по юридическим и медицинским специальностям степень магистра не присуждается. Вместо нее приня­та степень доктора права и доктора медицины.

В России ученая степень магистра наряду с учеными степе­ни кандидата и доктора наук была «ведена специальным импе­раторским указом в январе 1803 года. Такая степень вводилась на всех университетских факультетах, кроме медицинского. Она присуждалась лицам, окончившим полный университетский курс, выдержавшим особые устные испытания в определенной отрасли науки и публично защитившим диссертацию, одобрен­ную соответствующим факультетом. Лица, получившие эту сте­пень, имели право заведовать кафедрой. Степени Мен негра фар­мации и магистра ветеринарии были высшими в этих отраслях науки.

В 1819 году было разработано и в этом же году утверждено "Положение о производстве в ученые степени", которое устанав­ливало четкий порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. Согласно этому положению, при экзамене на звание магистра и доктора была учреждена публич­ная защита диссертаций и разработана ее процедура. Магистер­скую диссертацию с этого времени разрешалось представлять помимо латыни и на русском языке. Докторской диссертации эта демократическая мера не коснулась.

Университетским уставом в 1884 году ученая степень канди­дата наук была отменена. Это мотивировалось тем, что канди­датская диссертация по сравнению с магистерской и докторской диссертациями не отвечала требованиям серьезного научного ис­следования. С этого времени в России присуждались только две ученые степени — магистра и доктора наук, а сами диссертации на соискание этих степеней стали представляться к защите толь­ко в печатном виде, что исключало необходимость публиковать автореферат диссертации, однако требовалось приложение к ней в виде тезисов объемом не более четырех страниц.

Начиная со второй половины XIX века магистерские диссер­тации (как и докторские) стали печататься в "Ученых записках"

и "Известиях" университетов, а также в журналах по отраслям наук. Процедура защиты таких диссертаций происходила на за­седании совета факультета, в котором разрешалось принимать участие всем желающим, т.е. защита магистерской диссертации происходила всегда публично (для широкой публики печатались даже пригласительные билеты).

Для защиты магистерской диссертации обычно назначались два официальных оппонента, как правило, из числа профессором данного факультета. Оппоненты из других университетов приглашались. Официальными оппонентами могли быть даже не имеющие магистерской степени преподаватели факультета. После выступления оппонентов могли выступать все приглашен­ные на защиту.

В отдельных случаях факультет мог допустить к защите их магистерскую степень и лицо, представившее докторский дип­лом иностранного университета. При особо выдающихся досто­инствах магистерской диссертации факультет мог ходатайствовать о присуждении магистранту (соискателю степени магистре) сразу степени доктора наук.

Магистры наук в России получали право на чин IX класса при поступлении на гражданскую службу, могли быть зачисле­ны на должность экстраординарного профессора университете, могли подавать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане. Магистры получали такие же академические знаки, как и доктора, только серебряные, а не золотые.

Таким образом, степень магистра имела в России весьма вы­сокий научный статус, а сами магистерские диссертации носили характер серьезных научных трудов, многие из которых послу­жили основой целых научных направлений. Так, в 1855 году Н.Г.Чернышевский защитил магистерскую диссертацию. Эстетические отношения искусства к действительности", которая поло­жила начало разработке материалистической эстетики в России,

После революции 1917 года Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие к этому времени в России ученые степени были ликвидированы. Однако в 1934 году ученые степени кандидата и доктора наук были восстановлены. Степени магистра наук не было. Она была восстановлена лишь в 1993 году.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бака­лавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, поскольку она отражает прежде всего образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыке», присущих начинающему научному работнику.

Степень магистра присуждается по окончании обучения, но соответствующей образовательно-профессиональной программе, которая ориентирована на научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Специалист, обладающий магистерской степенью, долаги быть широко эрудирован, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами полу­чения, обработки и фиксации научной информации.

1.2. Магистерская подготовка в системе многоуровневого высшего образования в Российской Федерации

Для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, а также в целях создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики и гуманизации образовательной системы в нашей стране в соот­ветствии с Федеральным законом "U высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другими законами и норма­тивными правовыми актами Российской Федерации введена многоступенчатая система высшего и послевузовского професси­онального образования. Ее концептуальной основой является представление о непрерывности и преемственности процесса об­разования, что открывает новые возможности повышения про­фессионализма в различных областях науки и техники.

"Магистерская подготовка в Российской Федерации реализу­ет одну из основных профессиональных образовательных про­грамм в многоуровневой структуре высшего образования. Подго­товка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность"*.

Такая подготовка открывается по направлениям высшего об­разования, утвержденным постановлением Госкомвуза России № 3 от 07.05.93 в высших учебных заведениях, в которых долж­но быть не менее 70% докторов и кандидатов наук от общего числа научно-педагогических кадров, обеспечивающих учебный процесс, но данному направлению.

Реализация магистерской подготовки в вузе возможна лишь при наличии:

* Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. Постановление Госкомвуза России № 42 от 10 августа 1993 года.

— выпускного курса, на котором студенты обучаются по об­разовательно-профессиональным программам второго уров­ня;

— общих внутривузовских требований к магистерской подготовке по направлениям, соответствующим Положению о магистратуре;

— рабочих учебных планов по магистерским программам;

—^ учебно-лабораторного оборудования (в соответствии с тре­бованиями УМО);

— источников учебной информации, предусмотренных в ка­честве обязательных в рабочих программах учебных дис­циплин магистерских профессиональных образовательных программ;

— источников учебной информации, предусмотренных про­граммами учебных дисциплин рабочего учебного плана по каждой магистерской программе (не менее 1 экз./чел.);

— необходимого количества рабочих мест информационных систем, а также терминалов национальной академической сети. Европейского и международного банков данных*.

Программа магистерской подготовки в вузе состоит из двух примерно одинаковых частей: образовательной и научно-исследо­вательской. Образовательная часть включает как специальные дисциплины, так и математические, естественнонаучные и гума­нитарные дисциплины, ориентированные на углубленное пони­мание профессиональных проблем. Предусмотрено также изуче­ние исторических и философских разделов изучаемой области знаний. Что касается научно-исследовательской части магистер­ской программы, то она менее конкретизирована, а ее конкрет­ное содержание определяется индивидуальным планом работы студента.

В соответствии с Государственным образовательным стандар­том профессионального образования, утвержденным постановле­нием правительства Российской Федерации (№ 940 от 12.08.94), основная образовательная программа подготовки магистра пред­полагает срок обучения не менее шести лет по любому из на­правлений высшего профессионального образования и состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направле­нию и не менее чем двухлетней, ориентированной на научно-ис­следовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность, специализированной подготовки. Таким образом, шестилетняя программа подготовки магистров включает как составную часть четырехлетнюю программу подготовки бакалавров, которая содержит

* О порядке подготовки заключения УМО при введении магистерских профес­сиональных образовательных программ. Письмо Госкомвуза России от 23.09.94 № 10-36-322 ин/12.

необходимый минимум фундаментальных и общепрофес­сиональных дисциплин, создавая тем самым условия для достижения университетского уровня образованности в существующем образовательном направлении.

Разработанные государственные требования к минимуму со­держания и уровню подготовки магистров обеспечивают боль­шую индивидуализацию в обучении, предоставляя возможность вузам определять около 80% содержания двухлетней программы специализированной подготовки.

Правом обучения по программе магистра обладают лица, ус­пешно завершившие обучение по одной из основных образова­тельных программ высшего образования и имеющие диплом о высшем образовании.

В тех случаях, когда в магистратуру поступают лица, имею­щие диплом бакалавра по соответствующему направлению, усло­вия приема и перечень вступительных контрольных испытаний (собеседование, тестирование, экзамены) устанавливает вуз, кото­рому предоставлено право подготовки магистров. Для лиц, не имеющих диплома бакалавра по соответствующему направле­нию, устанавливается обязательный экзамен в объеме требова­ний, предъявляемых Госкомвузом России к образованию бака­лавра по соответствующему направлению магистратуры.

Поступающие в магистратуру представляют следующие до­кументы:

— личное заявление на имя ректора с указанием направле­ния магистратуры и названия магистерской программы (специализации);

— документ об образовании;

— другие документы по перечню, устанавливаемому вузом.

Зачисление для обучения в магистратуре оформляется при­казом ректора с указанием направления магистратуры, специа­лизации и научного руководителя студента.

Обучение в магистратуре ведется как с отрывом, так и без от­рыва от трудовой деятельности. Срок обучения для очной формы обучения составляет 2 года. При обучении без отрыва от трудовой деятельности не допускается сокращение учебного времени, отводимого на освоение соответствующей магистерской программы.

Обучение в магистратуре проводится в соответствии с инди­видуальным планом студента, форма которого приведены ниже*:

Индивидуальный план является основным руководящим до­кументом, который определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения студента в магистратуре и формы его ат­тестации. В нем же формулируется тема диссертации, выполнение

* Предлагаемая форма индивидуального плана зарегистрирована в Министерстве Российской Федерации 16 августа 1993 г. Регистрационный № 329.

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА МАГИСТРАТУРА

Утверждаю_________________

Зав. кафедрой________________

1. Индивидуальный план работы студента____________________________________

(Ф.И.О.)

2. Факультет_____________________________________________________________

3.Кафедра _______________________________________________________________

4. Научный руководитель __________________________________________________

5. Период обучения в магистратуре __________________________________________

6. Наименование профессионально-образовательной программы

(специализации)___________________________________________________________

7. Тема магистерской диссертации___________________________________________

8. Срок представления студентом диссертации________________________________

9. Срок сдачи государственного экзамена по направлению______________________

10. Содержание ОПП ______________________________________________________

№№ п/п


Наименование дисциплин, практик


Кол-во аудит. часов


Формы аттестации


Планир. срок аттест.


Отметки рук. о выполнении ат. (оценки, даты)



1.

2.

3.

4.

5.

Подпись студента Подпись научного руководителя

которой осуществляется по отдельному, так называемому рабочему плану.

Обучение в магистратуре ведется под руководством на­учного руководителя, который должен иметь степень и (или) ученое звание и работать в данном вузе. В случае выполне­нии магистерских программ на стыке научных направлений допускается назначение, помимо научного руководителя, одного или двух научных консультантов.

Один научный руководитель может руководить не более чем их пятью студентами-магистрантами.

Общее руководство научным содержанием и образователь­ной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук. Один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более чем двумя магистерскими программами. По решению ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осущест­вляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-педагогических кадров, имеющими право на руководство аспирантами. Руководители магистерских программ должны иметь аспирантов, защитившихся за послед­ние пять лет, а также вести научные исследования по тематике магистерских программ.

Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана в нем предусматривается текущая аттестация по всем дис­циплинам обучения. Общее число экзаменов за это время долж­но быть не менее шести.

Итоговая государственная аттестация проводится в маги­стратуре в завершающем семестре и осуществляется государст­венными аттестационными комиссиями, организуемыми в выс­ших учебных заведениях по каждой основной профессиональной образовательной программе. Она предусматривает сдачу выпуск­ных экзаменов и публичную защиту на заседании Государствен­ной аттестационной комиссии выпускной работы — магистер­ской диссертации, которая является самостоятельным научным исследованием, имеющим внутреннее единство и отражающим ход и результаты разработки выбранной темы.

Лицам, полностью выполнившим индивидуальный план по профессиональной образовательной программе магистра в вузах, имеющих свидетельство о соответствующей государственной акк­редитации и право осуществлять магистерскую подготовку, при­суждается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца, форма тако­го диплома показана ниже.
* Подробнее об этом см. главу "Составление рабочих планов" настоящего посо­бия.



Выпускнику магистратуры выдается также приложение к диплому — выписка из зачетной ведомости с указанием темы ма­гистерской диссертации.

Дальнейшее становление магистра как ученого предполагает его обучение в аспирантуре и подготовку кандидатской диссерта­ции. Студентам, обучающимся по магистерской программе, может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума*. В этой связи в высшем учебном заведении, осуществляющем подготовку магистров, "должны существовать условия для продолжения их об­разования в аспирантуре, т.е. более 50% магистерских программ

* Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровне­вого высшего образования Российской Федерации. Постановление Госкомвуза России № 42 от 10 августа 1993 года.

должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры"*.

1.3. Магистерская диссертация как вид научного произведения

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема — быть актуаль­ной.

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы со­держащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их но­визна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация обладает всеми признаками, кото­рые присущи диссертационным работам вообще, независимо от того, на какую ученую степень претендуют их авторы. Поэтому, характеризуя диссертацию, имеет смысл рассмотреть видообразующие признаки, позволяющие выделить диссертационную ра­боту в особый вид научного произведения.

Диссертация как научное произведение весьма специфична. Прежде всего, ее отличает от других научных произведений то, что она в системе науки выполняет квалификационную функ­цию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения на­учной степени. В этой связи основная задача ее автора — проде­монстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные науч­ные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а "путем сознательного убеждения в их ис­тинности на основе общезначимости для научного сообщества норм и критериев"**.

* О порядке подготовки заключения УМО при введении магистерских профес­сиональных образовательных программ. Письмо Госкомвуза России от 23.09.94 N» Ю-36-322ИН/12.

** Шнырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984. С.135.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность исполь­зования которых всесторонне обосновывается в каждом конкрет­ном случае их использования.

Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уни­кальность и неповторимость приводимых сведений. Основой со­держания является здесь принципиально новый материал, вклю­чающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

Содержание диссертации в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследова­ния, так и весь его ход и полученные при этом результаты. При­чем здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации их бытования, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.

Хотя диссертация, как любой научный труд, должна исклю­чать субъективный подход к изучаемым научным фактам, она все же не может исключать и субъективных моментов, привно­симых творческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и лич­ный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленные общественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.

Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную по­лемику, являясь по сути дела одним из участников заочной науч­ной дискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализиру­ются и доказательно критикуются противоречащие ей точки зре­ния. Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного познания, как критичность по отношению к су­ществующим взглядам и представлениям, а это значит, что содер­жание диссертации характеризует такая его особенность, как нали­чие в нем дискуссионного и полемического материала.

Специфичны не только содержание диссертации, но и форма его изложения, которое характеризуется, особенно в математи­ческих науках, высокой степенью абстрагирования, а в естествен­ных и технических науках — активным применением математи­ческого аппарата, средств логического мышления, компьютер­ных методик и математической статистики.

Для изложения материала диссертации характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных. Ориен­тируясь на читателей с очень высокой профессиональной подго­товкой, ее автор включает в свой текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (таблицы, формулы, символы,

диаграммы, схемы, графики и т.п.), то есть все то, что составляет "язык науки", который понятен только специалистам.

В диссертации, ее автору не принято давать оценку излагае­мого материала. Нормы научной коммуникации строго регла­ментируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертации стараются прибегать к языковым кон­струкциям, исключающим употребление личного местоимения "я". Сейчас стало неписаным правилом, когда автор диссертации выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет местоимение "мы", что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или науч­ного направления. И это вполне оправдано, поскольку современ­ную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению про­блем. Местоимение "мы" и его производные как нельзя лучше передают и оттеняют эти тенденции современного научного творчества.

Таковы основные типологические характеристики диссерта­ции вообще и магистерской диссертации в частности. Исходя из того/ что магистерская подготовка — это по сути лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической де­ятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последую­щей подготовке кандидатской диссертации, магистерская диссер­тация, выполненная в системе современной российской высшей школы, все же не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова, поскольку степень магистра — это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свиде­тельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кан­дидата и доктора наук, представляющих серьезные научно-иссле­довательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе ко­торых лежит моделирование уже известных решений. Ее науч­ный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Вы­полнение такой работы должно не столько решать научные пpoблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор на­учился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессио­нальные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

По сравнению с кандидатской и докторской диссертациями, у магистерской диссертации имеются существенные различия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Если основные ре­зультаты,

полученные в итоге выполнения кандидатской и док­торской диссертаций, должны быть опубликованы в научных из­даниях, то применительно к магистерской диссертации это тре­бование не является обязательным.

При представлении к защите кандидатской и докторской диссертаций обязательно должен быть напечатан (на правах ру­кописи) автореферат. При представлении к защите магистерской диссертации автореферат не требуется.

Соискатель степени кандидата и доктора наук представляет в специализированный совет перечень документов по строго ус­тановленному перечню. Соискатель степени магистра ограничи­вается представлением в Государственную аттестационную ко­миссию только самой диссертационной работы (вместе с отзывом своего научного руководителя) и справки о выполнении индиви­дуального плана по профессиональной образовательной програм­ме магистра.

Существенно упрощена и сама процедура публичной защиты магистерской диссертации, не требующей назначения официаль­ных оппонентов. Такая диссертация подлежит лишь обязатель­ному рецензированию,

Таковы основные отличия магистерской диссертации от кан­дидатской и докторской. Но хотя эти различия и весьма сущест­венны, общие принципы их подготовки одинаковы. Поэтому представляется целесообразным начать изложение методики под­готовки магистерской диссертации с общей методологии научно­го творчества.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconМетодика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению
...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы стр. 4
Методика написания, правила оформления и порядок защиты курсовых, контрольных работ, рефератов
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconКак форма самостоятельной
Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту в процессе...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Методические указания. Выпускная квалификационная работа. Порядок написания, оформления и защиты
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Методические указания. Выпускная квалификационная работа. Порядок написания, оформления и защиты
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Методические указания. Выпускная квалификационная работа. Порядок написания, оформления и защиты
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconО. Ф. Чупрова исследовательские работы студентов
Чупрова, О. Ф. Исследовательские работы студентов: методика написания, правила оформления реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconМетодика обучения написания сжатого изложения
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению дипломных и...
«Зарубежная филология». Указания содержат требования к дипломному проекту, образцы оформления дипломного проекта и его отдельных...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconУчебное пособие для студентов заочной формы обучения направления...
В учебном пособии дана структура выпускной квалификационной работы по направлению 260100. 62 «Технология продуктов питания», даны...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconТехнологическая карта дисциплины 7
«Зарубежная филология». Указания содержат требования к дипломному проекту, образцы оформления дипломного проекта и его отдельных...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconПрограмма элективного курса
«Зарубежная филология». Указания содержат требования к дипломному проекту, образцы оформления дипломного проекта и его отдельных...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconО. Ю. Семенова дипломная работа: порядок выполнения и оформления
Указания включают порядок выполнения и защиты дипломных работ, а также подробные разъяснения по содержанию выпускной квалификационной...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconСтилистика и литературное редактирование план лекционных занятий
«Зарубежная филология». Указания содержат требования к дипломному проекту, образцы оформления дипломного проекта и его отдельных...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное
«Зарубежная филология». Указания содержат требования к дипломному проекту, образцы оформления дипломного проекта и его отдельных...
Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов iconПравила научного цитирования Основы научного цитирования : метод...
Основы научного цитирования : метод пособие для студентов и магистрантов, обучающихся по спец. 1-23 01 04 "Психология" / Т. О. Кулинкович....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск