Технологическая карта дисциплины 7 Кафедра: социальной работы
Дисциплина: русский язык и культура речи
Количество кредитов (по учебному плану): 2,5
Статус дисциплины (по учебному плану): обязательная
Семестр: 2
Лекции: 24 часа
Практические занятия: 22 часа
Самостоятельная работа: 44 часа Преподаватель: Петрова Татьяна Викторовна, к.ф.н., доцент кафедры русского языка УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Обязательные:
1. Посещение лекций.
2. Подготовка к занятиям, выполнение домашних заданий.
3. Активная работа на занятиях.
4. Прохождение семестрового теста или итоговой письменной работы.
5. Выполнение письменных и контрольных работ по темам.
6. Выполнение творческих работ (сочинений по теме, эссе и т.п.)
7. Конспектирование и аннотирование научных работ
8. Составление картотек
7. Итоговая аттестация: зачет.
Вспомогательные:
8. Выполнение творческих работ
9. Подбор материалов по темам курса, участие в опросах, анкетированиях и т. д. БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ
Форма контроля
| Минимальное для аттестации количество баллов
| Максимальное для аттестации количество баллов
| 1. Посещение занятий
2. Тестирование студентов
3. Срезовые письменные работы
4. Текущие и контрольные диктанты
5. Конспектирование и проверка конспектов научных работ
6. Аннотирование научных работ, проверка карточек-аннотаций
7. Картотеки терминов (со своими пояснениями и примерами)
8. Картотеки словарно-справочной литературы.
9. Творческие задания
10. Привлечение ресурсов Интернет для подготовки
11. Зачетная письменная работа по теме
| 50 баллов
(набирается студентом при выполнении 1, 2, 3, 4, 5, 6 пунктов Условий накопления баллов
| 100 баллов
|
ОПИСАНИЕ КУРСА Цель:
- обеспечить знание русского языка специально в практическом использовании устной и письменной речи, необходимом в профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
- познакомить студентов с основами теоретических знаний о речи;
- дать понятие об общении (речевой деятельности, коммуникативном акте) и его роли в жизни человека; об участниках и компонентах общения, о способах убеждения и аргументации;
- научить строить различные по композиции речевые произведения;
- помочь овладеть изобразительно-выразительными ресурсами языка;
- изучить основные типы языковых норм и речевых неправильностей;
- научить анализировать свою и чужую речь;
Требования:
- правильно формулировать тезисы и отбирать материал с учетом особенностей темы;
- доказывать тезисы различными способами;
- подбирать и оценивать аргументы;
- применять приемы привлечения внимания аудитории;
- пользоваться планом;
- создавать тексты различных речевых типов и жанров;
- использовать различные языковые средства в зависимости от ситуации общения, цели и стиля высказывания;
- работать над речевыми неправильностями;
- редактировать свои и чужие тексты;
- работать со словарно-справочной литературой; Учебно-методическая карта:
№
недели
| Наименование темы
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
содержание
| СРСчасы
| Формы контроля
| Мин
кол балл
| Макс
кол
балл
|
| Обязательные виды учебной деятельности
|
|
|
|
| 1
| 1
Редактирование текста
| ЛК 1. Редактирование и саморедактирование
Виды правки.
3, 4, 6, 22
|
| СРС 1. Редактирование и саморедактирование. Виды правки.
Приемы исправления текста.
3, 4, 6, 22
*Составление картотеки терминов со своими примерами (на протяжении курса)
| 2
|
| 2
| 2
| 1
| Лексикография
| ЛК 2.
(с элементами ПЗ)
Работа со словарно-справочной литературой.
Словарная работа: диктант с дополн. заданием.
|
| СРС 2.
Работа со словарями
(орфография и лексическое значение).
*Составление и пополнение
картотеки научной и справочной литературы по курсу (на протяжении курса)
| 2
| Проверка /взаимопроверка диктанта.
Работа над ошибками.
| 2
| 4
| 1
| Современный русский литературный язык
| ЛК 3.
ЛЯ, его устная и письм разн-ти. Языковая норма, ее роль в становлении и функц-и ЛЯ.
|
| СРС 3
Языковая норма, ее роль в становлении и функц-и ЛЯ. Устная и письм разн-ти ЛЯ (сопост табл).
| 2
|
| 2
| 2
| 1
| Стили СРЛЯ
| ЛК 4
Функц-е стили СРЛЯ. Взаимодействие ФС.
27
|
| СРС 4
Функц-е стили СРЛЯ. Взаимодействие ФС.
27
Письменная работа по стилям
| 2
| Проверка письменной работы
| 2 8
| 5 13
| 2
| Научный стиль.
| ЛК 5
НС. Специфика использ-я эл-в разл-х яз-х уровней в научной речи. Композиция и оформление научной работы
12, 18, 27
|
| СРС 5
НС. Специфика использ-я эл-в разл-х яз-х уровней в научной речи. Композиция и оформление научной работы
12, 18, 27
Написание конспектов /
составление аннотаций
| 2
| Проверка / взаимопроверка письм-х работ
| 2
| 2
| 2
| Официально-деловой стиль.
| ЛК 6
ОД стиль, сфера функционир-я, жанровое разнообразие. Правила оформления документов.
12, 18, 27
|
| СРС 6
ОД стиль, сфера функционир-я, жанровое разнообразие. Правила оформления документов.
(Резюме, заявление, доверенность
автобиография, объяснительная
записка)
12, 18, 27
| 2
| Проверка письменных работ
| 5
| 5
| 2
| Публицистический стиль. Подготовка речи и аргументация
| ЛК 7
Жанровая дифференциация и отбор яз-х средств в ПС. Особ-ти устной публичной речи
Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск м-ла, композиция (начало, развертывание и завершение) речи.
12, 18, 27, 20, 21
|
| СРС 7
Жанровая дифференциация и отбор яз-х средств в ПС. Особ-ти устной публичной речи
Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск м-ла, композиция (начало, развертывание и завершение) речи.
12, 18, 27, 20, 21
Написать речь-описание на тему «Я – оратор” или речь-рассуждение на тему “Какой из меня оратор?”
| 2
| Проверка письменных работ
| 3
| 4
| 2
| Оратор и аудитория.
| ЛК 8
Оратор и его аудитория.
20, 21
|
| СРС 8
Оратор и его аудитория.
20, 21
Охарактеризовать свою группу как аудиторию
(устно или письменно)
| 2
| Проверка письм-х работ или диспут
| 3 21
| 4 28
| 3
| Элокуция
| ЛК 9
Словесное оформление публичного выступления.
Тропы и фигуры
15, 20, 27, 33
|
| СРС 9
Словесное оформление публичного выступления.
Тропы и фигуры
15, 20, 27, 33
*Составление словаря
риторических приемов со своими примерами
(к ПЗ № 4).
| 2
| Проверка словаря
| 2
| 2
| 3
| Разговорная речь
| ЛК 10
РР в системе функц-х разн-тей СРЛЯ. Условия функц-ния РР, роль внеязыковых факторов.
12, 18, 27
|
| СРС 10
РР в системе функц-х разн-тей СРЛЯ. Условия функц-ния РР, роль внеязыковых факторов.
12, 18, 27
| 2
|
| 2
| 2
| 3
| Речевой этикет
Или невербальные средства общения
| ЛК 11
Речевой этикет, его ситуации. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Обращение в рус. речевом этикете. Невербалика
|
| СРС 11
Конспектирование темы по выбору преподавателя
| 2
|
| 2
| 2
| 3
| Культура речи. Осн-е направл-я совершенствования навыков грамотного письма и говорения
| ЛК 12
Комм кач-ва речи.
Ясность, точность, логичность и пр.
Нормативность; типы норм
27
|
| СРС 12
Комм кач-ва речи.
Ясность, точность, логичность и пр.
Нормативность; типы норм
27
| 2
|
| 1 28
| 1 35
| 4
| Культура речи.
|
| ПЗ 1
Ясность как комм кач-во речи. Нарушения ясности речи.
22
| СРС 13
Ясность как комм кач-во речи. Нарушения ясности речи.
22
Упражнения
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
| 2 22
| 5 55
| 4
| Культура речи.
|
| ПЗ 2
Точность речи и фактические ошибки
22
| СРС 14
Точность речи и фактические ошибки
22
Упражнения
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
| 2
| 5
| 4
| Культура речи.
|
| ПЗ 3
Логичность речи. Алогизмы.
22
| СРС 15
Логичность речи. Алогизмы.
22
Упражнения
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
| 2
| 5
| 4
| Культура речи.
|
| ПЗ 4
Выразительность речи. Тропы и фигуры.
| СРС 16
Выразительность речи. Тропы и фигуры.
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
Проверка Словаря риторических приемов
| 2 36
| 5 55
| 5
| Культура речи
|
| ПЗ 5
Акцентологические и произносительные нормы и ошибки.
27
| СРС 17
Акцентологические и произносительные нормы и ошибки.
27
Упражнения
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
| 2
| 5
| 5
| Культура речи
|
| ПЗ 6
Лексические нормы и речевые ошибки
12, 27, 34
| СРС 18
Лексические нормы и речевые ошибки
12, 27, 34
Упражнения
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
| 2
| 5
| 5
| Культура речи
|
| ПЗ 7
Грамм-е нормы и нарушения морфологической системы.
12, 27
| СРС 19
Грамм-е нормы и нарушения морфологической системы.
12, 27
Упражнения
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
| 2
| 5
| 5
| Культура речи
|
| ПЗ 8
Грамм-е нормы и ошибки в синтаксических конструкциях.
12, 27
| СРС 20
Грамм-е нормы и ошибки в синтаксических конструкциях.
12, 27
Упражнения
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
| 2 44
| 5 75
| 6
| Культура речи
|
| ПЗ 9
Стилистические нормы и их нарушение.
12, 27, 31
| СРС 21
Стилистические нормы и их нарушение.
12, 27, 31
Упражнения
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
| 2
| 5
| 6
| Культура речи
|
| ПЗ 10
Богатство и разнообразие речи
| СРС 22
Богатство и разнообразие речи
Упражнения
| 2
| Анализ текстов.
Опрос.
Выборочная проверка.
| 2
| 5
| 6
| Культура речи
|
| ПЗ 11
Редактирование текста / семестровый тест
| Подготовка к зачетной работе
|
| Письменная зачетная работа.
Проверка письм работы.
Проверка картотеки литературы и картотеки терминов.
| 2 50
| 5 90
|
|
|
|
|
|
|
| 50
| 90
|
| Дополнительные виды учебной деятельности
|
|
|
|
| 1
|
|
|
| Внеауд. задания творческого х-ра
(до двух заданий)
|
| Проверка письменных работ
| 3
| 3
| 3
|
|
|
| Подбор текстов по темам курса
(запись фрагментов разг речи, запись примеров обращений, участие в опросах и т.п. – до трех заданий)
|
| Проверка собранных материалов
| 2
| 2
|
| Итого
|
|
|
|
|
| 50
| 100
|
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 50 баллов (удовлетворительно)
Дополнительные требования: студентам, которые отсутствовали на занятиях по уважительным причинам, необходимо выполнить программу по индивидуальному плану.
Минимум:
Сдача конспектов по темам №№ 3, 10, 11, 12 (2 балла)
Сдача письменных работ по темам ЛК №№ 1, 5, 9 (2 балла), 2 (от 2х до 4х баллов), 4 (от 2 до 5 баллов), 7, 8 (от 3 до 4 баллов) ; 6 (4 баллов),
Сдача домашних заданий к ПЗ №№ 1 – 10 (от 2х до 5 баллов каждое, в зависимости от выполнения)
Написание контрольного семестрового тестирования или письменной зачетной работы (от 2х до 5 баллов, в зависимости от выполнения)
Возможно выполнение дополнительных видов учебной деятельности – до 10 баллов.
Мин: 8 + 20 + 20 + 2 = 50 ; макс: 8 + 27 + 50 + 5 = 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов н/Дону, 1995.
Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы./Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов н/Д., 2001.
Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. –Ростов н/Д., 2001. –352 с.
Галь Н. Слово живое и мертвое: Из опыта переводчика и редактора. – М., 1987.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. – М., 2004.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1980.
Горбачевич К.С. Изменение норм современного русского литературного языка. – М., 1974.
Горбачевич К.С. Вариативность слова и языковая норма. – М., 1978.
Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога. – М., 2003.
Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. – М, 1996.
Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1978.
Ильяш М.И. Основы культуры речи. - Киев-Одесса, 1984.
Ицкович В.А. Очерки синтаксической нормы. – М., 1982.
Клюев Е.В. Риторика. – М., 1999.
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.
Культура русской речи. Учебник для вузов. / Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. – М., 2000.
Литературная норма и просторечие. – М., 1997.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. – Ростов н/Д., 1997.
Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.
Основы культуры речи. // Хрестоматия. Сост. Л.И.Скворцов. – М., 1999.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики . – М., 1996.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов. / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. – М.; С.-Пб., 2002.
Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1995 (и другие издания).
Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – М.; Л., 1966.
Формановская Н.И. Вы сказали: “Здравствуйте!” (Речевой этикет в нашем общении). Изд.3е. – М., 1989.
Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов. – Ростов-на-Дону, 1999
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.
ФИО преподавателя: Петрова Т.В. Утверждено на заседании кафедры Зав. Кафедрой
|