Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году





НазваниеДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году
страница1/12
Дата публикации17.12.2014
Размер1.82 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006 году
Дорогие земляки!

В шестой раз не без волнения я представляю доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области. Мне важно и то, что лично Губернатор области подчеркивает абзацы в этом докладе, и что жители из Гари и Таборов, Екатеринбурга и Нижнего Тагила, Режа и Камышлова потом пишут в своих размышлениях по поводу опубликованного в «Областной газете» ежегодного доклада.

Очень переживаю за обсуждение депутатами Палат Законодательного Собрания и членами Правительства области каких-то особых страниц в докладе. Всегда с готовностью прихожу на коллегию Прокуратуры Свердловской области и совещание судей. Жду ответов из министерств и ведомств, приглашений для обсуждения доклада в ГУФСИН и службу судебных приставов. Надеюсь на принятие решений по докладу руководством ГУВД, миграционной службы и многих-многих других служб, от которых порой зависит судьба человека.

Институтом доверия к власти считаю должность Уполномоченного по правам человека, на которую была избрана в июне 2006 года во второй раз. А потому прошу руководителей не обижаться на критику, оценку ситуации. Она сделана в результате анализа огромной почты, поездок в территории, приема населения.

При всех достижениях по национальным проектам один невыписанный рецепт онкологическому больному может сказаться на настроении нескольких человек. И об этом надо помнить всем, кто руководит нашими службами от имени государства. Не в угоду руководителям своих служб, а во имя человека должны мы работать во власти. Только тогда можно быть уверенным в том, что работаешь профессионально. Ведь оценка труда населением, добрая, приятная, она и самому высокому руководителю во сто крат дороже любых цифр и строчек в отчетах.

Нынешний доклад написан в особой атмосфере – 15-летия распада СССР, ностальгии по-прошлому, которая вдруг появилась у многих россиян. Что происходит с нами, живущими в новом обществе, новой стране?.. Ответом на этот вопрос хотелось бы видеть перемены к лучшему.

А пока немного статистики об итогах 2006 года. В адрес Уполномоченного по правам человека Свердловской области поступило 4867 письменных заявлений и обращений жителей области о нарушении их прав и свобод, почти на 850 больше, чем в 2005 году.

В течение года Уполномоченным по правам человека и работниками его аппарата было принято 8279 граждан по вопросам защиты их прав. Лично Уполномоченным принят 1988 человек, что на 47 больше, чем в 2005 году.

Состоялось 29 выездных приема Уполномоченного по правам человека в городские округа, муниципальные образования и сельские поселения с посещением социальных объектов, воинских частей, органов внутренних дел, учреждений исполнения наказаний. Приемы граждан, встречи с жителями области по вопросам защиты их прав дали объективную картину правового поля Свердловской области, которая существенно дополнена 17 совместными выездами специалистов аппарата Уполномоченного по правам человека с юристами Союза правозащитных организаций. В тридцати населенных пунктах изучалась правовая ситуация, населению оказывалась безвозмездная юридическая помощь.
ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ

В последние годы село Герасимовка, что под Тавдой, снова не раз всплывало в памяти разных средств информации. Развенчание пионера Павлика Морозова должно было развенчать и миф о героических детях тоталитарного прошлого. Посещение Герасимовки прошлым летом не могло не задеть за живое. Читая страницы уголовного дела по убийству Павлика, знакомясь с причинами трагедии, нельзя остаться равнодушным.

Беда пришла вместе с опустевшими амбарами. На нужды страны выгребались последние зерна. А кто посмел спрятать хлеб, разоблачались своими же земляками. Затем суд, который в качестве свидетелей спокойно привлекал родных детей обвиняемых. Жутко, тяжело читать страницы прошлого. И если есть смысл их вспоминать, то ради того, чтобы этого не повторилось никогда, нигде. За это заплачено слишком дорого.

В прошедшем году как никогда, проявилась ностальгия по советскому прошлому. Причиной – наши добрые сердца, которые прощают все. Мы забыли тяжелые страницы нашей истории, мы помним только светлые.

Но люди называют еще одну причину ностальгии по светлому прошлому: «А чем же сегодня Герасимовка счастливее?»

Сильные люди пришли сюда из Белоруссии в начале ХХ века, чтобы на этих землях начать достойную жизнь. И несколько раз вставшую на ноги крепкую Герасимовку била великая мощь государства. Времена Павлика Морозова были временами первых тяжелых потерь. Население резко сократилось. Потом была война, с которой жителей вернулось наполовину меньше, чем ушло.

Переход страны к цивилизованной демократии село встретило без восторга. Ни одна реформа не приносила крестьянам счастья. Но жили, работали. Пока новая продразверстка не ударила по селу. В результате невыплаченных государству налогов сельскохозяйственное предприятие было объявлено банкротом. Жестко обходились с людьми. Распродавая добро по мелочам, не рассчитываясь даже с заработанными трудом долгами перед работниками, вели конкурсное производство. Сельчане не видели в глаза того, кто торгует нажитым добром – конкурсного управляющего. Глава поселка и в Арбитражный суд обращался, и в разные инстанции, не понимая, что происходит. Единственное, что изменилось, – поменялся конкурсный управляющий. Но дороги в Герасимовку он тоже не знает.

В сельском клубе висят портреты земляков, которые честно служат в армии. Побольше, чем в столицах, солдат на душу населения дает это село. Но долги по налогам не позволили оставить сельчан в покое. Предприятие порушили. Крестьянам долгов не отдали. Государство налогов тоже не получило.

Несколько последних лет идет целенаправленное разрушение сельскохозяйственных предприятий. Никто не может остановить это явление. Все идет по закону. Но жизнь в Герасимовке снова напоминает сельчанам те тридцатые, когда было утрачено самое главное – уверенность в завтрашнем дне.

История коллективизации страны была наполнена драматизмом. Но ведь тем же путем идем и мы, теперь уже по пути деколлективизации. Рушатся села, судьбы, утрачивается нравственная составляющая, характерная для сельских жителей.

Пока мы не остановим этот процесс разрушения современного села, мы не можем говорить о равных правах и равных возможностях. Мы пережили кризисные девяностые, которые стали шоком после застойно-спокойных последних лет страны, только с одной целью – чтобы каждый человек мог распоряжаться своей судьбой на равных с другими. Но этого не случилось. Расслоение по географическому признаку продолжается. Столицы богатеют, провинция беднеет. Богатые становятся богаче, бедным преодолеть свою бедность труднее.

Потому люди вспоминают по-доброму прошлое, в котором много трагизма. Неужели мы забудем историю Павлика и его семьи? Более того, неужели позволим, чтобы каток истории снова прошелся по этим семьям? В Герасимовке снова идет распродажа добра, нажитого десятилетиями. Герасимовка в стадии банкротства. Нас ничему не научила история.

В советские времена сравнение делалось с 1913 годом. Рассказы шли в рубриках: «Прежде и теперь». Сегодня мы, сравнивая свое «теперь» с «прошлым», по-разному к нему относимся. То клеймим свое «прежде», то хвалим. Общепризнано, что прав человека советское государство не придерживалось, а сегодня мы стремимся к их соблюдению. Что изменилось за 16 лет строительства нового государства – Российской Федерации – в сфере прав человека? Об этом хочется поразмышлять в настоящем докладе в те дни, когда страна поет старые песни о главном, отмечает 100-летие Л.И. Брежнева, цитирует политиков из социалистического прошлого.

Сравниваю не достижения. Сравниваю проблемы, поскольку это стезя Уполномоченного. В сфере образования прорыв: Интернет пришел в дальние школы области, а идти в эти школы некоторым детям не в чем. Жалобы из столицы области поражали своим выросшим уровнем: в некоторые школы для поступления в первый класс требовалось сдать тесты не на русском, а уже на англий-ском. Казалось бы, до чего дошло наше образование, надо просто навести порядок, но зато какое образованное население растет. И тут же через несколько минут читаю ответ из ГУФСИН по Свердловской области: «Свыше 700 человек, почти все в возрасте до 30 лет, не имеют начального образования, не пишут, не знают таблицы умножения».

Как же оценить образование, если в одном и том же почтовом ящике уместились середина XXI века и начало XX века.
ГОСУДАРСТВО ПОКА В ДОЛГУ

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Реализация данного конституционного принципа – основная конституционная обязанность государства, подразумевающая в качестве приоритетных направлений государственной политики гарантирование гражданам приемлемого уровня жизни, обеспечение работой, медицинской помощью, жильем и образованием.

Несмотря на бесспорные позитивные изменения в экономике, анализ обращений граждан, поступающих к Уполномоченному, свидетельствует о том, что этот конституционный идеал пока не реализован на практике, процессы, связанные с преодолением «избыточного» государственного патернализма в социальной сфере, освобождением государства от роли всеобщего опекуна воспринимаются гражданами как ущемление их социальных прав.

Очевидно, что несмотря на конституционное закрепление обязанности государства обеспечить реализацию экономических и социальных прав, такая реализация возможна лишь в меру экономических возможностей государства. Тем не менее, полностью согласна с мнением, высказанным председателем Конституционного суда РФ В.Д. Зорькиным: принцип «социального государства» можно и нужно обеспечивать правовым путем, в том числе и с помощью законодательных ограничений на проведение таких социально-экономических реформ, которые нарушают конституционные права и свободы граждан.

Всем памятна социальная напряженность, вызванная законом о так называемой монетизации льгот, вошедшей в историю как пример непродуманного, поверхностного подхода к проблеме социальных прав.

Монетизация льгот коснулась наиболее социально незащищенных слоев населения, и ее негативные последствия – искусственное разделение льготников на региональных и федеральных, перебои с лекарственным обеспечением, отсутствие критериев определения размера денежных выплат и целый ряд других ощущаются до сих пор.

Объективности ради надо сказать, что Свердловская область оказалась в числе тех немногочисленных субъектов Российской Федерации, где реформа социальной сферы прошла достаточно безболезненно, по крайней мере для тех, кого отнесли к так называемым региональным льготникам, поскольку система натуральных льгот в области была сохранена. Тем не менее, жалобы на отказ в предоставлении мер социальной поддержки, на игнорирование социальных обязательств, взятых на себя ранее государством, продолжают занимать заметное место в почте Уполномоченного.

В феврале к Уполномоченному обратилась жительница г. Екатеринбурга, ветеран труда, инвалид 2 группы К. с жалобой на отказ в предоставлении ей меры социальной поддержки, установленной Законом Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», в виде освобождения от 50 процентов платы за коммунальные услуги (обращение № 06-13/561). Со слов К., по этому вопросу она письменно обращалась в ЕМУП «Единый расчетный центр» («ЕРЦ»), однако ответа так и не дождалась. После вмешательства Уполномоченного права К. на получение указанной меры социальной поддержки были восстановлены. Одновременно прокуратурой Чкаловского района, проверившей данный факт по просьбе Уполномоченного, директору ЕМУП «ЕРЦ» объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства.

По-прежнему вызывает много вопросов правоприменительная практика в части предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим двойной или более статус. Доходило до абсурдных ситуаций, когда сельским педагогам, имеющим право на бесплатное освещение с отоплением, отказывали в предоставлении этой меры социальной поддержки после признания их инвалидами, мотивируя это тем, что инвалиды являются «федеральными льготниками» и права на бесплатное освещение с отоплением не имеют (обращение гражданки Г. № 06-13/1058).

Жалобы аналогичного рода поступали в течение 2006 года и от граждан, являющихся одновременно ветеранами труда и инвалидами. Первые, как известно, областным законодательством наделены правом на 50-процентную скидку по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, вторым, если они проживают в приватизированной квартире, такого права федеральное законодательство не предоставило. Вот строки из письма гражданки Л., проживающей в г. Карпинске: «У меня приватизирована квартира, мне предоставляли льготы как ветерану труда. В настоящее время меня перевели в федеральные льготники, где мне за содержание жилья вообще нет льгот. Я плачу за квартиру 1600 рублей… Помогите, как правильно платить…».

К одному из обращений приложен ответ уважаемого надзорного ведомства: «Согласно законодательства льготой можно воспользоваться только по одному основанию (как инвалид по общему заболеванию, ветеран труда и т.д.)»

Такое толкование закона, весьма распространенное, представляется не соответствующим законодательству, ограничивающим права получателей мер социальной поддержки.

Каких-либо положений, исключающих одновременное получение разных форм социальной поддержки по нескольким основаниям, в законодательстве Российской Федерации не содержится.

Надеюсь, что благодаря четкой правовой позиции президиума Свердловского областного суда, выраженной в обстоятельном Постановлении от 23 августа 2006 (дело № 44-Г-144/2006), в споре о порядке предоставления мер социальной поддержки лицам, имеющим двойной статус, будет поставлена точка. Как указал президиум, вывод о том, что гражданин может выбирать категорию льготников и получать соответствующие льготы либо только как ветеран, либо только как инвалид, основаны на неправильном толковании действующего социального законодательства, не предусматривающего подобных ограничений в случае, если виды предоставляемых мер социальной защиты (социальной поддержки) и их объем не совпадают. Федеральными законами не ограничено право выбора граждан на предоставление мер социальной поддержки на федеральном и региональном уровне, если гражданин имеет одновременно два статуса, позволяющих ему реализовать свои права как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Во избежание конфликтных ситуаций призываю правоприменительные органы при разрешении спорных моментов при определении объема мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на их получение по нескольким основаниям, исходить из изложенной позиции.

В условиях, когда размер пенсий остается низким, объяснимо стремление граждан, достигших пенсионного возраста, признать за ними право на присвоение определенного звания (ветерана труда, труженика тыла и пр.), дающего возможность получения дополнительных мер социальной поддержки.

Несмотря на длительность существования в стране института льготников, спорные вопросы, касающиеся оснований отнесения граждан к той или иной категории, продолжают оставаться.

В апреле к Уполномоченному обратилась жительница г. Алапаевска Т., с просьбой о помощи в решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» (обращение № 06-13/1117). Как следовало из письма, в мае 2005 года Т. обращалась в Управление социальной защиты населения по г. Алапаевску и Алапаевскому району с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», поскольку в присвоении звания ей было отказано.

Вместе с тем, поскольку материалы, собранные в ходе проверки жалобы Т. свидетельствовали о том, что законных оснований для отказа в присвоении ей указанного звания не имеется, а отказ в присвоении звания нарушает право Т. на получение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, Уполномоченный направил в адрес руководителя названного ведомства свое мотивированное решение, рекомендовав еще раз рассмотреть заявление Т. о присвоении звания «Ветеран труда» в сроки, установленные Указом Губернатора Свердловской области от 1 апреля 2005 года № 198-УГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области».

В письме от 04.05.2006 г. УСЗН по г. Алапаевску и Алапаевскому району сообщило, что Т. включена в список лиц, претендующих на выдачу удостоверений «Ветеран труда».

Не хотелось бы, чтобы данный случай был воспринят как пример бюрократического отношения к ветеранам, тем более что работников названного Управления отличает действительно добросовестное отношение к своим обязанностям. Беда в том, что изначально законодательством о ветеранах не были определены четкие критерии отнесения граждан к категории ветеранов труда. Согласно законодательству, одним из условий присвоение звания является награждение претендента ведомственным знаком отличия в труде. Между тем понятие «ведомственный знак отличия в труде» в законодательном порядке не определено.

О том, что проблема актуальна не только для Свердловской области, свидетельствует и то, что в настоящее время в Государственную Думу РФ внесено несколько законопроектов по данному вопросу. Одним из них предлагается уточнить норму Федерального закона и конкретизировать полномочия субъектов Российской Федерации по самостоятельному установлению перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Другими альтернативными законопроектами предлагается установить, что перечень ведомственных знаков отличия в труде определяется Правительством Российской Федерации.

Пока же, в отсутствие четких критериев, права на ветеранское звание приходится добиваться прибегая к судебной защите, как это было в случае с гражданкой П., проживающей в г. Кировграде (обращение № 06-13/112).

П. является пенсионером по старости, в 1974 году награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года». В декабре 2004 года П. направила в Управление социальной защиты населения (УСЗН) г. Кировграда документы для оформления и получения удостоверения «Ветеран труда». Поскольку в течение года ответа не последовало, 14 декабря 2005 года обратилась повторно с просьбой дать письменный ответ. 19 апреля 2005 года УСЗН ей был дан письменный ответ, которым в присвоении звания отказано.

Не согласившись с решением УСЗН г. Кировграда, в январе 2005 года Т. обратилась к Уполномоченному с просьбой о содействии.

По запросу Уполномоченного вопрос о присвоении звания был рассмотрен Министерством социальной защиты населения Свердловской области. Поскольку решение Министерства было отрицательным, точку в возникшем споре о праве мог поставить только суд. Учитывая, что в данном конкретном случае доводы П. заслуживали внимания, Уполномоченный оказал содействие П. в судебной защите прав. 10 мая 2006 года Кировградским городским судом вынесено решение об удовлетворении заявленного требования: «Признать за П. право на признание звания «Ветеран труда». Обязать Министерство социальной защиты, управление социальной защиты г. Кировограда подготовить проект решения по присвоению П. звания «Ветеран труда», предоставить его в Правительство Свердловской области с последующей выдачей удостоверения «Ветеран труда».

Принимая во внимание, что это не первый случай, когда граждане, награжденные знаком «Победитель социалистического соревнования», успешно отстаивают свое право на звание «Ветеран труда» в судебном порядке, полагала бы, что Министерству социальной защиты населения Свердловской области с учетом судебной практики следовало бы более четко определить критерии отнесения того или иного знака к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», с тем чтобы минимизировать необходимость обращения граждан за судебной защитой.

В апреле к Уполномоченному поступило обращение сельского педагога К. с жалобой на отказ в предоставлении мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения, гарантированных Областным законом от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (обращение № 06-13/1187). После обращения Уполномоченного в соответствующий территориальный орган социальной защиты населения был получен ответ следующего содержания:

«Управление социальной защиты населения по г. Камышлову и Камышловскому району доводит до Вашего сведения, что К., проживающая в с. Квашнинское, была приглашена в Управление социальной защиты населения. Ей принесены извинения и выдана справка, удостоверяющая право предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Законом Свердловской области от 16. 07. 1998 года № 26-03 «Об образовании в Свердловской области»».

В марте Уполномоченному поступило письмо от бывших педагогов Ирбитского аграрного техникума: «Мы уже пенсионеры, неоднократно обращались к Вам с просьбой решить вопрос по коммунальным льготам как работникам, проживающим в сельской местности. В январе нам стало известно о разрешении предоставить льготы. Мы тут же собрали документы, и 31.01.06 г. справки о предоставлении льгот получили 23 человека. В 18 квартирах с печным отоплением появились дрова, 5 квартир с центральным отоплением получили льготы на оплату за тепло. Все оформили льготы на электроэнергию. Так что на нашей Зайковской земле для этих людей праздник. Вам, Татьяна Георгиевна, от всех этих уже немолодых людей – большое спасибо! P.S. Неужели и в предстоящие годы нам не отменят эту благодать? Волнуемся».

Всегда приятно получать такие письма, но в данном случае слова благодарности и надежды заслуженно должны быть адресованы исполнительной и законодательной власти Свердловской области.

Дело в том, что до принятия закона о «монетизации» на практике применялось разъяснение Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 5/12-22. В соответствии с этим документом право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением на рядовых педагогических работников средних специальных образовательных учреждений в сельской местности не распространялось.

Законом о «монетизации» на субъекты Российской Федерации была возложена обязанность по принятию собственных нормативных актов, регулирующих условия и порядок возмещения льгот педагогическим работникам, а ранее действовавшие нормативные правовые акты утратили силу.

В связи с этим в Областной закон «Об образовании в Свердловской области» были внесены изменения, в результате чего статья 35 изложена в следующей редакции: «На педагогических работников, вышедших на пенсию и имеющих общий трудовой стаж работы в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, не менее десяти лет, настоящим Областным законом распространяется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа».

Таким образом, впервые льготы по коммунальным услугам как мера социальной поддержки были установлены для всех категорий сельских педагогических работников.

Одной из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения является социальное обеспечение.

Большинство обращений, поступивших к Уполномоченному в сфере социального обеспечения, сводится, так или иначе, к жалобам на низкий размер пенсий.

Люди с обидой и болью пишут о том, что проработав верой и правдой по 40–50 лет, они не могут назвать свою старость счастливой, поскольку им постоянно приходится считать копейки в кошельке: «Я, ветеран труда, получаю мизерную пенсию с апреля месяца 1593 руб. 89 коп. Помощи мне нет ниоткуда, живу вот на такую пенсию, которой вообще ни на что не хватает. Даже на необходимые продукты катастрофически не хватает» (обращение гражданки Ч. № 06-13/1131). «Прошу ответить на вопрос, который находится в плоскости, где правами человека и не пахнет!!! В какой державе мы живем (выживаем), где пожилые люди-пенсионеры так унижены грошовыми пенсиями» (обращение гражданина Е. № 06-13/2888).

По сравнению с 2005 годом средняя назначенная трудовая пенсия по старости в 2006 году, согласно информации Отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области, выросла на 350 рублей, составив 2948 рублей. И хотя этот показатель превысил прожиточный минимум, однако на фоне роста цен на продукты первой необходимости, тарифов на жилищно-коммунальные услуги прибавка не выглядит масштабной. Приходится в очередной раз констатировать, что пенсия не в состоянии гарантировать пенсионерам материальный достаток и обеспечить достойный уровень жизни и в этом заключается главный изъян пенсионной системы. Проще говоря, следует откровенно признать, что при такой мизерной пенсии старики живут в нищете. Необходимо коренным образом менять пенсионную систему, подняв процент замещения заработной платы хотя бы до 50–60 процентов.

Мнение, высказываемое пенсионерами в письмах и во время встреч с ними, одно: дайте нормальную пенсию, и не нужны нам никакие льготы. Уверена, что даже постановка такой задачи в перспективе прибавила бы пожилым людям оптимизма.

Прошедший год высветил еще одну проблему в пенсионном обеспечении. Граждане жаловались на отказы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в выплате средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Одно из таких обращений – жалоба гражданина Ф. на отказ управления Пенсионного фонда РФ в Сысертском районе в выплате ему средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета его умершего сына. Сын заявителя умер в апреле 2005 года, и с тех пор Ф. не может получить причитающиеся ему выплаты (обращение № 06-13/1263).

Ситуация, в которую попал Ф. – частный случай глубокой и масштабной проблемы. В соответствии с пунктом 12 статьи 9 и пунктом 6 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в Федеральном законе. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в законе или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства.

При отсутствии такого заявления от застрахованного лица выплата производится его родственникам.

Несмотря на то, что Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вступил в силу с 01.01.2002 г., в указанной части он до сих не действует. Согласно информации, предоставленной отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловской области, на начало ноября 2006 года в территориальных органах ПФР принято и зарегистрировано 1374 заявления, поступивших от правопреемников умерших застрахованных лиц. Заявления принимаются и регистрируются, но выплаты не производятся.

В обоснование отказа пенсионные органы ссылаются на норму, содержащуюся в пункте 3 статьи 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», согласно которой порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени указанный нормативный акт не утвержден, введенный законодателем институт правопреемства на средства пенсионных накоплений практической реализации не имеет. Таким образом, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающий указанные выплаты и не содержащий каких-либо отсылочных норм, действует с 1 января 2002 года и все это время наследники (правопреемники умерших лиц) практически лишены возможности реализовать свое право на получение причитающихся им выплат.

Учитывая, что решение проблемы возможно только на федеральном уровне, Уполномоченный по правам человека Свердловской области обратился к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукину с просьбой рассмотреть возможность обращения в федеральные органы власти с целью ускорения принятия необходимых документов.

Многие авторы обращений к Уполномоченному воспринимают как проявление социальной несправедливости сложившийся порядок назначения доплат к пенсии на иждивенцев (обращения №№ 06-13/1444, 06-13/1851, 06-13/1900, 06-13/2124). В соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности при наличии на их иждивении нетрудоспособных членов семьи, указанных в этом же законе, устанавливается базовая часть пенсии с учетом иждивенца.

Если говорить о пенсионерах-супругах, то она полагается тому из них, у кого пенсия значительно выше, что позволяет супруга с низкой пенсией считать иждивенцем.

Вот наиболее характерные обращения по этому вопросу: «Обращаются к Вам одинокие пенсионеры пос. Рудничного. Мы возмущены, обижены и совершенно не можем понять федерального закона, по которому выплачивается надбавка к пенсии тем пенсионерам, супружеским парам, которые живут вместе, в том случае, если пенсия у одного из них меньше, причем независимо от того, какую пенсию получают оба. Это хорошо, что государство о них позаботилось, но почему при этом забыли про нас?» (обращение № 06-13/1069). «Тем, кто живет в браке, добавили 318 руб. тому, у кого больше пенсия на иждивенца. А мы, одинокие, в годах бабушки и дедушки, пенсия одна, гвоздь вколотить некому, даже пообщаться не с кем, растягиваем свою пенсию, и ее все равно не хватает. Разве бы мне добавка не пригодилась? В общем нас, одиноких, унизили. За что?» (обращение № 06-13/1444).

Обида одиноких пенсионеров понятна, закон в этой части не совсем логичен и справедлив, поскольку надбавка назначается и в том случае, когда сам размер пенсии у ее получателей достаточно большой и, как правило, больше, чем у одиноких пенсионеров.

Это отмечают и работники пенсионных органов. По информации, полученной из отделения ПФ РФ по Свердловской области, им обобщена практика выплат таких надбавок и направлено письмо с критическими замечаниями в Пенсионный фонд Россий-ской Федерации. Думаю, таких обид было бы меньше, если бы общий уровень пенсионного обеспечения не был таким низким.

В минувшем году исполнилось 20 лет со дня крупнейшей техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 2007 году исполняется 50 лет со дня аварии на производственном объединении «Маяк». Эти даты вошли в историю навсегда как напоминание о самых страшных трагедиях современности.

Последствия тех событий сказываются до сих пор. Это касается, прежде всего, ликвидаторов последствий катастрофы, многие из которых являются инвалидами и заслуживают особой заботы. Однако в стране сложилась ситуация, при которой обеспечение исполнения законодательства о социальной защите пострадавших от радиации зачастую возможно только при обращении граждан в суды, в т.ч. международные. Сохраняются проблемы в обеспечении единообразия судебной практики по делам об индексации сумм, входящих в возмещение вреда здоровью чернобыльцев. О существующих неопределенностях в законодательстве свидетельствует и тот факт, что только в 2006 году Конституционный Суд РФ рассмотрел около десяти дел по жалобам лиц, пострадавших от радиационных аварий.

Особую тревогу вызывает состояние с исполнением вступивших в законную силу судебных решений по искам чернобыльцев (обращения №№ 06-13/1708, 06-13/1982 и другие). Общая сумма задолженности по судебным решениям в Свердловской области составляла на середину декабря 2006 года 103607 тыс. рублей (в середине года долг был еще больше – свыше 110079 рублей). Неисполнение судебных решений подрывает у граждан доверие к федеральной и региональной власти, способствует росту социальной напряженности. Достаточно вспомнить недавние голодовки чернобыльцев.

Полагаю, что реализация конституционных прав ликвидаторов, других граждан, пострадавших от радиации, должна постоянно быть одной из главных задач всех органов власти.

Острой продолжает оставаться проблема обеспечения жильем граждан, пострадавшим от радиационных аварий.

С 2005 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц» обеспечение жильем ликвидаторов аварии и переселившихся в результате аварии на ЧАЭС граждан из подразделений особого риска осуществляется путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В 2005 году получен 31 сертификат на общую сумму субсидии 17,5 млн. рублей, из них на 01.10.2006 г. реализовано 23 сертификата на общую сумму субсидии 13,74 млн. рублей.

В 2006 году в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.08.2006 г. № 1207-р Свердловской области предусмотрено 14 сертификатов на общую сумму субсидии 13,93 млн. рублей. Принимая во внимание, что на учете в области состоит 839 таких семей (в основном чернобыльцев), имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, очевидно, что очередь может подойти не скоро.

Необходимость обращаться в суд и в различные инстанции за защитой своих прав, длительное неисполнение судебных решений, растянувшееся на годы ожидание обещанного государством жилья – это не только правовая или финансовая, но и большая нравственная проблема. Люди, которые предотвратили опасность распространения катастрофы, фактически спасли нас всех, закрыв своими телами эту черную дыру (не зря их называют ликвидаторами), заслуживают иного отношения. Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в недавнем Определении от 11.07.2006 г. № 403-О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Учитывая, что меры социальной поддержки предоставляются пострадавшим от радиационных аварий на основании удостоверения, сам факт получения его чрезвычайно важен для любого, кто претендует на данный статус.

На личном приеме в г. Лесном в феврале к Уполномоченному обратился инвалид 1 группы по зрению гражданин Л. с просьбой о содействии в присвоении звания ветерана подразделений особого риска. Со слов заявителя, он неоднократно в течение длительного времени писал в различные организации, но безрезультатно. После обращения Уполномоченного в Комитет ветеранов подразделений особого риска (г. Санкт-Петербург) удостоверение Л. было наконец-то выдано.

Важное место в системе социально-экономических прав занимают права и свободы в сфере труда и занятости.

В 2006 году уменьшилось количество жалоб граждан о защите конституционных прав в сфере труда, составив чуть более 4 процентов от общего числа поступивших обращений.

Значительно сократилось количество жалоб на нарушения прав трудящихся на своевременное и в полном объеме вознаграждение за труд, что объясняется активной позицией и эффективными мерами, принимаемыми в течение ряда последних лет органами власти и, прежде всего, органами прокуратуры, Правительством Свердловской области, Государственной инспекцией труда в Свердловской области.

По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, суммарная задолженность по выдаче средств на заработную плату по данным организаций, наблюдаемым видам экономической деятельности, по состоянию на 1 октября 2006 г. составляла 35,4 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с данными на 1 января 2006 г. на 32%. Если сравнить с тем же периодом трехлетней давности, то прогресс очевиден: на 1 октября 2003 года общая сумма задолженности по зарплате составляла 955,4 млн. рублей.

В большинстве своем жалобы на несвоевременную выплату заработной платы, если они не связаны с банкротством, решаются положительно.

В марте к Уполномоченному обратилась бывший директор одного из муниципальных предприятий г. Первоуральска Ф. с жалобой на длительное, более года, неисполнение решения Первоуральского городского суда от 24.02.2005 г. о восстановлении ее на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула (обращение № 06-13/557).

К моменту рассмотрения жалобы предприятие находилось в процессе ликвидации, исполнительные документы судебным приставом-исполнителем были переданы в ликвидационную комиссию. Учитывая, что решение о ликвидации муниципального предприятия и назначении ликвидационной комиссии принято органом местного самоуправления, который и утверждает ликвидационный баланс, Уполномоченный обратился к главе городского округа Первоуральск с просьбой проверить обстоятельства, изложенные в обращении Ф., принять меры к исполнению судебного решения. Глава городского округа сообщил, что судебное решение исполнено. 3 апреля 2006 г. Ф. выплачены причитающиеся ей денежные средства в полном объеме.

В июле к Уполномоченному обратился коллектив ООО «Чистый город», который 4 дня проводил голодовку в знак протеста против действий администрации невьянского муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика», нарушившей их права на оплату труда.

Четырнадцать работников предприятия, занимавшихся техническим обслуживанием и санитарным содержанием жилищного фонда и придомовой территории, не получив заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск, объявили голодовку. Разместились они в душном подвале, где находятся мастерские. 24 июля, когда сотрудник аппарата Уполномоченного встретился с голодающими, медики «Скорой помощи» госпитализировали второго человека, состояние здоровья остальных членов коллектива тоже вызывало опасения.

Заместитель главы города Л.В. Шубин обещал голодающим рассчитаться с ними в присутствии съемочной бригады телекомпании «ОТВ» еще три дня назад, но этого не случилось. Помимо угрозы здоровью, у людей возникли проблемы с выплатой кредитов, оплатой коммунальных услуг и т.д. Без денег они не могли уехать домой, потому что некоторые сотрудники живут в отдаленных районах города, близлежащих поселках. Конфликтная ситуация могла отразиться на жильцах домов, обслуживаемых ООО «Чистый город», так как остановилась подготовка к зимнему сезону.

По просьбе Уполномоченного Прокуратура области оперативно провела проверку сложившейся ситуации в интересах работников ООО «Чистый город». Как сообщил заместитель прокурора области советник юстиции М.М. Савчин, «между МУ «ДЕЗ» и ООО «Чистый город» заключено соглашение о расторжении договора. По данному соглашению МУ «ДЕЗ» выплатил обществу 188339 рублей за работы, выполненные по техобслуживанию и в возмещение убытков, связанных с расторжением договора. Перечисленные денежные средства были направлены, в первую очередь, на погашение задолженности по заработной плате перед работниками общества.

Согласно расписке, работники ООО «Чистый город» в количестве 14 человек получили расчет в связи с увольнением в полном объеме. В настоящее время каких-либо претензий по оплате труда работники не имеют. 10 человек из них были трудоустроены в ООО «УК ДЕЗ».

И если в целом ситуацию со своевременной выплатой заработной платы в области можно признать более или менее удовлетворительной, то положение с выплатой вознаграждения за труд работникам предприятий-банкротов остается удручающим (обращения Б. № 06-13/4 по ЗАО «Алапаевская ферросплавная компания», Р. № 06-13/1719 и др.).

Как известно, в соответствии со ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь после оплаты расходов на проведение процедуры банкротства и удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Казалось бы, законодатель защитил права работника, определив его в привилегированную очередь, но на практике погашение требований кредиторов второй очереди в процедуре банкротства сопряжено со многими неразрешенными в пределах действующего законодательства проблемами. Это длительность процесса реализации имущества должника, отсутствие у предприятия ликвидных активов, достаточных для погашения задолженности по заработной плате, целый ряд проблем, возникающих при формировании и реализации конкурсной массы, и самое главное – отсутствие каких-либо гарантий получения задолженности, поскольку требования кредиторов (в том числе работников предприятия), не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Такая правовая незащищенность работников от нарушений права на труд, включающего возможность зарабатывать на жизнь и получать достойное за него вознаграждение, противоречит конституционным обязательствам правового социального государства по осуществлению политики, направленной как на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, так и на предоставление гарантий судебной защиты нарушенных прав, предполагающих обязательность исполнения решений органов правосудия.

Остается надеяться, что законодатель все-таки войдет в положение тех, кто пострадал или может пострадать от банкротства, и в России с учетом мирового опыта будет создана своя модель гарантирования прав работников в случае несостоятельности (банкротстве).

В марте к Уполномоченному обратилась жительница г. Красноуфимска Н. с просьбой оказать помощь её сыну Ю., получившему травму в результате несчастного случая на производстве. Со слов заявительницы, ее сын еще в феврале 2002 года, убирая снег с крыши по поручению руководства предприятия, упал вниз, получил травму (перелом тела позвонка), в связи с чем практически год находился на больничном. Впоследствии Ю. был уволен по пункту 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации). Какой-либо компенсации не получил и не получает. В настоящее время не работает по состоянию здоровья.

Проверкой, проведенной по просьбе Уполномоченного Государственной инспекцией труда в Свердловской области, установлено, что комиссией предприятия при составлении акта Н-1 полученная травма была необоснованно отнесена к категории «легких». Вследствие того, что травма, полученная Н., согласно заключению о тяжести травмы в действительности была квалифицирована как «тяжелая», оформленный ранее акт Н-1 признан недействительным и подлежащим отмене. Н. рекомендовано обратиться в бюро МСЭ для проведения медико-социальной экспертизы и в фонд социального страхования для назначения пособия.

Защита и обеспечение социальных прав в наше время приобретает особое значение, и решать ее надо не только силами Уполномоченного по правам человека, но всеми ветвями власти, всем обществом. Нищему народу не нужна демократия, не нужны политические, гражданские права.

Как отметил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году Президент Российской Федерации В.В. Путин, «ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества».

Настойчивые действия Уполномоченного по правам человека по содействию жителям Свердловской области в возвращении ДС ОАО «Росгосстрах–Свердловск» страховых накоплений подтвердили их эффективность, целесообразность и в 2006 году.

Считаю возможным это проиллюстрировать письмом директора ООО «Росгосстрах-Урал» филиала – Главного Управления по Свердловской области В.Г. Нечепы на имя Уполномоченного по правам человека Свердловской области.

«Информирую Вас о том, что по состоянию на 01.12.2006 года (за 11 месяцев) кредиторская задолженность нами погашена в размере 14262,2 тыс. рублей (в т.ч. сумма уступки на уплаченные взносы – 7657,2 тыс. руб.) по 8644 договорам, заключенным в ДС ОАО «Росгосстрах-Свердловск». В сентябре-декабре 2006 года по согласованию с руководством ОАО «Росгосстрах» мы существенно активизировали погашение задолженности по агентствам «Росгосстрах» на территории Свердловской области отдельным категориям граждан: инвалидам ВОВ, труженикам тыла, ветеранам, также выделялись денежные средства. Денежные выплаты по долгам ДС ОАО «Росгосстрах-Свердловск» в 2006 году составили 919,0 тыс. рублей. Эта важная работа будет проводиться нами и в дальнейшем».

Под контролем Уполномоченного по правам человека продолжал оставаться рынок ОСАГО в Свердловской области. Непосредственные контакты Уполномоченного по правам человека с Представительством РСА в УрФО (А.В. Никитин), руководителями страховых компаний, судебными органами и органами ГИБДД, участие в обучающих семинарах страховщиков по вопросам, связанным с изменениями в законодательных и нормативных актах по ОСАГО – все это содействовало автовладельцам в их правовой защите, обеспечению жизни и здоровья людей на дорогах. Наметилась положительная тенденция по снижению количества жалоб, связанных с нарушением сроков выплат с 60 % в 2005 году до 54,5 % в 2006 году, а так же необоснованные отказы, соответственно, 20 % и 19,4 %.

Уполномоченный по правам человека полагает, что дальнейшее повышение качества страховых услуг, более настойчивая реализация изменений в законодательных актах по ОСАГО, принятых в 2006 году, последовательная разработка условий перехода к прямому урегулированию убытков и внедрение системы «Европейский протокол», усиление работы по противодействию страховому мошенничеству, цивилизованные методы ликвидации последствий банкротства страховых компаний, если оно стало возможным, будут и дальше способствовать дальнейшему формированию правового поля ОСАГО в Свердловской области, повышению правовой защищённости автовладельцев.

Продолжается совместная работа с Региональным фондом защиты прав вкладчиков и акционеров (Управляющий П.С. Сизов) по восстановлению средств граждан, пострадавших на финансовом и фондовом рынках России и Свердловской области. Следует отметить, что за все годы компенсационных выплат (с 1998 года) в Свердловской области деньги получили более 41,5 тысячи человек на общую сумму более 35 млн. рублей.

В том числе только в 2006 году – 9200 человек на сумму более 10 млн. рублей. В результате Свердловская область уже второй год среди субъектов Российской Федерации уверенно находится в первой «пятерке», а в Уральском федеральном округе – на 1-м месте.

Невозможно переоценить социальную значимость принятого в 2006 году решения Попечительского Совета Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров об увеличении размера компенсационных выплат до 10 тыс. рублей вкладчикам, пострадавшим от деятельности 452 компаний, независимо от возраста и льготности, с учетом суммы внесенного ими вклада.

Отныне ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны (их вдовы и вдовцы) могут также рассчитывать на компенсацию до 50 тысяч рублей с учетом суммы вложенных ими вкладов в бывшие финансовые «пирамиды» и за вычетом возвращенных им ранее денег. Особенностью выплат является то, что теперь в перечень лиц, имеющих право на получение компенсации за умерших вкладчиков, кроме вдов (вдовцов) включаются также наследники.

В 2007 году Уполномоченным совместно с Фондом будет продолжена работа по выявлению региональных и местных компаний, привлекавших денежные средства у населения Свердловской области и не выполняющих свои финансовые обязательства.

В частности, Фонд намерен собрать необходимые документы и материалы по 8 местным компаниям: ОАО «Медицинская страховая компания «Интер-Комес», Кредитный союз потребителей «Культурная Миссия», ООО «Урал-Контракт», ООО «Гросс», ТОО «Богатый дом», АООТ «Народный концерн», АОЗТ «АОСТА», а их вкладчиков включить в реестр компенсационных выплат за счет федеральных средств.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине
Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Областного закона от 14 июня 1996 года №22-оз «Об Уполномоченном...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области исполнение...
Закона Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направлен в государственные органы законодательной...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconОпираясь на конституцию
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2008 году
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconГод под знаком гражданского общества
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 году
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад составлен на основе анализа поступившей Уполномоченному в...
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области о деятельности в 2013 году
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой...
Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. №155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconЧеловека свердловской области в 2005 году
Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного по правам человека, привлечение всех...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
Дагестан. В нем представлен обобщенный анализ фактов нарушения прав человека на территории Республики Дагестан, результаты рассмотрения...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о...
Право на жизнь – важнейшее из прав, провозглашенных 10 декабря 1948 года в Париже, когда почти все страны мира подписались под Всеобщей...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году
Но, как это часто бывает в России, где долгие столетия подряд сверху предлагаются серьёзные перемены, в низах сохраняется не только...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconНовосибирская область закон об уполномоченном по правам человека в новосибирской области
Настоящий Закон определяет статус Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, порядок назначения на должность и освобождения...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области за...
Костромской области, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике...
Правовые основы и организационное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году iconДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного...
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Архангельской области по оказанию содействия в защите прав лиц, отбывающих наказание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск