МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра общей инженерии
|
Утверждаю
Декан инженерно-строительного факультета Бутримова Н.В.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
|
Утверждаю
Декан факультета заочного обучения
Дребнева И.М.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГИДРАВЛИКА» Направление подготовки:
270800.62 Строительство Профиль подготовки:
Промышленное и гражданское строительство Квалификация выпускника:
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Бузулук
Рецензент
старший преподаватель кафедры общей инженерии О.С. Манакова
Рабочая программа дисциплины «Гидравлика» /сост. Т.Г. Конопля – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. -19 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественнонаучного цикла студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 270800.62 – Строительство в 3 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800.62 Строительство, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 54. Составитель ____________________ Т.Г. Конопля
(подпись)
| Конопля Т.Г.,2011
|
| БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
|
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины...................
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....……………………….
| 5
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины................................................................
| 5
| 4.2
| Структура дисциплины....................................................................................
| 6
| 4.3
| Лабораторные работы……………………………………………………….
| 10
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…………..
| 11
| 5
| Образовательные технологии..........................................................................
| 11
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………………
| 11
| 6 6.1
6.2
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.............................................................................
Вопросы к зачету……………………………………………........................
Проверочные тесты…………………………………………………………
|
12
| 12
| 14
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......................…
| 16
| 7.1
| Основная литература…………………………………………………………
| 16
| 7.2
| Дополнительная литература…………………………………………………
| 16
| 7.3
| Периодические издания.....……………………………………….………….
| 16
| 7.4
| Интернет-ресурсы.............................................................................................
| 16
| 7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ……………………..
| 16
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ....................................................................
| 17
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………...
| 17
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…..…………………
| 18
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………
| 19
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является получение теоретических знаний и практических навыков в области гидростатики, кинематике и гидродинамики. Изучение курса гидравлики способствует расширению научного кругозора и повышению общей культуры будущего специалиста, развитию его мышления и становлению его мировоззрения
Задачи:
дать студенту первоначальные представления о постановке инженерных и технических задач и методов их решения;
освоить основы гидростатики и гидродинамики для проектирования водоснабжения, вентиляции, отопления строительных зданий и сооружений;
формировать знания и навыки, необходимые для изучения ряда профессиональных дисциплин.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Гидравлика» относится к вариативной части естественнонаучного учебного цикла–Б2.
Это одна из дисциплин общеинженерного части, которая базируется на таких дисциплинах, как «Математика»; «Физика»; «Теоретическая механика» и «Сопротивление материалов»
Методы дисциплины «Гидравлика» используются при изучении многих дисциплин базовой части профессионального цикла, таких как «Инженерные системы зданий и сооружений» (Б3.1.4); «Теплоснабжение и вентиляция» (Б3.1.4.2); «Водоснабжение и водоотведение» (Б3.1.4.3), а также при выполнении курсовых и дипломных проектов. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
профессиональных (ПК):
быть способным выявлять сущность научно-технических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и привлекать для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-1);
знанием нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест (ПК-9);
владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных прикладных расчетных и графических программных пакетов (ПК – 10).
В результате освоения дисциплины обучающейся должен
знать:
- о состоянии и направлениях развития машин и технологий, базирующихся на законах гидравлики;
- о проблемах аэромеханики сжимаемой жидкости; уметь:
- применять полученные знания основ теории гидростатики и гидродинамики при проектировании и эксплуатации водоснабжения, вентиляции и отопления зданий и сооружений; владеть:
- методологическими и методическими навыками поиска, обработки информации, самостоятельного анализа основных принципов построения элементов конструкции и методов эксплуатации гидросистем и гидропроводов.
Приобрести опыт практической деятельности по определению основных гидродинамических характеристик потока. 4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| Модуль1-Гидростатика
| 1
| Введение. Основные физические свойства жидкости
| Предмет гидравлики. Краткий исторический обзор. Определение жидкости. Плотность, удельный вес, сжимаемость и температурное расширение, вязкость жидкостей. Закон Ньютона о силе внутреннего трения. Понятие об идеальной жидкости
| ЛР
| 2
| Основы гидростатики. Определение гидростатического давления
| Гидростатическое давление и его свойства. Основное уравнение гидростатики. Измерение давления. Закон Паскаля. Абсолютное и избыточное давление. Вакуум. Давление жидкости на плоские стенки. Давление жидкости на цилиндрические поверхности. Закон Архимеда
| ЛР, РГЗ
| Модуль 2 - Гидродинамика
| 3
|
Гидродинамика. Основные законы движения жидкости
| Основные понятия движения жидкости. Расход и средняя скорость жидкости. Понятие живого сечения. Уравнение неразрывности. Уравнение Д. Бернулли для идеальной жидкости. Уравнение Д. Бернулли для реальной жидкости
| ЛР
| 4
| Гидростатические сопротивления
| Виды гидравлических сопротивлений. Режимы движения жидкостей. Критерий О. Рейнольдса. Характеристика ламинарного движения. Характеристика турбулентного движения. Потери напора на трение. Местные сопротивления
| ЛР
| 5
| Гидростатический расчет трубопроводов
| Классификация трубопроводов. Расчет простого и сложных трубопроводов. Гидравлический удар в трубопроводах
| ЛР, РГЗ
| 6
| Истечение жидкости из отверстий и через насадки
| Истечение жидкостей из отверстий при постоянном напоре.
Истечение жидкости из отверстий при переменном напоре. Истечение жидкости через насадки
| ЛР
| |