МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра физики, информатики, математики
| УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
промышленности и транспорта
А.В. Спирин
«____»_________________2011 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«WEB – дизайн» Направление подготовки
050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки
«Информатика» Квалификация выпускника
бакалавр Форма обучения
очная
Бузулук 2011
Рецензент
Старший преподаватель кафедры ФИМ С.А. Литвинова
Рабочая программа дисциплины «WEB-дизайн» /сост. И.В. Неретина – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 23с.
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» в 4 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62«Педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 788. Составитель ____________________ И.В. Неретина
(подпись)
«___»________2011 г.
| Неретина И.В., 2011
|
| БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
|
Содержание
1Цель и задачи освоения дисциплины 4
2Место дисциплины в структуре ООП ВПО 4
3Требования к результатам освоения содержания дисциплины 4
4Содержание и структурадисциплины 6
4.1Содержаниеразделовдисциплины 6
4.2Структурадисциплины 15
4.3Лабораторные работы 17
4.4Практические занятия (семинары) 18
4.5Курсовой проект (курсовая работа) 18
4.6Самостоятельное изучение разделов дисциплины 18
5Образовательные технологии 19
5.1Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях 19
6Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 20
7Учебно-методическое обеспечение дисциплины 25
7.1Основная литература 26
7.2Дополнительная литература 26
7.3Периодические издания 27
7.4Интернет-ресурсы 27
7.5Методические указания к лабораторным занятиям 27
7.6Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий 27
8Материально-техническое обеспечение дисциплины 27
8.1 Учебно – лабораторное оборудование 27
ЛИСТ согласования рабочей программы 28
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины является изучение методологических и концептуальных теоретических сведений о WEB-дизайне, формирование у студентов умения и навыков работы с WEB-страницами и эффективного комбинирования элементов мультимедиа, а также подготовка специалистов, умеющих применять современные методики разработки и сопровожденияWEB-сайтов, используемых в дальнейшей профессиональной деятельности.
В задачи дисциплины входит
изучение основ аппаратных средств WEB-дизайна, основных инструментальных средств, используемых для создания WEB-страниц;
знакомство с возможностями создания базовых элементов WEB-страниц (текст, графические изображения, звук, анимация), с возможностями применения информационных технологий в сети Интернет.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «WEB-дизайн» относится к факультативной дисциплине – Б.7.2
Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Информатика» на предыдущем уровне образования. Требования к входным знаниям и умениям студента – знание основ информатики: архитектура ЭВМ, основные пакеты прикладных программ, сеть Интернет.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла «Теоретические основы информатики», «Архитектура компьютера», «Информационные системы» и др., прохождения педагогической практики.В ходе освоения дисциплины студенты получают углубленные знания в области WEB-дизайна, которые способствуют созданию, внедрению, анализу и сопровождению профессионально-ориентированных компьютерных технологий в профессиональной области.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлениюподготовки 050100.62 «Педагогическое образование»:
а) общекультурных (ОК):
использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
б) вспомогательных (В):
готов применять знания теоретической информатики, фундаментальной прикладной математики для анализа и синтеза информационных систем и процессов (В – 1);
способен использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации (В – 2);
владеет современными формализованными математическими, информационно-логическими и логико-семантическими моделями и методами представления, сбора и обработки информации (В – 3);
способен реализовывать аналитические и технологические решения в области программного обеспечения компьютерной обработки информации (В – 4);
готов к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе (В – 5);
способен использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов (В – 6);
умеет анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс (В – 7).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
о состоянии развития современных WEB-технологий, об их месте и роли в работе компьютерных сетей Internet/Intranet;
о проблемах и направлениях развития WEB-технологий;
о проблемах и направлениях развития программных средств, применяемых в WEB-технологиях;
об основных методах и средствах автоматизации проектирования, используемых в программных средствах;
об основах построения сложных WEB-узлов;
уметь:
применять различные инструментальные средства для разработки WEB-страниц и WEB-узлов;
ориентироваться в современных информационных технологиях, их возможностях, перспективах развития;
создавать различные элементы мультимедиа, используя при этом современные программно-аппаратные средства;
осуществлять выбор средств и методов для решения поставленных профессиональных задач;
владеть:
методикой формирования элементов мультимедиа с помощью современных программных средств;
инструментами создания WEB-страниц и перспективами развития современных мультимедийных инструментов, применяемых для создания таких WEB-страниц;
специальной литературой в изучаемой предметной области;
приобрести опыт деятельности:
формальной постановки и решения задачи проектирования и создания WEB-страниц и WEB-узлов;
примененияна практике различных методов и средств создания WEB-страниц и WEB-узлов.
Содержание и структурадисциплины
Содержаниеразделовдисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержаниераздела
| Форматекущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| Модуль 1 Технологические особенности WEB-дизайна. Компоненты дизайна
| 1
| Информация и бизнес.
Определение, классификация и характеристика WEB-сайтов по различным признакам
| Введение. Предмет, основные цели, задачи и содержание курса. Место и роль курса среди других дисциплин. Основные понятия. Правовые основы информационной работы в России. Основные правовые акты, определяющие порядок формирования и использования информационных ресурсов. Идеология WWW. Распространенные форматы данных в Интернете. Архитектура клиент-сервер. Основы работы WEB-сервера
| ДЗ, Т, РГЗ, ЛР
| 2
| Основы HTML
| Эволюция HTML. Составные элементы HTML-документа. Типы данных HTML. Структура HTML-документа. Общие атрибуты элементов HTML. Теги заголовка документа. Теги тела документа. Блочные и строчные элементы разметки. Работа с текстом. Заголовки и абзацы. Списки: нумерованные, маркированные. Объекты HTML-документов. Типы файлов иллюстраций. Управление размещением иллюстрации и обтеканием текста. Вставка объектов. Карты ссылок. Создание гиперссылок. Понятие внешней и внутренней ссылки. Способы указания источника файла для ссылок и иллюстраций: абсолютный, относительный, URL.
| ДЗ, Т, РГЗ, ЛР
| Модуль 2 Создание WEB-страниц с использованием HTML
| 3
| Таблицы в документах HTML
| Таблицы — основное средство для управления расположением материалов в современном HTML. Основные теги создания таблиц. Основные атрибуты таблиц, строк, ячеек. Логическое форматирование фрагментов таблиц. Объединение ячеек. Особенности использования таблиц для верстки WEB-документов. Вложенные таблицы.
| ДЗ, Т, РГЗ, ЛР
| 4
| Объекты, формы и фреймы
| Понятие объекта в HTML-документах. Вставка изображений. Карта ссылок. Вставка апплетов, элементов ActiveX, объектов, обрабатываемых с помощью расширений обозревателя, и др. Элементы форм. Типы управляющих элементов. Ввод данных: элемент INPUT. Меню. Многострочный текст. Кнопки. Группы управляющих элементов. Правила работы с формами. Понятие фреймовой структуры WEB-страницы. Особенности использования фреймов. Описание фрейма на языке HTML. Задание логики взаимодействия фреймов. Проблемы фреймовой организации страницы.
| ДЗ, Т, РГЗ, ЛР
| Модуль 3 Стили и графика
| 5
| Стилевоеоформление HTML-документов
| Каскадные таблицы стилей (CSS). Эволюция. Операторы, директивы и правила. Поддержка браузерами CSS. Основные понятия и определения. Размещение стилевого описания документа. Типы данных CSS. Типы простых селекторов. Селекторы. Использование псевдоклассов и псевдоэлементов. Принципы наследования, Каскадирования и группировки. Специфичность селектора. Применение стилей и классов к элементам документа HTML. Создание слоев при помощи CSS. Границы, заполнители и рамки. Позиционирование элементов. Цвет элемента и цвет фона. Свойства шрифта. Свойства текста. Фильтры изображений. Эффекты перехода.
| ДЗ, Т, РГЗ, ЛР
| 6
| Основныепонятиякомпьютернойграфики
| Особенности восприятия цвета человеком. Понятие цветовой модели. Модели RGB и CMYK. Цветовой куб модели RGB. Понятия цветового тона, насыщенности и яркости. Цветовые модели HSB, HLS. Другие цветовые модели. Цветовая схема ЙоханнесаИттена. Цветовой круг. Проблемы подбора гармоничных цветов. Формирование изображения с помощью компьютера. Оцифровка изображений. Устройства цифрового ввода и вывода изображений. Векторный и растровый способ формирования изображений. Векторная графика и ее математические основы. Сплайн-функции. Кривые Безье. Контур и вложенная область. Изменение объектов векторной графики. Построение сложных объектов векторной графики. Программы для работы с объектами растровой и векторной графики: обзор, основные функции, области применения. Форматы файлов. Требования к иллюстрациям в Интернете. Методы сжатия. Обзор форматов иллюстраций JPEG, GIF, PNG, SWF... Выбор формата графического файла. Понятие палитры. Формат GIF. Выбор палитры.. GIF-анимация. Оптимизация изображений. Использование графики в ссылках.
| ДЗ, Т, РГЗ, ЛР
| Модуль 4 Динамический HTML. WEB-серверы.
| 7
| Сценарии JavaScript и DHTML
| Основы создания динамичных, интерактивных WEB-ресурсов. Основные функции клиентских сценариев. Обзор основных языков клиентских сценариев. Основы JavaScript. Включение JavaScript в HTML-документы. Вывод результатов работы сценария JavaScript в HTML-документ. Структура программ на языке JavaScript. Особенности синтаксиса языка JavaScript. Типы данных, литералы. Использование переменных в JavaScript. Выражения и операции языка JavaScript. Порядок выполнения. Операторы JavaScript. Функции JavaScript. Возвращение значений. Массивы и объекты в JavaScript. Встроенные классы объектов. Объектная модель документа (DOM). Понятие коллекций. Обзор объектов, коллекций, методов и свойств клиентских сценариев. Система событий языка JavaScript. Совместное использование HTML, CSS и JavaScript. Динамический HTML. Доступ и динамическое изменение элементов, атрибутов элементов и значений свойств CSS.
| ДЗ, Т, РГЗ, ЛР
| 8
| WEB-cерверы
| Пассивные и активные WEB-cерверы. Основы клиент-серверного взаимодействия. Передача данных методами GET и POST. URL-кодирование данных. Обзор существующих WEB-серверов. Области их применения. Серверные сценарии и приложения. Обзор технологий серверного интернет-программирования (CGI/Perl, PHP, ASP, SSI и др.), их поддержка различными операционными системами и WEB-серверами. Технология SSI (ServerSideInclude). Обзор команд. Основные сведения о IIS. Понятие «виртуального» сервера. Серверные решения на основе IIS. Применение технологий ASP и PHP. Интерфейсы WEB-сервера. Интерфейсы CGI и ISAPI. Технология ASP. Языки программирования. Особенности и возможности. Объекты сервера. Основные приемы работы с данными. ASP-компоненты. Основы работы с базами данных в интернет-приложениях. Обзор типичных интернет-технологий баз данных. Универсальные механизмы доступа к БД (MicrosoftUniversalDataAccess). Интерфейс ADO. Типовая последовательность работы с данными.
| ДЗ, Т, РГЗ, ЛР
| 9
| Основы XML
| XML: начальные сведения, стандарты, области применения, связанные технологии и возможности. Синтаксические правила XML. Структура документа, директивы анализатора. Формально-правильные и правильные XML-документы. Примеры. Содержимое XML-документа: наборы элементов, секции CDATA, директивы анализатора, комментарии, ссылки на сущность. Примеры. Пространство имен. Основные понятия. Задание пространства имен в XML-документе. Синтаксис объявления. Спецификация «XML информационное множество». Типы информационных элементов данных. Единицы информации комментария, символа, документа. DTD — определение типа документа. Основные структурные элементы DTD. Внешние и внутренние DTD. Использование, конструкции, размещение. Модели содержания элементов. Объявление элемента. Объявление атрибутов. Объявление сущностей. Примеры. XML-схемы. Сравнение DTD и XML-схем.
| ДЗ, Т, РГЗ, ЛР
|
Структурадисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы,108 часов
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 4 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
| 108
| 108
| Аудиторная работа:
| 72
| 72
| Лекции (Л)
| 18
| 18
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 54
| 54
| Самостоятельная работа:
| 36
| 36
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 18
| 18
| Контрольная работа (К)
| -
| -
| Самоподготовка
проработка и повторение лекционного материала
материала учебников и учебных пособий подготовка к лабораторным занятиям
| 18
5
4
9
| 18
5
4
9
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| -
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре
№
раздела
| Наименованиеразделов
| Количествочасов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Информация и бизнес.
Определение, классификация и характеристика WEB-сайтов по различным признакам
| 8
| 2
| -
| 4
| 2
| 2
| Основы HTML
| 12
| 2
| -
| 6
| 4
| 3
| Таблицы в документах HTML
| 12
| 2
| -
| 6
| 4
| 4
| Объекты, формы и фреймы
| 14
| 2
| -
| 8
| 4
| 5
| Стилевоеоформление HTML-документов
| 12
| 2
| -
| 6
| 4
| 6
| Основныепонятиякомпьютернойграфики
| 12
| 2
| -
| 6
| 4
| 7
| Сценарии JavaScript и DHTML
| 14
| 2
| -
| 6
| 6
| 8
| WEB-cерверы
| 12
| 2
| -
| 6
| 4
| 9
| Основы XML
| 12
| 2
| -
| 6
| 4
|
| Итого:
| 108
| 18
| -
| 54
| 36
|
Лабораторные работы
№
ЛР
| №
раздела
| Наименование лабораторных работ
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
|
| 1, 2
| 1
| Анализ сайтов. Создание и поддержка в актуальном состоянии базы данных для решения образовательных задач
| 4
| 3-5
| 2
| Простейший гипертекстовый документ. Структура, создание, корректировка.Гипертекстовый документ. Форматированиетекста. Абзацы, заголовки, списки
| 6
| 6- 8
| 3
| Создание и оформление таблиц средствами HTML. Оформление статических документов с использованием средств HTML
| 6
| 9-12
| 4
| Создание фреймовой структуры. Создание формы. Основные элементы формы. Исследование свойств и методов объекта window, screen, document
| 8
| 13-15
| 5
| Определение дизайна сайта с помощью каскадных таблиц стилей. Работа в HTML-редакторах (Dreamweaver, HomeSite, TopStyle). Оформлениестатическихдокументов с использованиемсредств CSS
| 6
| 16-18
| 6
| Графические и мультимедийные элементы оформления Интернет-узла. Оптимизация графики. Создание интерактивных элементов сайта в графических редакторах
| 6
| 19-21
| 7
| Динамические элементы сайта на стороне клиента средствами JavaScript и DHTML. Созданиеинтерактивныхэлементовсайтасредствами HTML-редакторов
| 6
| 22-24
| 8
| Создание интернет-приложений на стороне сервера. Технология SSI. Регистрационная форма. Интернет-приложения и базы данных. Созданиегостевойкнигисредствами ASP
| 6
| 25-27
| 9
| Содержимое XML-документа: наборы элементов, секции CDATA, директивы анализатора, комментарии, ссылки на сущность.
| 6
| Итого:
| 54
|
Практические занятия (семинары)
Не предусмотрены
Курсовой проект (курсовая работа)
Не предусмотрены
Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| 2
|
| 1
| Компоненты дизайна. Создание гипертекстового документа в MSWord
| 2
| 2, 3, 4
| HTML – языкразметкидокумента
| 2
| 5
| Объекты CSS
| 2
| 6
| Построение сложных объектов векторной графики.
| 2
| 7
| ДинамическийHTML
| 4
| 8
| Виды WEB- серверов, CGI- сценарии, язык Perl
| 4
| 9
| Сравнение DTD и XML-схем
| 2
| Итого:
| 18
|
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных форм проведения занятий и организации самостоятельной работы. Дисциплина ориентирована на содействие формированию у студентов активной профессиональной позиции в отношении внедрения информационных педагогических подходов в образовательную практику, в процессе ее освоения эффективны технологии личностно-ориентированного обучения, используются элементы дистанционного педагогического сопровождения учебной деятельности, активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, тренинги, мастер-классы экспертов и специалистов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся. В аудиторных взаимодействиях развиваются результаты, достигаемые обучающимися в индивидуальной и малогрупповой образовательной деятельности в сетевой среде, в опоре на электронный УМК и дополнительно привлекаемые информационные ресурсы.
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
| Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
| Используемыеинтерактивныеобразовательныетехнологии
| Количествочасов
| 4
| ЛР 1-5
| Выполнение ЛР с использованием ПК
ЛР 1-5Анализ сайтов. Гипертекстовый документ
| 10
| ЛР 6-8
| Выполнение ЛР с использованием ПК
ЛР 6-8 Создание и оформление таблицсредствами HTML
| 6
| ЛР 9-12
| Выполнение ЛР с использованием ПК
ЛР 9-12 Фреймы и формы
| 8
| ЛР 13-15
| Выполнение ЛР с использованием ПК
ЛР 13-15 CSS
| 6
| ЛР 16-18
| Выполнение ЛР с использованием ЛР 16-18 Компьютерная графика
| 6
| ЛР 19-21
| Выполнение ЛР с использованием ПК ЛР 19-21 Динамические элементы сайта
| 6
| ЛР 22-24
| Выполнение ЛР с использованием ПКЛР 22-24 Создание интернет-приложений на стороне сервера
| 6
| ЛР 25-27
| Выполнение ЛР с использованием ПК
ЛР 25-27 XML-документ
| 6
| Итого:
| 54
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
В ходе текущей аттестации оцениваются промежуточные результаты освоения студентами курса «WEB-дизайн». Для этого используются тесты для проверки знания терминологического аппарата и теоретических основ создания WEB-узлов.
Типовые контрольные вопросы (для самопроверки):
Устройствосайта.
Распределениематериаласайта.
Навигация. Шрифт как компонент дизайна. Текстура.
WEB-графика.
Принципы гипертекстовой разметки.
Структура документов.
Контейнеры (теги) заголовка и тела документа.
Простой HTML - документ.
Создание и размещение заголовков различного уровня.
Логические и физические стили. Форматирование абзацев.
Форматирование символов.
Организация текстовых и графических ссылок.
Вставка графики в HTML-документы.
Создание нумерованных и ненумерованных списков разного уровня вложения.
Разработка чувствительной карты графических гипертекстовых ссылок.
Использование специальных символов.
Основные элементы таблиц.
Составные ячейки. Регулировка ширины таблицы и ячеек.
Выравнивание в таблицах.
Запрет перехода текста на новую строку.
Цветовое оформление таблиц.
Создание сложной таблицы.
Применение таблиц для форматирования текста.
Организация окна браузера с помощью фреймов.
Создание фреймов. Дизайн фреймов.
Организация целевых фреймов. Плавающие фреймы.
Назначение формы. Создание формы.
Текстовые поля. Текстовые области.
Переключатели. Флажки. Раскрывающиеся списки.
Отправка данных формы на сервер.
События в динамическомHTML.
Связывание кода с событиями.
Создание сценария.
Внедрение сценария в HTML.
Основные идеи JavaScript.
Структура JavaScript программы.
Типовые примеры использования JavaScript-сценариев.
Синтаксис JavaScript.
Переменные. Операции. Управляющие структуры и организация циклов.
Функции. Объектная модель JavaScript. Обработка событий.
Объектная модель браузера и документа.
Иерархия объектов браузера.
Объект window. Свойства, методы и события объекта window.
Объект document. Свойства, методы и события объекта document.
Объект screen. Свойства, методы и события объекта screen.
Понятие таблицы стилей.
Методы применения таблиц стилей: встроенный, внедренный, связанный стиль.
Синтаксис таблиц стилей.
Работа с классами и псевдоклассами в таблицах стилей.
Назначение, принцип работы, виды серверов.
WEB-сервер Apache.
Установка, настройкафайловконфигурации.
Назначение, принцип работы, виды серверов.
WEB-сервер Apache.
Установка, настройкафайловконфигурации.
Типовыетестовые вопросыдля самоконтроля:
Задержка пакетов не влияет на работу:
электронной почты
Internet-радио
WEB-камеры
Internet-телевидения
Первым текстовым браузером был:
LineMode
Mosaic
NetscapeNavigator
Opera
Первым графическим браузером был:
Mosaic
InternetExplorer
LineMode
Ariadna
Скрипты на языке VBScript предназначены для браузера:
Internet Explorer
Netscape Navigator
Opera
Ariadna
Разработчиком браузера Mosaic был:
Марк Андреесен
Бил Гейтс
Чарльз Беббидж
Тим Бернерс-Ли
Чтобы увеличить толщину символов следует использовать теги:
Чтобы сделать текст наклонным следует использовать теги:
Спомощьютега |