Электронные курсы





НазваниеЭлектронные курсы
страница1/6
Дата публикации23.12.2014
Размер0.83 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО

Уральский государственный горный университет







Л. А. Гаврилова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

Учебно-методическое пособие для преподавателей

Издание УГГУ Екатеринбург, 2006

Г12

Гаврилова Л. А.

Г12. Дистанционное образование. Электронные курсы: Учебно-методическое пособие для преподавателей. – Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2006. – 74 с.
Рассмотрены основные принципы дистанционного образования, актуальность его применения, особенности его технологий. Дана сравнительная характеристика традиционного и дистанционного процессов обучения. Приведены характеристики технических средств в дистанционном обучении. Особое внимание уделено проектированию учебного курса и структуре учебника для технологий дистанционного образования.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и тьюторов, применяющих дистанционное обучение для улучшения качества учебного процесса.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Уральского государственного горного университета.


 Уральский государственный горный университет, 2006

 Гаврилова Л. А., 2006
Содержание
Список сокращений………………………………………………………...4

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..5

  2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ…..…………………………………9

  3. ОСНОВНЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………..………..12

    1. Комплексные кейс-технология…………………………………..12

    2. Интернер-технология……………………………………………..13

    3. Информационно-сетевые технологии. Видеоконференции........15

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ДО……………...17

  2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ДО…………..28

  3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ЕГО МОДУЛЕЙ

И СОДЕРЖАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ……………………...28

  1. СТРУКТУРА УЧЕБНИКА ДО В КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ………….37

  2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ СЕТЕВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ

КУРСОВ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ………………………...43

  1. НОРМЫ ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАСЧЕТА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ДО...53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….54

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………...55

Приложение 1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ………………………………………………...……..57

Приложение 2. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА..…….62

Приложение 3. ПРИМЕР РАСЧЕТА ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ ТЬЮТОРА..…77

Приложение 4. ПРИМЕРЫ АНКЕТ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА…...………………………………………78

Список сокращений:
ДО – дистанционное образование.

УМК – учебно-методические комплексы.

ИОС – информационно-образовательная среда.

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.

ПС – педагогическая система.

СР – самостоятельная работа.

СРС – самостоятельная работа студентов.

СУМК – сетевой учебно-методический комплекс.

СК – сетевой курс.

ВВЕДЕНИЕ
В современных социально-экономических условиях одной из задач российской системы образования является получение широкими слоями населения качественного, доступного и мобильного образования.
Исследование рынка труда в России показывает, что сформировался контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования дать не может.

Дистанционное обучение – это удобный способ обучиться новым профессиям или повысить имеющуюся квалификацию, пригодный для самых широких слоев населения. Дистанционным обучением могут воспользоваться и специалисты, не имеющие возможности оставить рабочее место, и люди, желающие получить престижное образование, но не имеющие достаточно средств для того, чтобы оплатить дорогостоящее очное обучение. Наконец, дистанционное обучение – это один из наиболее удобных способов получения образования людьми с ограниченными физическими возможностями, очное обучение которых затруднено, и с этой точки зрения социальную значимость такого способа обучения трудно переоценить. Дистанционное обучение - прямое воплощение в жизнь концепции открытого образования, которое позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни, выбирать наиболее оптимальные интенсивность и режим получения знаний.



  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ
Дистанционное обучение – новая развивающаяся форма организации учебного процесса. Оно отличается от общепринятой формы обучения тем, что ориентировано главным образом на самостоятельную работу студентов. Поэтому на учебно-методические комплексы (УМК) ложится особая функциональная нагрузка. Обычные учебники, которые в российских вузах использовались десятилетиями, сложно применить при дистанционном обучении, так как они сложны для изучения предмета, а специально разработанных учебно-методических пособий пока не существует.

Учебный процесс дистанционного обучения характеризуется следующими основными чертами:

- преобладание самостоятельной работы студентов;

- отсутствие постоянного контакта студентов и преподавателей “лицом к лицу”;

- учебно-методический комплекс представляет сложное сочетание различных средств обучения (текст, аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы);

- учебные предметы разделены на фрагменты содержания;

- взаимодействие студентов с преподавателем строится на основе разбора наиболее значимых и сложных вопросов усваиваемого фрагмента. Оно осуществляется на лекциях-консультациях и аудиторных занятиях, где используются активные методы обучения.

Дистанционное образование (ДО) предполагает:

  • образование без отрыва от основной деятельности и как следствие ограниченные контакты студентов с преподавателями;

  • определенную свободу в формировании индивидуализированных программ в процессе обучения;

  • возможность изменения образовательной траектории студента в процессе обучения;

  • освоение основного учебного материала в удобное для студента время;

  • предоставление учебных материалов в определенной последовательности и логической форме, ориентированной на самостоятельное обучение студентов.

Особенности ДО:

  • нормальный процесс обучения-учения осуществляется посредством различных средств связи;

  • обучение индивидуализировано;

  • обучение осуществляется через самостоятельную деятельность студента;

  • обучаемый несет ответственность за свои успехи и свободен в выборе сроков и темпа работы.

Термин “дистанционное образование” означает различные образовательные модели, для которых общим является то, что обучаемые и преподаватели пространственно разделены. Как и все типы образования, различные модели дистанционного образования строятся на основе главных компонент процесса обучения:

  • изложение предметного содержания;

  • консультации с преподавателями;

  • выполнение практических заданий.


Дистанционное обучение – целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия участников образовательного процесса между собой и со средствами обучения, который некритичен к расположению их в пространстве и времени и базируется на средствах информационных и телекоммуникационных технологий.

Образование - система, результат, процесс, ценность.

Обучение (преподавание и учение) – это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе.

Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т. е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента.

Педагогика – наука об обучении, воспитании и развитии детей.

Педагогическая система – система, элементами которой являются блоки, название которых логично вытекают из поставленных исследователем вопросов, а именно:

  • Цель (для чего учат?);

  • Содержание (чему учат?);

  • Обучающий (кто учит?);

  • Обучающийся (кого учат?);

  • Средства обучения (с помощью чего учат?);

  • Методы обучения (как учат?);

  • Организационные формы обучения (в каких условиях учат?).

Сетевой курс – дидактическая основа Интернет-обучения.

Сетевой учебно-методический комплекс – дидактический и программно-аппаратный комплекс для обучения через Интернет конкретной дисциплине.

Электронное обучение (Е-Learning) – обучение с использование Интернет-технологий, электронных библиотек, учебно–методических мультимедиа-материалов, удаленных лабораторных практикумов и т. д.

Мультимедиа – комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т. д.).

Off-line – режим работы, подразумевающий подключение к сети только на время отправки запроса или получения информации по запросу. Подготовка запроса и обработка информации происходит в режиме отключения от сети.

On-line – режим работы, означающий непосредственное подключение к сети на все время запроса, поиска, обработки, получения и просмотра информации.

Информационная технология – систематизированная совокупность методов, средств и действий по работе с информацией. Список действий по работе с информацией может быть достаточно большим: поиск, сбор, обработка, преобразование, хранение, отображение, представление, передача и т. д.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Канал – организация дискуссии на определенную тему.

Коммуникация – передача информации между людьми, осуществляемая при помощи различных средств (речь, символьные системы, системы связи).

Компьютерная сеть – группа компьютеров, объединенных между собой для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией.

Компьютерные телекоммуникации – передача данных с одного компьютера на другой с использованием различных систем связи.

Методист – консультант по вопросам педагогического сценария.

Мультимедиа – 1) комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т. д.); 2) мультисреда, содержащая не только текст, но и двух- и трехмерную графику, видео и звук.

Портал – многофункциональный Web-узел Internet, предлагающий разнообразные услуги: поиск информации, бесплатную электронную почту и т. д.

Почтовый сервер – программа, пересылающая сообщения из почтовых ящиков на другие серверы или на компьютер пользователя по запросу его почтового клиента.

Преподаватель-предметник – автор содержательной части обучения.

Преподаватель-консультант – сопровождающий учебный процесс.

Сервер – 1) компьютер, выделенный для совместного использования участниками сети, поставляющий ресурсы и услуги; 2) мощный, постоянно подключенный к Internet компьютер, хранящий и передающий информацию по запросу других компьютеров; 3) программное обеспечение, хранящее информацию и отвечающее на запросы клиентского программного обеспечения.

Трафик – объем информации, передаваемый по сети за определенный период времени.

Тьютор - преподаватель, имеющий право проводить элементы учебного процесса.

Электронная почта (E-mail) – система пересылки электронных сообщений в компьютерной сети.

2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Дистанционное обучение официально трактуется как совокупность дистанционных технологий, применяемых в рамках признанных форм обучения (очная, очно-заочная, заочная и экстернат).

Согласно п. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии для всех форм получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием. В настоящее время такой порядок установлен Методикой применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации, утвержденной приказом Минобразования России от 18.12.2002 № 4452 (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2002 № 4071) [1]:

“…Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

…В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов основных образовательных программ определенного уровня или требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы”.
Порядок разработки и использования дистанционных
образовательных технологий (
приказ № 63 Минобрнауки России
от « 10 » марта 2005 г.):

“При использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ) образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники - позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочных систем, электронных словарей и сетевых ресурсов.

…Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам или требованиям к минимуму содержания дополнительного образования и уровню профессиональной переподготовки при наличии таковых “.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Электронные курсы iconКурсы повышения квалификации за пределами школы, дистанционные курсы,...
Обж и музыки, оснащены ноутбуками, мультимедийными проектороми и экранами на треноге
Электронные курсы iconРазвития и торговли Российской Федерации
Бурятский республиканский педагогический колледж предлагает слушателям: стационарные курсы и семинары (на базе колледжа), выездные...
Электронные курсы iconКафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины
Бурятский республиканский педагогический колледж предлагает слушателям: стационарные курсы и семинары (на базе колледжа), выездные...
Электронные курсы iconЭлектронные учебные курсы по математическим дисциплинам для студентов медицинских вузов
Охватывают, прежде всего торговлю товарами и услугами, а также некоммерческие операции, кредиты и движение капиталов между странами,...
Электронные курсы iconПлан проспект курсов повышения квалификации педагогических работников...
Бурятский республиканский педагогический колледж предлагает слушателям: стационарные курсы и семинары (на базе колледжа), выездные...
Электронные курсы iconВысшие дипломатические курсы
Курсы «Повышение профессиональной квалификации» для молодых специалистов, принятых на работу
Электронные курсы iconТехнологии физкультурно-спортивной деятельности смоленск 2009
Итоговая форма контроля – 3, 5 курсы дифференцированный зачет; 4, 6 курсы экзамен
Электронные курсы iconСанкт-Петербург П. Г. Бордовский информатика электронные таблицы ms excel 2003 (практикум)
Программа ms excel относится к одной из старейших групп программ электронные таблицы. Электронные таблицы предназначены для выполнения...
Электронные курсы iconЧто такое электронные образовательные ресурсы (эор)?
...
Электронные курсы iconЧто такое электронные образовательные ресурсы (эор)?
...
Электронные курсы iconОсобенности преподавания профильных элективных курсов по биологии....
Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся
Электронные курсы iconВсе электронные библиотеки интернета
Здесь Вы найдете полноценные электронные учебные пособия от экономики, философии, сервиса, дизайна до права и социологии (более 420...
Электронные курсы iconКурсы кафедры дифференциальных уравнений 34 Курсы кафедры математического анализа 64
Федеральное государственное образовательное автономное учреждение Высшего образования
Электронные курсы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные...
Электронные курсы iconКурсы повышения профессиональной квалификации фундаментальные курсы...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Н. О. Кривошапкина» Городского...
Электронные курсы icon«Учебно-методический комплекс дисциплины «Автоматические электронные системы»
Умк составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск