Скачать 363.08 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКА ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК КАФЕДРА НОВОЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Г. И. Баязитова ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Учебно-методический комплекс Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения направлений «История» «Международные отношения» Издательство Тюменского государственного университета 2008 УДК 340 (075.8)+32(075.8) ББК Х1(0)я73+ф1(0)я73 А3 Б342 Г. И. Баязитова. История политических и правовых учений: Учебно-методический комплекс. Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения, по направлению 030400.62 «История» и по направлению 030700.62 «Международные отношения». Тюмень, 2008, 35 стр. Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «История политических и правовых учений» позволяет студентам рассмотреть закономерности и основные этапы развития политической мысли Западной Европы с древнейших времен до конца XIX века. В основу курса положен проблемно-хронологический подход. Рабочая учебная программа опубликована на сайте ТюмГУ: История политических и правовых учений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано Учебно-методической комиссией Института истории и политических наук. Одобрено Учебно-методической секцией Учёного совета ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: C. В. Кондратьев, д.и.н., профессор РЕЦЕНЗЕНТЫ: З.Н. Сокова, д.и.н., профессор Д.В. Байдуж, к.и.н., старший преподаватель © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008 © Г.И. Баязитова, 2008 1. Пояснительная записка Политические и правовые идеи являются неотъемлемой частью исторического наследия. Возникновение и развитие человеческого общества постоянно сопровождалось интересом к данной проблеме, попыткой осмыслить и дать толкование понятиям «государство», «право», «закон». Историю политических и правовых учений можно рассматривать как отражение политической, экономической и культурной реальности, либо наоборот как катализатор общественных изменений. В любом случае, она всегда будет оставаться источником для изучения ментальности, поведенческих особенностей и мотивации людей в различные исторические эпохи. Цель курса – изучение основных этапов развития политической и правовой мысли в Западной Европе и России с древнейших времен и до середины XX века. Лекциям отведено 36 часов, практическим занятиям отведено 18 часов, в ходе которых предполагается изучить 13 тем. Программа предназначена для студентов-бакалавров истории и студентов-бакалавров международных отношений. 2. Тематический план изучения дисциплиныДля направления «Международные отношения»
Тематический план изучения дисциплиныДля направления «История»
3. Содержание дисциплины Лекция 1. Предмет истории политических и правовых учений. Что изучает история политических и правовых учений? Предмет. Исторические эпохи и политико-правовые идеи. Эволюция и филиация идей. Методы изучения политико-правовых учений. Лекция 2. Политико-правовые учений Древнего Востока. Особенности исторического развития древневосточных обществ. Религиозно-мифологическое сознание. Первые представления о государстве и его функционировании. Человек и государство. Роль религии в учениях о государстве. Представления о праве. Лекция 3. Политико-правовые учений Древней Греции. Особенности исторического развития древнегреческого общества. Роль мифологии в становлении представлений о мире, человеке и обществе. Развитие древнегреческой философии и выделение из нее политической теории. Политическое учение Платона, Аристотеля. Лекция 4. Политико-правовые учений Древнего Рима. Особенности исторического развития древнеримского общества. Складывание правовой культуры. Ранние правовые памятники. Представления о государстве. Соотношение понятий «республика» и «государство» в римской политической традиции. Цицерон. Стоики. Марк Аврелий. Лекция 5. Политико-правовые учения эпохи Возрождения. Особенности исторического развития общества в период Возрождения. Формирование новой политической философии. Государство в представлении Н. Макиавелли, Ж. Бодена. Лекция 6. Европейские политические учения XVIIвека. Особенности исторического развития общества в период Раннего Нового времени. Теория естественного права и договорного происхождения государства. Политико-правовые воззрения Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Бенедикта Спинозы и Джона Локка. Лекция 7. Политико-правовые учения Просвещения. Политико-правовые учений французского Просвещения как идейная основа для создания американского государства. Политико-правовые воззрения Т. Пейна, Т. Джефферсона, А. Гамильтона. Политико-правовые учения французского Просвещения. Особенности исторического развития общества в эпоху Просвещения. Эволюция теории естественного права и общественного договора. Теория разделения властей. Политико-правовые воззрения Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо Лекция 8. Ранний европейский консерватизм.. Консерватизм как общественно-политическое течение. Э. Бёрк и его политические воззрения. Ж. де Местр и представления о государстве. Сословно-представительная монархия как политический идеал де Местра. Луи де Бональд. Лекция 9. Европейские либеральные теории XIX века. Особенности исторического развития в первой половине XIX века. Либерализм как экономическое и общественно-политическое течение. И. Бентам и теория утилитаризма. Б. Констан, А. де Токвиль, Д.С. Милль. Лекция 10. Политико-правовые взгляды И. Канта и Г.-В. Гегеля. Особенности исторического развития немецких государств в начале XIX века. Философские идеи И.Канта как основа политико-правовых воззрений. Кантовская иедя права. Гегель и его философские идеи. Идея абсолютного духа и идея всемирного государства. Право в представлении Гегеля. Лекция 11. Политико-правовое учение марксизма. Революции 1848-49 гг. в Европе как отправная точка развития марксизма. Идейные основы марксизма – ранний социализм. Формационная теория К. Маркса. Учение о базисе и надстройке. Представление о современном буржуазном государстве. «Манифест Коммунистической партии». Идеи создания нового социалистического государства. Лекция 12. Теории элит и бюрократии. Формирование теории элит в конце XIX- начале XX вв. Гаэтано Моска. Господство элит как закон общественной жизни. Критика теории демократии. Вильфредо Парето. Широкое и узкое понимание термина «элита». Формирование представления об элите как политически организованном меньшинстве. Теория « циркуляции элит». Роберт Михельс. «Железный закон олигархических тенденций». М. Вебер и элитология. Критика демократии в трудах Х. Ортеги-и-Гассета. Современные теории элит. Макиавеллистская школа. Ценностные теории элит. Теории демократического элитаризма. Концепции плюрализма элит. Леволиберальные концепции. Школа Ю. Левады и политическая элитология в России. Практические занятия Тема 1. Политико-правовые учения Древнего Востока.
А) «Поучения Птахотепа» - один из первых источников по истории политической и правовой мысли. Представления о справедливости и правосудии. Б) «Книга мертвых». Мифологическая основа первых представлений о власти, обществе и государстве.
А) «Законы Ману». Деление общества на варны. Представления о дхарме. Б) «Артхашастра» - древнеиндийский политико-правовой трактат. Его основные положения. Идея сильной власти государя.
А) «Дао дэ цзин». Категория «дао» в политическом преломлении. Б) Патриархально - патерналистская концепция государства у Конфуция. Социально-политическая иерархия общества. Изучая политико-правовую мысль Древнего Востока, следует обратить внимание на мифологичность сознания древних людей, поэтому в качестве основных источников чаще всего выступают философские трактаты, эпические предания. Источники:
Литература:
Тема 2. Политико-правовые представления в Древней Греции. Платон и Аристотеля. 1. Греческий полис: идеология, гражданские ценности, исходные элементы мировоззрения. 2. Политический идеал Платона. а) Платон о формах государства. Критика демократии. б) Проект организации господствующего класса на началах военно-лагерной жизни в диалоге «О государстве». Причины общности имуществ в правящей верхушке. в) Господство философов в идеальном государстве Платона. Государственное воспитание. г) Новый проект «идеального» государства в диалоге «Законы». 3. Общественно-политические воззрения Аристотеля. а) Понятие «государство» в трактатах Аристотеля. Происхождение государства, формы государственного устройства. Полития. б) Учение Аристотеля о справедливости, праве и законах. Понятие арифметической и геометрической справедливости. в) Критика проектов идеального государства Платона. г) Естественное право, формы правления, закономерности их развития и причины их смены. д) Апология частной собственности. Роль средних слоев в поддержании политической и социальной стабильности. В эллинистической Греции впервые появились политико-правовые категории – «полис», «демократия», «аристократия», «закон» и т. д.. Студентам необходимо помнить, что политико-правовые учения Древней Греции тесно связаны с философией Платона, Аристотеля и во многом исходят из идей идеальной и материальной субстанций. Греческим философам принадлежат многие оригинальные идеи, которые впоследствии легли в основу мировоззрения европейского человека. Источники:
Литература:
Тема 3. Политико-правовые представления в Древнем Риме. Полибий и Цицерон. 1.Основные направления политической мысли в Древнем Риме. 2.Полибий. Основные этапы жизни и деятельности. а) Полибий, его учение о круговороте политических форм. б) Смешанная форма правления и ее элементы. в) Обычай и закон как основные начала государственной жизни. 3.Марк Тулий Цицерон. Его трактаты «О государстве» и «О законах». а) Политическая идеология в Риме в период республики. б) Учение Цицерона о государстве. Формы государственного устройства. Достоинства и недостатки демократии, царской власти и власти «оптиматов» в) Справедливость и закон в представлении Цицерона. Функция закона. Роль обычая. г) Право в трактовке М. Т. Цицерона. Право войны. д) Магистраты и их роль в отправлении закона. е) Политический идеал Цицерона. В Древнем Риме сформировалась первая законченная концепция права, которая вошла в историю под названием римского права. Отношения власти-подчинения, развитая традиция частной собственности сформировали особое отношение древних римлян к праву, как основе существования общества. При рассмотрении политических и правовых воззрений римских авторов необходимо помнить об этой характерной черте древнеримского мышления. Источники:
Литература:
Тема 4.Политические теории эпохи Возрождения.1.Политическое учение Макиавелли а) Взгляды Макиавелли на природу человека. Сила как основа права. б) Независимость политики от морали. в) Представления о формах государства. Идея сильного централизованного государства. Республиканские тенденции. г) Николо Макиавелли о роли принцепса. 2.Жан Боден а) Причины появления «Шести книг о государстве» - главного политического труда Жана Бодена. б) Учение о формах власти Жана Бодена. Верховная власть – суверенитет и ее признаки. в) Формы государственного правления по теории Жана Бодена. г) Представления Бодена об общественном развитии и круговороте государственных форм. д) Формирование доктрины абсолютизма в трудах Ж. Бодена. 3.Политико-правовые представления Эразма Роттердамскогоа) Э. Роттердамский о власти, политике и морали. б) Трактат «Воспитание христианского государя» Э. Роттердамского Политическая мысль эпохи Возрождения ознаменовала новый период в развитии политико-правовых учений. В трудах Н. Макиавелли и Ж. Бодена впервые в Европе появляется мысль о политике как ремесле правителя. Оригинальные идеи мыслителей Возрождения заложили основу для развития последующей европейской мысли. Студентам нужно уделить пристальное внимание изучению источников в ходе подготовки к семинарскому занятию. Источники:
«О справедливости арифметической, геометрической и гармонической» [Фрагмент. Перевод и комментарии Г. И. Баязитовой] // Европа. Международный альманах. Вып. VIII. Тюмень. 2007.
Литература:
Тема 5. Европейские политические учения XVII века. 1.Гуго Гроций и его жизнь. а) Учение о вечности и неизменности «естественного закона». б) Взгляды на происхождение государства. Учение о суверенитете власти и его носителях. в) Защита ограниченной монархии и пропаганда республиканских идеалов. г) Проблема мира и войны. Справедливые и несправедливые войны. Договор как основа международных отношений. Гуго Гроций – основоположник теории международных отношений. 2.Политическое и правовое учение Бенедикта Спинозы. а) Происхождение, сущность и задачи государства. б) Особенности «неотчуждаемых» правах граждан и границах государственной власти. в) Защита религиозной свободы и свободы морали. 3.Политическое и правовое учение Томаса Гоббса. а) Природа человека, «естественное право» и «естественные законы». б) Особенности договорной теории происхождения государства у Гоббса. в) Взгляды на сущность и формы государства и государственный суверенитет. г) Требование подчинения церкви государству, соотношение личности и государства. д) Политический идеал Гоббса – абсолютная монархия, основанная на естественных законах. «Левиафан». е) Отношение Гоббса к Английской революции. 4.Дж. Локк а) Обоснование компромисса 1688 г. в Англии в учении Джона Локка. б) Зарождение политической идеологии либерализма. в) Дж. Локк об основных требованиях естественного права, о происхождении и задачах государства. г) Д. Локк о соотношении общества и государства. д) Теория разделения властей. Политическая мысль XVII века формируется в двух передовых в экономическом и политическом смысле странах – Нидерландах и Англии. В трудах английских и нидерландских мыслителей выражались полярные взгляды на вопросы общественного устройства и управления государством. Естественно-правовая теория, возродившаяся в XVII веке, вошла в европейскую традицию на два века вперед. Теории конституционализма и либерализма определили европейское политическое развитие в XIX веке. Источники:
Литература:
Тема 6. Политические идеи эпохи Просвещения.
а) Представление о «рациональном» и «иррациональном» в философии Просвещения; б) Представления о «естественном» и «искусственном» состояниях; в) Учение об общественном прогрессе.
а) Критика религии и церкви. б) Вольтер о народе. в) «Просвещенная монархия» - политический идеал Вольтера.
а) Трактаты «Персидские письма» и «О духе законов». б) Происхождение государства в представлении Монтескье. в) Теория климата г) Классификация видов правления. Республика, монархия, деспотия. д) теория разделения властей.
а) естественно-правовая концепция в трудах Ж.- Ж. Руссо. б) Идея равенства в) Идея неотчуждаемых прав г) Идеи народного суверенитета. Эпоха Просвещения является одним из центральных культурных, исторических и интеллектуальных периодов развития человечества. Дальнейшая разработка основ конституционализма, естественно-правовой концепции и теории суверенитета находит отражение в политико-правовых учениях данного периода. Следует также рассмотреть формирование концепции «просвещенного абсолютизма». Источники:
Литература:
М., 1983.
М., 1995.
М., 1993. Ч. 1. С 89 – 111.
М., 2001.
|
Международные отношения М 43 Международные отношения: Библиографический указатель. Вып. 5 / Научная б-ка мгимо (У) мид россии. – М., 2005. – 240 с | Тема работы: Географические аспекты Активно воздействуя на международные экономические отношения, транснациональные (международные) корпорации (тнк) формируют новые... | ||
Программа дисциплины «Политика и экономика стран постсоветского пространства»... Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 68 подготовки магистра, обучающихся... | Международные отношения В. В. Иванова: Иностранный язык (английский). Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления «Международные... | ||
Курс читается студентам 2 года обучения в магистратуре по направлению... ... | Программа государственного экзамена по направлению подготовки (специальности)... Международные отношения, рекомендациями учебно-методических объединений и на основании учебного плана направления подготовки 031900... | ||
Программа итоговой государственной аттестации по направлению подготовки... Международные отношения, рекомендациями учебно-методических объединений и на основании учебного плана направления подготовки 031900... | Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений... Направление «международные отношения» (522900), направление «регионоведение» (521300) | ||
Региональные организации европы (regional organisations in europe) «Мировая политика», «Международные отношения (на английском языке)», «Международные отношения на постсоветском пространстве», «Международное... | Международные отношения «Иностранный язык» (немецкий) составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального... | ||
Международные отношения. Тест с ответами Автором идеи столкновения... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) 2004... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Современные международные отношения» Рецензируемая рабочая программа разработана для освоения студентами по специальности связи с общественностью дисциплины «Современные... | ||
Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине... «Международные экономические отношения» для студентов специальности «Мировая экономика» | Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине... «Международные экономические отношения» для студентов специальности «Мировая экономика» | ||
Программа разработана в соответствии с Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900.... | Программа дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... |