Скачать 334.67 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФБГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» Юридический институт УТВЕРЖДАЮ Директор ЮИ ТГУ, д.ю.н., профессор ___________________В.А. Уткин "_____"__________________2011 г. Рабочая программа дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» Наименование магистерской программы «Обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования» Направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Профиль подготовки 521406 «Природоресурсное право, экологическое право, земельное право» Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Томск 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» являются: - передача обучающимся теоретических знаний, необходимых для дальнейшего осуществления профессиональной деятельности и организация процесса по усвоению этих знаний; - выработка у магистрантов умений на основе научного мировоззрения познавать и оценивать явления и процессы, связанные с преступностью, с мерами её предупреждения, уметь анализировать криминогенную обстановку в районе, городе, регионе, уметь планировать предупреждение преступности с применением наиболее оптимальных и эффективных мер; - формирование у магистрантов навыков криминологического мышления, объективной оценки криминологической ситуации. 2.Место дисциплины в структуре магистерской программы Криминология тесно связана с другими науками. Находясь на стыке социологии и права, как междисциплинарная, данная наука взаимодействует как с правовыми, так и с общественными науками.. Среди неправовых наук криминология тесно взаимодействует с социологией, политологией, экономикой, социальной, возрастной и педагогической психологией, педагогикой и др. Для освоения данной дисциплины обучающиеся должны знать основные положения наук криминального цикла: уголовного права, уголовно-исполнительного права, уголовно-процессуального права. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Теория и практика предупреждения преступности» В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
4. Структура и содержание дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы , 72 часа.
5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках данного учебного курса предусмотрены встречи с судьями, прокурорскими работниками, мастер-классы экспертов и специалистов. Ориентация на перевод магистрантов в субъектную позицию в отношении собственной образовательной деятельности предполагает использование образовательных технологий и педагогических приемов, направленных на активизацию смыслообразующей деятельности, оформлению и предъявлению ценностно-смысловых позиций в отношении исследуемых проблем образовательной практики (на основе анализа существующих в культуре теорий и подходов). Семинар-проблематизация позволяет проявлять уже сложившиеся в результате прошлого опыта образовательные установки студентов и соотносить их с современными требованиями, предъявляемыми к образованию как социокультурной практике нового типа. Подготовка и участие в дискуссии способствует становлению субъектной и компетентной позиции в отношении происходящих в образовательной практике процессов и содержательной включенности магистрантов в проектирование индивидуальных образовательных траекторий. Анализ ситуаций, ситуационное моделирование и метафорические действия позволяют перейти в процессе рефлексивного обсуждения с уровня переживаний проблемных ситуаций на уровень осознания причин, порождающих эти ситуации, и понимание психологических оснований конструктивных подходов к выявлению и разрешению актуальных противоречий становящейся образовательной реальности. Самостоятельная работа студентов предполагает отбор, систематизацию и анализ литературных источников, оформление и аргументацию ценностно-смысловых позиций в отношении исследуемых образовательных феноменов, подготовку к дискуссии, разработку и реализацию проектов, планирование и проведение психолого-педагогических исследований и констатирующих экспериментов. Итоговое задание рассматривается как форма процессуального тестирования, поскольку анализ текста позволяет реконструировать ценностные основания образовательной деятельности магистрантов и оценивать динамику развития общекультурных и профессиональных компетенций. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют не менее 50 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 % аудиторных занятий. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Текущий контроль успеваемости проводиться в ходе всех видов занятий с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного вскрытия недостатков в подготовке магистрантов и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации работы магистрантов в ходе занятий и оказания им индивидуальной помощи. Текущий контроль проводится в таких формах, как: - опрос магистрантов во время семинаров и практических занятий; - проверка практических заданий, выполненных во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя; - проверка тестовых заданий; - проверка внеаудиторных работ, заданных на дом к определенному сроку и выполненных магистрантами самостоятельно: - итоговый контроль осуществляется в форме зачета по всему курсу. Семинарское занятие 1. Тема 1.1. Преступность и ее основные показатели в РФ
Контрольные вопросы:
Контрольные задания. Задание 1. В городе А. в течение года зарегистрировано 2100 преступлений. Население города составляет 340 тыс. человек. В городе Б. за этот же период было зарегистрировано 1300 преступлений. Население этого города составляет 275 тыс. человек. Рассчитайте коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. человек и определите, в каком из них коэффициент выше. Задание 2. В Н-ской области за год было зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население области – 750 тыс. человек, из них 180 тыс. – дети, не достигшие возраста 14 лет. В К-ской области в течение этого же периода времени было зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Население области составляет 900 тыс. человек, из них 210 тыс. – дети, не достигшие возраста 14 лет. Рассчитайте коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше. Семинарское занятие 2. Тема 1.2. Проблемы личности преступника в современной криминологии.
Контрольные вопросы:
Контрольные задания. Задание 1. Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников служат благоприятным фоном проявления антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными: а) наследственные или приобретенные физические или психические дефекты; б) нарушения психики, врожденные или приобретенные; в) социальные отклонения, связанные с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; г) низкий уровень интеллектуального развития. Задание 2. Какие из приведенных ниже классификационных групп могут быть отнесены к криминологическим типам личности: а) воры, разбойники, мошенники, хулиганы, насильники; б) устойчивые, ситуационные, случайные; в) лица, совершившие преступления впервые, повторно. Выделив среди перечисленных криминологические типы личности, охарактеризуйте каждый из них в отдельности. Объясните, что взято за основу типологии. Семинарское занятие 3. Тема 1.3. Детерминанты преступности (характеристика, анализ, теория)
Контрольные вопросы:
Контрольные задания. Задание 1. Несовершеннолетний Б. совершил кражу вещей из магазина (ч. 2 ст. 158 УК РФ). на предварительном следствии было установлено следующее: Б. нигде не работает и не учится, проживает с родителями. Образование 6 классов, в школе учился плохо, нарушал дисциплину. С 12-летнего возраста стоит на учете в ПДН органов внутренних дел. Часто употребляет спиртные напитки в кругу сверстников. Назовите детерминанты, обусловившие преступное поведение Б., классифицируйте их. Задание 2. Преступления чаще всего совершаются по следующим мотивам: из корысти, мести, ревности, солидарности с другими, самоутверждения, хулиганских побуждений, зависти и др. Какие из перечисленных мотивов характерны для несовершеннолетних, а какие для взрослых лиц? Объясните свой ответ с позиций возрастной психологии. Семинарское занятие 4. |
Генетическая теория причин преступности В свою очередь теории преступности серьезно влияют на ценностные ориентации общества и на общественное мнение о причинах преступности,... | Учебно-методический комплекс криминология Криминология относится к общетеоретической науке о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, а также о средствах,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для... | Кафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный... | ||
Конвенция организации объединенных наций против коррупции Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию и Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности... | Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» Целью курса является овладение учащимися методикой преподавания специальной дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в... | ||
Рабочая программа дисциплины дс. 01 «Теория и практика педагогического... «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальности 031201. 65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»,... | Программа дисциплины «Теория и практика онлайн исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | ||
Программа по курсу «Криминология» для студентов специальности 03050165 «Юриспруденция» Особое внимание уделяется теории и практике предупреждения преступности и ее видов | Программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама... | ||
Рабочая программа дисциплины в. 14 «Теория и практика связей с общественностью» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины теория управления Учебная практика оформляется в тетради или на листах формата А4 в соответствии с заданиями | Рабочая программа дисциплины Информационное общество: теория и практика... Целью освоения дисциплины является формирование у слушателей предствления об информационном обществе как новом типе общественного... | ||
Программа дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Рабочая программа дисциплины «Теория и практика профессионального речевого общения» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |