Скачать 2.25 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ I. Учебная программа дисциплины...................................................................3 Введение...................................................................................................................3 Содержание дисциплины…....................................................................................6 Список рекомендуемых законодательных и нормативных актов……………16 Список рекомендуемой литературы……………………………………………18 Электронные ресурсы…………………………………………………………...23 Учебники в электронном виде.…………………………………………………24 Мультимедийные презентации по темам курса……………………………….25 II. Рабочая программа дисциплины................................................................26 Введение.................................................................................................................26 Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий…………………………………………..............................................28 Учебно-тематические планы................................................................................30 Планы (конспекты) лекций по дисциплине........................................................38 Планы семинарских и практических занятий..…………………………...........43 Примерная тематика докладов, рефератов, сообщений....................................59 III. Программа промежуточной аттестации студентов................................60 Введение.................................................................................................................60 Тесты по Криминологии….............................................................................61 Задания для выполнения контрольных работ …................................................72 Вопросы для подготовки к зачёту……………………………………………....75 Примерная тематика курсовых работ..................................................................76 IV. Программа итоговой аттестации студентов............................................77 Примерная тематика дипломных работ..............................................................77 V. Учебно-методические рекомендации..........................................................78 Рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий….….78 Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям…….80 Рекомендации по выполнению рефератов и научных докладов....…………..81 Рекомендации по выполнению курсовой работы..............................................83 Рекомендации по написанию дипломной работы……………………………..88 Методика балльно-рейтингового контроля знаний студентов……………….98 Карта обеспеченности дисциплины учебной литературой………………….102 I. Учебная программа дисциплины Введение Учебная программа дисциплины «Криминология» разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и предназначена для обучения студентов специальности 03050165 - «Юриспруденция» всех форм обучения как научной и учебной дисциплины в целях приобретения теоретических знаний о преступности, сущности и формах ее проявления, причинах и закономерностях ее возникновения, существования и изменения, а также личности преступника в целях приобретения практических навыков предупреждения и успешной борьбы с этим социальным злом. Учебная программа отражает современный уровень криминологической науки и практики изучения и предупреждения преступности, включает в себя планы лекций и семинарских занятий; список литературы, нормативные документы; конспекты лекций. Целью преподавания учебной дисциплины «Криминология» является:
В процессе чтения лекций, проведения семинарских и иных видов занятий, самостоятельной работы по криминологии студентами должны быть достигнуты следующие цели: 1. Образовательная:
2. Практическая:
3. Воспитательная:
Задачи изучения дисциплины:
«Криминология» является специальной дисциплиной юридических вузов. В ее содержание входит комплекс фундаментальных и прикладных положений теории и науки криминологии, изучение которой является обязательной в системе высшего юридического образования. Структурно названная дисциплина подразделяется на две части «Общая» и «Особенная». В общую часть включены первые восемь тем, в которых раскрываются предмет и метод науки криминологии, ее междисциплинарный характер, исследуются преступность как социально-правовое явление, ее детерминанты (причины, условия, факторы, обстоятельства), личность преступника и механизм индивидуального преступного поведения; основы виктимологии как учения о жертве преступления; основы теории предупреждения преступности. Особенная часть состоит из девяти тем и посвящена темам, в которых даются криминологическая характеристика и меры предупреждения отдельных видов и групп преступлений. В частности, даны криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи, насильственной преступности и хулиганства, преступлений в сфере экономики, групповой и организованной преступности, рецидивной преступности и криминального профессионализма, неосторожных преступлений. В результате изучения «Криминологии» студенты должны:
2) Знать:
4) Иметь опыт (навыки):
Учебная программа содержит список основной и дополнительной литературы, электронных средств обучения электронных презентаций по всем разделам и темами дисциплины. Содержание дисциплины ТЕМА № 1 Предмет криминологии и взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.) Понятие криминологии. Криминология как социально-право- вая наука и учебная дисциплина. Предмет криминологии и его структура. Общая характеристика исследуемых криминологией социальных явлений — преступности, ее детерминант, личности преступника, предупреждение преступлений. Задачи и функции криминологии. Связь криминологии с философией, социологией, экономической наукой, политологией, психологией, педагогикой и другими дисциплинами. Место криминологии в системе юридических наук. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с науками уголовного процесса, прокурорского надзора, криминалистикой, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной психологией и педагогикой. Связь криминологии с науками госправового и гражданскоправового цикла (административным правом, гражданским, семейным и трудовым правом). Криминология и статистика. Значение математических знаний для решения задач криминологии. Структура и задачи учебного курса «Криминология». Вопросы для самоконтроля
ТЕМА № 2 История развития криминологии в России Зарождение криминалистической мысли. История учений о преступности. Теологические взгляды на преступность и преступника. Возникновение криминологии как науки. Классическая школа, антропологическое (биологическое) направление. Биологические, биосоциальные и социологические теории преступности, клиническая и конституционная теории, концепция умственной отсталости и наследственной предрасположенности. Криминологические взгляды философов - просветителей (Руссо, Монтескье, Вольтер, Беккариа) и социалистов (Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Маркс). Отечественная криминология. Возникновение и начальный этап развития криминологии в России (развитие криминологии в дореволюционной период. Этапы развития российской криминологии. Организация деятельности первых советских криминологических учреждений. Кабинеты по изучению преступности и преступников. Задачи, возложенные на Государственный институт по изучению преступности и преступников.(1925) Причины прекращения научных криминологических исследований в конце 30-х годов прошлого века. Возрождение криминологических исследований в начале 60-х годов. Создание Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Структура этого института. Основные научные проблемы, разрабатываемые в рамках института. Координация криминологических исследований. Включение криминологии в учебные планы высших юридических учебных заведений. Современное состояние российской криминологии. Вопросы для самоконтроля: 1.Назовите основные направления развития российской криминологии в дореволюционный период 2. Почему прекратились криминологические исследования в середине 30-х гг? 3. Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии и этапы ее развития. ТЕМА № 3 Методы криминологических исследований Изучение преступности — необходимое условие организации борьбы с ней. Цели и задачи криминологического изучения преступности. Понятие методики криминологических исследований. Их комплексность, определяемая междисциплинарностью криминологии. Сочетание социологических и правовых методов - характерная особенность методики криминологических исследований. Основные направления криминологического изучения преступности и результатов борьбы с ней. Информационное обеспечение криминологических исследований. Виды криминологической информации, основные требования, предъявляемые к ней. Источники криминологической информации. Основные социологические методы изучения преступности и мер борьбы с ней (наблюдение, изучение материалов уголовных дел и других документов, анкетные опросы, интервью, эксперимент). Психологические методы в криминологических исследованиях. Психологические тесты как диагностические методики изучения личности правонарушителей. Уголовная статистика и ее роль в организации борьбы с преступностью. Этапы статистических исследований. Виды статистических наблюдений. Сводка и группировка, виды группировок. Анализ статистических данных о преступности. Методика вычисления основных показателей преступности. Функциональная и корреляционная связь между процессами и явлениями, изучаемыми криминологией. Выборочное исследование. Понятие и виды выборки в криминологии. Проведение выборочных статистических наблюдений. Организация криминологических исследований. Разработка программы и плана исследования. Проблемы организационного и материального обеспечения исследования в условиях перехода к рыночным отношениям. Использование результатов криминологических исследований в деятельности по предупреждению преступлений. Вопросы для самоконтроля 1. Какие социологические методы используются в криминологических исследованиях? 2. Определите значение уголовной статистики и ее роль в организации борьбы с преступностью. 3. Как организовать криминологическое исследование? ТЕМА № 4 Преступность, ее основные качественные и количественные характеристики Понятие преступности, ее признаки. Преступность как статистическая совокупность. Основные качественные и количественные показатели преступности. Относительная массовость, общественная опасность и противоправность явления преступности. Состояние (уровень) преступности. Показатели измерения состояния преступности. Индекс и коэффициент преступности. Абсолютные показатели состояния преступности. Понятие латентной преступности. Причины латентной преступности. Методы выявления латентной преступности. Структура преступности. Значение исследования структуры преступности. Основные показатели структуры преступности. Основания структуирования преступности. Территориальные различия преступности. География преступности. Динамика преступности. Значение исследования динамики преступности. Сезонные колебания преступности. Изменение преступности в зависимости от социально-экономических, политических и иных условий жизни общества (состояние правоприменительной практики, изменения законодательства и др.). Общая характеристика и тенденция изменения преступности в нашей стране. Основные тенденции преступности в РФ на современном этапе. Латентность как теневой показатель преступности, ее причины. Виды латентности. Вопросы для самоконтроля
|
Реферат Тема: Возникновение, развитие, этапы зарубежной Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говориться, и исторически, знать историю криминологии. Это... | Тесты, задания и контрольные вопроы по дисциплине «Материаловедение.... Материалы для оценки уровня знаний (тесты, задания и контрольные вопроы) по дисциплине | ||
План введение Учебные вопросы: Понятие криминологии и ее предмет Дать курсантам основные понятия криминологии как науки и учебной дисциплины, как фундамента теоретических знаний для изучения этого... | Урок в 11 классе Выполнила учитель математики Корейво Н. Г Проверочная работа, задания выводятся на доске, состоят из двух вариантов, работа выполняется в тетради. После выполнения задания... | ||
Тесты для родителей Общее время выполнения 180 минут, в т ч на тесты 60 минут, на задачи 120 минут | Задания для самостоятельного выполнения Для успешной подготовки к сдаче итогового теста попробуйте выполнить задания по основным темам курса | ||
Тесты для участников из 9-х и 10-11-х классов одинаковые. Тесты и... Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по географии | Задания для команд Для более качественного выполнения домашнего задания организаторы игры рекомендуют совершить экскурсию в Бородино, Можайск, посетить... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие рууд – умение определять цель учебной деятельности, определять план выполнения заданий, определять правильность выполнения... | Протокол оценки выполнения задания «Эссе» Для определения количества баллов, набранных участником за выполнение задания, подсчитывается сумма баллов по критериям (максимальное... | ||
Задание №2. Выполнить до 1 февраля! Для выполнения задания внимательно... Для выполнения задания внимательно прочитай текст и коротко (1-3 предложения) ответь на вопросы после текста | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Визуальная проверка и демонстрация выполнения наиболее удачных вариантов выполнения задания рт: №38 с. 30, 31 | ||
Клиническая фармакология Тестовые задания В пособии разработаны пять занятий по данной дисциплины, в которых указаны основные лекарственные препараты, их свойства, рецептурная... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы аудита» Опд. В. Оо сд. Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план, содержание курса, вопросы и задания для семинарских... | ||
Напутствие для выполнения Домашнего Задания При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного... | Тесты по истории Тувы первой половины ХХ века, а именно с 1900 по... Эти тесты позволяют самым кратким путем выявить знание (незнание) школьником конкретного вопроса, понимание (непонимание) учебного... |