Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
|
| Замолоцких Е.Г.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1 от 03.09.2012
| Учебно-методический комплекс ОПД.Ф.09Психопатология
Факультет дефектологический
Направление: Специальность олигофренопедагогика (031700)
Кафедра спец. педагогики и спец. психологии
Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № __
«___» ___________200_г.
Программа модуля «Психопатология»
Направление: Специальность олигофренопедагогика (031700)
Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Москва-2012
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
Код по ГОС ВПО
| Название дисциплины и дидактическое содержание
| Трудоемкость по ГОС ВПО
| ОПД.Р.7.
| Психопатология.
| 72 ч.
|
1. Цели и задачи учебной дисциплины Целью дисциплины «Психопатология» является знакомство студентов с историей развития данной науки, в которой раскрывается отношение к психически больным в разные эпохи, борьба различных философских течений (материалистических и идеалистических), оказавших влияние на становление зарубежной и отечественной психиатрии, а также организация специальной помощи больным, развитие клинической медицины.
Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающие виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих основных задач:
-изучение причин возникновения (биологических и социальных) и клинических проявлений психоневрологических расстройств;
-раскрытие значения возрастного фактора для формирования остаточных явлений после перенесенных заболеваний;
-использование лечебной и психолого-педагогической помощи.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Педагоги-дефектологи должны знать:
-значение биологических и социальных факторов в возникновении психических заболеваний;
-значение возраста и критических периодов в возникновении и развитии болезни;
-значение исходных состояний в вариантах дефекта;
-роль педагога-дефектолога в системе медико-педагогической реабилитации аномальных детей.
3. Распределение учебного времени по видам занятий и формам обучения.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
| Объем дисциплины (час.)
|
| Аудиторные занятия, в том числе
лекции
практические занятия
лабораторные работы
| 20 -
14
| Самостоятельная работа
| 38
| Общая трудоемкость
| 72
|
4.Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр
| Вид отчетности
(контрольная работа, зачет, экзамен)
| 4
| Экзамен, контрольная работа
|
5. Содержание дисциплины
№ п/п
| Разделы
| Лекции
(20ч.)
| Практические занятия
| Лабораторные работы
(14ч.)
| 1.
| Психопатология как наука.
| Связи психопатологии с другими предметами медико-биологического цикла, с дефектологией, психологией, физиологией, генетикой и другими науками.
Психическая деятельность как рефлекторная и высшая нервная деятельность. Понятие психической болезни и ее течения. Понятие патологического состояния, дефекта и исхода.
|
| -
|
|
| -
| 2.
| Краткая история психопатологии.
| Характеристика донаучного периода. Значение работ Гиппократа, Авиценны и др.
Научный период в развитии психопатологии во Франции, Германии, России. Борьба материалистического и идеалистического мировоззрений в психопатологии. Представление о психике человека и ее нарушениях. Роль Пинеля, Эскироля, Мореля. Метод наблюдения и метод исследования. Нозологическая систематика Крепелина. Значение для отечественной психопатологии работ И.М. Балинского, С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева.
Развитие психопатологии детского возраста.
|
| Приведите примеры из литературных произведений о проявлении различных форм душевных заболеваний.
|
|
| -
| 3.
| Медицина и специальная педагогика.
| Развитие психической деятельности ребенка. Общее представление о возрастных этапах физического и психического развития ребенка. Понятия «возрастные кризы», «асинхрония развития», «ретардация» и др.
Психогигиена и психопрофилактика как одно из направлений отечественной психопатологии. Значение биологического и социального для развития психической деятельности ребенка.
|
| Методы исследования психического состояния детей и подростков.
|
|
| -
|
|
| -
|
|
| -
|
|
| -
| 4.
| Общие сведения о психических заболеваниях.
| Экзогенные и эндогенные факторы болезни.
Патогенез психических расстройств. Наследственная детерминированность патогенетических механизмов. Значение индивидуальных особенностей реагирования для возникновения психического заболевания. Значение исходного физиологического состояния организма, типа высшей нервной деятельности и характерологических черт, пола, возраста, иммунологической реактивности, прошлого опыта, перенесенных заболеваний и др., характеризующих конституцию человека. Течение и исход психических расстройств. Понятия «преморбид», «продром», «манифест», «период обратного развития», «ремиссии», «рецидив». Типы течений заболевания. Особенности процесса познания в детском возрасте. Единство всех компонентов психики, участвующих в познавательной деятельности.
|
|
| 5.
| Симптомы психических нарушений.
| Ощущение и его определение. Значение ощущений в детском возрасте. Расстройства ощущений: агнозии со всех органов чувств, психосенсорные расстройства. Особенности расстройств ощущений у детей с отклонениями в развитии. Расстройства восприятий: иллюзии и галлюцинации. Расстройство внимания: отвлекаемость, истощаемость, застреваемость. Патофизиологические механизмы расстройств внимания. Виды расстройств мышления. Расстройство темпа мыслительной деятельности (расстройства нейродинамики - преобладание процессов возбуждения или торможения), резонерство, персеверации. Навязчивые мысли, их различия и патологические механизмы. Особенности навязчивых мыслей в детском и подростковом возрасте.
Бред и бредовые идеи. Виды бредовых идей, их систематизация. Первичный и вторичный бред. Особенности бредовых идей у детей. Бредоподобное фантазирование. Причины возникновения. Виды эмоциональных нарушений: эйфория, депрессия, снижение и неадекватность эмоций, эмоциональная тупость, патологический аффект, детские страхи и др. Патофизиологические механизмы расстройств эмоциональной сферы. Виды патологии влечений: пищевой, оборонительный, половой, родительский. Значение их в детском и подростковом возрасте. Воля и целенаправленная деятельность. Апатия. Механизмы развития патологии влечений при органических поражениях мозга.
|
| Симптомы психических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Ранним детским аутизмом, невропатие. Дифференциальная диагностика.
| 6.
| Синдромы психических расстройств.
| Синдром оглушенности. Синдром делирия. Синдром аменции. Синдром онейроидный. Синдром сумеречного расстройства сознания. Астенический синдром. Гипертензионный синдром. Синдром ранней детской невропатии. Синдром двигательной расторможенности. Синдром уходов из дома и бродяжничества. Синдром З. П. Р.. Синдром раннего детского аутизма.
|
| Синдромы психических расстройств в подростковом возрасте. Дифференциальный диагноз психических состояний и психических заболеваний.
| 7.
| Понятия о психозах, неврозах и психопатиях.
| Этиология и патогенез психоневрологических заболеваний. Генетическая обусловленность некоторых психических расстройств. Инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы – возможные причины психических нарушений. Роль социальной среды в возникновении психогении и психопатии. Значение возрастного фактора и типа ВНД в этиопатогенезе психических расстройств. Компенсаторные возможности детского организма. Течение психических заболеваний и их исходы. Классификация психических расстройств.
|
|
| 8.
| Психические расстройства при соматических заболеваниях и эндокринных нарушениях.
| Психические нарушения при болезнях внутренних органов (сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем), при нарушении обмена веществ.
Психические расстройства при поражении желез внутренней секреции: гипофиза, щитовидной железы, половых желез и др. Значение возрастного фактора для возникновения и проявления психосоматических нарушений.
|
|
| 9.
| Психические расстройства при общих и нейроинфекциях.
| Психические нарушения при общих инфекциях (кори, коклюше, ветряной оспе, краснухе, гриппе). Особенности течения инфекционных психозов в детском возрасте. Остаточные явления перенесенного менингоэнцефалита: гипертензионный синдром, энцефалопатия, астеническое состояние, задержка психического развития, нарушение слуха, зрения, речи, расстройства поведения.
|
|
| 10.
| Психические расстройства при интоксикации нервной системы.
| Пищевые, бытовые и промышленные интоксикации; их особенности и последствия. Наркомания. Алкоголизм. Влияние алкоголизма родителей на нервно-психическое здоровье детей. Особенности психических нарушений у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков. Алкоголизм и подростки. Психопрофилактика алкоголизма.
|
|
| 11
| Психические расстройства при травмах черепа.
| Классификация травм черепа по времени воздействия, по степени тяжести. Полиморфизм психических расстройств в остром периоде после травмы: различные степени расстройства сознания, возможные расстройства сердечно-сосудистой и дыхательной системы, судорожные приступы, вестибулярные нарушения. Ближайшие и отдаленные последствия травмы: амнезия, травматический корсаковский синдром; пять синдромов после травмы (по работам Г.Е. Сухаревой): энцефалоастения, энцефалопатия, психопатоподобный, эпилептиформный и интеллектуальной недостаточности (задержка психического развития, У. О. деменция). Значение возраста для возникновения различных последствий после травмы.
|
| Обследование детей с последствиями черепно-мозговой травмы. Характеристика состояния, особенности мыслительной и речевой деятельности.
| 12.
| Эпилепсия. Шизофрения.
| Наследственно-органическая основа заболевания. История изучения эпилепсии. Значение эндогенного и экзогенного фактора в этиологии эпилепсии. Судорожная готовность мозга.
Проявления эпилепсии: судорожный припадок, расстройство сознания, расстройство настроения, изменения личности, интеллектуальные нарушения. Общее понятие о шизофреническом процессе. Клиническая характеристика; стадии развития: инициальная, приступ, ремиссия, исходы. Патофизиологические механизмы патологического процесса. Особенности течения шизофрении у детей. Критические возрастные периоды детского возраста (2-4, 6-8, 10-12 лет). Компенсаторные возможности детского возраста, их значение для течения и исхода шизофрении. Основные направления в воспитании и обучении детей, страдающих шизофренией, с учетом основных психопатологических процессов.
|
| Особенности психических расстройств у больных с эпилепсией, эпилепсия в детском возрасте. Ранняя диагностика.
| 13.
| Маниакально-депрессивный психоз (циклотимия).
| Краткие сведения об истории и распространении болезни. Общие сведения о клинических проявлениях, периодической смене фаз. Характеристика маниакальной и депрессивной фазы, течение и прогноз. Значение возрастного периода для возникновения болезни. Этиология и патогенез болезни.
|
|
| 14.
| Реактивные состояния или психогенные неврозы, реактивные психозы.
| Неврозы. Краткая история изучения неврозов. Группировка неврозов (неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия, моносимптоматические неврозы).
Неврастения. История изучения, клинические проявления, методы лечения.
Невроз навязчивых состояний. История изучения. Особенности проявления навязчивых страхов, действий, мыслей. Причины возникновения, методы лечения. Значение возраста для возникновения невротических состояний.
Истерия. История изучения. Особенности проявления. Значение возрастного фактора для возникновения истерического приступа.
|
| Невротические и психогенные расстройства у детей. Дифференциальная диагностика.
| 5. 1. Содержание
Раздел 1. Введение в психопатологию детского возраста.
|