Дисциплины и дидактическое содержание





Скачать 350.79 Kb.
НазваниеДисциплины и дидактическое содержание
страница1/3
Дата публикации06.11.2014
Размер350.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
Кафедра Всеобщей истории


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Мир в эпоху средневековья.
ООП по направлению 050100.62

«Бакалавр педагогического образования»

профиль подготовки – бакалавр истории

Форма обучения очная

Институт Гуманитарных наук

Курс I курс, 1-2 семестр

Составитель :

доктор исторических наук,

профессор Осиновский И.Н.
Москва 2011

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины.



Код по ГОС ВПО

Название дисциплины и дидактическое содержание

Трудоемкость по ГОС ВПО




Мир в эпоху средневековья

144 часа



II. Рабочая программа


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Предлагаемый курс "История средних веков" нацелен на изучение периода средневековья как части всемирно-исторического процесса и важнейшего этапа развития общества, оказавшего влияние на формирование европейской цивилизации, определившей облик современного мира, его основных идей, ценностей и институтов. Основная цель дисциплины - формирование представлений у студентов бакалавров по направлению "история" о месте и роли средних веков в всемирно – историческом процессе, затрагивающем проблемы политической, социальной и экономической жизни, актуальных и для европейской современности. Стоит отметить также внимание к персоналиям, истории средневековой ментальности, практикам повседневности и другим аспектам европейской культуры периода средних веков. Вместе с тем обозначенная дисциплина предлагает рассмотрение истории средних веков как теоретико-методологической разработке проблем не только в рамках исторического русла, но в комплексе философских, социологических, психологических вопросов, связанных с актуальными проблемами личностного становления учителя в рамках преемственности исторического развития европейской цивилизации.

Курс "История средних веков" предлагает не только изучение предметности, но и новый подход к самому образованию: процесс обучения непосредственно связан с поиском современной идентичности, дающей возможность самоанализа и ориентации в исторических и культурных представлениях о норме и предназначении, индивидуальности и тождестве, актуальном в ситуации вызовов современной цивилизации.

Курс предполагает так же и общественно – педагогическую практику, включающую использование знаний источниковедческой базы, навыков анализа источников, стимулирующих самостоятельное научное мышление студентов, критическое мышление, творческое отношение к профессии и преподавательской деятельности.

Задачами дисциплины «История средних веков» являются:

- рассмотрение общеметодологических проблем истории средних веков;

- рассмотрение основных этапов формирования исследований средних веков и их специфики;

- обозначение предмета исследования в контексте сравнительного анализа исследовательских подходов;

-сравнительный анализ основных направлений в отечественной и зарубежной историографии истории средних веков;

- критический анализ средневекового общества в контексте формационного и цивилизационного подходах.

- выявление исторического своеобразия формирования средневековых наций и государств и их влияние на современность;

- анализ феодальной общественной системы как сложного социально-экономического, политического и культурного феномена;

- рассмотрение основных тенденций развития средневековых институтов в целом и выявление особенностей средневековых практик в различных культурах.

- рассмотрение особенностей средневекового взаимодействия в культурно – исторической практике Запад- Восток;

- анализ меняющегося средневекового сознания в контексте социально-экономических изменений;

- формирование умения применять полученные знания при анализе различных областей общественной жизни и жизненной практики.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- теоретико-методологические основы исследований средневекового общества;

- специфику предмета, историю его становления и основные этапы формирования;

- понятийный и категориальный аппарат;

- основные концепции и направления исследований средневековья;

- основные направления в зарубежной и отечественной историографии истории средних веков;

- хронологические рамки и основные периоды истории средних веков;

- сущность феодальной общественной системы;

- особенности формирования собственности и иерархической структуры общества;

уметь:

- анализировать различные аспекты истории феодально-общественной системы (виды собственности, феодальная рента, культурные практики).

- применять полученные знания при анализе проблем феодальных отношений и их особенностей, а также в преемственности к современному обществу ;

- уметь работать с источниками и специальной литературой;

- применять полученные теоретические знания в педагогической практике;

- ориентироваться в вопросах историографии средних веков, методологии изучения феодализма.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.




Виды учебной работы

Объем дисциплины (час.)

Аудиторные занятия,

в том числе лекции

18

Семинарские занятия

36

Курсовые работы

36

Самостоятельная работа

54

Общая трудоемкость работы

144



4.Семестры и вид отчетности по дисциплине.


Семестр

Вид отчетности

3-4

Реферат, контрольные работы, экзамен


5. Содержание дисциплины.
5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



Раздел 1.

Лек.

Сем.

Практ. Зан.

1.

Сущность переходного периода от античности к средневековью, различия в судьбах Западной и Восточной Римской империи.

2







2.

Общественный строй древних германцев.

2







3.

Древние германцы по трудам Цезаря и Тацита.




4




4.

Великое переселение народов и образование варварских королевств.

2







5.

Франки в эпоху «Салической правды».




4




6.

Процессы феодализации. Сословный характер феодального общества и проявление его в идеологии и культуре средневековья.

2

2




7.

Основные этапы развития феодальных монархий в Европе.

2







8.

Гуманизм как система мышления в эпоху Возрождения.

2







8.

Католическая церковь и процесс складывания централизованных национальных государств в Европе. Реформация и контрреформация в Европе.

4







9.

Славянская община в Византии по данным «Земледельческого закона»




4




10.

Французское и английское крестьянство в 12-13вв.




4




11.

Средневековый город Западной Европы.




2




12.

Средневековые ремесленные цехи.




4




13.

Великая хартия вольностей и политическая борьба в Англии в 13вв.




4




14.

Крестьянская война в Германии.




4




15.

Западноевропейская школа и университет.




2






5.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Теоретическая часть. Темы лекций.

Тема 1. Сущность переходного периода от античности к средневековью, различия в судьбах Западной и Восточной Римской империи.

Традиции поздней античности и ее влияние на европейский мир раннего средневековья. Роль католической церкви в Западной Римской империи и Византии. Своеобразие социально-политических и социально-экономических условий развития Запада и Востока.

Литература: История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 томах. М., 1992, т.2. Homo Hisotricus. К 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного. В двух книгах. М.,2003. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992. Хвостова К.В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. Спб., 2009. Чекалова А.А. У истоков византийской государственности: сенат и сенаторская аристократия Константинопля. М.,2007.

Тема 2. Общественный строй древних германцев.

Основные этапы исторического развития общины у германцев. Проблема собственности и социальной структуры древнегерманского общества. Понятие военной демократии. Религия, обычаи, мифология.

Литература: Древние германцы. Сб. документов.М., 1937. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей по Галльской войне. М. 1991. Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х томах. Л. 1996.Т1. Опыт тысячелетий. М.,1996. Практикум по истории Средних веков. М., 1998.Ч.1.

Тема 3. Великое переселение народов и образование варварских королевств.

Хронологические рамки и причины массовых переселений в Европе. Готы в Причерноморье. Нашествие Гуннов. Вестготы и остготы на Западе. Поход Алариха. Гунны в 5в. Аттила и его походы. Вестготское королевство, своеобразие его социальной структуры и системы управления. Разгром Рима вандалами. Завоевание Италии лангобардами.

Литература: Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины 6в. Опыт исторической этнографии. СПб.,2003. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8-ми томах. М., 1988. Т. 1. Филлип Я. Кельтская цивилизация и ее наследование. Прага, 1961. Шкунаев С.В. Община и общество западных кельтов. М., 1989.

Тема 4. Процессы феодализации. Сословный характер феодального общества и проявление его в идеологии и культуре средневековья.

Генезис феодализма в Западной Европе, проблема формирования феодальной собственности. Особенности процесса в различных регионах Западной Европы. Роль крестьянства и рыцарства в процессе формирования социальной структуры средневековой Европы. Система вассалитета и должностная иерархия. Межсеньориальные союзы. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. Папство и его роль в политической жизни Европы. Характер народной религиозности, культ святых.

Литература: Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974. Проблемы развития феодальной собственности на землю. М., 1989. Сказкин С.Д. Очерк по истории средневекового крестьянства в средние века. М.,1968. Филиппов И.С. Средиземноморская Франция в раннее средневековье. Проблема становления феодализма. М., 2000. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990г. Гуревич А.Я.Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. Лозинский С.Г. История папства. М.,1986.

Тема 5. Основные этапы развития феодальных монархий в Европе.

Особенности раннесредневековой европейской монархии. От Меровингов к Каролингам, реформы Людовика IX и Генриха II Плантагенета, возникновение сословно-представительных учреждений (генеральные штаты во Франции, парламент в Англии). Становление абсолютной монархии в Европе, ее историческая обусловленность и политическое своеобразие. Характерные черты абсолютизма. Сравнительная характеристика типов абсолютных монархий в странах Европы, основные этапы развития абсолютизма.

Литература: Петрушевский Д.М. Очерки по истории английского государства и общества в средние века. М., 1937. Гофф, Жак Ле. Людовик IX Святой. М., 1987. Англия в эпоху абсолютизма / под. Ред. Ю.М. Сапрыкина. М., 1984. Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. СПб., 1908. Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630-1642гг. Л., 1982.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дисциплины и дидактическое содержание iconДисциплины и дидактическое содержание
...
Дисциплины и дидактическое содержание iconПрограмма научно-методической и исследовательской работы на 2013-2014...
«Разработка и дидактическое наполнение учебно-методических комплексов дисциплин фгос, комплектование фос учебных дисциплин, профессиональных...
Дисциплины и дидактическое содержание icon«биология и патология пчел и рыб»
Содержание дисциплины, темы дисциплины, виды занятий и количество часов по теме, содержание тем 5
Дисциплины и дидактическое содержание iconПравописание сочетаний жи – ши
Дидактическое сопровождение: учебник, игра «Собери цветок», карточки с заданиями, рифмовки
Дисциплины и дидактическое содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Дисциплины и дидактическое содержание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы среднего общего образования
Дисциплины и дидактическое содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины оп. 07 Православная культура
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Дисциплины и дидактическое содержание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материально – техническое и дидактическое оснащение урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал
Дисциплины и дидактическое содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины Немецкий язык Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Дисциплины и дидактическое содержание iconПерспективно-тематический план и содержание учебной дисциплины технология...
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Дисциплины и дидактическое содержание iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Восточного Ренессанса. Все три направления средневековой татарской литературы дидактическое, суфийское и светско-ренессансное основаны...
Дисциплины и дидактическое содержание iconПрограмма и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 г. Томска
Дисциплины и дидактическое содержание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическое сопровождение: компьютер, диск «КиМ», презентация №14, физическая карта, коллекции гербарных экземпляров сфагнума,...
Дисциплины и дидактическое содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины «основы материаловедения»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект) (если...
Дисциплины и дидактическое содержание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическое обеспечение: презентация: «Тамбурный шов»; иллюстрации, журналы, схемы, меловые изображения на доске, технологические...
Дисциплины и дидактическое содержание iconЛекция с элементами диспута
Программно-дидактическое обеспечение: пк, программа Проводник, презентация Power Point, карточки взаимоопроса, карточки с кратким...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск