Скачать 350.79 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра Всеобщей истории УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Мир в эпоху средневековья. ООП по направлению 050100.62 «Бакалавр педагогического образования» профиль подготовки – бакалавр истории Форма обучения очная Институт Гуманитарных наук Курс I курс, 1-2 семестр Составитель : доктор исторических наук, профессор Осиновский И.Н. Москва 2011 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины.
II. Рабочая программа
Предлагаемый курс "История средних веков" нацелен на изучение периода средневековья как части всемирно-исторического процесса и важнейшего этапа развития общества, оказавшего влияние на формирование европейской цивилизации, определившей облик современного мира, его основных идей, ценностей и институтов. Основная цель дисциплины - формирование представлений у студентов бакалавров по направлению "история" о месте и роли средних веков в всемирно – историческом процессе, затрагивающем проблемы политической, социальной и экономической жизни, актуальных и для европейской современности. Стоит отметить также внимание к персоналиям, истории средневековой ментальности, практикам повседневности и другим аспектам европейской культуры периода средних веков. Вместе с тем обозначенная дисциплина предлагает рассмотрение истории средних веков как теоретико-методологической разработке проблем не только в рамках исторического русла, но в комплексе философских, социологических, психологических вопросов, связанных с актуальными проблемами личностного становления учителя в рамках преемственности исторического развития европейской цивилизации. Курс "История средних веков" предлагает не только изучение предметности, но и новый подход к самому образованию: процесс обучения непосредственно связан с поиском современной идентичности, дающей возможность самоанализа и ориентации в исторических и культурных представлениях о норме и предназначении, индивидуальности и тождестве, актуальном в ситуации вызовов современной цивилизации. Курс предполагает так же и общественно – педагогическую практику, включающую использование знаний источниковедческой базы, навыков анализа источников, стимулирующих самостоятельное научное мышление студентов, критическое мышление, творческое отношение к профессии и преподавательской деятельности. Задачами дисциплины «История средних веков» являются: - рассмотрение общеметодологических проблем истории средних веков; - рассмотрение основных этапов формирования исследований средних веков и их специфики; - обозначение предмета исследования в контексте сравнительного анализа исследовательских подходов; -сравнительный анализ основных направлений в отечественной и зарубежной историографии истории средних веков; - критический анализ средневекового общества в контексте формационного и цивилизационного подходах. - выявление исторического своеобразия формирования средневековых наций и государств и их влияние на современность; - анализ феодальной общественной системы как сложного социально-экономического, политического и культурного феномена; - рассмотрение основных тенденций развития средневековых институтов в целом и выявление особенностей средневековых практик в различных культурах. - рассмотрение особенностей средневекового взаимодействия в культурно – исторической практике Запад- Восток; - анализ меняющегося средневекового сознания в контексте социально-экономических изменений; - формирование умения применять полученные знания при анализе различных областей общественной жизни и жизненной практики.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать: - теоретико-методологические основы исследований средневекового общества; - специфику предмета, историю его становления и основные этапы формирования; - понятийный и категориальный аппарат; - основные концепции и направления исследований средневековья; - основные направления в зарубежной и отечественной историографии истории средних веков; - хронологические рамки и основные периоды истории средних веков; - сущность феодальной общественной системы; - особенности формирования собственности и иерархической структуры общества; уметь: - анализировать различные аспекты истории феодально-общественной системы (виды собственности, феодальная рента, культурные практики). - применять полученные знания при анализе проблем феодальных отношений и их особенностей, а также в преемственности к современному обществу ; - уметь работать с источниками и специальной литературой; - применять полученные теоретические знания в педагогической практике; - ориентироваться в вопросах историографии средних веков, методологии изучения феодализма.
4.Семестры и вид отчетности по дисциплине.
5. Содержание дисциплины. 5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
5.2. Содержание разделов дисциплины. 1. Теоретическая часть. Темы лекций. Тема 1. Сущность переходного периода от античности к средневековью, различия в судьбах Западной и Восточной Римской империи. Традиции поздней античности и ее влияние на европейский мир раннего средневековья. Роль католической церкви в Западной Римской империи и Византии. Своеобразие социально-политических и социально-экономических условий развития Запада и Востока. Литература: История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 томах. М., 1992, т.2. Homo Hisotricus. К 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного. В двух книгах. М.,2003. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992. Хвостова К.В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. Спб., 2009. Чекалова А.А. У истоков византийской государственности: сенат и сенаторская аристократия Константинопля. М.,2007. Тема 2. Общественный строй древних германцев. Основные этапы исторического развития общины у германцев. Проблема собственности и социальной структуры древнегерманского общества. Понятие военной демократии. Религия, обычаи, мифология. Литература: Древние германцы. Сб. документов.М., 1937. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей по Галльской войне. М. 1991. Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х томах. Л. 1996.Т1. Опыт тысячелетий. М.,1996. Практикум по истории Средних веков. М., 1998.Ч.1. Тема 3. Великое переселение народов и образование варварских королевств. Хронологические рамки и причины массовых переселений в Европе. Готы в Причерноморье. Нашествие Гуннов. Вестготы и остготы на Западе. Поход Алариха. Гунны в 5в. Аттила и его походы. Вестготское королевство, своеобразие его социальной структуры и системы управления. Разгром Рима вандалами. Завоевание Италии лангобардами. Литература: Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины 6в. Опыт исторической этнографии. СПб.,2003. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8-ми томах. М., 1988. Т. 1. Филлип Я. Кельтская цивилизация и ее наследование. Прага, 1961. Шкунаев С.В. Община и общество западных кельтов. М., 1989. Тема 4. Процессы феодализации. Сословный характер феодального общества и проявление его в идеологии и культуре средневековья. Генезис феодализма в Западной Европе, проблема формирования феодальной собственности. Особенности процесса в различных регионах Западной Европы. Роль крестьянства и рыцарства в процессе формирования социальной структуры средневековой Европы. Система вассалитета и должностная иерархия. Межсеньориальные союзы. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. Папство и его роль в политической жизни Европы. Характер народной религиозности, культ святых. Литература: Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974. Проблемы развития феодальной собственности на землю. М., 1989. Сказкин С.Д. Очерк по истории средневекового крестьянства в средние века. М.,1968. Филиппов И.С. Средиземноморская Франция в раннее средневековье. Проблема становления феодализма. М., 2000. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990г. Гуревич А.Я.Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. Лозинский С.Г. История папства. М.,1986. Тема 5. Основные этапы развития феодальных монархий в Европе. Особенности раннесредневековой европейской монархии. От Меровингов к Каролингам, реформы Людовика IX и Генриха II Плантагенета, возникновение сословно-представительных учреждений (генеральные штаты во Франции, парламент в Англии). Становление абсолютной монархии в Европе, ее историческая обусловленность и политическое своеобразие. Характерные черты абсолютизма. Сравнительная характеристика типов абсолютных монархий в странах Европы, основные этапы развития абсолютизма. Литература: Петрушевский Д.М. Очерки по истории английского государства и общества в средние века. М., 1937. Гофф, Жак Ле. Людовик IX Святой. М., 1987. Англия в эпоху абсолютизма / под. Ред. Ю.М. Сапрыкина. М., 1984. Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. СПб., 1908. Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630-1642гг. Л., 1982. |
Дисциплины и дидактическое содержание ... | Программа научно-методической и исследовательской работы на 2013-2014... «Разработка и дидактическое наполнение учебно-методических комплексов дисциплин фгос, комплектование фос учебных дисциплин, профессиональных... | ||
«биология и патология пчел и рыб» Содержание дисциплины, темы дисциплины, виды занятий и количество часов по теме, содержание тем 5 | Правописание сочетаний жи – ши Дидактическое сопровождение: учебник, игра «Собери цветок», карточки с заданиями, рифмовки | ||
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика» Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы среднего общего образования | ||
Тематический план и содержание учебной дисциплины оп. 07 Православная культура Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Материально – техническое и дидактическое оснащение урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал | ||
Тематический план и содержание учебной дисциплины Немецкий язык Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Перспективно-тематический план и содержание учебной дисциплины технология... Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | ||
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности Восточного Ренессанса. Все три направления средневековой татарской литературы дидактическое, суфийское и светско-ренессансное основаны... | Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 г. Томска | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическое сопровождение: компьютер, диск «КиМ», презентация №14, физическая карта, коллекции гербарных экземпляров сфагнума,... | Тематический план и содержание учебной дисциплины «основы материаловедения» Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект) (если... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическое обеспечение: презентация: «Тамбурный шов»; иллюстрации, журналы, схемы, меловые изображения на доске, технологические... | Лекция с элементами диспута Программно-дидактическое обеспечение: пк, программа Проводник, презентация Power Point, карточки взаимоопроса, карточки с кратким... |