Скачать 0.66 Mb.
|
Правовой антикоррупционный курс «Знаю закон» Для учащихся 9-11 классов Методические рекомендации для учителя Пермь- 2012 Правовой антикоррупционный курс: Методические рекомендации для учителя. – Пермь, 2012. Сборник учебно-методических материалов «Правовой антикоррупционный курс: Методические рекомендации для учителя» рекомендован Правительством Пермского края к печати и практическому применению в образовательных учреждениях Пермского края. Составитель С.С. Бухарова, учитель обществознания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №100» г. Перми Рецензенты: Г.Д. Селянинова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, руководитель центра устной истории, ПГПУ Е.Э. Киркина, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №100» г. Перми В сборник включены методические рекомендации и тематичекое планирование по антикоррупционному образованию школьников на уроках обществознания и права, на факультативах и элективных курсах для проведения занятий по соответствующей тематике. Предлагаемые темы курса соответствуют возрастным особенностям обучаемых. В сборник включены фрагменты нормативно-правовых актов, словарь терминов, формы, приемы и технологии для организации занятий курса «Знаю закон». Методические рекомендации следует использовать вместе с рабочей тетрадью и DVD для учащихся 9-11 классов «Знаю закон…» Пермь-2012 Пояснительная записка. Курс «Знаю закон» направлен на антикоррупционное образование подростков. Цель курса: просвещение учащихся по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях, воспитание гражданской ответственности и доверия к власти. Данный курс дает основы правовых и исторических знаний по коррупции, знакомит учащихся с видами и формами проявления коррупции, с законодательными документами, регулирующими вопросы противодействия коррупции в обществе, предлагает руководство «Как противостоять коррупции». При разработке курса использовались современные статистические исследования о коррупции в Пермском крае, материалы Администрации губернатора Пермского края и Пермской региональной независимой общественной организации по защите прав потребителей «Наш город». Курс «Знаю закон» состоит из семи занятий, каждое из которых посвящено главным темам коррупции. Занятия предлагается проводить в активной форме: ролевая игра, экспертиза законов, социологическое исследование и его анализ, групповая работа, диспут и другие. Аудитория курса «Знаю закон» - учащиеся 9-11 классов. Сопровождение курса:
3. DVD-диск с материалами к курсу «Знаю закон». Программа курса «Знаю закон» Тема 1. Коррупция и ее виды. (1ч.) Понятие коррупции в нормативно-правовых актах, энциклопедических словарях и в быту. Виды коррупции: бытовая, деловая и коррупция верховной власти. Тема 2. Коррупция в истории. (1ч.) Зарождение и предпосылки коррупции в разные периоды российской истории. «Русская правда» - статьи 9 и 74; проявления коррупционных отношений во времена монголо-татарского ига (традиция почести); Судебники 1497 и 1550 годов (посулы, лихоимство); Соборное уложение 1649 года; Указ Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» (24 декабря 1714 г.) и другие. Тема 3. Современное законодательство и коррупция. (1ч.) Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003года (виды, формы, участники коррупции, опасность непотизма в современном обществе). Федеральный закон №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Уголовный кодекс РФ. Тема 4. Общество и коррупция. (1ч.) Антикоррупционная политика. Деятельность антикоррупционных комитетов. Проявление коррупции в различных сферах общества. Социологические опросы и общественное мнение о коррупции. Тема 5. Борьба с коррупцией в современном мире. (1ч.) Методы и формы противостояния коррупции в России и других странах. Исследования и деятельность международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией Transparency International. Индекс коррупции. Тема 6. Коррупция в жизни и ее последствия. (3 ч.) Антикоррупционное и коррупционное поведение: признаки и проявления. Гражданская позиция. Действия граждан в коррупционной ситуации. Коррупционная сделка и противодействие ей. Тематическое планирование
Литература:
Словарь терминов к курсу «Знаю закон»
Формы, приемы и технологии для организации занятий курса «Знаю закон». Эффективной формой занятий является использование игровых технологий, моделирующих коррупционные ситуации, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. В игре не только заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Продуктивно также использование кейстехнологии. Метод casestudy или метод конкретных ситуаций (от английского case —случай, ситуация) — метод активного проблемно ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач, ситуаций. Он относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода casestudy — совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Целью метода является обучение поиску единственно верного решения либо многовариантности решения проблемы. Кейс — пример, взятый из реальной жизни, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: — соответствовать четко поставленной цели создания; — иметь соответствующий уровень трудности; — иллюстрировать несколько аспектов жизни; — быть актуальным на сегодняшний день; — иллюстрировать типичные ситуации; — развивать аналитическое мышление; — провоцировать дискуссию. У метода casestudy есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Признаки метода casestudy: 1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый момент времени. 2. Коллективная выработка решений. 3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения. 4. Единая цель при выработке решений. 5. Наличие системы группового оценивания деятельности. 6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых. Типы и жанры кейсов, способы их представления Классификация кейсов может производиться по различным признакам. При этом различают: — иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации; — учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; — учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов; — прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы. Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов: — обучающие анализу и оценке; — обучающие решению проблем и принятию решений; — иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если учащиеся при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу. Рекомендуется проведение различного рода интегрированных уроков (литературы и истории, права и биологии — например, антикоррупционная деятельность и охрана природы, истории и обществознания, математики и обществоведения — математическое моделирование коррупции; математики и истории — например, подсчитать ущерб от коррупционной деятельности в конкретный исторический период). Продуктивными станут беседы с разными людьми (работниками правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государственными служащими и т.д.). Для реализации подобных проектов необходимо привлекать и социально ответственный бизнес. |
Правовой антикоррупционный курс знаю закон рабочая тетрадь 9-11 класс... Г. Д. Селянинова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, руководитель центра устной истории, пгпу | Методические рекомендации по реализации программы элективного курса... Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, состоит из 3 отдельных модулей... | ||
Методические рекомендации для проведения интеллектуальной игры «Умники... Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | Методические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ,... Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения | ||
Методические указания к самостоятельной работе Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | ||
Программа элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland... Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания... | Методические рекомендации по оформлению наградных материалов Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан учреждает государственные награды Республики Татарстан, устанавливает... | ||
Методические рекомендации по преподаванию авторского пропедевтического курса «Мир веществ» «я», реализации не только своих желаний, но и учёта собственных возможностей. Курс «Мир веществ» разработан в рамках системы уроков... | Рабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология» Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас... | ||
А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику «Русский... «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику... | Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция» Курс «История политической и правовой мысли зарубежных стран» представляет собой элемент фундаментальной подготовки исследователя... | ||
Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 4-й класс. Методические... ... | Т код: есты для учащихся 11 классов отметьте правильные на Ваш взгляд номера ответов Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
7. Презентация проекта Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовой статус юридических... Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия |