Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 385.18 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации08.01.2015
Размер385.18 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Факультет менеджмента


Программа дисциплины
ОБЩАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ



для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

Автор программы: Македонская В. В.

Одобрена на заседании кафедры психологии «___»____________ 2010 г

Зав. кафедрой Голубкова О.А.
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 200 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________200 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Санкт-Петербург, 2010

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

    Программа разработана в соответствии с

  • Требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 030200.62 «Политология» ;

  • Образовательной программой по специальности030200.62 «Политология»;

  • Рабочим учебным планом Государственного университета – Высшей школы экономики Санкт-Петербургского филиала по специальности030200.62 «Политология».


Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Общая и политическая психология»:

  • сформировать у студентов представление об общей и политической психологии как важнейших компонентах общекультурной и общегуманитарной подготовки специалистов;

  • дать целостное представление о психике и личности человека.

Основные задачи дисциплины:

- знакомство с теоретическими, методическими и практическими работами отечественных и зарубежных ученых в области общей и политической психологии;

- формирование профессиональных знаний об объекте и предмете исследования в общей и политической психологии;

- освоение технологиями психологического исследования политических лидеров, процессов, явлений, психологических феноменов политической деятельности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- общекультурных (ОК), способствующих развитию общекультурного и профессионального уровня будущего политолога, способного самостоятельно выбирать и применять методы психологического исследования в изучении политики и политических явлений;

- профессиональных (ПК), развивающих способность полноценно участвовать в политической деятельности общества, и умения разрабатывать стратегии управления политическим поведением, как индивида, так и масс, социальными и политическими конфликтами.
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

  • главные категории и закономерности общей и политической психологии;

  • место общей и политической психологии в системе научных знаний о человеке;

  • методы исследования психологических феноменов политики;

Уметь:

  • применять знания факторов и особенностей поведения, общения и деятельности личности;

  • устанавливать взаимосвязи между целями, структурой, стратегией общества и поведением его членов;

  • пользоваться своими знаниями и навыками при организации работы с людьми;

Владеть:

  • навыками работы с психологической литературой;

  • проводить анализ политики как системы управления обществом, как процесса, как системы ценностей и норм, как вид человеческой деятельности;

  • устанавливать взаимосвязи между целями, структурой, стратегией общества и поведением его членов;

  • пользоваться своими знаниями и навыками при организации работы с людьми;

  • разрабатывать курсы повышения квалификации в области политической психологии не только для будущих политиков, но и для граждан с целью формирования политической культуры общества;

  • устанавливать взаимосвязи между целями, структурой, стратегией общества и поведением его членов;

  • пользоваться своими знаниями и навыками при организации работы с людьми;

Сформировать мотивационную установку на расширение имеющихся знаний и применение их в смежных областях.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную подготовку.

Для специализаций 030200.62 «Политология» настоящая дисциплина является базовой.

Преподавание курса опирается на предшествующее изучение общественных наук, таких как социология, философия.

Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Общая и политическая психология как наука.




4

4







2

Психические процессы.




6

4







3

Сознание. Политическое сознание.




2

2







4

Психические состояния.




4

2







5

Личность. Психология политического лидерства.




2

2







6

Общение. Политическая коммуникация. Политическое поведение масс.




2

2









Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля




Параметры

3 модуль

Текущий

(неделя)

Контрольная работа

4 неделя

Тест 15 мин.

8 неделя

Тест 15 мин.

Эссе







Реферат




Объем 14-16 стр., срок сдачи до 20.03.

Коллоквиум







Домашнее задание







Итоговый

Зачет




Тест 40 мин.



Критерии оценки знаний, навыков

Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается по 10-балльной шкале – это самостоятельная работа студентов на семинарских и практических занятиях (деловые игры, разбор кейсов, пилотажные исследования и т.п.), выполнение домашнего задания, выполнение тест-контрольной, реферата.

  • итоговый контроль: зачет, оценивается также по 10-балльной шкале и осуществляется в форме теста.

  • итоговое оценивание знаний по накопительной системе:

результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля:

  • аудиторная работа, активная работа на семинарских и практических занятиях (вес - 0,1);

  • самостоятельная работа студента, домашнее задание (вес – 0,2)

  • контрольная работа в форме теста ( вес - 0,2).

Итоговая оценка рассчитывается путем суммирования:

- накопленной оценки (вес - 0,5)

- оценки, полученной на зачете (вес - 0,5)

Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость.

Система оценок (ЗАЧЕТ)

от 4 до 10 баллов – зачет

от 1 до 3 баллов – незачет.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Общая и политическая психология как наука

1.Психология как наука.

Три значения термина “психология”. Душа: философско-религиозный, конкретно-научный, обыденный аспекты. Философские основы современной психологии. Единство, неделимость и бесконечность мира. Противоречие с ограниченностью познавательных возможностей человека. Компромисс между знанием (наука) и верой (религия). Уровни организации мира (микро-[субатомный], макро-[средний], мега- [космический]) и соответствующие аспекты психологической жизни. Психическое как единица внутреннего мира. Единство субъективного и объективного в психическом. Психофизическая проблема. Определение психики. Основные формы психических явлений (процесы, состояния, свойства, конструкты).

2. Мозг и психика.

Эволюция живого. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Нервная ткань и раздражимость. Строение нервной системы человека. Схема нервно-психического акта.

3. Предмет и объект психологии.

Человек как объект и психика как предмет изучения психологии. Цели и задачи психологии. Уровни психологического изучения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность, универсум. Пространственная структура психики. Отношения в системе «субъект-объект». Функциональная структура психики (упрощенная схема).

4. Методы психологии.

Процесс психологического исследования и его этапы. Классификация методов. Некоторые основные методы (общепсихологического значения): наблюдение, беседа, опрос, эксперимент, тестирование, моделирование.
5. Систематика психологии. Специфика общей и политической психологии.

Классификация психологических дисциплин. Место психологии в системе наук. Место общей и политической психологии в системе психологических дисциплин.

6. Основные научные направления в психологии (история и современность).

История развития психологического знания и основные направления в психологии. Ассоцианизм, структурная психология, функциональная психология, гештальт-психология.

Переход от психологии сознания к психологии личности. Бихевиоризм, классический психоанализ

Необихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Современные модификации классических направлений. Логотерапия В.Франкла. Психосинтез Р. Ассаджиолли. Трансактный анализ Э. Берна. Онтопсихология А. Менегетти. Нейролингвистическое программирование. Понятие «практическая психология».

Отечественная психология XIX-XX вв. Специфика советской психологии. Крупнейшие имена и ведущие направления. Тенденция к интеграции отечественной психологии с мировой (западной и восточной).
Семинарское занятие ( 4 аудиторных часа)

Тема: Фундаментальные основы психологии. Теоретические направления в психологии.

Возникновение и развитие основных теоретических направлений в психологии. Ассоциативная психология, структурная психология, функциональная психология. Бихевиоризм, необихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ, неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология, деятельностный подход в психологии.

План:

  1. Доклады.

  2. Обсуждение докладов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные положения направления.

  2. Кто является основоположником (-ами) направления?

  3. В чем состоит новизна направления?

  4. Положительные стороны направления.

  5. Что критикуется в направлении другими течениями?

Темы для докладов (можно и классические направления) :

  1. Онтопсихология. Менегетти А.

  2. Психосинтез. Ассаджиоли Р.

  3. Транзактный анализ. Берн Э.

  4. Трансперсональная психология. Гроф С.

  5. Дианетика. Хаббард Р.

  6. Психогенетический подход. Тойч Ч.

  7. Соционика. Аугустинавичюте А.

  8. Эзотерическая психология. Бейли А.

  9. Нейролингвистическое программирование. Дж. Гриндер, Р. Бэндлер.

Литература:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение/Сост. Л. Филлипов. СПб., 1998.

  2. Юнг К. Психологические типы. Минск, 1998.

  3. Вайсбанд И.Д. Соционика. Определите свой тип. К.,1992.

  4. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика.

  5. Дж. Гриндер, Р. Бэндлер. Из лягушек в принцы.

  6. Ферручи П. Кем мы можем быть. Психосинтез как метод психологического и духовного роста. 1992.

  7. Берн Э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры. М., 1988.

  8. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб., 1996.

  9. Гроф С. Психология будущего. Уроки современного исследования сознания. М.,2001.

  10. Гроф. С. За пределами мозга. М., 1993.

  11. Бейли А. Эзотерическая психология. М., 1994.

  12. Хаббард Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. М., 1993.

  13. Тойч Ч.К., Тойч Д.М. Второе рождение, или искусство познать и изменить себя. М., 1994.

  14. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. М.

  15. Рыбалко Е.Ф., Крылов А.А. Онтопсихология: Учебное пособие. СПбГУ.

  16. Менегетти А. Проект «Человек». М.


Раздел 2. Психические процессы и свойства.

1. Ощущения.

Определение. Сенсорная чувствительность. Сенсорный образ. Физиологические основы (анализатор). Классификация. Общие свойства. Измерение ощущений: абсолютная и дифференциальная чувствительность; сенсорные пороги; психофизическое шкалирование и основной психофизический закон. Психофизика как наука об измерении ощущений. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия. Сенсорные свойства человека.

2. Восприятие.

Определение. Перцептивный образ. Физиологические основы. Классификации. Характеристики (свойства). Сукцессивность и симультантность восприятия. Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие движения. Наблюдение и наблюдательность.

Восприятие человека человеком - специфическая перцептивная деятельность. Человек как объект и субъект восприятия.

3. Память.

Общее понятие. Определение. Образы памяти (представления). Классификация. Роды памяти (генетическая, импринтинг, прижизненная). Психофизиологические основы прижизненной памяти. Ассоциации. Виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная, мыслительная). Уровни памяти (непроизвольная, произвольная). Формы памяти (мгновенная, кратковременная, промежуточная, долговременная, оперативная). Сон как функция памяти. Процессы памяти (запоминание, хранение, забывание, воспроизведение, опознавательные процессы). Мнемические особенности человека.

4. Воображение.

Определение. Образы воображения (представления). Функции. Механизмы. Способы формирования представлений. Классификация. Формы проявления: фантазия, мечта, идеал, грезы, галлюцинации, сновидения. Воображение как основа творчества и как регуляционный процесс.

5. Внимание.

Сущность и определение внимания. Функции. Физиологические основы. Виды внимания. Характеристики (свойства) внимания. Внимательность.

6. Мышление.

Сущность мышления. Определение. Функции. Логические формы мышления (понятия, суждения, обоснования, умозаключения). Мышление как процесс (фазы и операции). Классификация мышления (предметное-образное-понятийное; практическое-теоретическое; дискурсивное-интуитивное; конвергентное-дивергентное). Индивидуальные особенности мышления. Ум. Интеллект. Проблема соотношения мышления, воображения и творчества.

7. Речь.

Сущность речи. Определение. Речь и язык. Функции речи. Физиология речи. Развитие речи в онтогенезе. Классификация речи (внешняя, внутренняя; устная, письменная; монолог, диалог, полилог). Речевые свойства личности.

8. Эмоции.

Определение. Эмоциональная чувствительность. Единство эмоциональных процессов и состояний. Потребностно-мотивационная основа эмоций. Физиологические основы, функции и общие свойства эмоций. Классификация. Формы переживания эмоций.

9. Чувства.

Определение. Соотношение с эмоциями. Функции чувств. Классификация. Характеристики чувств. Формы переживания чувств. Аффективные особенности личности.

10. Воля.

Определение. Проблема воли. Место воли в системе психики. Природа воли. Действие как проявление воли. Филогенез воли. Уровни волевой регуляции. Сущность и функции воли. Физиологические основы. Общие характеристики воли. Волевое усилие. Структура волевого процесса. Волевые свойства личности.

11. Психомоторика.

Определение и функции. Уровни двигательной активности. Действие и движение. Характеристики движений. Классификация движений. Фоновая моторика и основные двигательные реакции (сенсомоторика, идеомоторика). Нейрофизиологические и биомеханические основы движений, двигательный анализатор. Двигательные свойства человека.

Семинарское занятие (2 аудиторных часа).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск