ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Декан юридического факультета
______________ ________________
(подпись, Ф.И.О. декана)
«___» __________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина «Логика»
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Профиль подготовки государственно-правовой, гражданско-правовой,
Квалификация (степень) выпускника бакалавр Кафедра философии и политологии Курс 1 семестр 1 Форма обучения очная
Программа разработана
| доцентом Романовым П.А., канд.филос.наук
|
| (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)
|
|
|
Рецензент(ы): _______________________________________________________________
должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы
Йошкар-Ола
2011
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии общеуниверситетских кафедр
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии
|
|
|
| протокол заседания №_4_ от
|
| протокол заседания №10 от
| «1»_июля_ 2011 г.
|
| «30»_июня 2011 г.
| Краснова Н.М.
|
| Голубев В.Б.
| (подпись, Ф.И.О. председателя)
|
| (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (название кафедры) протокол заседания №__ от «__»___________200__г________________________________________________________________________ (Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 Пояснительная записка
Цели и задачи учебной дисциплины
- овладение умением логического, доказательного мышления, анализа
суждений, их логической состоятельности;
- повышение культуры мышления, выработка навыков мыслить более
последовательно, непротиворечиво, доказательно, развитие критического от-
ношения к своим и чужим мыслям.
Задачи учебной дисциплины:
- помочь студентам овладеть логическими приемами и операциями, которые необходимы для логически стройной, хорошей аргументированной речи;
- научить вскрывать противоречия в выступлениях оппонентов, опровергать доводы, выдвинутые в аргументативном процессе;
- выработать навыки правильного составления официальных документов:
постановлений, решений, версий, договоров, соглашений и т.д.;
- помочь студентам выработать навыки практического словесного взаимодействия, предоставляющего возможность профессионально использовать слово как инструмент мысли и убеждения, повысить культуру вербального общения, научиться выражать свои мысли четко и убедительно. Цели, задачи дисциплины и требования к знаниям, представлениям, умениям и навыкам студента отвечают характеристике профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.
В соответствии с ФГОС ВПО:
- область профессиональной деятельности бакалавров включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание.
- объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
- бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
нормотворческая;
правоприменительная;
правоохранительная;
экспертно-консультационная;
педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
- бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
нормотворческая деятельность:
участие в подготовке нормативно-правовых актов;
правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
экспертно-консультационная деятельность:
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов;
педагогическая деятельность:
преподавание правовых дисциплин;
осуществление правового воспитания. 1.2 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Логика» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП подготовки бакалавра по направлению 030900.62 «Юриспруденция».
Дисциплина «Логика» занимает значимое место в профессиональной подготовке бакалавра. Успех в профессиональной деятельности во многом зависит от умения логически мыслить, аргументировано сделать выводы, грамотно выстраивать собственное рассуждение, говорить убедительно, лаконично, ярко и содержательно.
Юристам логика необходима, в частности, для того, чтобы 1) заниматься законотворческим процессом (любой закон должен удовлетворять требованиям деонтической модальности); 2) подготавливать документы (любой договор не должен заключать в себе логических противоречий); 3) вести дискуссию (адвокатская деятельность) и т.д. 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО В процессе изучения дисциплины «Логика» формируются компетенции – динамичная совокупность знаний, умений навыков, способностей и личностных качеств студента.
Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
в правоприменительной деятельности:
Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
Студент, изучивший дисциплину «Логика», должен:
- иметь представление о логике языка права,
- знать основы теории аргументации,
- уметь ориентироваться в вопросно-ответных ситуациях,
- обладать навыками определений и классификаций,
2. Структура и содержание дисциплины
2.1 Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах
Б.3
| Гуманитарный, социальный и экономический цикл
| Трудоемкость в зачетных единицах
| Трудоемкость в часах
|
| Вариативная часть
|
|
| Б.1.6
| Логика
| 2
| 72
|
Дисциплина «Логика» изучается студентами 1 курса очной формы обучения в течение первого семестра. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетных единиц – 72 часов, в том числе 36 часа аудиторных занятий (14 часов лекций и 22 часов практических занятий), 36 часов самостоятельной работы. 2.2 Формы контроля по учебной дисциплине
Формами контроля по учебной дисциплине являются:
текущий контроль успеваемости студентов;
рубежный контроль (2 контрольные работы);
промежуточная аттестация (зачет – 1 семестр).
2.3 Тематический план учебной дисциплины
№ п/п раздела
| Наименование
разделов и тем
| Семестр
| Количество часов по
учебному плану
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Всего
| Виды учебной работы
| Аудиторная работа
Индивидуальная
работа
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лаб.занятия
| индив. работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предмет и значение логики
| 1
| 8
| 2
| 2
|
|
| 2
| устный опрос
|
| Понятие как форма мышления
| 1
| 8
| 2
| 2
|
|
| 2
| коллоквиум
|
| Логические операции с понятиями
| 1
| 8
| 2
| 2
|
|
| 2
| реферат
|
| Суждение
| 1
| 10
| 2
| 4
|
|
| 2
| компьютерное тестирование
|
| Основные логические законы
| 1
| 13
| 2
| 41
|
|
| 8
| творческое задание
|
| Умозаключение
| 1
| 15
| 2
| 6
|
|
| 8
| контрольная работа
|
| Умозаключение
| 1
| 10
| 2*
| 2*
|
|
| 12
| устный опрос
|
| Всего:
|
| 72
| 14
| 22
|
|
| 36
|
|
2.4 Программа лекционных занятий
|