Ассоциация Адвокатов России за Права Человека





Скачать 452.67 Kb.
НазваниеАссоциация Адвокатов России за Права Человека
страница1/4
Дата публикации14.01.2015
Размер452.67 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека






КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: НЕЗАВИСИМЫЙ ГОДОВОЙ ДОКЛАД ВСЕРОССИЙСКОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ ЧИСТЫЕ РУКИ
14 ЯНВАРЯ 2013 – 31 АВГУСТА 2014

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

  2. КОРРУПЦИЯ В СУДАХ……………………………...…………………………………4

  3. КОРРУПЦИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ…………………………..7

  4. КОРРУЦПИЯ И ЗАКЛЮЧЕННЫЕ……………………..…………………………….12

  5. ЖАЛОБЫ НА ИНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, МИНОБОРОНЫ И ЦИК……………………….……………………………………………………………..14

  6. ЖАЛОБЫ НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……..…………………………….......................17

  7. КОРРУПЦИЯ И КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ………………………………………21

  8. БЫТОВАЯ КОРРУПЦИЯ …………………………………………………………...22

  9. КОРРУПЦИЯ И МОШЕННИКИ……………………………………………………...23

  10. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОРРУПЦИЯ…………………………………………….........25

  11. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ…………………………26

  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………...…..28



  1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящий доклад Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ является независимым и объективным исследованием, содержащим информацию об уровне коррупции в органах государственной и местной власти в России, уровне коррупции в регионах России, в настоящем докладе отражены статистические данные, описаны применяемые коррупционные схемы, а также содержится информация о жертвах коррупции – все данные получены и обработаны в период работы приемной с 14 января 2013 года по 31 августа 2014 года.

Очередной доклад приемной ЧИСТЫЕ РУКИ представляет собой аналитический материал, подготовленный специалистами приемной на основе анализа причин коррупции, тенденций развития коррупционных проявлений и экспертных мнений о современном состоянии коррупции в России; в ходе работы с жалобами специалисты приемной выработали ряд рекомендаций по предупреждению и противодействию коррупции.

Составители доклада являются независимыми экспертами, специалистами в своей области, не преследуют каких-либо политических целей, не имеют каких-либо личных симпатий или неприязненных отношений к лицам, упоминаемым в настоящем докладе.

Настоящий доклад основан на жалобах и обращениях граждан, поступивших в приемную ЧИСТЫЕ РУКИ изо всех регионов России по телефонам «горячей линии» (495)968-30-44, на основе личного приема граждан, по электронной почте, почтовым сообщением, курьерской почтой.

В период с 14 января 2013 года по 31 августа 2014 года в приемную ЧИСТЫЕ РУКИ поступили и были обработаны специалистами 9 925 обращений, среди которых 6340 обращений за 2013 год, 3585 за указанный период 2014 года, включая телефонные звонки, письма, телеграммы, обращения через электронную почту, факс и личный прием.
Специалисты приемной отмечают, что в настоящем докладе информация разделена на главы, содержащие данные об уровне коррупции в тех или иных сферах жизни.

По мнению специалистов приемной ЧИСТЫЕ РУКИ, немаловажную роль в борьбе с коррупцией в России играет активность граждан, готовых не только заявлять о нарушении своих прав, но и бороться за их восстановление.

Специалисты приемной обращают внимание, что при подготовке настоящего доклада учитывались меры, принятые Россией по противодействию коррупции, такие как ратификация Россией в 2006 году Конвенции ООН против коррупции, принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязательное декларирование доходов чиновников согласно ст. 8 закона «О противодействии коррупции», разработка Президентом РФ программы противодействия коррупции, ужесточение наказания за коррупционные проявления, проведение реформы МВД, кадровые изменения в том числе и в правоохранительных органах за отчетный период.
Специалисты приемной ЧИСТЫЕ РУКИ напоминают:

– Не замалчивайте факты коррупции! Неразрешимых ситуаций не бывает!


  1. Коррупция в судах

Специалисты отмечают, что за указанный период лидером по количеству жалоб на коррупцию традиционно является судебная система. При этом специалисты подчеркивают, что процентное соотношение жалоб на коррупцию в судах снизилось по сравнению с предыдущими отчетными периодами и составило 28,5%: для сравнения, в 2010 году жалобы на коррупцию в судах составляли 34,6%.

Граждане жалуются на то, что коррупция в судах носит массовый характер, и ссылаются на невозможность защиты своих прав в судебной системе, если одной из сторон являются коммерческие структуры, тесно связанные с органами местного самоуправления.

Специалисты отмечают, исходя из содержания жалоб, гражданам за отчетный период стало сложнее защищать свои права, если стороной является крупная коммерческая структура, аффилированная с органами власти либо, если стороной являются органы государственной власти.

Необходимо различать несправедливость судебного разбирательства в силу использования административного ресурса, связанного исключительно с административным воздействием на суд без коррупционного интереса, а исключительно из-за отсутствия независимости судебного органа или судьи от местного самоуправления или иного органа. В данном случае речь должна идти о реформе судебной системы, ликвидации так называемого «телефонного права», обеспечении большей независимости судебной системы и судей, гарантии независимости.

В данном случае речь идет об административном решении и административном давлении на суд.

Следует отличать административное решение, продиктованное коррупционным интересом, и просто административное давление на суд в связи с этим.

Например, глава администрации получил ту или иную коррупционную выгоду или взятку от коммерческой компании, соответственно, глава, обладая административным ресурсом, использует его для вынесения нужного решения в пользу взяткодателя. В данном случае это не относится к коррупции в судах, а к административному давлению, продиктованному коррупционными интересами иными должностными лицами, не связанными с органами судебной власти.

Вопрос относится исключительно к обеспечению независимости судебной системы, т.е. судебной реформе.

Когда речь идет о коррупции в судах?

Специалисты выделяют два существующих механизма.

Первый – когда речь идет об административном решении, продиктованном коррупционным интересом, как представителя органа судебной власти, так и иных чиновников.

Второй – когда речь идет о решениях, вынесенных исключительно руководствуясь коррупционными интересами той или иной стороны в споре.

Что касается первого механизма, то, как правило, такого рода механизм используется крупными коммерческими олигархическими структурами при реализации тех или иных коммерческих проектов: когда коммерческая структура уже заранее закладывает коррупционные издержки при реализации своих проектов. В коррупционных схемах участвуют как российские, так и зарубежные коммерческие структуры.

Каким образом происходит участие чиновников и судей в коррупционных схемах, например, в сфере строительства?

(*Специалисты отмечают, что такая схема применяется и в других сферах).

Коммерческая компания заранее закладывает коррупционные издержки, например, в виде объектов недвижимости: строится многоквартирный дом, где часть квартир переходит чиновникам и судьям, которые могут быть участниками реализации коммерческих проектов и разрешения споров, связанных с ними. Кроме того, выплачивается так называемый «коррупционный аванс».

Второй механизм используется, как коммерческими структурами, так и обычными гражданами, обладающими определенным материальным благосостоянием, также так называемым криминальным миром.

Вторая схема заключается в следующем. Как правило, на местном и региональном уровне при судах существуют адвокатские образования, так называемая «система черных адвокатов». Такие адвокаты пользуются популярностью, известностью у себя на местах, обладают авторитетом, зачастую не стесняются механизмов своей работы, в частных беседах не скрывают, чем они занимаются, порой, это является предметом корпоративной гордости. Задачей таких «черных адвокатов» является не собственно роль адвоката, а роль «решальщика, посредника», который фактически у себя дома, дома у судьи, на улице в целлофановых пакетах, портфелях, порой открыто, напрямую, используя своих помощников, передает определенное денежное вознаграждение судье либо сотруднику суда по ранее достигнутой договоренности за положительное решение по тому или иному делу.

Средний размер взяток по судебной системе, согласно информации из жалоб, составляет порядка 600 000 рублей по гражданским делам и дополнительный процент, если речь идет о крупном споре, и до 1 500 000 рублей в среднем - по уголовным делам. При этом необходимо отметить, что речь идет не об оправдательном приговоре, так как оправдательный приговор вызывает много вопросов, а о мягком приговоре, точнее о приговоре с мягким наказанием, порой, освобождающим от ответственности.

Существуют так называемые «решальщики, посредники», как правило, так: создаются либо предпринимательские сообщества, либо бывшие сотрудники правоохранительных органов, военные, бывшие заключенные, которые также берутся за определенное вознаграждение добиться положительного результата в суде. Однако подобного рода «представители» чаще всего являются мошенниками, так как судьи неохотно идут на коррупционное взаимодействие в силу предпочтения адвокатов. Специалисты анонимно опрашивали судейское сообщество, почему они предпочитают работать с адвокатским сообществом, а не с обычными посредниками, и судьи ссылаются, что юридически обычные посредники юридически неграмотные, неосторожные, допускают «недобросовестность» во взаимоотношениях как со своими клиентами, так и с судьями, в результате с такого рода «решальщиками» высоки риски попасть в поле зрения правоохранительных органов.

Одним из вызывающих подозрение у специалистов и требующим проверки правоохранительными органами является обращение жителей поселка Офицерский Чеховского района Московской области. В своей жалобе жители поселка указывают, что они имеют обоснованное подозрение на коррупцию в их деле о незаконной застройке. Жители поселка Офицерский готовы предоставить всю необходимую информацию правоохранительным органам для проведения проверки.

Другим примером является семейный спор семьи Кудряшовых из города Москвы, которые также указывают на обоснованное подозрение на коррупцию в ходе спора. Семья Кудряшовых готова также представить правоохранительным органам всю необходимую информацию для проведения проверки.

Еще одним примером может служить обращение предпринимателей из Архангельской области, которые столкнулись с попыткой захвата их торговых мест более крупной коммерческой структурой при поддержке местной администрации, предприниматели были вынуждены обратиться в суд, однако суд также не защитил их интересов. Предприниматели из Архангельской области готовы также предоставить все материалы для проверки правоохранительным органам.

Специалисты отмечают, что указанные дела являются одними из ярких примеров, среди других обращений, где имеется обоснованное подозрение на коррупцию и требуется проверка правоохранительными органами.


  1. Коррупция в правоохранительных органах

  1. Полиция

По количеству жалоб, второе место традиционно занимают жалобы на коррупцию в органах внутренних дел, в процентном соотношении – 20,4 %.

Общеизвестен факт, что была проведена реформа МВД, в рамках которой органы внутренних дел получили новое название – полиция, была проведена переаттестация всех сотрудников, повлекшая ряд увольнений по всей стране.

Так, специалисты отмечают, что в целом снизилось количество жалоб на участие органов внутренних дел в так называемых заказных уголовных делах в отношении крупного бизнеса с целью рейдерского захвата, в процентном соотношение – снижение произошло до 70%, и в оставшихся 30% не всегда находятся признаки коррупции и фальсификации.

Важно, что в основном жалобы поступают на местных полицейских: если в предыдущие периоды зачастую жалобы касались федеральных органов внутренних дел в части захвата бизнеса, то в указанный период жалобы касаются в основном местных органов внутренних дел и основными болевыми точками являются незаконная предпринимательская деятельность, торговля без разрешений (на трассах, остановках), занятие проституцией. Что касается крупного бизнеса, специалисты отмечают, что отчасти с завершением передела бизнеса и кадровыми чистками в ГУЭБПиК МВД РФ также наблюдается тенденция снижения уровня коррупции.

Так называемая бытовая коррупция – вымогательство мелких взяток снизилось на 60%, что специалисты связывают с реальным повышением заработной платы сотрудников органов внутренних дел и более качественной кадровой работой.

Однако по-прежнему остаются неизменными жалобы на сотрудников патрульно-постовой службы и дорожно-патрульной службы, которые несмотря на переход на так называемый отказ от стационарных постов на патрулирование и фиксацию нарушений с помощью видеокамер, количество сообщений о вымогательстве взяток остается высоким. Так, средний размер взятки для указанных служб составляет порядка 5 000 рублей, согласно информации из обращений граждан.

Количество жалоб на бездействие, продиктованное коррупционным поведением, не изменилось, однако специалисты отмечают, что в целом граждане, обращаясь в полицию по фактам, не носящим признаки нарушения или преступления, обычного гражданского спора считают, что отказ полиции носит коррупционный характер. Таких жалоб, поступивших в приемную за указанный период - более 90%, поэтому говорить о том, что органы внутренних дел наиболее коррумпированы также не следует, однако в общей динамике по аналогичным жалобам, например, на суды, где также 90% всех обращений носят недовольство решением суда и граждане считают, что в их деле присутствует коррупция, когда таковая отсутствует, общее соотношение по количеству обоснованных жалоб на коррупцию на втором месте после жалоб на коррупцию в судах.

Так, специалисты отмечают, что в ряде жалоб органами внутренних дел намеренно не проводится проверка в полном объеме, проведение которой дает основание для возбуждения административного либо уголовного производства. По ряду других жалоб органы внутренних дел проявляют излишнее рвение и там, где отсутствуют признаки каких-либо нарушений, событие все равно квалифицируют как нарушение и инициируют возбуждение административного или уголовного дела.

Незаконные действия или бездействие органов внутренних дел продиктованы их процессуальной зависимостью при принятии того или иного решения по делу. Так, часты случаи, когда в силу административного ресурса, например, продиктованного коррупционными интересами, органы внутренних дел используются органами исполнительной власти или иными органами в целях обеспечения их коррупционных интересов, например, когда ведется незаконная застройка, либо незаконное препятствование в пользовании имуществом, органы полиции получают команду или сообщение от представителя, например, местной администрации, которая имеет коррупционный интерес и использует указанные правоохранительные органы под видом якобы охраны общественного порядка, защиты собственности или владения, т.е. органы полиции фактически участвуют в защите коррупционных интересов той или иной коммерческой структуры или коррумпированного чиновника.

Так, согласно жалобе Татьяны Гридчиной, предпринимателя из Краснодарского края, ее бизнес подвергся рейдерскому захвату, в ходе которого на стороне местных чиновников выступала полиция.

Другой случай – ситуация предпринимателя из Белгородской области, в течение нескольких лет оформляющего право собственности на помещение, где размещено кафе: как сообщает предприниматель, в течение всего времени местные чиновники отказываются оформлять право собственности, а кафе несколько раз в месяц подвергается полицейским рейдам, в ходе которых выносится постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В данном случае речь идет об использовании коррупционерами полиции как инструмента административного давления.

Однако указанный выше механизм продиктован не самим коррупционным поведением полицейских, а административным давлением и зависимостью от иных органов власти и чиновников.

Говоря о действии или бездействии органов внутренних дел, продиктованном коррупцией, специалисты выделяют несколько видов коррупционного поведения.

Так, когда при наличии признаков правонарушения сотрудники полиции намеренно бездействуют с целью добиться от потерпевшей стороны личной выгоды. Другой механизм – когда при отсутствии признаков нарушения органы внутренних дел предпринимают действия с целью добиться от объекта преследования определенной выгоды, либо наоборот – когда фальсифицируется преследование при отсутствии признаков нарушения по заказу иного лица с целью, например, захвата имущества или бизнеса у объекта преследования, либо расправа, месть.

Согласно жалобе Романа Сорокина, он считает, что в его деле сотрудники полиции проявили подозрительную активность и возбудили уголовное дело против него на основе бытового конфликта, придав ему признаки тяжкого преступления. Специалисты, изучив материалы по жалобе Романа Сорокина, также пришли к заключению необоснованности возбужденного уголовного дела. По мнению Сорокина, в его деле имеется обоснованное подозрение на коррупцию.

Как следует из жалобы К., во время отдыха в Московской области у нее был украден мобильный телефон и затем ей возвращен, девушка отказалась после уговоров от подачи заявления в полицию. Однако стороной, укравшей телефон, было написано заявление в отношении хозяйки телефона, которую обвинили в том, что она якобы избила в лесу мужчин. Впоследствии в отношении девушки было возбуждено дело. Согласно мнению специалистов, в деле имеется обоснованное подозрение на коррупцию и дело требует проверки.

Сложная ситуация с коррупцией в органах внутренних дел сказывается на внутреннем моральном климате в самих органах.

Как следует из жалобы Сергея Татаринцева из Белгородской области, уволившегося сотрудника правоохранительных органов, не захотевшего участвовать в коррупционных схемах бывших сослуживцев, после увольнения его вызвали для получения выходного пособия в отделение полиции. Однако, согласно заявлению Сергея Татаринцева, в полиции он провел практически весь день, где подвергся побоям и угрозам со стороны бывших сослуживцев. По заявлению Сергея Татаринцева в области была начата проверка сотрудниками следственного комитета, согласно их информации здоровью Сергея Татаринцева был причинен вред средней тяжести. 20 июня 2013 года в отношении заместителя начальника уголовного розыска ОМВД России по городу Валуйки и Валуйскому району и бывшего оперуполномоченного управления уголовного розыска УМВД России по Белгородской области было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий с применением насилия (информация майора юстиции Павла Быхового, заместителя руководителя Валуйского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Белгородской области, http://police-russia.info/index.php/2013/07/08/belgorodskaya-oblast-byvshego-policejskogo-sergeya-tatarinceva-izbili-v-policii-za-antikorrupcionnye-razoblacheniya/).

Жалобы на ГИБДД отличает то, что каждая из сторон дорожно-транспортного происшествия старается использовать объективные данные сотрудников, полученные с места ДТП в свою пользу и решение суда в пользу одной из стороны становится поводом для обвинения ГИБДД в коррупции с целью изменения решения суда, таким образом, жалобы на ГИБДД в результате являются жалобами в связи с вынесенным решением суда, а не жалобами на действия сотрудников. Отдельно специалисты выделяют жалобы на вымогательство взятки при снятии и постановке автомобиля на учет и процедуре выдачи номеров, эти вопросы остаются нерешенными для ряда регионов, что создает благоприятные условия для коррупции: Волгоградская, Челябинская, Владимирская области, Приморский край, Москва.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconАссоциация Адвокатов России за Права Человека   доклад
Коррупция в россии: независимый годовой отчет всероссийской антикоррупционной общественной приемной чистые руки
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconАссоциация Адвокатов России за Права Человека   доклад
Коррупция в россии: независимый годовой отчет всероссийской антикоррупционной общественной приемной чистые руки
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconПрава и обязанности адвокатов согласно фз “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в рф” с. 5

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека icon1. Предмет гражданского процессуального права
Получение студентами глубоких знаний в области гражданского процессуального права является необходимым условием формирования квалифицированного...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconПрактикум «Защити свои права»1
Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconПравоохранительные органы России 1 история адвокатуры россии
России. В дореформенное время роль адвокатов выполняли частные лица стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не регулировались законодательно...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека icon«Права человека» Авторизованный реферат по курсу
Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconМеждународная Лига развития науки и образования (Россия) Международная...
Рф как обязательная дисциплина. Учебный курс посвящен изучению гражданского права, устанавливающего и регулирующего имущественно-стоимостные...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconУрок права 9 класс. Тема «Права человека. Международные документы по правам человека»
Знакомство с Конституцией рф, гл. Учебная игра с проблемным заданием «Как вы думаете?»
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у учащихся представление о праве, целостности системы права и её элементах – отраслях права, институтах права, нормах...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconПояснительная записка в современном мире право на образование рассматривается...
Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Юнеско рекомендует рассматривать право...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие и особенности частного права. Частное и публичное право. Частное право в России. Система частного права. Историческая судьба...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
России и на этой основе дать характеристику процессу становление и развития трудового права как самостоятельной отрасли российского...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconРеферат «Права ребенка и угроза социального экстремизма»
Права ребенка – это те же права человека применительно к детям. Выделение их в особую категорию продиктовано лишь тем, что дети не...
Ассоциация Адвокатов России за Права Человека iconОбщественная Инициатива «Гражданин и Армия»
Доклад подготовлен Калужским региональным общественным Движением «За права человека». Доклад является результатом работы по программе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск