Середа Алексей, группа Ю2-2
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры «Гражданское право»
Виноградова Н.Н.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
«Вступление России во Всемирную торговую организацию: влияние на сектор образовательных услуг»
Переговоры о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, длившиеся без малого 18 лет, завершились в 2011 году подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению о создании ВТО. В результате ратификации данного документа Россия официально стала 156 членом этой организации, приняв на себя ряд международных обязательств по Марракешскому соглашению.
Последствием ратификации Протокола о вступлении в ВТО является присоединение Российской Федерации к ряду международных договоров и соглашений, одним из которых является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО. ГАТС распространяет свою деятельность на 12 специальных «секторов услуг»: среди них, помимо прочих, выделяются услуги в сфере образования.
Открытие доступа на российский рынок образовательных услуг для иностранных поставщиков вызвало целый ряд вопросов, урегулирование которых является важнейшим условием соблюдения баланса интересов Российской Федерации и остальных членов Всемирной торговой организации.
Модернизация системы образования признана приоритетным направлением социально-экономического развития страны и практической реализации стратегии экономического роста России. В то же время, в условиях глобализации возрастает роль транснациональных систем: их появление вызвано необходимостью удовлетворения объективной потребности государств в сохранении своих традиционных интересов и приоритетов. Таким образом, развитие экспорта образовательных услуг является важнейшим условием как развития образования в рамках конкретного государства путем повышения конкуренции на рынке оказания услуг, так и важнейшим направлением внешнеэкономического развития. Вступление в ВТО, предоставив доступ российским образовательным учреждениям на новый рынок, может способствовать улучшению качества образовательных услуг, предлагаемых для экспорта.
В то же время, в соответствии с принципами ГАТС, России, как члену ВТО, придется гарантировать определенный уровень доступа для всех членов торговой организации на свой внутренний рынок образовательных услуг в соответствии с двумя базовыми принципами: «наибольшего благоприятствования» и «национального режима».
Принцип наибольшего благоприятствования означает, что «каждый Член ВТО должен предоставить немедленно и безусловно для услуг и для поставщиков услуг любого другого члена ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для тех же услуг или поставщиков услуг любой другой страны» (ст. II ГАТС). При этом государству, вступившему в ВТО, предоставляется возможность ввода различных ограничений и изъятий из этого режима на срок до десяти лет, что обосновано невозможностью практической реализации данного принципа в отношении всех видов деятельности в сфере услуг. Освобождение от требований ГАТС также может быть получено в случае, если страна-участник открыто заявляет о невозможности соблюдения гарантий наибольшего благоприятствования в конкретной сфере предоставления услуг: Россия, воспользовавшись этим правом, заявила о применении преференциальных мер в области открытия и деятельности филиалов образовательных учреждений в отношении стран СНГ и Грузии.
Принцип обеспечения национального режима заключается в предоставлении равных условий («режима, не менее благоприятного») как для отечественного производителя услуг, так и для импортера, представляющего страну-члена ВТО. На внутреннем уровне это положение закрепляется ст. 34 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым исключения в предоставлении национального режима допускаются только в отношении услуг, оказываемых с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Для каждого включенного в Перечень услуг ГАТС сектора (в том числе, и образовательного) были определены четыре способа поставки услуги и специальные требования к ним:
«Трансграничная поставка»: данный способ предполагает нахождение поставщика и потребителя услуги в разных государствах (например, дистанционное обучение).
«Потребление за рубежом»: подразумевает перевозку потребителя в страну, где предоставляется услуга (обучение граждан РФ за границей).
«Коммерческое присутствие»: создание производителем услуги своего представительства (филиала, отделения, юридического лица) на территории иного государства с целью оказания услуг на его территории.
«Присутствие физических лиц»: оказание услуги иностранными гражданами-поставщиками услуги на территории другого государства (например, приглашение иностранных преподавателей в российские ВУЗы).
Обязательства стран-участниц ВТО по каждому сектору услуг подразделяются на «горизонтальные» и «секторальные». В полной мере Россия приняла на себя обязательства по предоставлению национального режима и отмене каких-либо ограничений в отношении трансграничных поставщиков услуг. Таким образом, государство не будет чинить препятствий по осуществлению дистанционного обучения своих граждан при помощи различных способов связи и ресурсов сети «Интернет». Национальный режим будет предоставлен и тем производителям услуг, которые будут проводить очное обучение граждан РФ за рубежом. Отсутствие дополнительных ограничений по отношению к этим способам предоставления услуг вызваны не только низкой степенью риска при получении образования дистанционно или за рубежом, но и возможностью регулировать отношения в данной сфере нормами внутреннего законодательства. Правила ВТО не предполагают введение запретов на применение мер недискриминационного внутреннего регулирования (например, проведение аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений).
Коммерческое присутствие иностранного поставщика на рынке услуг в области начального, среднего и послевузовского образования ограничено возможностью деятельности исключительно в форме российского юридического лица, являющегося некоммерческой организацией. Подобные ограничения направлены на защиту внутреннего рынка от перераспределения финансовых средств и коммерциализации образования, которая противоречит самой сути регулируемых отношений – их общественной значимости и необходимости защиты наиболее уязвимой части сектора – начального и среднего образования. Четвертый способ поставки услуг – присутствие физических лиц – фактически был полностью отвергнут нашим государством. Данное ограничение направлено на защиту рынка труда от чрезмерной иностранной экспансии.
Что касается ограничений национального режима по отношению к первым двум способам поставки услуг, то Россия не приняла обязательства ГАТС исключительно в отношении государственных субсидий и иных форм государственной поддержки. Данная мера направлена на защиту финансовой системы нашего государства и предотвращения утечки финансовых средств за рубеж. В отношении коммерческого присутствия Российская Федерация также ограничила свои обязательства, не приняв их в отношении услуг в сфере высшего образования, равно как и по присутствию физических лиц, но уже во всех сферах образовательных услуг.
Таким образом, вступление России в ВТО, несмотря на расширение возможностей импорта иностранными поставщиками услуг своей продукции, не должно негативно отразиться на отечественных производителях и, самое главное, потребителях. Ограничения, обозначенные нашим государством, направлены на обеспечение безопасности и предотвращение полного открытия образовательной сферы: схожие меры в свое время были предприняты США и странами Европейского Союза для защиты своих национальных образовательных систем.
Тем не менее, существуют и иные риски, с которыми связано вступление России в активные рыночные отношения в области образования. Они имеют как субъективный (недостаточное законодательное регулирование, поиск правильного соотношения национальных и международно-правовых норм в данной сфере), так и объективный характер: перемещение образовательных услуг через границу и оказание их за рубежом может сопровождаться снижением качества получаемых знаний в связи с несоответствием уровня иностранных образовательных программ отечественным стандартам и потребностям государства.
Одной из основных мер, направленных на правовое регулирование сферы образовательных услуг в условиях вступления России в ВТО, должно стать принятие нового федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», чьи основные положения вступают в силу с 1 сентября 2013 года. К числу его нововведений можно отнести переименование образовательных учреждений в образовательные организации (ст. 2), правовое закрепление возможности применения сетевой и дистанционной форм реализации образовательных программ (ст. 15-16), запрет на создание образовательных учреждений для иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22), а также подробное описание мер внутреннего государственного регулирования в области образования: государственного лицензирования, государственной аккредитации, а также государственного контроля (надзора) в сфере образования (ст. 91-93). К негосударственным мерам в соответствии с законом можно отнести независимую оценку качества образования и общественную аккредитацию образовательных организаций (ст. 95-96). Отдельная глава нового закона посвящена международному сотрудничеству в области образования. В частности, в статье 105 указаны основные цели осуществления международного сотрудничества, среди которых выделяются расширение возможностей граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию; координация взаимодействия РФ с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования; совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.
Вместе с принятием нового ФЗ «Об образовании в РФ» необходимым также видится анализ и пересмотр ныне действующих соглашений между Российской Федерацией и другими государствами, приведение обязательств по ним в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации и отражение новых реалии российского образования в национальной правовой системе. |