Рабочая программа составлена в соответст





Скачать 119.25 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена в соответст
Дата публикации25.01.2015
Размер119.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.


ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ОБЪЕКТА И

ОБРАБОТКА ДАНННЫХ.

ПОИСК ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В МАССИВЕ ДАННЫХ



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор работы Шапцев В.А

«_03_»_06__2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры ИС «_03_»_06_2011г., протокол № 12.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем _10_стр.

Зав. кафедрой ________________________/А.Г. Ивашко./

«_03_»_06__ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий «_28_»_06_2011г., протокол № 4.

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК _____________________/И.Н. Глухих./

«__»________2011г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«__»___________2011г.
2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики естественных наук и
информационных технологий

Кафедра информационных систем



Валерий Алексеевич Шапцев

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ОБЪЕКТА И

ОБРАБОТКА ДАНННЫХ.

ПОИСК ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В МАССИВЕ ДАННЫХ



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 05.13.18  математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

очной и заочной форм обучения.

Тюменский государственный университет

2011

Шапцев В.А. Организация наблюдения объекта и обработка данных. Поиск закономерностей в массиве данных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 05.13.18  математическое моделирование, вычислительные методы и комплексы программ очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 10 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Организация наблюдения объекта и обработка данных. Поиск закономерностей в массиве данных [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой информационных систем. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Шапцев В.А., профессор, д.т.н.



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Шапцев В.А., 2011.

  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Организация наблюдения объекта и обработка данных. Поиск закономерностей в массиве данных» является ознакомление аспирантов с современными подходами к организации наблюдения исследуемого объекта, методами информативной обработки данных наблюдений и методами выявления закономерностей в полученных данных.

К основным задачам изучения дисциплины относятся:

формирование системного подхода к решению проблемы получения сведений о сложном объекте;

изучение математических методов обработки данных и рядов наблюдений;

изучение методов выявления закономерностей, скрытых в данных.


    1. Место дисциплины в структуре ООП.

«Организация наблюдения объекта и обработка данных. Поиск закономерностей в массиве данных» является дисциплиной факультативного цикла, опирающейся на знания методов математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики, MS Office.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

  • ОК-1  владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речи.

  • ОК-4  способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • ОК-7  умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

  • ОК-10  готовность использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • ОК-11  способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка (хороший английский язык);

  • ОК-16  способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

  • ПК-31  способность осуществлять поиск, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования.

  • ПК-32  способность определять задачи исследования, проводить эксперименты по заданной методике, обрабатывать полученные данные, анализировать и интерпретировать результаты.

  • ПК-33  способность готовить научные отчеты по результатам выполненных исследований.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать

  • основные этапы в процессе организации и осуществления наблюдения объекта,

  • способы планирования и фиксирования результатов наблюдения;

уметь

  • использовать методы анализа и обработки данных наблюдений,

  • пользоваться инструментальными средствами обработки данных;

владеть

  • способностью производить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом их результатов, составлять описание выполненных исследований и подготавливать данные для разработки научных обзоров и публикаций.


1.Трудоемкость дисциплины.

Семестр 1. Форма промежуточной аттестации  зачет (2 контрольные работы). Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 академических часов: 24 часа самостоятельной работы, 12 часов аудиторных занятий). Реферат.
2.Тематический план.
Таблица 1. Тематический план дисциплины «Организация наблюдения объекта и обработка данных.

Поиск закономерностей в массиве данных»




Тема

Всего часов

Виды учебной и самостоятельная работы, час.

Из них в интерактивной форме

Формы контроля

лекции

Практические занятия




самостоятельная работа*







1

2




4

5




6




8

1

Планирование наблюдения системы.

6

1







4







2

Описательная статистика данных измерений.

12

2

2




4

2




3

Методы анализа данных измерений.

18

3







8

4

КР

4

Методы оценки зависимостей показателей и параметров объекта




2

2




8

4

КР




Итого:

36

8

4




24

Зачет




Из них часов в интерактивной форме













8

8





Таблица 2. Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополни-тельные

1

Планирование наблюдения системы.




Работа с литературой, Интернетом.Подготовка реферата, его защиты и к контрольным работам.

4

2

Описательная статистика данных измерений.

Подготовка к КР.

4

3

Методы анализа данных измерений.




8

4

Методы оценки зависимостей показателей и параметров объекта

Реферат. Подготовка к КР.

8




ИТОГО:







24



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами.


Данная дисциплина является основой исследований, связанных с разработкой математических моделей объектов.


  1. Содержание дисциплины.


Тема 1. Планирование наблюдения системы.

Формулирование цели наблюдения. Содержание работ по наблюдению системы. Выбор и шкалирование измеряемых величин. Планы экспериментов. Матрицы активного и пассивного экспериментов. Их цензурирование.
Тема 2. Описательная статистика данных измерений.

Понятие описательной статистики. Роль средних и среднеквадратичных величин; оценок асимметрии и эксцесса; моды, медианы и других квантилей. Гистограмма. Задачи о проверке гипотез.
Тема 3. Методы анализа данных измерений.

Кластеризация матрицы эксперимента. Корреляционный анализ матрицы эксперимента. Нормирование данных измерений. Информативные параметры и показатели. Анализ графиков взаимосвязи пар столбцов матрицы эксперимента.
Тема 4. Методы оценки зависимостей показателей и параметров объекта.

Факторный анализ. Дисперсионный анализ. Регрессионный анализ. Выбор регрессионных моделей. Исследование регрессий. Шаговые методы оценки параметров регрессии.



  1. Темы практических занятий.




  1. Анализ и исправление матрицы эксперимента .

  2. Нормирование значений измеренных величин.

  3. Описательная статистика матрицы эксперимента.

  4. Проверка гипотез о характере величин столбцов.

  5. Корреляционные матрицы Пирсона и Спирмена.

  6. Трехфакторная регрессия.

  7. Кластеризация данных матрицы эксперимента.




  1. Учебно-методическое обеспечение СРС. Оценочные средства.


7.1. Реферат (от лат. refero  докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, Р. имеет научно-информационное назначение. Р., называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах. В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях Р. называют специально подготовленные сообщения учащихся на факультативных занятиях и др.

Самостоятельная работа аспирантов заключается в углубленном изучении тем, предложенных аспирантам на лекционных и практических занятиях. Контроль самостоятельной работы аспиранта осуществляется в форме защиты реферата по выбранной теме.
7.2. Примерные темы рефератов.

Темы рефератов формируются совместно с аспирантом и касаются в основном наблюдений объекта его исследования.


    1. Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Понятие наблюдения.

  2. Типы задач наблюдения объекта.

  3. Этапы наблюдения объекта.

  4. Понятие матриц пассивного и активного экспериментов.

  5. Цензурирование матрицы эксперимента.

  6. Методы исправления матриц экспериментов.

  7. Задача планирования эксперимента.

  8. Содержание обработки данных в описательной статистике.

  9. Формальная постановка задачи о регрессии.

  10. Параметры и показатели системы.

  11. Критерии принятия решений в обработке данных.

  12. Кластеризация данных.

  13. Шкалы и размерности наблюдаемых величин.

  14. Информативные параметры и показатели.

  15. Типы закономерностей, скрытых в массиве данных.




  1. Образовательные технологии.

Озвучивание материала курса сопровождается мультимедиа-презентацией при связи с Интернетом.

Практические занятия проводятся в компьютерном классе, соединенном с Интернетом.

Предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


9.1. Основная литература.


  1. Загоруйко Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. – Новосибирск: Изд-во Ин-та математики СО РАН, 1999. 270с.

  2. Монтгомери Д.К. Планирование эксперимента и анализ данных / Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1980. 384 с.


9.2. Дополнительная литература.

1. Иванов А.В. Опыт применения в медико-биологических исследованиях алгоритма самоорганизующихся карт Кохонена для поиска скрытых закономерностей в массивах данных // Курский научно-практический вестник, 2006. № 2. С.64-69.

9.3. Ресурсы Интернета.

1. ГОСТ 24026-80 Исследовательские испытания. Планирование эксперимента. Термины и определения.  http://www.znaytovar.ru/ gost/2/GOST_2402680_Issledovatelskie.html.

2. Васнев С.А. Статистика (учебное пособие) / электронное издание московского государственного университета печати. - http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/index.html?part-003.htm.

3. Поиск закономерностей в рядах данных: что есть и чего не хватает? - http://schegloff.livejournal.com/252903.html.

4. Алгебра над алгоритмами и эвристический поиск закономерностей - http://www.machinelearning.ru/wiki/index.php.

5. Современный анализ данных: поиск скрытых закономерностей - http://www.management.com.ua/ims/ims106.html.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответст iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представленная программа составлена в соответствии с новым, утвержденным в 2010 г федеральным компонентом государственного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответст iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по курсу обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа составлена применительно к учебной программе «Обществознание»
Рабочая программа уроков обществознания (включая экономику и право) для 6, 7, 8, 9 классов составлена в соответствии с нормативными...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по истории составлена на основе федерального государственного...
Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся В(С)ОШ, содействует реализации единой концепции исторического...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по дисциплине «материаловедение» составлена по...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного
...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по дисциплине 02. 02 «аудит в недропользовании»...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос переутвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по дисциплине «Физика (спецглавы)» составлена по...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом №4...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по дисциплине «проблемы судебной экспертизы» составлена...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...
Рабочая программа составлена в соответст iconРабочая программа по дисциплине «Астрономия» составлена по кредитно-модульно-рейтинговому...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...
Рабочая программа составлена в соответст iconГС(к)оу «Школа интернат для глухих детей» рабочая программа по информатике...
Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида...
Рабочая программа составлена в соответст iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск