Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции





НазваниеНедостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции
страница1/5
Дата публикации27.01.2015
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
А.С. Елисеева1
Проблемы совершенствования системы противодействия обороту контрафактной продукции (на примере аудио-, видеопродукции, компьютерных программ и баз данных)
С развитием экономических отношений серьезной проблемой стало производство и реализация контрафактной (пиратской) продукции, то есть продукции, изготовленной и реализованной с нарушением авторских прав.

Техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи, сети Интернет и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране авторских прав. Для признания прав иностранных авторов и в свою очередь признания прав отечественных авторов за рубежом стали заключаться двусторонние договоры2.

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности как России, так и других стран мира. В связи с этим, актуальность исследования обусловлена:

- увеличением оборота контрафактной продукции;

- необходимостью установления эффективной системы контроля и противодействия оборота контрафактной продукции;

- поставленной перед Россией (со стороны ВТО) задачей эффективной борьбы с контрафактной продукцией;

- недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции.

Основной целью исследования является выявление наиболее перспективных и эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции и предложение мер по их совершенствованию (на примере аудио-, видеопродукции, компьютерных программ и баз данных). Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

изучение истоков института авторского права, причины зарождения и развития института противодействия обороту контрафактной продукции в России, анализ современного законодательства о противодействии оборота контрафактной продукции и предложение мер противодействия обороту контрафактной продукции.

По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств и других международных организаций сегодня от незаконного использования интеллектуальной собственности имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США3.


С проблемой контрафактной и фальсифицированной продукции Россия столкнулась еще в начале 90-х годов, когда вместе с пришедшим товарным изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных подделок под «фирму». Проблема фальсификации и контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции.

Довольно часто сопутствующими производству и реализации контрафакта преступлениями выступают: контрабанда, уклонение от уплаты налогов, незаконное предпринимательство. Необходимо отметить, что характерными особенностями производства и реализации контрафактной продукции является отсутствие у пиратских фирм первичных бухгалтерских документов (накладных и т.д.).

Из черновой бухгалтерии, изымаемой у пиратов, следует, что стоимость одного компакт-диска с учетом доставки составляет: из Сингапура — 0,2 долл., с Украины — 0,35 долл., из Чехии — 0,8 долл. США. Учитывая, что пираты продают их по цене 1,7 — 5 долл. США, можно представить, что выручка только одной небольшой пиратской фирмы составляет более 100 тысяч долларов, из которых более половины не поступает в бюджеты государств.

По данным анализа, проведенного на основе информации Союза промыш­ленников BSA уровень пиратства, ежегодные убытки производителей компьютерных программ составляют4:

№ п/п

Страна

Уровень пиратства (%)

Убытки (млрд. долларов)

Неуплаченные налоги (млрд. долларов)

1

Китай

96

1,4

490

2

Россия

94

0,07

24,5

3

Франция

44

0,4

140

4

Германия

33

0,5

175

5

Япония

32

0,8

280

6

СИМ

27

2,8

980

Отметим, что крайне неблагоприятная обстановка, сложившаяся в сфере борьбы с фальсифицированной продукций, заставила западные компании, желающие продвигать свой товар в России, созвать Коалицию по правам на интеллектуальную собственность. По её данным ущерб, нанесенный иностранным компаниям подделками, составил более 1 млрд. долл. Причем, по словам Президента коалиции, эта сумма является минимальной и ее можно документально подтвердить.

Проведенный Коалицией по правам на интеллектуальную собственность опрос показал, что в среднем 10% продукции, продаваемой в России под ведущими международными марками, — подделки. Доверие покупателей, единожды столкнувшихся с подделками, к оригинальному товару сразу падает.

Кроме того, интеллектуальная собственность играет важную роль в экономическом обороте. Лишь реализация одних авторских прав в ряде стран Запада обеспечивает от 4 до 7 % валового сбора. Это еще раз подчеркивает необходимость придать вопросам охраны интеллектуальной собственности должное внимание, поощрять творчество или, как сказал Авраам Линкольн, поддерживать пламя гения топливом интереса.

Следует отметить, что в случае, если государство не поддержит отечественные и иностранные компании в борьбе с производителями нелегальной продукции, то многие известные торговые марки вскоре могут исчезнуть с российских прилавков, а их место займет фальсифицированная продукция.

В настоящее время многие из­вестные компании уделяют боль­шое внимание защите своей интел­лектуальной собственности. Ведь торговые марки — это по сути одна из главных ценностей компании. Вопросы о защите прав на нее ста­новятся все более актуальными во всем мире в силу стремительных темпов инновационных процессов в бизнесе. Поэтому многие извест­ные и крупные компании привет­ствуют те инициативы, которые выдвигает правительство, равно как и все остальные легальные производители. Те инструменты, которые сейчас предоставляются государством, позволяют обеспе­чить эту защиту в полном объеме5.

По данным исследований, проведенных содружеством «Русбрэнд» совместно с МВД России и ГТК России, в 2003 году по отдельным товарным позициям объем контрафакта снизился до 12-15%, в то время как в 1999 году он превышал 60%. Тем не менее, по словам председателя совета директоров «Русбрэнда», потери производителей от подделок продукции составили более 600 млн. долларов и проблема продолжает оставаться актуальной6.

В 2006 году в Челябинской области по фактам нарушения авторских и смежных прав было заведено 92 уголовных дела, что в 2 раза больше, чем в прошлом году. Большая часть подобных дел заканчивается условными сроками, штрафами от 50 до 200 тыс. руб. и гражданскими исками правообладателями, доходящими иногда до 1 млн. руб. Одно дело закончилось назначением конкретного срока – 1 год в колонии – поселении7.

Наносимый вред от контрафактной и фальсифицированной продукции можно разделить на несколько групп:

- ущерб престижу страны, в том числе подрыв инвестиционного климата;

- ущерб экономике государства в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты Российской Федерации и её субъектов, а также в государственные внебюджетные фонды;

- ущерб здоровью потребителей продукции;

- ущерб правообладателей авторских прав.

Формирующиеся в результате производства и реализации контрафактной продукции неучтенные наличные денежные средства вместо бюджета государства направляются на личное обогащение производителей пиратской продукции, а также, к сожалению, на содержание контролирующих их преступных группировок и на взятки чиновникам. Вместе с тем, существует опасность перечисления этих денежных средств на осуществление террористических актов как на территории России, так и других государств.

Так, в сентябре 2000 года в подмосковном Ногинске в результате совместной операции ФСБ, МВД и ФСНП России были задержаны пятеро членов чеченской преступной группировки, которая занималась, помимо торговли оружием, производством и реализацией контрафактных компакт-дисков. Прибыль от пиратской продукции, составлявшая не менее 500 тысяч долларов в месяц, шла на финансирование боевиков. Производство располагались на одном из бывших оборонных заводов г. Ногинска. На территории завода была установлена автоматическая линия германского производства, предназначенная для массового копирования, приблизительная стоимость которой составляла около, 1,4 млн. долл. В ходе обысков у всех задержанных было изъято оружие. По фактам совершенных преступлений (хранение оружия и взрывчатки, а также незаконное предпринимательство) возбуждены уголовные дела, в результате расследования которых виновные приговорены к различным срокам лишения свободы.

В то же время на конференции «Контрафактная продукция— проблемы и пути их решения» президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.Примаков привел цифры, характеризующие объем контрафактной продукции в некоторых сегментах рынка. Наибольший объем фальсификаций приходится на аудио и видеопродукцию — 80% аудиокассет и компакт-дисков, а также 70% видеокассет и DVD являются пиратскими. Объем фальсифицированных лекарственных препаратов составил, по его словам, 31%, что соответствует 300 млн. долларов. По оценкам экспертов, ежегодные убытки РФ от реализации фальсифицированной и контрафактной продукции составляют 3 млрд, долларов8.

К сожалению, позиция некоторых СМИ, изображающих налоговые и правоохранительные органы как главного врага бизнеса, также не способствовала предупреждению этих правонарушений и преступлений.

За годы экономических реформ не удалось сформировать у населения правосознание и использование лицензионной продукции. К сожалению, изготовление контрафакта до сих пор должным образом не осуждается обществом.


  1. Зарождение института авторского права


Понятие интеллектуальной собственности, в частности авторского права, появилось давно. Социальное, политическое и экономическое значение произведений литературы и искусства признавалось уже во времена Древней Греции. Творения писателей и поэтов должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Особенности права собственности на произведения искусства и понятие гонорара как формы оплаты творческого труда были известны еще римскому праву. Однако в целом юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не придавалось особого значения, так как потребность торговать результатами интеллектуальной деятельности возникла значительно позднее. До этого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота и рыночных отношений.

Происхождение термина интеллектуальная собственность обычно связывают с французским законодательством конца XVIII века. В то время патент или исключительное право на использование произведения представляло собой договор между обществом и автором: общество защищало правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование произведения искусства и соглашалось обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях.

Во Франции при «старом порядке» за автором было окончательно признано право на литературные произведения. В результате революции в 1789г. были ликвидированы все «привилегии», и было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью»9.

Но вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Затем в 1791 и 1793 гг. впервые в истории были приняты законы, гарантирующие защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

В XIX веке авторское право французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а после второй мировой войны – для Всеобщей декларации прав человека 1948 года, согласно которой: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является»10.

Родиной первых авторских обществ, ставших на стезю борьбы за признание прав авторов на произведения, является Франция. Самое первое общество возникло в 1777 г. – это было бюро по драматическому законодательству, реорганизованное в последствии в Общество драматических авторов и композиторов (SACD)11. Значительную роль в создании первого общества сыграл известный французский драматург Пьер Бомарше, автор таких пьес, как «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник» и др.

До XIX века вопросами охраны авторских прав не занимались на международном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как технические средства использования произведений ограничивались территорией страны, а коммерческие рынки для последних были ограничены.

Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране авторских прав. Для признания прав иностранных авторов и, в свою очередь признания прав отечественных авторов за рубежом, стали заключаться двусторонние договоры. Совершенно очевидно, что строить систему международной охраны с помощью двусторонних соглашений непрактично. Со временем государства стали прибегать к заключению региональных и многосторонних конвенций.

Первая многосторонняя конвенция была заключена в 1886 г. и получила название Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений12. Данная конвенция многократно пересматривалась, однако положения ее были неприемлемы для молодых развивающихся государств и для стран с разными культурными традициями. В связи с этим в 1952 г. в Женеве была принята Всемирная конвенция об авторском праве13.

В указанных конвенциях закрепляются два основных положения:

1) принцип ассимиляции (национальный режим произведениям);

2) минимальный объем охраны.

В ХIХ веке и в начале ХХ века подобные авторские организации по управлению правами на публичное исполнение были созданы во многих европейских и ряде других стран. Знаменательным следует считать 1926 год, поскольку именно тогда делегаты из 18 обществ образовали Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов (GISAC)14.

Авторские общества могут быть образованы с различными целями, однако, одной из основных и наиболее реальных причин создания такой организации является коллективное управление правами авторов и их защиты.

Смысл коллективного управления состоит в том, чтобы обеспечить имущественные права авторов в тех случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке оказывается затруднительным.

В ХХ веке стал актуален вопрос о международной охране авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей. Постепенно начали признаваться личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны.

В некоторых развивающихся странах имеются как частные, так и государственные организации, распоряжающиеся авторскими правами. Например, в Бразилии, где помимо нескольких обществ, имеющих разрешение Национального совета авторских прав (CNDA), было создано центральное ведомство по сбору и распределению авторских отчислений15. В некоторых других развивающихся странах, где системы охраны авторских прав были учреждены лишь недавно, авторскими правами распоряжаются только государственные ведомства. Такие государственные ведомства по авторским правам созданы в Алжире (ONDA)16, Марокко (BMDA)17 и Ceнегале (BCDA)18, в Украине, а в Индии есть Индийское общество по правам исполнителей (IPRS) 19.

Таким образом, мы видим, что эти структуры могут быть частными или независимыми общественными организациями или государственными ведомствами, принявшими на себя такие функции, в зависимости от обстоятельств, требований или условий в конкретных странах. Один из подходов к системе охраны авторских прав заключается в том, что государство должно осуществлять соответствующий контроль и надзор, а также предоставлять финансовую поддержку в той мере, в которой это требуется для эффективного функционирования таких организаций.

Так, например, в ФРГ ст. 8 Закона 1965 г. "О распоряжении авторскими и смежными правами" прямо предписывает организациям, осуществляющим сбор авторских отчислений, создавать благотворительные учреждения для оказания помощи владельцам прав или предоставления им определенных привилегий. Во Франции Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM) осуществляет ежеквартальные выплаты своим членам, чей возраст превышает 55 лет; оказывает финансовую поддержку из специальных фондов авторам, чей доход уменьшился из-за несчастного случая, болезни и т.п.; общество взаимопомощи возмещает все медицинские расходы20.

Уставные документы Шведского общества исполнительских прав (STIM) предусматривают «добровольный фонд» для осуществления выплат заболевшим членам общества и оказания временной помощи их иждивенцам21. Швейцарским обществом по правам авторов музыкальных произведений (SUISA) приняты следующие формы поддержки: сберегательный счет, помощь престарелым членам, пенсии по возрасту, помощь и пенсии вдовам и сиротам; выплаты нуждающимся членам22.

Авторские общества в некоторых развивающихся странах также предусматривают различные системы поддержки. Например, общество SODACT в Тунисе предусматривает в своих правилах условия, регламентирующие помощь своим членам пенсионного возраста и различные другие выплаты23. В Аргентине уставные документы общества ARGENTORES предусматривают взаимную помощь в виде медицинского обслуживания, выдачи субсидий, займов и пенсий24. В Мексике собираются отчисления за использование произведений, не охраняемых авторскими правами, и соответствующие общества используют эти отчисления для благотворительных целей.

Контракты, подписываемые между организацией коллективного управления или авторскими обществами различных стран, называемые «контракты взаимного представительства», чаще всего соответствуют типовому контракту, подготовленному CISAC, т.е. Международной Конференцией авторских и композиторских обществ. Общества-члены CISAC обязаны подписывать такие контракты и не имеют права ни конкурировать друг с другом, ни осуществлять ограничительную практику в отношении одного из их членов.

Исходя из этого можно было бы выделить следующие основные проблемы:

1. Проблема множественности организаций, хотя очевидно, что в соответствии с п.2 ст. 44 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»: «допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организацией, одновременно управляющей авторскими и смежными правами» 25;

2. Проблема отсутствия возможности лицензирования деятельности организаций по коллективному управлению авторскими правами;

3. Государственный контроль и отчетность;

4. Нежелание платить за использование авторского произведения;

5. Отсутствие обществ в ряде сфер авторского права.

Законодательная функция государства позволяет обеспечить развитие нормативно-правовой базы, призванной служить надежной юридической «основой» для соответствующих отношений. Правовыми нормами, составляющими институт авторского права и смежных прав, регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право); фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права).

Противодействие контрафакту на этапе становления (XVIII - XX вв.) осуществляется в основном посредствам личных усилий авторов (правообладателей), а так же деятельности организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами. Роль государства в основном ограничивается принятием законодательных актов о защите авторских прав и установлением ответственности за их нарушением. Между тем ни о какой комплексной системе мер (государственных, общественных, частных) противодействия обороту контрафактной продукции говорить не приходится.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что охрана авторских и смежных прав является признанным динамично развивающимся правовым институтом на международном уровне.
2. Становление и развитие института противодействия по обороту контрафактной продукции
Нормы, ох­раняющие общественные отношения, всегда регулировались несколькими отраслями права: гражданским, уголовным, авторским, патентным правом, законодательством о средст­вах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Законы, регулирующие такие общественные отноше­ния, были приняты в России только во второй четверти XIX в. Ознамено­вался этот период защиты авторских прав принятием Цензурного уста­ва, утвержденного 22 апреля 1828 г., который установил, что сочинитель либо переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуще­ством благоприобретенным»26. Данный закон распространялся только на авторов литературных произведений.

В 1830 г. Положение о правах сочинителей, переводчи­ков и издателей значительно дополнившее Устав о цензуре, внесло ряд новелл, и том числе: расширился предмет охраны (охрана статей в жур­налах, частных писем, хрестоматий и т. д.); права сочинителей призна­ны правом собственности; срок охраны произведения после смерти ав­тора продлен от 25 до 35 лет.

До конца XIX в. предприняты попытки расширения числа охраняе­мых произведений и признаваемых законом авторских правомочий: признание права на музыкальную и художественную собственность; срок защиты авторского права увеличил­ся до 50 лет. Однако, эти изменения, а также тот факт о том, что Цензурный устав в полном составе со всеми изменениями включен в виде приложения к ст. 420 Законов Гражданских27. Они повлияли на эффективность защиты ин­тересов авторов и пользователей произведений, что привело к созданию Положения об авторском праве, который был принят в 1911 г. Параллельно с эти­ми нормативными актами развивалось и уголовное законодательство. Свидетельством этому является Уложение о наказаниях уголовных и ис­правительных 1845 г., которое в отделении третьем «О присвоении ученой или художественной собственности» IV главы XII раздела содержало нормы, об охране интеллектуальной собственности (ст.ст. 1683-1685).

Дальнейшее развитие уголовно-правовая охрана интеллектуальной собственности получила в Уголовном уложении 1903 г., в которое была включена глава 35 «О преступных деяниях против прав авторских и при­вилегии на изобретения», содержащая уголовно-правовые нормы.

Тагатцев Н.С. считал, что в соответствии со ст. 620 Уголовного Уложения 1903 г., самовольное пользование чужим правом литературной собственности являлось уголовно наказуемым деянием, если могло соста­вить оригиналу произведения конкуренцию на рынке28. Действующее законода­тельство в области охраны авторских прав в результате Октябрьской революции было отменено, и в 1917 г. принимается Декрет ЦИК «О государственном издательстве», который объявил государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на со­чинения, подлежащие изданию, а произведения переведены в собствен­ность «общественную» 29.

Декрет СНК «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» ситуацию не изменил.30 Более того, «любые произведения, опубликованные и неопубликованные, произведения умерших и живых авторов, произведения литературные, музыкальные, научные и т. д.» — признавались достоянием РСФСР, а право наследников умерших авторов, по общему правилу, не признавалось.31 Соответственно были внесены изменения и в уголовное законода­тельство. Так, за «самовольное использование литературных, музыкальных и иных художественных или научных произведений с нарушением закона об авторском праве» виновный привлекался к уголовной ответст­венности по ст. 177 Уголовный Кодекс РСФСР 1926 г.32 (далее УК РСФСР).

Начиная с 90-х гг. XX столетия в охране интеллектуальной собст­венности произошли коренные изменения. Толчком к этому явилось при­нятие ряда Законов Российской Федерации, которые коренным образом изменили взгляд на экономику, собственность, конкуренцию и т.д.

Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. об упразднении РАИС была прекращена монополия государства в лице ВААП, ГАИСП и РАИС ( государственных организаций, существовавших в СССР с 1973 г., ВААП было «де-юре» общественной организацией, а «де-факто» государственной) на коллективное управление имущественными правами авторов. Правопреемником РАИС в отношении имущества и с согласия сторон по ранее заключенным договорам было признано Российское авторское общество (РАО), являющееся общественным объединением авторов и их правопреемников.

РАО «совершает любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которыми занимается Общество: предъявляет от своего имени в качестве представителя членов Общества судебные иски против любых физических и юридических лиц, ответственных за неправомерное использование произведения; участвует в гражданских процессах во всех судебных учреждениях» (п. «д» части 5 Устава РАО).

Контрафакт имеет сегодня тенденцию развития во всем мире: по прогнозам специалистов пиратская продукция в сфере Российского кинобизнеса составляет 90%, а в сфере производства CD-ромов и аудиокассет с музыкальными записями - 70-80% .

Необходимо отметить, что с 1993 года ряд федеральных министерств и ведомств пытались заниматься вопросами авторского права: прилагали усилия к решению проблемы и Министерство культуры, и Федеральная служба по телевидению и радиовещанию, и Роскомпечать, и ГТК (государственный таможенный комитет), и МВД (министерство внутренних дел), однако единого органа, координирующего деятельность всех заинтересованных федеральных ведомств, не существовало. Отсюда возникали и проблемы в организации работы с авторско-правовыми обществами, и проблемы взаимодействия с международными организациями. Роспатент проявил инициативу, заявив, что он - именно та организация, которая способна и обязана взять на себя функцию координации всех правовых вопросов по проблемам интеллектуальной собственности. Правительство поддержало инициативу. Отныне функция координации в сфере в том числе авторских и смежных прав возложена на Российское Агентство по патентам и товарным знакам.

Именно на это ведомство должна быть возложена задача по формированию нашей позиции за рубежом, и только Роспатент должен осуществлять координацию работы авторско-правовых обществ, приводить в порядок те нормы Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», необходимость пересмотра которых была доказана практикой. Речь идет и о статье Закона, связанной с деятельностью авторско-правовых обществ, о нормах закона, регулирующих вопросы общественного достояния, ретроактивной охраны и другие.

Новеллы, содержащиеся в ст. 141 УК РСФСР, были последними принципиальными изменениями вплоть до принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. В связи с этим изменилась и уголовно-правовая охрана интеллекту­альной собственности. В действующем Уголовный Кодекс РФ 1996 г. (далее УК РФ) существует целая группа норм, предусматривающих ответственность за преступления про­тив интеллектуальной собственности: это ст. 146 УК РФ «Нарушение ав­торских и смежных прав»; ст. 147 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Нарушение изобретательских и патентных прав»; ст. 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака», ст. 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну».

Исследуя историю правотворчества, мы к выводу о том, что нормы, закреплённые в правовых документах России, никогда не отличалось стабильностью.

В связи с этим изменилась и уголовно-правовая охрана интеллекту­альной собственности. В УК РФ 1996 г. существует целая группа норм, предусматривающих ответственность за преступления про­тив интеллектуальной собственности: это ст. 146 УК РФ «Нарушение ав­торских смежных прав», ст. 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав», ст. 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну».

В настоящий период развитие законодательства об охране интел­лектуальной собственности осуществляется не только за счет со­вершенствования базового закона, применяемого для авторского и па­тентного законодательства, но и развития других достаточно самостоя­тельных его направлений.

Историческая характеристика уголовно-правовой охраны интеллек­туальной собственности позволит нам правильно определить принципы, в соответствии с которыми должна осуществляться охрана интеллектуаль­ной собственности, внести предложения но совершенствованию деятель­ности правоохранительных органов в области ее охраны и повышения эф­фективного использования уголовно-правовых норм, обеспечивающих охрану интеллектуальной собственности.


  1. Современное законодательство о противодействии обороту контрафактной продукции, система мер противодействия


Оборот контрафактных товаров, т.е. неправомочное использование (подделка) известных на рынке товарных фирменных знаков вводит в заблуждение покупателей, ущемляет интересы владельца товарного знака создаёт общественную опасность, которая выражается в посягательстве на гарантированную Конституцией (ч. 1 ст. 44) свободу творчества. Наличие таких правонарушений лишает граждан морального удовлетворения и материальной заинтересованности в создании произведений науки, литературы и искусства.

Создание хорошей почвы для творчества и обеспечение её защиты является одним из стимулов для создания новых произведений науки, литературы, искусства, что во многом обусловливает ту кропотливую законотворческую работу, целью которой является создание максимально совершенных правовых условий для творчества.

В соответствии с п. 3,4 ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»33 (далее – Закона) контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Таким образом, п. 4 ст. 48 Закона относится к частному случаю ввоза контрафактных экземпляров охраняемых произведений, или объектов смежных прав на территорию России. Разумеется, если соответствующие авторские и смежные права действуют в той стране, где эти экземпляры были изготовлены или распространялись, а изготовление или распространение этих экземпляров производилось без согласия правообладателя, такие экземпляры, импортируемые в Россию, являются контрафактными. Таким образом, в вышеназванном пункте поясняется, что такие экземпляры считаются контрафактными, если в соответствующей зарубежной стране они являются общественным достоянием, а их импорт в России осуществлен без согласия правообладателя.

Термин «контрафактная», «контрафактный» (contrefagon - фр.) означает нарушение прав интеллектуальной собственности, и в правоприменительной практике употребляется как «нарушающий авторские или смежные права». В последнее время в юридической литературе под словом «контрафактный» подразумевают также «пиратский» (производное от английского неологизма «piracy») как синоним нарушения прав интеллектуальной собственности.

Закон употребляет понятие «контрафактный» лишь по отношению к экземплярам произведений (например, видеокассетам) и фонограмм (например, аудиокассетам и компактдискам), значит термин «контрафактности» в Законе «Об авторском праве и смежных правах» находит суженное применение.

Основными нормативными актами, регулирующими рассматриваемые общественные отношения, являются Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 34 от 9 июля 1993 г. (далее - Закон), Закон РФ «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных» 35 от 24 декабря 2002 г., Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» 36 от 09 июля 2002 г.,

Федеральный закон "О техническом регулировании"37 от 27 декабря 2002 г. Действуют в этой сфере и подзаконные акты: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Роспатента.

Гражданский кодекс Российской Федерации38 (далее – ГК РФ) устанавливает достаточно широкий круг гражданско-правовых мер, которые в том числе применимы и при защите авторских и смежных прав. Обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения39.

Гражданская ответственность имеет компенсационный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Учитывая объективные трудности подсчета этих убытков, закон предоставляет правообладателю по своему выбору альтернативно требовать либо возмещения убытков, включая упущенную выгоду, либо взыскания дохода, полученного нарушителем, либо выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, установленной по усмотрению суда. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может взыскать с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца, с направлением его в доход соответствующего бюджета.

Ряд нарушений авторских и смежных прав влечет административную ответственность. В соответствии со ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях40 (далее – КоАП) ответственность наступает за:

- ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода;

- незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству.

Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица, виновные в совершении правонарушения. Субъектом преступления может быть частное лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.

С субъективной стороны противоправные деяния, за которые установлена административная ответственность, характеризуются виной в форме умысла.

Объективная сторона правонарушения, установленного в ч. 1 ст. 7.12. КоАП, характеризуется такими действиями, как ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода. Незаконными указанные действия будут признаны в случае:

- если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными;

- если на указанных объектах указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;

- иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения прибыли, установленных законодательством Российской Федерации об авторских и смежных правах.

С целью предупреждения незаконного использования контрафактных экземпляров произведений или фонограмм они подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также арбитражного суда. Конфискованные экземпляры уничтожаются, кроме случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Вместе с тем может быть вынесено решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров.

Одним из многих факторов, обусловливающих высокий уровень правонарушений в этой сфере является и несовершенство уголовного законодательства. Процесс по совершенствованию законодательства об охране интеллектуальной собственности заключается в постоянном поиске ее наиболее эффективных средств и методов. Результатом такого поиска можно считать неоднократное внесение изменений в статью 146 УК РФ. По этой причине Государственной Думой 7 марта 2003 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменения в ст.146 Уголовного кодекса Российской Федерации», подписанный Президентом РФ 8 апреля 2003 г. и 11 апреля вступивший в силу.

Несомненным достоинством данной статьи является то, что диспозиция ст. 146 УК она по-прежнему остается бланкетной, т.е. для уяснения сущности авторских и смежных прав необходимо обратиться к гражданскому законодательству, а для точного понимания сущности данной статьи необходимо обязательное обращение к нормам иных отраслей права. Для их понимания необходимо обращаться не к уголовному закону, а к гражданскому, которым регулируются отношения в области авторских прав.

Благодаря этому конструкция статьи не обременена введением новых терминов и понятий, их объяснением. Теперь становится понятным значение таких терминов как «контрафактные экземпляры произведений или фонограмм», «авторство», «авторские и смежные права» и другие применяемые в статье специальные термины. Польза от бланкетной конструкции данной статьи состоит также и в том, что она позволяет избежать конкуренции норм уголовного права, с одной стороны, и гражданского, с другой. Она же позволяет провести разграничение преступного и непреступного в действиях конкретных лиц и избежать необоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц не виновных в совершении преступления.

Поскольку термин «контрафактный» применяется только по отношению к экземплярам произведений и фонограмм. Это очень узкое применение: контрафактными могут быть также экземпляры видеозаписей исполнений и телевизионных передач. К этим объектам также должны применяться нормы статей  49.1, 50 УК РФ.

Среди имеющихся точек зрения относительно объекта авторского права и смежных прав можно выделить мнения следующих авторов.

Так, например, М. Вощинский придерживается мнения, что объектом преступления на протяжении всей трансформации ст.146 УК РФ представляют собой общественные отношения по реализации человеком и гражданином авторских и смежных прав, гарантированных Конституцией РФ.41

В то же время А.А. Чекалин разделяет понятие объекта на основное и факультативное. Основным объектом преступного посягательства, по его мнению, являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на свободу научного, литературного и художественного творчества. Факультативным объектом может быть честь, достоинство и деловая репутация автора и иного правообладателя. 42

Представляется интересной точка зрения А. В. Наумова, которая более детально отражена в Комментарии к УК РФ, он более чётко разъясняет, что подходит под принятую модель объекта интеллектуальной собственности. К ней он относит произведения науки, литературы и искусства, созданные в результате творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения (включая программы для ЭВМ), драматические и музыкально-драматические, сценарные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы), живописи, скульптуры, графики, дизайна, декоративно-прикладного и сценографического искусства, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, фотографические и другие. К объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, рефераты, резюме и т.п.) и составные произведения (энциклопедии, антологии, сборники), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.43

Так как любой состав преступления представляет собой четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, то предлагаю исследовать для начала уголовно-правовую характеристику диспозиции ст. 146 УК РФ. Для формирования чёткой картины системы мер современного законодательства о противодействии обороту контрафактной продукции считаю необходимым рассмотрение ст. 146 УК РФ детально.

При тиражировании аудиовизуальных произведений в форме видеокассет присвоение авторства в прямом смысле этого слова, почти не бывает. Лицо, производящее контрафактную видеокассету, всегда переписывает (тиражирует) произведение, права на которое принадлежат определенному лицу (правообладателю) в том виде, в каком оно есть, следовательно, «видеопират» не присваивает себе авторство.

Таким образом, мы приходим к выводу, что этот признак объективной стороны преступления по ч.1 ст.146 УК РФ не представляет столь важного значения по сравнению с признаком незаконного использования авторских и смежных прав (т.е. использования без согласия правообладателя).

Диспозиция ч.2 ст.146 УК РФ определяет в качестве уголовно-наказуемого деяния «незаконное использование» объектов авторских и смежных прав. Уголовно наказуемыми деяниями признаются также приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. К этому списку можно смело отнести любые способы возмездной или безвозмездной передачи контрафактных экземпляров произведений или фонограмм другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.). Такие действия сами по себе не входят в понятие незаконного использования объектов авторского права и смежных прав, однако они тесно связаны с незаконным распространением произведений

На практике существует проблема исчисления размера совершения противоправных деяний, ведь не совсем ясно, какую стоимость экземпляров произведений или фонограмм имел в виду законодатель. Нередко интеллектуальные пираты в своей деятельности нарушают авторские (или смежные) права сразу нескольких фирм. Исходя из анализа диспозиции ч.2 ст.146 УК РФ для привлечения к уголовной ответственности крупный размер может быть образован в результате нарушений авторских (или смежных) прав нескольких правообладателей в совокупности.

Более строгую ответственность за деяния устанавливает ч. 3 ст. 146 УК РФ за деяния, перечисленные в ч. 2 этой статьи, совершенные:

- группой лиц по предварительному сговору;

- либо организованной группой;

- либо в особо крупном размере;

- либо лицом с использованием своего служебного положения.

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в его совершении участвовали два или более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (ч. 2 ст. 35 УК РФ).

Анализируя юридическую литературу, следственную и судебную практику, можно сделать вывод, что не только по поводу объекта и объективной стороны рассматриваемых нами преступлений, но и по субъективной стороне преступлений о нарушении авторских и смежных прав имеются разногласия среди юристов. Данное утверждение относится, в основном, к такому признаку субъективной стороны преступления, как форма вины.

Для квалификации действий виновного по ч. 2 ст. 146 УК РФ, а именно: приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, - необходимо установить цель сбыта соответствующих экземпляров произведений или фонограмм. Умыслом виновного также должен охватываться и такой признак совершаемого деяния, как крупный размер.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconОсновные технологии профилактики наркомании
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», утвержденной постановлением...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconУголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия незаконному...
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconКонкурс проводится
Областной конкурс студенческих творческих работ «Альтернатива» проводится в рамках областной целевой программы «Комплексные меры...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции icon1 марта 2012 года состоялось заседание научного общества курсантов,...
Обучаемые Белюи мвд россии стали лауреатами премии по поддержке талантливой молодёжи, присуждаемой в рамках приоритетного национального...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconПостановление От 24 сентября 2012 г. N 516-1-п об областной целевой...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение городского конкурса детских плакатов и комиксов «Наше здоровье в наших руках» (в рамках реализации целевой программы «Комплексные...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconПроектирование эффективного менеджмента
...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconИсследование механизмов прогрессирования, путей повышения продолжительности,...
Перинатальные исходы и их улучшение при осложненном течении беременности и родов. №01201055841
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconГуз «Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со спидом и инфекционными заболеваниями»
«Снижение вреда», как один из эффективных компонентов комплексной стратегии противодействия распространению вич-инфекции среди потребителей...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тмм научная основа новых машин и механизмов. Исторический очерк развития тмм. Цели и задачи курса. Разделы тмм. Основные виды звеньев....
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Осмысление опыта прошлого и выработка новых эффективных механизмов в области общественной работы является важнейшей составной частью...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconЧто, на ваш взгляд, нужно для эффективных исследований в этом направлении?
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconТихонова С. В. Агоу спт «Саяногорский политехнический техникум»
Цель работы: обобщение опыта инновационных идей, решений и эффективных педагогических практик для формирования общекультурных компетенций...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconПредварительный
Изучение механизмов нарушений высшей нервной деятельности и поиск эффективных способов диагностики и коррекции этих нарушений являются...
Недостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов противодействия обороту контрафактной продукции iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент» раскрывают...
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 260502. 51 Технология продукции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск