Скачать 40.38 Kb.
|
Региональная конференция 17 октября 2002 г., г. Барнаул «Социальная политика реалии XXI века: региональный аспект» ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА «НКО и социальная политика России в условиях трансформации общества: уроки прошлого и новые возможности (на примере западно-сибирского региона)» Е.А. Дегальцева Бийск, БТИ Общественные организации, активно создаваемые в последнее десятилетие, стали принципиально новым явлением социальной жизни и явились формой самоорганизации граждан для осуществления назревших потребностей. Однако, их деятельность уже имела место в российской истории (начиная со второй половины XIX в. до революции 1917 г.). Осмысление опыта прошлого и выработка новых эффективных механизмов в области общественной работы является важнейшей составной частью успешной социальной политики, в том числе и в региональном аспекте. Активная деятельность негосударственного сектора является неизменным фактором гражданского общества. Являясь проводниками и находясь между государством и обществом, добровольные неполитические формирования выступают, с одной стороны, объектом государственной социальной политики, а с другой – ее мощным формирующим фактором. При общих целях и выполняя аналогичные функции, общественные организации имеют большие преимущества перед официальными государственными структурами. Проводя исторические параллели можно отметить, что и в царской России, и теперь организации в условиях отчуждения общества от государства явились как бы связующим звеном, инструментом, опосредующим отношения граждан с государством. Они компенсировали безразличие и некомпетентность государства в решении многих социальных проблем. Исследование истории общественных организаций дает возможность опровергнуть все попытки представить дореволюционную Россию, как страну, находившуюся на начальном этапе развития гражданского общества, а революцию, как насильственно уничтожившую зародившиеся демократические элементы. Если считать существование добровольного некоммерческого сектора главным фактором развития гражданского общества, то в царской России деятельность многочисленных общественных организаций служит как раз доказательством его отсутствия. Ведь сфера свободного выражения идей в этих ячейках была настолько мала, что, то пространство между обществом и государством, которое и признается гражданским обществом, в нём почти не просматривается. Самодержавный режим не хотел давать гражданскому обществу никаких шансов, вся деятельность объединений была не только жестко контролируемой и строго регламентируемой, но и старательно ограничивалась, как претендующая на незыблемость царизма. Несмотря на то, что и тогда, и в совсем недавнем прошлом национальная правовая культура не давала гражданам поверить в государство, а лишь пребывать в ожидании всевозможных подвохов, всё же современные условия существования независимых общественных организаций в данном случае вселяют надежду. В дореволюционных российских условиях добровольные формирования были настолько институционально слабы, что не могли являться противовесом государству, но настолько идеологически сильны, чтобы помочь его разрушить. Возможно, это национальный вариант возникновения гражданской сферы, вызванный спецификой российской ментальности, когда под двойным прессингом – сверху (со стороны государства) и снизу (первоначальное непонимание общества) – развилась сеть добровольных организаций, способствующих обретению прав, самореализации и самодеятельности граждан, научивших их коллективному участию в принятии и осуществлении решений. В Западной Сибири в 1917 г. действовало более 400 зарегистрированных общественных объединения. Они охватывали все стороны общественной жизни – образование, науку, искусство, благотворительность, сельское хозяйство и др. Сегодня такое количество формирований работает в одной лишь Новосибирской области, а в Алтайском крае только более 150 НКО имеют свои сайты в Интернете. Однако многие проблемы общественного движения перекочевали и в наши дни. Неполный их перечень:
В условиях кризиса, ослабления государственных структур и всеобщей трансформации общества государство оказалось не в состоянии решить многие социальные проблемы. Возникшие потребности охотно взялись компенсировать добровольцы, неравнодушные энтузиасты. При внешней похожести ситуации, в которой развивались общественные формирования в начале нынешнего столетия, существует и ряд принципиальных различий. Во-первых, при жесткой регламентации, цензуре и нередко тотальном контроле, Россия конца XIX – начала XX в., имея низкую систему государственного социального обеспечения, постепенно и неуклонно ее повышала. Нынешнее возрождение общественной инициативы происходит при резком ослаблении системы социальной защиты. Во-вторых, использование ряда общественных формирований в начале века служило иногда для прикрытия политических целей, тогда как сегодня – чаще криминальных. Нами было исследовано общественное движение западно-сибирского региона дореволюционного периода, проведен сравнительный анализ характера, методов и форм работы общественных формирований, их направленности, социальных и политических пристрастий, взаимоотношений с центральными и местными властями, а также между собой. В связи с этим возник научный интерес к исследованию особенностей современного состояния независимого общественного движения. Возможно, его результаты помогут выработать такую концепцию общественной активности, которая выстроит особую систему взаимоотношений между государственными и частными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации и обычными гражданами. Полученный опыт позволит гарантировать стабильность социальной обстановки в регионах и в целом способствовать развитию национальной культуры общественной деятельности. |